Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности в старшем дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности в старшем дошкольном возрасте



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности в старшем дошкольном возрасте

Понятие, причины и динамика развития тревожности у детей

Анализ современных исследований по проблеме тревожности дошкольников <file:///C:\Users\Юлия\Desktop\Введение+1+2.doc>

1.3 Характеристика поведения тревожных детей

Глава 2. Эмоциональный компонент готовности к обучению в школе как проблема исследования <file:///C:\Users\Юлия\Desktop\Введение+1+2.doc>

2.1 Понятие эмоционального компонента готовности к школе

Диагностика эмоциональной готовности детей к школьному обучению

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния тревожности на психологические предпосылки готовности детей к обучению в школе

Организация и методики исследования

Анализ результатов исследования

Практические рекомендации по снижению тревожности и развитию эмоционального компонента готовности к школе

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение

 

Начало обучения в школе - чрезвычайно сложный и ответственный период в жизни ребенка и его родителей. Изменяется ведущая деятельность, если до этого основной деятельностью была игра, то теперь это учеба, соответственно изменяются требования к ребенку. Ситуация осложняется и тем, что ребенку приходится налаживать взаимоотношения с новым коллективом детей и взрослых. В возрасте 6-7 лет взаимоотношения дети строят на основе соревновательства и только позднее возникает кооперация.

Психологическая готовность к школе - это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешной адаптации к школьной жизни без ущерба для его здоровья.

В России, по данным статистики, лишь у 45% дошкольников отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, распространенность нервно-психических расстройств среди школьников достигает 80%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения, у 73% детей - нарушения психических функций, у 60% - высокий уровень тревожности.

В психологии есть термин «школьная зрелость»: ребенок должен успешно преодолеть кризис 7 лет, «созреть», выдержать нагрузки школы, ее требования, установить отношения со сверстниками и учителями.

Еще Г. Селье, основоположник теории стресса, писал о том, что интенсивное и чрезмерно длительное переживание страха способно привести организм к истощению и, впоследствии, - гибели. Продолжительное стрессовое состояние «во всех случаях, без исключения, приводит к возникновению определенных болезней». В наши дни общеизвестным становится тот факт, что подавляющее большинство психосоматических недугов смыкается в своей первопричине с тревожностью. И, к сожалению, особенно уязвимы в этом плане - дети. Тревога опасна не только для их соматического здоровья - но и для психологического: она провоцируют развитие нейротичности и депрессивных состояний. Из-за повышенного стремления к безопасности, ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную креативность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избегание неудач. А как следствие: избираются заведомо заниженные цели и задачи (в том числе, в учебном процессе, труде), ухудшается успеваемость. Падает энергетический потенциал. Результатом, как правило, становится отсутствие полной реализации личности в обучении, равно как и других областях жизни. Помимо всего прочего, высокий уровень тревожности блокирует гармоничную социализацию ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничной «Я - Концепции».

Т.е. тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребенка.

К 2020 году депрессия как причина утраты трудоспособности населения выйдет на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Таков прогноз Национального комитета по психическому здоровью США. По разным источникам, людей, страдающих от таких расстройств, в детстве мучила тревога. Поэтому, тема данного исследования представляется нам актуальной в настоящий момент.

Наиболее тяжелым из подобных состояний является тревожность. К сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе существует крайне мало работ, посвященных специфике детской тревожности в процессе обучения, феномену школьной тревожности. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных - становится все больше. Но среди существующих работ следует выделить труды таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.

Объект исследования: эмоциональный компонент готовности детей к школьному обучению.

Предмет исследования: влияние тревожности на эмоциональный компонент готовности детей к школе.

Гипотеза исследования: Тревожность влияет на эмоциональный компонент готовности детей к школе.

Целью данной работы является изучение влияния тревожности на эмоциональный компонент.

