Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания



 

Любая педагогическая система должна соответствовать условиям, в которых она функционирует. По мнению А.С. Макаренко, "никакое средство педагогическое, даже общепринятое… не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях будет самым плохим". Поэтому методика и практическая воспитательная деятельность варьируются в зависимости от множества условий воспитания, в которых функционирует система. Так из анализа системы воспитания патриотизма военных кадров России, система дохристианского периода имела в основе семейно-общинное воспитание, ее преемница - религиозно-государственное, система советского периода была партийно-государственной, коллективистской. Современная система по существу представляет собой эклектическую смесь отдельных элементов досоветского и советского прошлого. Не отвечая современным условиям, она малоэффективна, не обеспечивает прироста патриотических качеств воспитуемых.

В современной педагогической литературе не существует единой классификации социально-педагогических условий воспитания. Вместе с тем, достаточно очевидно, что на эффективность воспитания патриотизма военнослужащих влияют:

Общие социально-педагогические условия (социальные, культурные, этнические, географические).

Специфические социально-педагогические условия, среди которых:

а) материальные условия жизни, престиж военной профессии, моральный климат в социальной группе;

б) условия труда воспитателей и воспитанников, включая состояние среды воспитания, организации воспитательной деятельности, временные и санитарно-гигиенические условия; обеспеченность необходимыми техническими средствами воспитания и литературой;

в) состояние ценностно-мотивационной сферы системы. Направленность информационной и культурной политики;

Условия имеют привязку к определенному уровню. Так, на мегауровне они имеют планетарный и космический масштаб. К ним относятся географические, погодные, климатические, сезонные условия, условия для хозяйственной деятельности (урожайность, наличие природных ископаемых), условия межгосударственных глобальных отношений (тип лидерства, условия глобальных отношений, преобладающие силы, характер их взаимоотношений и т.д.).

Макроуровень создает соответствующие особенностям конкретной государственности экономические, политические и социальные условия воспитания. На нем государства, их институты, гражданское общество обеспечивают развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с интересами тех или иных социальных или национальных групп. Средство - воспитание в узком смысле, целенаправленная воспитательная работа в адекватных условиям формах. В самостоятельных суверенных государствах само воспитание как социальный институт и процесс имеет патриотическую направленность. Она задается национальной идеей и ценностями, наличие которых и является социальным условием такой ориентации (США, Великобритания, Китай и др.).

Зависимые государства управляются извне. Такое управление в наше время, как правило, осуществляется скрытно. Зависимые государства могут не иметь соей национальной идеи и системы ценностей. В таком случае государства-сателлиты используют для внутреннего потребления ценности стран - "хозяев" (Германия, Япония, Турция и др.). Со временем ситуация может существенно меняться. Так, с объединением Германия повысила свой геополитический статус и степень самостоятельности. Сегодня, по словам З. Бжезинского, Россия не партнер, а клиент США [7]. Современные политические, экономические и социальные условия патриотического воспитания в нашей стране определяются этим обстоятельством. Ослабленная Россия вынуждена идти на серьезные уступки более сильным странам.

Условия воспитания на мезоуровне, к которому относится система воспитания патриотизма у военнослужащих Российской армии, детерминируются соответствующими условиями в обществе в целом и его институтах. Материальные условия жизни и деятельности воспитателей и воспитуемых в 90-е годы когда патриотизм военнослужащих критически снизился объективно охарактеризованы как неудовлетворительные [2; 3; 22; 30; 38; 54]. Наиболее открыто это сформулировал военный журналист В. Шурыгин: "Будем смотреть правде в глаза: сегодня русский солдат мерзнет в холод, страдает от жары летом, его обувь пропускает воду, а в жару в ней на ногах быстро развиваются грибковые заболевания. Его полевая форма и амуниция делают его неуклюжим и легкоуязвимым, к тому же они быстро приходят в полную негодность, и потом, уже после 2-3 месяцев боев наш солдат становится похожим на обтрепанное чучело… Воевать в сегодняшней форме не просто мучение - а преступление" [65]. Подобным образом оценены рацион, средства индивидуальной защиты, связи и вооружение. Именно поэтому ВС РФ потеряли, по его словам, в Чечне за полтора года в 10 раз больше танков и в 2 раза больше БТР и БМП нежели за любой сопоставимый промежуток времени в афганской войне. Указанные недостатки планируется проводить в ходе современного придания армии нового облика. Крайне низка сегодня степень обеспечения руководителей воспитания и воспитуемых необходимой объективной информацией. Издаваемая в России печатная, видео и аудиопродукция антипатриотична. Парадокс ситуации состоит в том, что большая часть продукции современных СМИ и культуры не может быть использована в патриотическом воспитании военнослужащих, поскольку она может быть использована лишь для морального разложения ее потребителей. Так, например, кинофильмы "Курочка ряба", "Не валяй дурака", "Ширли-мырли", "Приключения солдата Чонкина" и другие изображают россиян как агрессивных бескультурных дегенератов, прожигающих жизнь в беспробудном пьянстве. Подобная оценка дана и в книгах Э. Тополя "Русская дива", "Любожид"; В. Астафьева "Прокляты и убиты"; В. Резуна "Ледокол", "Аквариум" и др. Не отличается разнообразием и современная тематика российской прессы, телевидения и радио. Откровенная порнография и похабщина, культ насилия и стяжательства в них стали правилом.

