Структура расходной части Пенсионного Фонда России в 2000-2001 г.г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура расходной части Пенсионного Фонда России в 2000-2001 г.г.



Статьи расходов

2000г.

2001г.

фактически, млн. руб.

доля,

%

фактически, млн. руб. доля, %
1. Выплаты трудовых пенсий  207375,76

76,4

299503,28 87,81
2. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами 110,16

0,04

110,71 0,03
3. Выплаты пенсий гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим за границу                                          49,52

0,02

59,58 0,02
4. Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительствами РФ и Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера 0,27

0,001

0,88 0,01

 

Продолжение таблицы 2

Статьи расходов

2000 г.

2001 г.

фактически, млн. руб. доля, %

фактически, млн. руб.

доля, %
5. Выплаты социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям государственных пенсий за счет страховых взносов                                                     1268,42 0,47

1 354,28

0,39
6. Расходы на доставку и пересылку государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет страховых взносов                                                 2909,92 1,07

4288,74

1,26
7. Выплаты государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета и финансируемых на возвратной основе                16448,54 6,06

25420,84

7,45
8. Расходы на доставку и пересыл-ку государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета                           241,52     0,09    

378,56

0,11
9. Погашение задолженности по выплатам государственных пенсий и пособий за 1998 год                               26257,12 9,67

-

-
10. Расходы на выплату пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации   48,52 0,02

139,98

0,04
11. Единовременная выплата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3.05.99 N 484 "О мерах поддержки пенсионеров из числа Героев СССР, Героев РФ и участников Великой Отечественной Войны в 1999-2000 гг."                     0,41 0,009

-

-
12. Содержание органов Фонда                              1721,74 0,64

2373,40

0,7

 

Продолжение таблицы 2

Статьи расходов

2000 г.

2001 г.

фактически, млн. руб. доля, %

фактически, млн. руб.

доля, %
13. Курсовые мероприятия, под-готовка и переподготовка кадров                                                    11,86 0,01

180,33

0,05
14. Создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицирован-ного учета для целей гос. Пенсионного страхования 554,82 0,2

1546,22

0,45
15. Капитальные вложения и про-ектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета                                200,0 0,07

-

-
16. Расходы на погашение временно привлеченных кредитов   201,36 0,07

424,00

0,12
17. Расходы на погашение вре-менно привлеченных кредитов                                                 559,29 0,21

-

-
18. Расходы на международное сотрудничество  - -

1,85

0,01
19. Расходы, связанные с улучше-нием условий проживания  престарелых   - -

2964,42

0,87
20. Возврат средств Фонду социального страхования РФ 500,92 0,18

-

-
21. Расходы на приобретение облигаций федерального займа 11000,00 4,05

-

-
22. Прочие расходы                                 1961,75 0,72

2309,09

0,68
ИТОГО 271421,9 100

341056,16

100
           

 

Как показывают данные таблицы 2, за период 2000-2001 г.г. в структуре расходов ПФР произошли следующие изменения: с 207375,76 до 299503,28 млн. руб. в абсолютном выражении возросли расходы на выплату пенсий, тем самым доля данных расходов возросла с 76,4 до 87,81 %. В 2001 г. в структуре расходов ПФР возникла статья “Расходы на международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения”, однако, удельный вес ее весьма мал и составляет 0,01 %. Также в 2001 г. возникла статья “Финансирование расходов, связанных с улучшением условий проживания престарелых” доля которой составила 0,87 %. В целом можно говорить о том, что существенных сдвигов в структуре расходной части ПФР не произошло.  

Одной из форм государственного финансового контроля за движением средств социальных внебюджетных фондов является документальная ревизия доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда, осуществляемая Счетной Палатой РФ. Результаты данной ревизии позволяют сделать основные выводы об эффективности работы Пенсионного фонда страны за соответствующий период. Результаты проверки, проводимой Счетной Палатой России публикуются в сентябре месяце года, следующего за ревизионным.

