ТОП 10:

Уплата единого налога на вмененный доход и предоставление бухгалтерской отчетности



Введение

единый налог бухгалтерский отчетность

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию и поддержке малого предпринимательства. Принимаются программы по финансированию малого бизнеса, устанавливаются различные льготы. Однако данная сфера деятельности все еще остается довольно рискованной: недостаток средств, несовершенное законодательство, бюрократизм, а также конкуренция со стороны крупных компаний мешают развитию малого бизнеса.

С 1 января 2009 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части ограничения круга организаций, подлежащих переводу на единый налог на вмененный доход. Теперь это стало привилегией только субъектов малого предпринимательства.

В данной работе представлен глубокий анализ практики применения единого налога на вмененный доход в Российской Федерации, с учетом изменений законодательства рассмотрены спорные ситуации, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Актуальность и доступность изложенного материала, анализ норм законодательства, позиций официальных органов и судебной практики помогают понять и разобраться в проблемах, связанных с применением единого налога на вмененный доход.

 


Условия применения ЕНВД

 

Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и при меняется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из данной нормы, следует вывод, что система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер, если на территории осуществления налогоплательщиком деятельности в установленном порядке введен ЕНВД и в нормативном правовом акте соответствующих представительных органов указан вид его деятельности.

По мнению Минфина России, в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данной территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности. Такая позиция выражена финансовым ведомством, например, в письмах от 6.09.20012г. N03-11- OS/216, от 1.12.2012 г. N03-11-04/3/518, от 14.07.2012 г. N03-11-04/3/349, от 7.06.12 г. N03-11-04/3/283, от 27.03.12 г. N03-11-04/3/157 [1, с. 5].

Минфин России в письме от 10.01.2013 г. N03-11-09/2, рассматривая невозможность перехода на уплату ЕНВД в добровольном порядке, указывает на то, что одна из основных задач его введения - привлечение к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен: розничная торговля, общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, т.е. таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.

Такая позиция поддерживается Конституционным судом Российской Федерации в Определениях от 16.03.12 г. N69-0, от 24.02.11 г. N21-0 и от 20.12.11 г. N526-0.

Судебная практика подтверждает, что применение ЕНВД является обязанностью, а не правом налогоплательщика в силу ст. 23 НК РФ, предусматривающей его обязанность уплачивать законно установленные налоги, и положений главы 26.3 НК РФ. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 2.11.12 г. NФ09-9002/06-Сl, от 24.10.12г. NФ09-9283/06-Сl и от 4.09.12 г. N Ф09-7729/06-Сl, ФАС Центрального округа от 29.11.12 г. N А09-3411/06-16, ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.012г. NA38-901-4/188-2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.12 г. NA19-9761/06-50-Ф02-3078/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 г. NФ04-166/2009(l9516-А75-27), в которых суды указывают на то, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется на основании норм законодательства и носит обязательный характер.

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.11 г. N155-ФЗ (в ред. от 26.11.11 г.) (далее - Закон N155-ФЗ) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем п. 2 ст. 346.28 НК РФ);

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, предусмотренным в п.п. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в п.п. 11 п. 2 ст. 346.26 НКРФ [1, с.6].

Указанные налогоплательщики должны подать (направить по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке их на учет (далее - заявление о постановке на учет) по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее 5 дней с начала осуществления предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.26 НК РФ).

Абзацем четвертым п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в ред. Закона N155- ФЗ) установлено, что постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД, выполняющих предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где действует несколько налоговых органов, происходит в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога. Ранее такой подход был закреплен в письме Минфина России от 1.10.11 г. N03-11-02/249. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД, в течение 5 дней со дня получения заявления о постановке на учет выдает уведомление о постановке на учет налогоплательщика [1, с.7].

Если плательщик ЕНВД прекращает свою деятельность, то он подает в налоговый орган в течение 5 дней заявление о снятии его с учета в качестве налогоплательщика. Налоговый орган в свою очередь в течение 5 дней со дня получения от него этого заявления направляет ему уведомление о снятии его с учета.

Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя и форма заявления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога в связи с прекращением предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов [1, с.7].

 

Расчет суммы ЕНВД

 

Основные понятия, связанные с расчетом ЕНВД

Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом обложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ вмененным доходом признается потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

В ст. 346.3 НК РФ определено, что ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

В п. 2 ст. 346.29 НК РФ определено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, рассчитанной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом на основании ст. 346.27 НК РФ базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, отражающего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Положениями ст. 346.29 НК РФ установлены конкретные физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, а также базовая доходность в месяц.

В соответствии с п. 4 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

Коэффициент К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Он определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.09 г. N1834-р Минэкономразвития России должен ежегодно не позднее 20 ноября публиковать в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Приказом Минэкономразвития России от 19.11.12 г. N401 коэффициент-дефлятор К1, был установлен в размере 1,091.

Приказом Минэкономразвития России от 12.11.12 г. N392 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2012 год» коэффициент K1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД в соответствии с главой 26.3 НК РФ, определен на 2009 г. равным 1,148. При этом ФНС России в письме от 18.12.12 г. NШС-6-3/943 сообщает, что для целей применения главы 26.3 НК РФ коэффициент- дефлятор К1 установлен в порядке, действующем до 1 января 2012 г., т.е. без перемножения на коэффициент-дефлятор КI' определенный на 2008 г. Новый порядок его расчета, учитывающий изменения, вне- сенные в главу 26.3 НК РФ Законом N155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2013 г.