Д.Н. Никандров приводит образцы рекламы 2000 года в Москве: "Они не дают нам делать секс", "Они ненавидят нашу музыку", "Они не дают нам курить", "Они не пускают нас тусоваться" [39, с.91]. Никого сегодня не смутит объявление в газете об "оказании сексуальных услуг" или с признаками половозрастной дискриминации, например, "требуется торговый представитель, в/о, до 35 лет…".

Условия труда в среде профессиональных военных сегодня отличаются высокой напряженностью при недостаточных мотивациях, что ведет к недовольству офицеров службой. По данным социологического исследования, проведенного в ВС РФ А. Смирновым, 97% офицеров не удовлетворены отношением государства к проблемам армии и своим социальным статусом [57, с.11], 96% опрошенных офицеров отмечают неудовлетворенность заботой государства о ВС. Службой недовольны 62%. Заявили о намерении служить более или менее продолжительное время 44%. В июне 1997 года 88% офицеров заявили, что задумываются о смене профессии [62, с.29]. Характер службы, связанный с частыми переводами по службе, отсутствием возможности трудоустройства жен и условий для нормальной учебы детей при мизерной оплате ратного труда снижают статус офицерской службы. По данным социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в 2008 - 2009 гг. среди молодежи, профессия офицера является среди них непрестижной, отвергаемой [38, с.78]. В офицерской среде зачастую царит неприкрытый произвол верхов [54].

Недостаточно оптимальная организация службы вызывает высокий уровень недовольных службой в целом - 65% [38, с.80]. Особенно аномальна сегодняшняя иерархия ценностей офицеров и курсантов. Анализ приведенных данных показывает последовательное снижение роли и места патриотизма в смысложизненных ориентациях военнослужащих России, что свидетельствует о контрпродуктивности системы их патриотического воспитания.

На первое место в иерархии ценностей выступают ценности меркантильного характера, как правило не соответствующие интересам службы и разобщающие офицерство как корпорацию. Современные офицеры предпочитают материальную мотивацию служебной активности, которую современное государство просто не в состоянии им обеспечить. В условиях, когда таковые не созданы, нарастает экономическая преступность, в продажу идет не только стрелковое оружие, но и тяжелая техника [2; 3]. Неопределенность государственной политики в Вооруженных Силах и неразрешенность в течение длительного времени социальных проблем военных кадров ведет к тому, что морально-психологическое состояние офицеров остается нестабильным и определяется воздействием вышеуказанных условий.

Условия различных уровней можно подразделить на "благоприятные" и "неблагоприятные". Условия, в которых действует система воспитания патриотизма, относятся к социальным, поскольку политические, экономические условия макроуровня (самостоятельная или зависимая политика, политическая система, развитость экономики) детерминируют на мезоуровне такие условия, как статус военной профессии в обществе, приоритетное финансирование ВС или по остаточному принципу, социальная справедливость, материальное обеспечение военнослужащих и др. Социальные условия в сфере воспитания являются социально-педагогическими. Современные неудовлетворительные социальные условия (в 90-е годы ими были недовольны 85-97% военнослужащих), низкая престижность института военной службы в обществе и отсутствие общегосударственной идеологии и ценностей свидетельствует о том, что социально-педагогические условия, в которых функционирует система воспитания патриотизма неблагоприятны. Именно поэтому патриотизм военнослужащих российской армии не самогенерируется.