Расходы на выплату всех видов пенсий по отношению к валовому внутреннему продукту остались на уровне 2001 года и составили 6,25%. По мнению специалистов, переход на накопительную систему, оправдан только для стран с высоким уровнем государственных расходов на пенсионное обес-печение - 14-16% от ВВП, когда ресурсы распределительной системы исчерпаны.

Общие расходы на выплату страховой части трудовой пенсии предусмотрены в сумме 371,46 млрд. рублей. Сумма страховых взносов, поступающих в Фонд, не обеспечивает финансирование страховой части трудовых пенсий. Недостаток их в сумме 127,0 млрд. рублей предлагается покрывать за счет переходящего остатка денежных средств Фонда на 1 января 2002 года и средств, поступающих от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов и ЕСН.

Указанный недостаток средств (34% от потребности) в условиях реформирования пенсионной системы свидетельствует о ее недостаточной финансовой надежности и устойчивости.

Рассмотрим основные итоги деятельности ПФР за 2000 и 2001 г.г.

В 2000 году обеспеченность финансирования выплаты пенсий собственными доходами в целом по системе ПФР составляла 113,9 %. Из 88 региональных отделений ПФР в 38 обеспеченность собственными доходами составляла более 100 %. Задолженности по финансированию выплаты пенсий в ревизуемом периоде не было.

Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” в связи с получением дополнительных доходов” сумма ассигнований из федерального бюджета на 2000 год, выделяемая ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий, была увеличена с 26792,05 млн. рублей до 26800,35 млн. рублей, которые были перечислены в полном объеме. Из указанной суммы в соответствии с Законом о бюджете ПФР 1141,5 млн. рублей и 701,59 млн. рублей перечислено в счет погашения задолженности федерального бюджета перед ПФР, соответственно, за 1997 и 1998 годы.

Ревизией исполнения бюджета ПФР за 1999 год, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, была установлена сумма задолженности федерального бюджета перед ПФР по расходам на выплату пенсий и пособий на 1 января 2000 года - 6835,1 млн. рублей.

По результатам исполнения бюджета ПФР за 2000 год по пенсиям и пособиям, подлежащим финансированию на возвратной основе, задолженность федерального бюджета перед ПФР на 1 января 2001 года (с учетом невозмещенных сумм прошлых лет) составила 7633,55 млн. рублей.

Снижение против утвержденных бюджетом расходов на выплату трудовых пенсий сложилось в связи с уменьшением среднегодовой численности получателей трудовых пенсий на 270,3 тыс. человек, отклонением против запланированного среднегодового размера трудовой пенсии без учета мероприятий по индексации и повышению пенсий, невыполнением плана по дополнительным расходам на выплату трудовых пенсий (в основном за счет меньшего числа пенсионеров, перешедших на исчисление пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера).

Невыполнение утвержденных расходов на выплату пенсий за границу связано с тем, что почти 2 тыс. пенсионерам пенсия в 2000 году не выплачивалась по причине отсутствия свидетельств о факте их нахождения в живых и реквизитов банка, а также в связи с тем, что 864 пенсионерам средства на выплату пенсий за IV квартал 2000 года были списаны со счета ПФР в Сбербанке России в январе 2001 года.

Невыполнение утвержденных бюджетом расходов по выплате пенсий и пособий, финансируемых ПФР на возвратной основе из федерального бюджета, связано с тем, что в 2000 году уменьшилась численность пенсионеров-инвалидов вследствие военной травмы (на 67,6 тыс. человек), пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы (на 11,7 тыс. человек), а также участников Великой Отечественной войны, получающих вторую пенсию или надбавку (на 96,1 тыс. человек).

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” в связи с получением дополнительных доходов” Правительство Российской Федерации и ПФР осуществили в 2000 году взаимное урегулирование задолженности бюджета ПФР перед федеральным бюджетом на 1718,9 млн. рублей, образовавшейся на 1 января 2000 года по бюджетным ссудам. Ссуды выдавались ПФР в 1993 году и в 1995-1996 годах на возвратной основе для выплаты пенсий.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” за ПФР и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с ПФР соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР.

