Проблема тревожности в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема тревожности в дошкольном возрасте



 

Эмоции, которые они испытывают дети, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития (13, с.224).

Н.М. Никольская и Р.М. Грановская подчеркивают, что если в дошкольном возрасте ребенок перенесет психическую травму, тяжелую болезнь либо просто будет находиться в хронической ситуации нервно - психического напряжения в детском саду или дома по самым разным причинам - у него может произойти задержка развития на этапе формирования личности. И в дальнейшем в ее структуре сохраняется, и будут преобладать такие черты, как эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, робость, тревожность. Эти черты характера могут не только затруднить адаптацию ребенка к социальной среде, снизить способность к правильной оценке ситуации, но и выступить в ряде случаев в качестве фактора риска развития пограничных психических расстройств (30, с.346).

По мнению В.В. Заньковского, тревожные дети - это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи (13, с.224).

Р.В. Овчарова отмечает, что эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать тревогу и страх.

Чувство беспокойства является объединяющим началом для страха и тревоги. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным.Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма (31, с.30).

Авторы статьи «Детские тревоги: что, откуда, почему?» Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова определяют тревогу, как одно из самых тягостных переживаний. Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает и отталкивает.

В основе внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников (или даже из одного источника); требования не по силам, не по детским возможностям, требования, ранящие ребенка, ставящие его в униженное зависимое положение. Тревога проникает в душу ребенка, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствует реализации его важнейших потребностей. К этим потребностям, присущим любому ребенку, любому человеку, относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде и т.д.), потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей. Также Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается у ребенка из внутреннего конфликта, который может быть вызван:

Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и детским садом.

Неадекватными требованиями.

Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение (34, с.154 - 155).

По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность воспитателя или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты (22, с.71).

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов (22, с.72).

Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны воспитателя, сверстников). В этих ситуациях происхождение состояния тревоги понятно и бесспорно - ребенку необходима помощь.

Но исследователи отмечают, что менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни». Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх».

Н. Кравцова предлагает мини - классификацию типов тревожности:

Тревожность возрастная.

Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности. Набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации, чувствуя себя более компетентным.

Тревожность как качество личности.

Тревожность как фон жизни присуща ребенку - астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких, ребенок меньше боится перемен и быстрее адаптируется к ним.

Тревожность ситуативная.

Эмоциональный дискомфорт, связан с какой - то конкретной ситуацией. Например, у ребёнка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений (18, с.6).

Тревожных детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение (22, с.72-73).

Но, несмотря на все вышесказанное, тревожность у детей дошкольного возраста еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также при соблюдении нужных рекомендаций в общении с ребенком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.012 с.)