Анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования



 

После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом игротерапии директивного типа в экспериментальной и в контрольной группах нами была проведена повторная диагностика тревожности у детей, т. е. мы повторно провели констатирующий эксперимент.

Данные повторной диагностики по методике «Выбери нужное лицо» представлены в таблицах 4 и 5.


Таблица 4 - Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (экспериментальная группа)

Испытуемый

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Код Ф. И. высокий средний низкий
1 Н.А. 57 %    
2 С.О. 71 %    
3 И.Ж.   28 %  
4 Ц. М.   43 %  
5 О.П 71 %    
6 М.А 57 %    
7 Ш.Д 64 %    
8 С.Л. 64 %    
9 С.Н.     14 %
10 П.С.     14 %
11 П.А. 78 %    
12 К.Н. 57 %    
13 К.П. 64 %    
14 Т.Э.   43 %  
15 С.П.   43 %  
16 Г.В   43 %  
17 Н.Н. 78 %    
18 Д.А. 71 %    

Средний результат

61, 1 % 27, 8 % 11, 1 %

 

Таблица 5 - Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (контрольная группа)

Испытуемый

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Код Ф. И. высокий средний низкий
1 Г. С. 85 %    
2 П. С. 57 %    
3 О.Л. 57 %    
4 Г.Н.   28 %  
5 О. В. 64 %    
6 К. Г. 71 %    
7 Е. Е. 85 %    
8 Г. Т. 78 %    
9 Т. И.     14 %
10 С. Л. 64 %    
11 С. Н. 57 %    
12 Б. Е. 64 %    
13 Я. Б. 71 %    
14 Ю. Э. 85 %    
15 З.Ж   21 %  
16 Л.В. 78 %    
17 К.Л 71 %    
18 Н.М     14 %
19 Н.Н. 64 %    
20 К.Р.   43 %  

Средний результат

75 % 15 % 10 %

 

Мы видим, что если до эксперимента показатели высокого уровня тревожности в экспериментальной группе составляли 77,7 %, то после проведения эксперимента они изменились и составили 61,1 %, т. е. показатели высокого уровня тревожности снизились. И как следствие этого возросли результаты среднего и низкого уровня тревожности.

До эксперимента средний уровень тревожности был 16, 7 %, после эксперимента стал 27, 8 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента составлял 5,6 %, после проведения эксперимента составил 11,1 %;

Итак, до применения коррекционной программы показатели большего количества детей соответствовали высокому уровню тревожности, после ее применения наблюдался рост среднего и низкого уровней тревожности. Показатели уровня тревожности в контрольной группе остались прежними.

На основе наблюдений и беседы с родителями можно отметить, что дети этой группы показали некоторые изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим.

Они стали более самостоятельными, активными, решительными, и менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности.

Хотя у детей пока отсутствует внутренний источник оценки, и они все еще ориентированы на реакцию окружающих, теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности.

Результаты опроса родителей после проведения эксперимента в экспериментальной группе также изменились, они представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа)

Уровень тревожности

Группы испытуемых

  Экспериментальная Контрольная
Высокий 55, 6 % 70 %
Средний 33,3 % 25 %
Низкий 11,1 % 5 %

 

До применения программы коррекции 66,6 % родителей набрали то количество баллов, которое соответствует высокому уровню тревожности, а после применения программы эта цифра составила 55,6 %; Мы также можем констатировать факт роста показателей среднего и низкого уровня тревожности. Средний уровень тревожности до эксперимента - 27,8 %; после эксперимента - 33,3 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента - 5,6 %; после эксперимента - 5 %; В контрольной группе видимых изменений не произошло. Эти данные подтверждают успешность использования игротерапии в работе с тревожными детьми.

После применения программы коррекции в экспериментальной группе, показатели уровня тревожности, по результаты проведенного теста с детьми и по данным опроса родителей, изменились в лучшую сторону.

Таким образом, наше предположение о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности игротерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным.

На основе вышесказанного мы сделали некоторые выводы:

Диагностику уровня тревожности необходимо проводить, начиная с детского сада, так как дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования личности человека. Тревожность влечет за собой постоянное нервно - психическое напряжение, эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе и как следствие - задержку психического развития на этапе формирования личности.

Коррекцию высокого уровня тревожности следует проводить по специально разработанным программам. И после ее проведения периодически использовать упражнения и игры на преодоление тревожности, на формирование чувства доверия и уверенности в себе, на снятие мышечного напряжения и др.

Должное внимание необходимо отдать работе с родителями тревожных детей; Ни один родитель не желает, чтобы его ребенок был «тревожным», но, к сожалению, многие из них не знают, что именно из - за их неадекватного отношения к ребенку он и становится «тревожным».

Мы предлагаем ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей. и считаем, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении с детьми.

а) Рекомендации родителям по профилактике тревожности.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

Необходимо ежедневно отмечать успехи вашего ребенка, сообщая о них в его присутствии, другим членам семьи.

Полезно снизить количество замечаний.

Ласковые прикосновения помогут ребенку обрести чувство уверенности.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

б) Рекомендации для родителей по преодолению тревожности.

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

Помочь ребенку в преодолении тревоги - значит, создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожные ситуации.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать …….).

Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.

Если ребенка не удается вызвать на разговор, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним.

Будьте более оптимистичны, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

в) Рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми.