Целью и гипотезой исследования обусловлены следующие задачи:

проанализировать понятие «эмоциональный компонент»;

рассмотреть теоретические аспекты тревожности;

применить на практике изученных методик;

разработать на основе полученных результатов практические рекомендации.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ материалов печатных и электронных специализированных изданий, аналитических обзоров литературных источников (научная, учебная, периодическая литература), синтез изученного материала, психологическое тестирование, статистические методы, анализ и др.

Изучив специфику влияния тревожности на эмоциональный компонент готовности детей к школе, мы провели практическое исследование с помощью изученных методик. По результатам исследования предложены рекомендации по снижению тревожности и повышению психологической готовности к школе.

Результаты выполненного исследования могут быть использованы в работе образовательных учреждений г. Омска и других регионов России.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, включает рисунки, таблицы, диаграммы.

Исследования проводились на базе БДОУ «Детский сад № 358 комбинированного вида» мкр. Крутая горка.


Заключение

 

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

учебные перегрузки;

неспособность учащегося справиться со школьной программой;

неадекватные ожидания со стороны родителей;

неблагоприятные отношения с педагогами;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, подсасывание под ложечкой.

Т.к. школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:

Родителем будущих первоклассников, прежде всего, необходимо придерживаться следующих правил:

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится - у него может что-то не сразу получаться.

Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.

Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.


Список литературы

 

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребенка к школе. 2-е изд. - Томск: Пеленг, 1994.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Академия, 1998.

.   Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. - М.: Новая школа, 1996.

.   Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М-Воронеж: МОДЭК, 1997.-352 с.

.   Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.-1993.-№1.

.   Буршит И.Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2011. - № 1.

7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Сборник статей под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.

.   Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985.

.   Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов (Авторы: Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Политова, Е.Ю. Сушкова). - М., 1992.

10. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной, 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

.   Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 1996.

.   Гринева М.С. Анализ современных особенностей подготовки детей к школе // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы XI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. М., 2008.

.   Гринева М.С. Лонгитюдное исследование личностного развития детей 5-7 лет на базе детского сада и начальной школы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008, №9.

.   Дусказиева Ж.Г. Специфика психологического сопровождения тревожных детей в ДОУ // Эмоционально-волевое развитие ребенка: диагностика и коррекция: материалы 9-й регион. науч.-практ. конф. 21-22 февраля 2007 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008.

.   Дусказиева Ж.Г. Неэффективное родительское отношение как фактор развития тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Психология психических состояний: теория и практика: мат. 1-й Всерос. науч.-практ. конф. 13-15 ноября 2008 г. В 2 ч. Ч. 1. Казань: ЗАО «Новое знание», 2008.

16. Екжанова Е. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы/Психодиагностика младших школьников. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга, 1998.

.   Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.- СПб.: Гиппократ,1995.- 126 с.

18. Изард К. Психология эмоций.- СПб.: Питер,2000.-464 с.

19. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Сфера,1998.- 96 с.

20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

.   Кученко Т. О детской тревожности // Воспитание школьников.-2002.- №5.-С.16.

.   Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития: Дис.... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 241 с.

.   Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.

.   Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи? Чему необходимо научить ребенка? Что такое готовность к школе? (Рекомендации для родителей) //Серия: «Готовность ребенка к школе» /Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.

.   Кондрух Л.А. Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. - Магнитогорск: МГПИ. 1996.

.   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.

.   Лютова Е.К, Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.-190 с.

28. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 64 с.

29. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь,2004.-247 с.

30. Морган У.П., Элликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С.155-159.

.   Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. Ярославль, 1999.

.   Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001.

.   Обеспечение готовности детей к школьному обучению // Серия: «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.

.   Овчарова Р.В. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников // Практическая психология в начальной школе. - М., 1998. - С. 30-50.

35. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог.-2002.№4.С.4-8.

.   Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.:Академия,1999.-160 с.

.   Панфилова М.А. Тревожность и её коррекция у детей // Школа здоровья, 2006, №1.

.   Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994.

.   Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). - М.: АРКТИ, 2000.