В ревизуемом 2001 г. финансирование расходов на выплату текущих пенсий осуществлялось ПФР своевременно и в полном объеме.

Численность пенсионеров в Российской Федерации за 2001 год увеличилась на 118,8 тыс. человек и на 1 января 2002 года составила 38,6 млн. человек. Доля пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации составляла на 1 января 2002 года 26,8 %, а к численности занятого населения - 59,9 %.

Средний размер назначенных пенсий с учетом компенсационных выплат за 2001 г. увеличился на 314,62 рубля, или на 38,2%, и составил на 1 января 2002 г. 1137,97 руб., что по отношению к прожиточному минимуму пенсионера на начало 2002 года составило 95,1% против 85,6% на 1 января 2001 г.

Минимальный размер пенсии по старости на 1 января 2002 года, без учета компенсационной выплаты (установленной соответствующим Указом Президента Российской Федерации для малообеспеченных категорий пенсионеров), составил 185,32 рубля, а с ее учетом - 485,32 рубля.

Вместе с тем, указами Президента Российской Федерации с марта 2001 года был установлен минимальный размер совокупной выплаты в сумме 600 рублей в месяц, который с августа был увеличен до 660 рублей. Но в то же время прожиточный минимум пенсионера, устанавливаемый ежеквартально постановлениями Правительства Российской Федерации, на начало 2002 года составлял 1197 рублей.

Плановые показатели бюджетов региональных отделений ПФР на 2001 год утверждены постановлением Правления ПФР в январе 2001 года и в июле были скорректированы в связи с уточнением Минэкономразвития России прогнозного фонда заработной платы.

Положительное сальдо между собственными доходами и расходами на выплату пенсий, пособий и компенсаций в 2001 году отмечалось в 31 из 88 региональных отделений ПФР. Большинство же отделений являлись дотационными. Средства, перечисляемые донорскими отделениями, перераспределялись ПФР в виде дотаций. Обоснованность размера дотаций определялась разницей между поступлениями от единого социального налога и фактической потребностью средств на выплату пенсий. Суммы дотаций утверждались постановлениями правления ПФР ежеквартально. В 2001 году всего было таким образом перераспределено 122823,0 млн. рублей (19,5% от всех поступивших в ПФР средств).

В нарушение Закона “О бюджете ПФР на 2001 год” в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации было использовано 11,5 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2002 года на учете в региональных отделениях ПФР состояло 8476552 страхователя. За 2001 год количество налогоплательщиков, состоящих на учете в органах ПФР, возросло на 93863 плательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” ПФР в 2001 году продолжал начальную регистрацию работающих граждан. По состоянию на 1 января 2002 года общее количество присвоенных страховых номеров составило 97,2 миллиона. Кроме того, ПФР начата регистрация неработающих пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 года было зарегистрировано 1,3 млн. человек.

Бюджетом ПФР было предусмотрено на материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизацию автоматизированных информационных систем 953,2 млн. рублей. Кассовые расходы составили 912,8 млн. рублей, из них затраты на содержание Информационного центра персонифицированного учета - 45,4 млн. рублей.

В основном средства направлялись на приобретение оборудования, комплектующих, программных средств, проведение опытно-конструкторских работ и оказание услуг по защите информационных систем от несанкционированного доступа. С этой целью в 2001 году действовали 45 государственных контрактов на сумму 590,1 млн. рублей. Кроме того, из этих средств были израсходованы 16,7 млн. рублей на оформление подписки для региональных отделений на журнал “Пенсия”.

Бухгалтерией ПФР недостаточно полно контролировалось выполнение заключенных контрактов. Так, по пяти из них штрафные санкции за несоблюдение сроков поставки должны были составить 791,2 тыс. рублей, однако ПФР претензии к поставщикам не предъявлял.