Избегайте состязаний, и каких - либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

Будьте последовательны в воспитании ребенка.

Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.

Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как благополучие ребенка во многом зависит от социальной ситуации развития.


Заключение

 

В современной психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разрабатываемых и сложных. Но, несмотря на это, многочисленные авторы не приходят к единому мнению относительно статуса самого понятия тревожности или точнее явления, которое обозначается им. Тревожность характеризуется двумя видами проявлений: психическими и физическими.

Многие авторы (Л.М. Костина, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, А.М. Прихожан, Т.И. Чиркова и др.) в своих работах отмечают, что высокий уровень тревожности оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья, деятельность и поведение индивида.

Чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой необходима ее ранняя диагностика и коррекция.

Д.Б. Эльконин и А.И. Захаров подчеркивают, что при проведении коррекционной работы следует делать упор на ведущую в данном возрасте деятельность. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить то, что переживает.

В то же время игра для ребенка - это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень

далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.

В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С того момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игротерапия. Игротерапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игротерапии. Но в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой, этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми. Игротерапия успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и с меньшей тревогой.

Теоретической основой изучения темы в нашем исследовании стали работы следующих авторов А.А.Осиповой, Л.М. Костиной, В.Г. Бурменской, Р.С. Немова, Г.А. Урунтаевой, А.И.Захарова и других.

Анализ научной литературы показывает, что проблема детской тревожности и ее коррекция в настоящее время остается весьма актуальной.

Цель нашей работы исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста. Для того чтобы достичь цели исследования мы поставили ряд задач. Поставленные задачи решались следующим образом:

Для решения первой задачи мы провели теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования. Анализ литературы показывает, что проблема тревожности и ее коррекции в настоящее время остается весьма актуальной.

Вторая задача была решена с помощью констатирующего и формирующего эксперимента.

Третья задача была решена с помощью повторно проведенного констатирующего эксперимента, результаты которого и показали влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

При исследовании использовались такие методы как наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В качестве испытуемых привлекались дети муниципальных дошкольных образовательных учреждений села Маймы, Республики Алтай.

Наше исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе мы занимались разработкой понятийного аппарата, постановкой цели и задач исследования, формулировкой гипотезы, анализом и обобщением литературных источников по проблеме.

Второй этап заключался в подборе методик и разработке программы коррекции тревожности, формировании контрольной и экспериментальной групп. Затем на этом этапе было проведено экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

На третьем этапе мы анализировали и обобщали полученные с помощью эксперимента данные, формулировали выводы, составляли рекомендации по работе с тревожными детьми и по профилактике и преодолению тревожности для воспитателей и родителей, а также занимались литературным оформлением квалификационной работы.

В результате своего исследования, мы, выявили, что в процессе формирующего эксперимента в экспериментальной группе, после психотерапевтического воздействия, уровень тревожности снизился по сравнению с контрольной группой.

Можно сделать вывод о гармонизирующем, коррекционном влиянии игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста, на психическое состояние в целом.

Таким образом, наше предположение, о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.


Литература

 

1. Альманах психологических тестов. - М., 2005 г.

2. Аникеева М.П. Воспитание игрой. - М., 1987 г.

.   Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск, 2000 г.

.   Батаршев А.В. Темперамент и характер. - М., 2001 г.

.   Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990 г.

.   Бурменская В.Г. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков. - М., 2001 г.

.   Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976 г.

.   Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2001 г.

.   Детский практический психолог: Программы и методические материалы // Под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. - М., 2001 г.

.   Дьяченко О.М. Психология детства. - М., 1984 г.

.   Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2000 г.

.   Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 1997 г.

.   Заньковский В.В. Психология детства. - М., 1996 г.

.   Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999 г.

.   Изард К.Э. Эмоции человека. - М., 1980 г.

.   Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997 г.

.   Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - М., 2000 г.

.   Кравцова Н. Тревожные дети.// Школьный психолог.-2003 г. - №19,с 6.

.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М., 2002 г.

.   Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990 г.

.   Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994 г.

.   Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. - М., 2002 г.

.   Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М., 2001 г.

.   Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М., 2000 г.

.   Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999 г.

.   Мустакас К. Игровая терапия. - СПб., 2003 г.

.   Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1996 г.

.   Немов Р.С. Психология. - М., 2001 г. - кн. 1.

.   Немов Р.С. Психология. - М., 2001 г. - кн. 3.

.   Никольская Н.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2001 г.

.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,2004 г

.   Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2001 г.

.   Основы психологии семьи и семейного консультирования. // Под ред. Посысоева Н.Н. - М., 2004 г.

.   Педагогика здоровья. - М., 1990 г.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000 г.

.   Прихожан А.М. Предвосхищающая эмоция. // Школьный психолог. - 2004 г. - №8, с 18.

.   Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Под ред. Дубровиной А.Н. - М, 1998 г.

.   Психология (словарь).// Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990 г.

.   Психологические тесты. - М., 2003 г.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2002 г.

.   Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. - М., 2003 г.

.   Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1987 г.

.   Степанов С. Беспокойство - его причины и следствия.// Школьный психолог. - 2004 г. - №8, - с 2 - 3.

.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997 г.

.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001 г.

.   Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. - М., 2002 г.

.   Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988 г.

.   Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.., 2001 г.

.   Экслайн В. Игровая терапия в действии. - М., 2003 г.

.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999 г.


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.065 с.)