.   Справочник для практического психолога образовательного учреждения по проблемам готовности ребенка к обучению в школе//Серия «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.

.   Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе. Автореферат диссю- М, 2006.- 27 с.

42. Фролова О.В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекциия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук. - Екатеринбург: УГПУ, 2001. - 193 с.

.   Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003.

.   Ханин Ю.Л. Межличностная и внутри групповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии.-1991.№5.-С.56-58.

45. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: Рекомендации практического психолога. - СПб.: Стройлеспечать, 1996.

.   Арсеньева А.В. Методы коррекции школьной тревожности в практической деятельности преподавателя// Классное руководство. - 2012.

.   Венгер А.Л. Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности // Психологический центр "Адалин" <http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l040216.shtml>. - 05.10.2008.

.   Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 2004. - 208 с.

49. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готов ли ребенок к школе? / Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2005.

.   Лола Е. В. Адаптация детей к школе // www.gdbangarsk.ru

.   Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению // www.mam.ua <http://www.mam.ua> - 28.10.2010.

.   Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. - Бийск - 2001. - С. 77-78.

.   Теплякова Д. Проблемы школьной адаптации / Медицинский вестник <http://www.medvestnik.by/ru/issues/>. - №48 (934). - 26.11.2009.

.   Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. - С.19-28.

.   Шмигель Н.Е. Депрессия… Выход есть! / Журнал «РиТМ Психология для всех». - 2012. - № 2. - С. 9-11.


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители! У Вашего ребёнка - важный этап в жизни. Начинается его школьная биография. Какой она будет - зависит и от семьи, и от школы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________

. Сведения о родителях:

 

  Ф.И.О. Место работы, должность Образование, специальность
Отец      
Мать      

 

3. Адрес семьи, телефон ______________________________________

. Состав семьи (подчеркнуть нужное): полная семья (родители, дети), полная сложная (родители, дети, дети родителей), неполная (один из родителей не живёт в семье).

. На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребёнка: _________________________________________________________

. Охарактеризуйте несколькими словами Вашего ребёнка и Вас как родителя:

 

Ваш ребёнок Вы как родитель
   

 

7. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам в воспитании ребёнка (детей): __ ________________________________________________________________

. Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению:

а) да, в полной мере;

б) в основном готов;

в) готов в незначительной мере;

г) не готов.

. Какие качества (характеристики) Вашего ребёнка, условия предыдущего развития, по Вашему мнению, могут препятствовать его адаптации к школе, успешной учёбе: ________________________________

. Какие дополнительные (специализированные) занятия, по Вашему мнению, нужны Вашему ребёнку: ___________________________

. Продолжите, пожалуйста, предложения: “Чтобы ребёнок хорошо учился, школа (учителя) должна _______________; родители (семья) должны ________________________________________________________.

. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают Ваш интерес.

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?

Режим дня школьника: возможности и проблемы.

Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий.

Развитие познавательных интересов в семье.

В мире “нехочух”: что делать при проявлениях детского упрямства.

Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Дети среди детей.

Какие ещё: _________________________________________________

. Напишите, пожалуйста, какие дни недели и время наиболее удобны для Вашего участия в родительских собраниях _________________

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности в старшем дошкольном возрасте

Понятие, причины и динамика развития тревожности у детей

Анализ современных исследований по проблеме тревожности дошкольников <file:///C:\Users\Юлия\Desktop\Введение+1+2.doc>

1.3 Характеристика поведения тревожных детей

Глава 2. Эмоциональный компонент готовности к обучению в школе как проблема исследования <file:///C:\Users\Юлия\Desktop\Введение+1+2.doc>

2.1 Понятие эмоционального компонента готовности к школе

Диагностика эмоциональной готовности детей к школьному обучению

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния тревожности на психологические предпосылки готовности детей к обучению в школе

Организация и методики исследования

Анализ результатов исследования

Практические рекомендации по снижению тревожности и развитию эмоционального компонента готовности к школе

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение

 

Начало обучения в школе - чрезвычайно сложный и ответственный период в жизни ребенка и его родителей. Изменяется ведущая деятельность, если до этого основной деятельностью была игра, то теперь это учеба, соответственно изменяются требования к ребенку. Ситуация осложняется и тем, что ребенку приходится налаживать взаимоотношения с новым коллективом детей и взрослых. В возрасте 6-7 лет взаимоотношения дети строят на основе соревновательства и только позднее возникает кооперация.

