ТОП 10:

Проблемы формирования рынка трудовых ресурсов и управления занятостью населения



 

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

· появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

· привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

· обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Судя по прогнозам, в ближайшие три года доля незанятого населения у нас будет расти. Так, к 2002 году численность населения у нас миллиона на два сократится, а численность безработных, наоборот, возрастет. Однако необходимо обратить внимание на то, что численность трудоспособного населения у нас в эти годы возрастет. Сейчас мы вступаем в такую демографическую фазу, когда увеличивается численность экономически активного населения. В 2005-2001 году на рынок труда будет приходить по 750 тысяч человек, а в 2003-2005 — по 670 тысяч. Прибавьте к этому увольнения из вооруженных сил, кроме того, в текущем году амнистировано около 100 тысяч осужденных. Таким образом, мы имеем прирост трудоспособного населения и растущую нагрузку на рынок труда. Это хорошо в период экономического роста, которого у нас пока нет.

По методологии Международной организации труда (МОТ) у нас к концу мая 2005 года было 10.4 млн. человек безработных, а это уже 14.2% экономически активного населения. Регистрируемая безработица, наоборот, падает. Она сократилась до 1 миллиона 730 тысяч человек, что составляет всего 2.4% экономически активного населения. Обе цифры — весьма относительны. Цифра зарегистрированной безработицы ниже доли потенциально регистрируемых безработных в силу падения экономического интереса. Поскольку у Фонда занятости серьезные экономические проблемы, его дефицит составляет 3.5 млрд. рублей, у людей пропадает стимул выполнять довольно рутинные процедуры фонда, не получая после этого денег.

С другой стороны, цифра МОТ тоже не совсем верна, потому что «МОТовская» методика, которая у нас реализуется путем соответствующих опросов, выглядит следующим образом. Вас спрашивают: находитесь ли вы в трудоспособном возрасте, и если у вас нет работы, то ищите ли вы ее. Если вы говорите «да», то вас засчитывают в число безработных, несмотря на то, что какие-то источники дохода у вас могут быть, а также на то, что вы можете работать, но не хотите сообщать об этом ни интервьюеру, ни официальным органам это говорить. Существуют довольно интересные разработки западных аналитиков, которые считают, что в России не будет высокой безработицы даже в период серьезной реструктуризации экономики. Ведь по сути плата за низкий уровень безработицы — низкие темпы реформы предприятий. Мы медленно реформируем предприятия и за счет этого содержим массу скрытых безработных или частично занятых. По западным оценкам, в такой большой стране, как наша, скорее будет низкая конкуренция на рынке труда, что на самом деле тоже является дестимулирующим фактором.

В основе этой концепции лежит соображение о том, что в России создан высокий запас производительных сил. Это площади, это простаивающее оборудование, это, наконец, большая концентрация и относительная доступность природных ресурсов. Возможности для самозанятости населения достаточно велики. Ввиду этого, западные специалисты сами ставят под сомнение адекватность «МОТовских» цифр, хотя на высокий потенциал самозанятости накладываются ограничения со стороны внешнего и внутреннему спроса.

Естественно, что экономический климат не благоприятствует деловой активности. Вследствие этого у нас не так много предпринимателей, не так много рабочих мест создается, не так много людей, которые стремятся к самозанятости, тем не менее для желающих работать работа в нашей стране есть. Но наши люди очень неизобретательны и негибки в поисках работы. У нас нет культуры постоянной переподготовки в течение жизни. У нас скорее японская культура — мы жестко привязаны к одному предприятию, к одному виду деятельности. Более современный тип поведения на рынке труда — это готовность менять виды деятельности. Конечно, это очень тяжело людям, которым за пятьдесят, — у них очень мало шансов быть устроиться на новую работу или пройти переподготовку.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в некоторых отраслях растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики.

В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность центров занятости от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего центра занятости может превышать 80 км.

Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в центр занятости, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном центре занятости. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

Возможности центров занятости по трудоустройству безработных ограничены. Подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в центр занятости невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий «сохраняет» численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

Отличительной чертой России является необычно большой отток из рядов безработных. Сопоставляя ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.

Низкие показатели притока связаны с решением предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.009 с.)