ТОП 10:

Прогнозирование уровня безработицы и мероприятия по его снижению



 

Произведенные в предыдущих разделах анализ позволяет сделать предположение, что ситуация на рынке труда в Киясовском районе будет оставаться неутешительной. Для положительных сдвигов необходимо принятие ряда действенных мерю.

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на местном уровне необходимо привлекать объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти необходимо создать комиссии (комитеты), которые будут оказывать всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществлять над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере проводит практически каждый регион, выделяя на нее обычно 30-40% всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, в отличие от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

· поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами;

· обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из населенных пунктов с избытком рабочей силы в населенные пункты, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

· предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и населенным пунктам района и республики и создание для этой цели общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

· организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;

· финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

· специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

· стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда необходимо осуществлять мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

· не имеющие законченного школьного образования получают его;

· детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

· применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения;

· учебные курсы ­составляются силами ведущих специалистов; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

· в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

· поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

· используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в регионе и выше общий уровень трудовой активности населения.

Неумение работать интенсивно, без потерь, и раньше было одной из основных проблем нашей экономики. Поэтому неоправданное распространение скрытой безработицы и неполной занятости в Киясовском районе может еще более усугубить проблему, привести к дальнейшему снижению эффективности труда.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от многих факторов. Главные из них - банкротство нерентабельных и неконкурентноспособных предприятий, изменение форм собственности, сокращение емкости потребительского рынка. Наряду с обычными причинами остановок - необеспеченность сырьем и материалами, энергией, взаимные неплатежи - увеличилось влияние такого фактора, как сокращение покупательной способности населения. Не исключено, что многие предприятия, не находя спроса своей продукции, вынуждены будут и дальше сокращать число рабочих мест. 

Рычагами высвобождения должны стать не административные, а рыночные методы, прежде всего прекращение государственных дотаций неэффективным государственным предприятиям и приведение в действие закона о банкротстве.

Другой важнейшей мерой, которая может повлечь высвобождение излишних работников, является приватизация, причем преимущественно в частных формах (а не в форме передачи предприятия в коллективную собственность работников, которая нередко не только не стимулирует повышение эффективности производства, но нередко препятствует высвобождению и создает предпосылки для скрытой безработицы). Поэтому не формальная, а реальная приватизация, создающая действенные стимулы к повышению эффективности, может обеспечить сокращение численности персонала и приведение его в соответствие с действительной потребностью сократившегося производства. Если рассматривать предприятия, находящиеся в коллективной собственности, то необходимо отметить, что и при этом имеются возможности увеличения занятости, но данная форма приватизации также имеет отрицательную черту. Члены трудового коллектива, опасающиеся снижения своих доходов, нередко выступают против приема новых работников, что ограничивает возможности расширения производства при увеличении спроса на продукцию.

Но что очень важно, опыт многих предприятий свидетельствует, что высвобождение только в том случае эффективно, когда оно планируется заранее. Планирование высвобождения и его анализ позволяет точно и заблаговременно определить избыток рабочей силы, заранее разработать соответствующие мероприятия. В противном случае высвобождение кадров сопровождается значительными финансовыми потерями, снижением мотивации и производительности труда. Анализируя спрос на рабочую силу и ее предложение на несколько лет вперед, предприятия могут регулировать потребность в персонале в различные периоды времени, своевременно перезаключать контракты, поощрять ранний выход на пенсию вместо прямого высвобождения. Планомерный подход к сокращению персонала позволяет также заранее определять и подготавливать альтернативные варианты увольнения - обучение работников для свободных и новых рабочих мест, перемещение в другие подразделения предприятия, сокращение рабочего времени, содействие в получении работы на стороне. При этом и работники лучше адаптируются к изменению своего профессионального положения.

В проведении подобной работы на предприятиях должны участвовать все управленческие службы. Но, конечно, основная ответственность ложится на специалистов, непосредственно отвечающих за разработку и реализацию кадровой политики. Поэтому очень важно укрепление кадровых служб предприятий, особенно в период его реорганизации и высвобождения персонала, когда возникают дополнительные проблемы. Одна из них - усиление координации с другими службами и подразделениями предприятия для определения возможностей перераспределения работников внутри предприятия, их переподготовки, для обеспечения точного соблюдения трудового законодательства при высвобождении работников.

В настоящее время многим отделам кадров района, которые отвечают за организацию на предприятиях массового высвобождения рабочей силы, решение всех этих проблем не под силу.