Бывший офицер ГлавПУРа В. Соловьев справедливо указывает, что в армии США нет воспитательных структур, сопоставимых с органами воспитательной работы российской армии. Но, задает он при этом риторический вопрос: "Почему в США уровень патриотизма поднят на недосягаемую в российских условиях высоту? Почему над едва ли не каждым частным домом в дни государственных праздников реет звездно-полосатый флаг?" [58]. Его оппонент в полемике А. Дергилев, начальник отдела СМИ ГУВР ВС РФ справедливо относит к основным причинам этого благоприятные условия жизни в стране - центре глобального мирового порядка. Далее он говорит о том, что на деле позволяет США не иметь специальных воспитательных структур в ВС РФ: "Можно представить, что информационную политику военной печати в США, как утверждает Соловьев, "определяет общественность" и только смеем утверждать, что ее определяет не разношерстная публика с Брайтон-бич и даже не законодатели с Капитолийского холма, а квалифицированные аналитики, руководствующиеся принципами защиты национальных интересов… любая информация, отвечающая национальным интересам США, заранее и должным образом моделируется" [15].

Таким образом, политику военных СМИ, как впрочем и гражданских, в освещении вопросов жизни армии контролирует общество, в основном государство на основе сформулированного и законодательно закрепленного национального интереса. Многие беды патриотического воспитания в России предопределены именно отсутствием государственной идеологии. Без нее страна, подобно слепому, хаотически движется, сталкиваясь с нарастающим комом проблем.

Социальные условия, неблагоприятные для воспитания патриотизма военнослужащих России может изменить только государство. Поэтому на уровне педагогических технологий они не подлежат изменению и просто должны учитываться как данность.

Многие педагогические условия, позволяющие повысить эффективность системы воспитания патриотизма у военнослужащих при данных социальных условиях вполне могут быть созданы в рамках института военной службы вообще и порядка прохождения службы офицерским составом - в частности. Концептуально их способно разработать Министерство обороны. Самые значимые условия по представлению Министра Обороны могут быть установленным порядком закреплены в действующем законодательстве. Рассмотрим более подробно основные социально-педагогические условия повышения эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих. К ним относятся:

а) наличие общегосударственной патриотической идеологии и ценностей, реабилитация системы жизненных смыслов военных кадров.

б) демократизация военно-служебных отношений;

в) гуманизация военной среды;

г) оптимизация компонентов системы;

д) общий вектор систем воспитания патриотизма различного уровня;

е) учет социальных и этнических факторов;

ж) надежное управление компонентами системы и воспитательным процессом;

При создании новых педагогических условий сами компоненты системы и методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, способны породить более высокий результат. Другие условия могут бесконечно варьироваться, именно поэтому К.Д. Ушинский писал: "Мы не говорим педагогам, поступайте так, или иначе; но мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую" [Цит. по Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. Ю.Н. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983].

В современных педагогических условиях именно поэтому неэффективны традиционные методы и формы воспитания. В силу экономических трудностей мало осуществим метод материального поощрения. Проведенное же ГУВР ВС РФ в 2009 году исследование среди офицеров (N=более 600 респондентов всех видов ВС РФ) показало, что значимость мер поощрения, предусмотренных дисциплинарным уставом ВС РФ приобрела ярко выраженный прагматический характер (см. график 1 приложение 4). Это закладывает серьезное противоречие.

Аналогично обстоит дело и с гуманизацией среды патриотического воспитания. Специфика военной организации, требующая ограничения прав личности в боевой обстановке в российской армии переносится в мирное время. Даже в военно-учебных заведениях сегодня существуют ограничения в количестве военнослужащих, имеющих возможность отдыхать в выходные дни по своему усмотрению. В воюющем Израиле, по свидетельству М. Штейнберга, "в пятницу после обеда домой отпускаются максимальное число солдат… Все они с оружием и огромными баулами везут барахлишко для стирки, или уже стиранное и еще мамины пироги" [66].

Как справедливо отметил бывший офицер ГлавПУР В. Соловьев, компоненты системы воспитания патриотизма военнослужащих необходимо реорганизовать, придав им открытость, позволяющую дальнейшую саморегуляцию в соответствии с флуктациями среды.

Важным условием эффективности системы является единство и согласованность воспитательных усилий систем воспитания патриотизма различного уровня. Система не сможет действовать эффективно без надежного управления. В условиях его отсутствия ее компоненты перестают функционировать как единое целое. При этом главным условием успеха воспитания является наличие общегосударственной идеологии и ценностей. Можно утверждать, что некоторые из условий эффективности системы воспитания патриотизма в педагогической практике по организации патриотического воспитания в войсках уже создавались.