2.2 Порядок функционирования фонда обязательного медицинского страхования

Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет:

- части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

- части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

- иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовые средства территориальных фондов ОМС образуются за счет:

- части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

- части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

- иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Уплата единого социального налога в частях, зачисляемых в Фонд и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) “Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая” (Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, ст.3340; 2001, № 1 (часть II), ст.18).

Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Фонд и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст.3826).

В целях организации взаимодействия Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования с федеральными органами налоговой полиции по вопросам погашения задолженности организаций в фонды обязательного медицинского страхования организован обмен информацией с федеральными органами налоговой полиции по нормативно-методическим документам, базам данных, а также обмен иной информацией, представляющей взаимный интерес, а также обеспечен контроль за поступлением средств непосредственно на счета соответствующих фондов обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим динамику доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования за 1999-2002 г.г. (Рис.4).

Рис.4 Динамика доходов и расходов федерального фонда медицинского страхования

За истекший период планируемые объемы доходов фонда превышали запланированные расходы на 10 млн. руб. Реальные объемы доходной и расходной части представлены следующими цифрами:

- 1999 г. – доходная часть - 1995,9 млн. руб., расходная – 1968,8 млн. руб.;

- 2000 г. – доходная часть - 2914,0 млн. руб., расходная – 2872,1 млн. руб.;

- 2001 г. – доходная часть – 4029,8 млн. руб., расходная – 4005,2 млн. руб.

Таким образом, реальное исполнение бюджета ФОМС говорит о том, что достигается положительный результат в области мобилизации доходов фонда. Рассмотрим их динамику за период 2000-2002 г.г. в таблице 3 (приложение 6).

Таблица 3

Динамика доходов федерального фонда медицинского страхования,

Млн. руб.

Показатели

Фактически

Отклонения

(+, -)

Темпы роста,

%

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2001/2000 2002/2001 2001/2000 2002/2001
1. Остаток средств на начало года 10 10 10 0 0 100 100
2. Страховые взносы (единый социальный налог) 2081,9 2652 3920 570,1 1268 127,38 147,81
3. Возврат ранее размещенных вре-менно свободных финансовых ресурсов 11,8 10 10 -1,8 0 84,75 100
4. Доходы от использования временно свобод-ных финансовых средств 11,3 18 30 6,7 12 159,29 166,67

 

Теперь отразим изменения в структуре доходов фонда обязательного медицинского страхования с помощью диаграмм (Рис.5 – Рис.7).

Рис.5 Структура доходной части бюджета фонда обязательного медицинского страхования в 2000 г.

Рис.6 Структура доходной части бюджета фонда обязательного медицинского страхования в 2001 г.

 

Рис.7 Структура доходной части бюджета фонда обязательного медицинского страхования в 2002 г.

 

Как видно из диаграмм, подавляющий удельный вес в структуре доходов приходится на социальные взносы: в 2000, 2001 и 2002 г.г. он составляет 98,43, 98,59 и 98,74 % соответственно. Удельный вес социальных взносов ежегодно увеличивается при одновременном незначительном увеличении доли доходов от возврата ранее размещенных временно свободных средств.

Перевыполнение доходной части бюджета Фонда на 1339,8 млн. руб. обеспечено за счет поступления единого социального налога, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, подлежавших зачислению до 15 января 2001 года в соответствии с распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от 29 января 2001 года №121-р на счета фондов обязательного медицинского страхования, а также погашением плательщиками просроченной задолженности по страховым взносам в результате проведенных фондами ОМС мероприятий по реструктуризации сложившейся задолженности.

Рассмотрим основные результаты деятельности ФОМС за 2001 г. За 2001 год существенных изменений в структуре системы ОМС не произошло. Система представлена Федеральным и 91 территориальным фондом обязательного медицинского стра­хования.

Число филиалов территориальных фондов ОМС составляет 982, из которых 485 выполняют функции страховщиков. Число страховых медицинских организаций осталось практически на прежнем уровне и составляет 361, а число самостоятельных ЛПУ увеличилось и составило 8269. Кроме того, в системе ОМС работает 12 549 учреждений, входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений (Таблица 4).

Таблица 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.048 с.)