Психологическая готовность к школе - это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешной адаптации к школьной жизни без ущерба для его здоровья.

В России, по данным статистики, лишь у 45% дошкольников отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, распространенность нервно-психических расстройств среди школьников достигает 80%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения, у 73% детей - нарушения психических функций, у 60% - высокий уровень тревожности.

В психологии есть термин «школьная зрелость»: ребенок должен успешно преодолеть кризис 7 лет, «созреть», выдержать нагрузки школы, ее требования, установить отношения со сверстниками и учителями.

Еще Г. Селье, основоположник теории стресса, писал о том, что интенсивное и чрезмерно длительное переживание страха способно привести организм к истощению и, впоследствии, - гибели. Продолжительное стрессовое состояние «во всех случаях, без исключения, приводит к возникновению определенных болезней». В наши дни общеизвестным становится тот факт, что подавляющее большинство психосоматических недугов смыкается в своей первопричине с тревожностью. И, к сожалению, особенно уязвимы в этом плане - дети. Тревога опасна не только для их соматического здоровья - но и для психологического: она провоцируют развитие нейротичности и депрессивных состояний. Из-за повышенного стремления к безопасности, ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную креативность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избегание неудач. А как следствие: избираются заведомо заниженные цели и задачи (в том числе, в учебном процессе, труде), ухудшается успеваемость. Падает энергетический потенциал. Результатом, как правило, становится отсутствие полной реализации личности в обучении, равно как и других областях жизни. Помимо всего прочего, высокий уровень тревожности блокирует гармоничную социализацию ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничной «Я - Концепции».

Т.е. тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребенка.

К 2020 году депрессия как причина утраты трудоспособности населения выйдет на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Таков прогноз Национального комитета по психическому здоровью США. По разным источникам, людей, страдающих от таких расстройств, в детстве мучила тревога. Поэтому, тема данного исследования представляется нам актуальной в настоящий момент.

Наиболее тяжелым из подобных состояний является тревожность. К сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе существует крайне мало работ, посвященных специфике детской тревожности в процессе обучения, феномену школьной тревожности. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных - становится все больше. Но среди существующих работ следует выделить труды таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.

Объект исследования: эмоциональный компонент готовности детей к школьному обучению.

Предмет исследования: влияние тревожности на эмоциональный компонент готовности детей к школе.

Гипотеза исследования: Тревожность влияет на эмоциональный компонент готовности детей к школе.

Целью данной работы является изучение влияния тревожности на эмоциональный компонент.

Целью и гипотезой исследования обусловлены следующие задачи:

проанализировать понятие «эмоциональный компонент»;

рассмотреть теоретические аспекты тревожности;

применить на практике изученных методик;

разработать на основе полученных результатов практические рекомендации.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ материалов печатных и электронных специализированных изданий, аналитических обзоров литературных источников (научная, учебная, периодическая литература), синтез изученного материала, психологическое тестирование, статистические методы, анализ и др.

Изучив специфику влияния тревожности на эмоциональный компонент готовности детей к школе, мы провели практическое исследование с помощью изученных методик. По результатам исследования предложены рекомендации по снижению тревожности и повышению психологической готовности к школе.

Результаты выполненного исследования могут быть использованы в работе образовательных учреждений г. Омска и других регионов России.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, включает рисунки, таблицы, диаграммы.

Исследования проводились на базе БДОУ «Детский сад № 358 комбинированного вида» мкр. Крутая горка.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности в старшем дошкольном возрасте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.099 с.)