Так, примером демократизации офицерских коллективов стали преобразования 1991-1993 годов в области службы офицерского состава. Были отменены такие взыскания как арест офицера, разрешено увольнение из ВС по собственному желанию, офицерским собраниям предоставлялись широкие права. Резко возросла активность офицеров, они стали сами участвовать в разрешении внутриармейских проблем. Руководство страны и ВС РФ, не найдя применения нарастающей энергии офицерства, сочло более удобным запретить офицерское самоуправление. Примером гуманизации офицерской среды можно назвать деятельность командира 106 ВДД генерал-майора А. Лебедя и командира 137 пдп подполковника В. Хацкевича. Создав в ранее отстающих по дисциплине частях атмосферу взаимного уважения в офицерской среде, они смогли в 1987-1988 гг. добиться резкого улучшения состояния дел и повышения патриотизма военнослужащих. Это позволило частям успешно решать специальные задачи в Закавказье в 1988-1990 годах. Такой опыт был реализован в Сиб ВО в отдельной бригаде "спезназ" ГРУ полковником Л. Поляковым в 1993 - 1996 гг.

Образцом стихийной оптимизации компонентов системы воспитания военнослужащих стал некоторый опыт чеченской кампании. Из существующих воспитательных структур командование вынуждено было создавать справочно-информационные, юридические центры, фронтовые концертные бригады, центры психологической реабилитации и комнаты психологической разгрузки. Возросло значение женской общественности.

В СибВО данный опыт был осуществлен с санкции командующего округом генерал-полковника В.А. Копылова. Именно он обеспечил единую направленность деятельности воспитательных структур в трудных для войск 1994-1996 годах. Сделав ставку на идею государственного патриотизма, он этим самым придал общий вектор деятельности подсистем воспитания. Результатом стала стабилизация воинских коллективов в это трудное для страны и армии время, когда военнослужащим на 4-6 месяцев задерживали выплату денежного довольствия. В конце 1994 года сибирские части достойно воевали в Чечне.

Исследование, проведенное мной, свидетельствует, что даже создание благоприятных социально-педагогических условий в сфере воспитания не гарантирует его эффективности. Необходимо обеспечить позитивные перемены в системе смысложизненных ориентаций военнослужащих. Их направленность во многом определяет продуктивность восприятия патриотических ценностей, норм поведения и вектора практических действий воспитуемыми.

Современное состояние мировоззренческо-смысловой сферы военнослужащих свидетельствует о переживаемом ими духовном кризисе [38; 57; 59; 56; 62].

Снижение патриотических мотиваций, коммерциализация военно-служебных отношений, выход на передний план материальных мотиваций к службе объективно подтверждают сказанное. К негативным последствиям данного факта можно отнести снижение служебной активности офицеров, досрочное увольнение значительного их количества из ВС РФ, многие неуспехи в служебно-боевой деятельности на войне. В период реформ резко возросло число самоубийств среди офицеров. Проведенные опросы свидетельствуют об их приоритетной направленности на решение личных проблем, порой в ущерб служебным обязанностям [53].

Идеология по своей сути выражает интересы этого социума, делая человека его служителем. Она играет роль организующей общественную жизнь формы, побуждает людей действовать во имя общественного интереса, стимулирует (и направляет) поведение человека по нужному социуму вектору, интегрируя при этом действия индивидов, превращая их в содействие. Человек, лишенный идеологических установок, социально ущербен. Поэтому призывы к деидеологизации российского общества, составляющих его социумов и людей, антисоциальны, антигуманистичны и враждебны нам. Они ведут к дальнейшей атомизации общества.

Идеологические ценности человека резонно изучать не для анализа его индивидуальности, а в связи с его социальным статусом, выполняемыми социальными ролями, установлением меры его социализированности, адаптированности к нормам социумов, решением многих иных социологических вопросов.

Все предшествующие модели воспитания, существовавшие в мировой практике, несли на себе отпечаток этничности и социальной принадлежности воспитуемых.

Сегодня такое социальное расслоение - реальность современной России. "Элитарные" ВУЗы не только существуют, теория элиты и необходимости деления воспитания и образования на "элитарное" и "массовое" уже стала предметом дискуссии в российском политическом и научном "истеблишменте".

Как сегодня отражается "социальное" на эффективности системы воспитания российского общества вообще и системы патриотического воспитания военнослужащих в частности?