Районная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в районной программе Киясовского района содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в районе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

· финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы района обеспечивают финансирование программ содействия занятости;

· социальному, в соответствии с которым администрация района устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью районной политики занятости, реализуемой местными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда Киясовского района как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в районе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки сельскохозяйственных предприятий местными и республиканскими органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем районной программы и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.

Анализ ситуации в сфере занятости в Киясовском районе в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.

Районным органам исполнительной власти прежде всего необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест;

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест;

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых районных целевых и инвестиционных программ;

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест;

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей;

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ;

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест;

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Районная служба занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должна с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные населенные пункты Киясовского района.

Практика показывает, что районные власти рассматривают фонд занятости как дополнительный источник финансирования мероприятий по проведению региональной политики, не всегда связанных с безработными и их социальной защитой. В Киясовском районе приоритетом в деятельности службы занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по мнению ее руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем. Вместе с тем, большая часть прошедших переобучение, по всей видимости, только «повышает свою конкурентоспособность», поскольку в среднем по Удмуртской Республике лишь 7% безработных, завершивших профессиональное обучение, трудоустраиваются.

Таким образом, полученные данные позволяет сделать ряд выводов.

Значительная часть средств районного фонда занятости расходуется неэффективно и на цели, не являющиеся, по сути, прерогативой службы занятости.

В районе отсутствует четко выраженная политика при выборе направлений расходования собранных в фондах занятости средств, а местные особенности можно, скорее, назвать местным произволом при поддержке местных властей.

Через фонд занятости в виде исключения может оказываться финансовая поддержка тем видам предпринимательской деятельности, которые способствуют развитию инфрастуктуры и сферы услуг в населенных пунктах, закрытие которых ставит под удар практически все население. В этом случае, однако, должны быть разработаны четкие критерии выделения и условия возврата средств при жесткой финансовой ответственности и крупных штрафных санкциях за нецелевое их использование.

Контроль за расходованием средств должен осуществляться финансовыми органами совместно с представителями районной службы занятости, в ведении которой находится фонд занятости, и общественными организациями (например, профсоюзами).

Приоритетом в период экономического спада должна быть не высокозатратная при малой отдаче активная политика (в тех формах, в которых она осуществляется сейчас), а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы, то есть страхование риска остаться без работы.

До возникновения такой системы источники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда следует «развести» во времени и в пространстве. Проведение активной политики должно быть прерогативой государства, а не фонда занятости, поскольку она требует значительно больших затрат на создание рабочих мест, организацию институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но и всего экономически активного населения. В ведении ФСЗ и фонда занятости в настоящее время целесообразно оставить только те ее формы, которые установлены Законом о занятости, а в перспективе перейти к частичному финансированию государством и этих форм.

Пассивная политика могла бы опираться на систему социального страхования от безработицы с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.

 


Заключение

В данной дипломной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

 


Список литературы

 

1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения. // Вопросы экономики, № 5, 2005.

2. Доклад. Итоги социального и экономического развития Удмуртской Республики за 1991-2004 гг. – Ижевск, 1992-2005.

3. Информация о социально-экономическом положении России, № 6, январь-июнь 2005.

4. Котляр С. Методология оценки безработицы. // Человек и труд, № 8, 2005.

5. Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства. // Вопросы экономики, № 4, 2004.

6. Материалы по обмену опытом для районных, городских отделов статистики. – Ижевск, ГК УР по статистике, 2005.

7. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения. // Экономист, № 4, 2005.

8. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, № 3, 2005.

9. Мэнкью Г. Макроэкономика — М.: МГУ, 2004.

10. Мэнкью Г. Макроэкономика. - М.: МГУ, 2005.

11. Население Российской Федерации, 2004 год. (Краткий статистический сборник.) — М.: Экономика, 2005.

12. Россия в цифрах, 2004. Госкомстат РФ. - М.: 2005.

13. Россия и страны мира, статистический сборник. М.: - 2004.

14. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. - М.: РЭА, 2004.

15. Сорока И. Социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика как приоритетные модели российского рынка. // Вопросы экономики, № 5, 2004.

16. Социально-экономическое положение России. № 2, 2003.

17. Статистический пресс-бюллетень, № 3.- М.: Экономика, 2005.

18. Труд и занятость в Удмуртской республике за 1991-2004 годы. Статистический сборник. – Ижевск, 2005.

19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономикс. – М.: Экономика, 2004.

20. Хейне П. Экономический образ мышления — М.: Новости, 2005.

21. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, №11-12, 2004.

22. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, № 2, 2005.

23. Чичканов В. Какую модель мы выбираем? // Экономика и жизнь, № 7, 2003.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.126 (0.022 с.)