Современная динамика социальных перемен в России привела к тому, что многие представители новой политической элиты и, соответственно, их дети не стоят на государственно-патриотических позициях. Это было подмечено в ряде публикаций российской прессы в 90-е годы [9; 13; 27; 58]. Российская армия по составу солдатского элемента сегодня рабоче-крестьянская. В мотивациях на получение высшего военного образования ведущими становятся связанные с возможностью бесплатного получения высшего военного образования. В связи с ухудшением материального положения профессиональных военных со второй половины 90-х годов наблюдается устойчивый рост числа курсантов из семей офицеров.

Падение престижа офицерских профессий и изменение социального состава курсантской среды в пользу неимущих сословий отразилось на качестве курсантского материала, его общей образованности, нравах и обычаях в быту. При опросе генерал-полковником Квашниным весной 2000 года около 80 курсантов 2 курса Новосибирского ВОКУ, ни один из них не смог назвать даты образования на Руси централизованного государства. В ВВУЗах существуют наркомания, взаимные драки, имели место даже факты самовольного оставления места службы и расстрела сослуживцев. Современное социальное положение военнослужащих как социальной группы не способствует ее стабилизации. Мизерное денежное содержание за тяжелый, связанный с риском для жизни, труд, невозможность содержать семью, неразрешенность жилищных проблем приводит к стабильному недовольству их материальным положением и службой [38; 57; 62]. Причем, как показывают данные приведенных выше источников число недовольных колеблется в 90-е годы в интервале от 60% до 90%.

Во второй половине 2000 года результатом такого отношения государства к профессиональным военным стало снижение доверия к власти и повышение социальной протестности (см. таблица 2 приложение 4) [24, с.23].

Переживаемые офицерством как социальной группой трудности вызвали к жизни в 2000-е годы противоречивые тенденции. С одной стороны, фактическая ликвидация институтов самоуправления в офицерской среде путем ограничения полномочий офицерских собраний, судов чести офицеров и экономическая дискриминация офицеров государством привели к диссоциации этой социальной группы и снижению ее патриотических мотиваций. С другой - эти же факторы усилили корпоративность военных кадров, о чем свидетельствует повышение места военно-корпоративных ценностей в иерархии ценностей российского офицерства.

Рассмотрим более подробно сущность, место и роль этнических факторов в воспитании патриотизма военнослужащих. Данный вопрос особо значим сегодня, поскольку около 90% военнослужащих составляют представители русской национальности [62].

Для обеспечения благоприятных социально-педагогических условий воспитания патриотизма особенно значимы такие факторы этнического, как направленность и структура этнического сознания, ментальность, традиции и обычаи.

Исторический опыт убедительно доказывает, что успешно сохраняют свои жизненные силы народы и нации, реализующие этноцентристскую модель развития. Примером тому являются Япония, Китай, Индия, Израиль, Великобритания. В данных странах на протяжении тысячелетий последовательно реализуются этнические системы воспитания граждан. Они полно учитывают психо-биологические особенности данных народов, строятся в соответствие с этническими традициями и обычаями, при полном учете особенностей менталитета населения. Причем, именно этническое самосознание, возведенное в высшую ценность, обеспечило последовательное сохранение этно- и генотипа этих народов на протяжении истории их существования.

По мнению ряда авторов [1; 4; 8; 63], национальный характер представляет не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития.

Ими составлены основные характерологические портреты типичных представителей основных наций.

Так, например:

Немец: практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий.

Русский: откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый.

Личность, не причисляющая себя ни к одной из наций, относящая себя ко всему человечеству, идентифицируется как трансэтничная (космополит). Человека, живущего и сознательно участвующего в культурной жизни и традициях двух разных народов, называют маргинальной личностью (колеблющейся между двумя культурами). Такой человек не сможет до конца порвать со своим прошлым и его традициями и никогда не будет принят в полном объеме в новое общество, в котором попытается найти для себя место.

Соотношение понятий традиция, обычай, ритуал, обряд, следующее:

традиция функционирует во всех сферах социальной жизни (философские, научные, трудовые, боевые, национальные, революционные, духовные и т.п.), являясь видовым понятием;

обычай заключается только в неуклонном следовании воспринятых из прошлого предписаний, действует не во всех сферах и выступает средством практического преобразования и использования различных объектов (в сфере труда, семейных отношений);

ритуал (обряд) только символизирует определенные общественные отношения, воздействуя на эмоциональную сферу человека, понятие ритуал уже понятия обычай.

Можно предложить следующую модель взаимодействия компонентов обычая как социального института (см. схему 4 приложение 5).

Взаимодействие компонентов обычая представляет собой социальный механизм его передачи. У представителей разных народов он имеет свои особенности. При этом, обычай как социальный институт имеет ряд важнейших черт, которые позволяют достаточно эффективно идентифицировать его среди сходных социальных феноменов. К ним, относятся повторяемость, передаваемость, устойчивость и массовость. Отсутствие какого-либо из этих показателей позволяет с большой вероятностью определить, что это не обычай.

Таким образом, вполне очевидно, что национальные системы воспитания патриотизма имеют четко выраженные особенности, определяемые различиями в культуре, психических особенностях этноса, его национальных интересов, ценностей, этнической самооценкой и сознанием тождественности со своим этносом. Эти различия, ведущие порой к национальному изоляционизму у таких народов как цыгане, японцы или сепаратизму (курды, чечены, уйгуры и др.), объективно предполагают, что государство, их вмещающее, для обеспечения своей стабильности должно формулировать общегосударственную идеологию и ценности. Последние в таком случае являются общим вектором, определяющим направленность этнических и социально-групповых субидеологий и являющимся для них своеобразным эталоном. Обычаи, традиции, ритуалы - важные средства передачи этнических ценностей, включая патриотизм.

Несмотря на современную моноэтничность воинских коллективов, именно поэтому сохраняется высокий уровень конфликтности на национальной почве. Так, в 2008 году 8% воинов отметили, что такие конфликты случаются часто, 21% - случаются редко и 21% затруднились с ответом [24, с. 19]. Сказанное свидетельствует об этническом характере национальных систем воспитания. Причем уровень идентификации русских отмечается большинством исследователей как крайне низкий. Так Ф.С. Файзуллин, А.Я. Зарипов и Ю.Г. Волков отмечают это по результатам проведенных ими исследований [9; 641]. Сказанное подтверждает В.В. Сметанников [49].

Подводя итог, следует отметить, что знание социального происхождения и жизненного пути воспитуемого необходимо учитывать в выборе конкретной методики и форм воспитательного воздействия, обращенного на него.

В разработке национального компонента содержания воспитания необходимо учитывать такие факторы этнического, как этническое самосознание, ментальность, традиции, обычаи и ритуалы каждого народа.

Учет этнопедагогических традиций как элементов духовно-нравственного наследия, связанного с воспитанием патриотизма военнослужащих России, обеспечивает поддержание эффективности системы воспитания патриотизма.

Выводы по второй главе.

. Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогических систем понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие их состояние и развитие. Среди них можно выделить общие и специфические условия, действующие на мега-, макро-, мезо - и микроуровнях.

. К основным условиям обеспечения эффективности функционирования системы воспитания патриотизма военнослужащих российской армии относятся:

наличие общегосударственной идеологии и ценностей;

демократизация военно-служебных отношений;

учет социальных и этнических особенностей обучаемых;

гуманизация военной среды;

духовная реабилитация военных кадров;

оптимизация компонентов системы;

согласованность действий систем патриотического воспитания разного уровня;

минимизация негативных непрограммируемых влияний среды;

надежное управление компонентами системы и воспитательным процессом.

. Гуманизация военно-служебных отношений является общей тенденцией в армиях развитых стран. Она включает в себя:

гуманизацию педагогического пространства;

формирование духовности воспитуемых;

личностную ориентацию процесса воспитания;

мотивацию на гуманные ориентации и поведение;

закрепление в сознании гуманистических ценностей на основе этнопедагогики;

преодоление экстремальности форм и методов воспитания и повседневной жизни военнослужащих;

Гуманизация военно-служебных отношений является необходимым условием повышения эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии.

. Адекватная мотивационная модель личности воспитуемого представляет собой необходимое условие действенности системы патриотического воспитания. Создание значимых материальных, политических, социальных и административных мотиваций для патриотического поведения личности существенно повышает эффективность его воспитания.

. Системы воспитания социально и этнически обусловлены исторически. Этнические и социальные факторы относятся в сфере воспитания к определяющим, что требует их особого учета в педагогической практике по воспитанию патриотизма в системе высшего военного образования.

. Среди прочих социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих центральное место бесспорно принадлежит законодательному закреплению общегосударственной идеологии и ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.059 с.)