В п. 6 ст. 346.29 НК РФ говорится, что при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут умножать базовую доходность, указанную в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, на корректирующий коэффициент К2. Этот коэффициент учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

Коэффициент К2 рассчитывается как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального уровня Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.

Согласно п. 19 ст. 1 Закона N155-ФЗ абзац третий п. 6 ст. 346.29 НК РФ, разрешающий налогоплательщикам самостоятельно учитывать фактическое время осуществления предпринимательской деятельности, признан утратившим силу. Данная поправка действует с 1 января 2009 г.

На практике возникало много споров между плательщиками ЕНВД и налоговыми органами по поводу правомерности применения корректирующего коэффициента К2 для учета фактически отработанного времени.

Так, письмом Минфина России от 3.05.06 г. N03-11-05/117 разъяснялось, что налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактическое время ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода. В этом же письме поясняется, что нормативами налогового законодательства не предусмотрены специальные формы для учета фактически отработанных дней при исчислении ЕНВД индивидуальными предпринимателями. Данный учет может вестись в свободной форме либо аналогично формам учета для организаций. В связи с этим налоговым органам было трудно контролировать фактически отработанное время плательщиков ЕНВД, а также невозможно доказать в суде факт занижения ими сумм единого налога (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.12.07 г. NФ08-8314/2007-3111А, постановление ФАС Уральского округа от 27.04.07 г. NФ09-2907/07-С3, постановление ФАС Центрального округа от 18.12.07 г. NА09-2556/07).

На основании п. 7 ст. 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органа- ми государственной власти городов федерального уровня Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

В силу п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя, он при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Согласно п. 10 ст. 346.29 НК РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем этой регистрации.

 

Заключение

 

Таким образом, малыми предприятиями признаются организации, среднесписочная численность которых за год не превышает 100 человек. При этом на уплату ЕНВД переводятся организации, среднесписочная численность которых за год составляет также не более 100 человек и которые осуществляют виды деятельности, переведенные нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на указанный специальный режим. С 1 января 2013 г. на уплату ЕНВД переводятся только малые предприятия, деятельность которых связана с наличными денежными расчетами с населением. В таких сферах деятельности налоговый контроль достаточно затруднен, поэтому сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается на основе физических показателей предпринимательской деятельности.

 


Список использованной литературы

 

1) Малые предприятия: применение единого налога на вмененный доход/ Ю.М. Лермонтов. - М.: «Финансовая газета», 2012. - 48 с. - (Финансовая газета: международный финансовый еженедельник).

) Журнал «Налоги и финансовое право», Приложение к №5, 2005 г.

) «Единый налог на вмененный доход»: Министерство экономического развития Челябинской области. Методическое пособие. Челябинск, 2005 г.

) Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных Законов от 20.07.2012г. №65-ФЗ; от 29.07.2012г. N95-ФЗ, от 20.07.2012г. N66-Ф3; от 29.12.2012г. N2208-ФЗ)

Введение

единый налог бухгалтерский отчетность

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию и поддержке малого предпринимательства. Принимаются программы по финансированию малого бизнеса, устанавливаются различные льготы. Однако данная сфера деятельности все еще остается довольно рискованной: недостаток средств, несовершенное законодательство, бюрократизм, а также конкуренция со стороны крупных компаний мешают развитию малого бизнеса.

С 1 января 2009 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части ограничения круга организаций, подлежащих переводу на единый налог на вмененный доход. Теперь это стало привилегией только субъектов малого предпринимательства.

В данной работе представлен глубокий анализ практики применения единого налога на вмененный доход в Российской Федерации, с учетом изменений законодательства рассмотрены спорные ситуации, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Актуальность и доступность изложенного материала, анализ норм законодательства, позиций официальных органов и судебной практики помогают понять и разобраться в проблемах, связанных с применением единого налога на вмененный доход.

 


Условия применения ЕНВД

 

Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и при меняется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из данной нормы, следует вывод, что система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер, если на территории осуществления налогоплательщиком деятельности в установленном порядке введен ЕНВД и в нормативном правовом акте соответствующих представительных органов указан вид его деятельности.

По мнению Минфина России, в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данной территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности. Такая позиция выражена финансовым ведомством, например, в письмах от 6.09.20012г. N03-11- OS/216, от 1.12.2012 г. N03-11-04/3/518, от 14.07.2012 г. N03-11-04/3/349, от 7.06.12 г. N03-11-04/3/283, от 27.03.12 г. N03-11-04/3/157 [1, с. 5].

Минфин России в письме от 10.01.2013 г. N03-11-09/2, рассматривая невозможность перехода на уплату ЕНВД в добровольном порядке, указывает на то, что одна из основных задач его введения - привлечение к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен: розничная торговля, общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, т.е. таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.

Такая позиция поддерживается Конституционным судом Российской Федерации в Определениях от 16.03.12 г. N69-0, от 24.02.11 г. N21-0 и от 20.12.11 г. N526-0.

Судебная практика подтверждает, что применение ЕНВД является обязанностью, а не правом налогоплательщика в силу ст. 23 НК РФ, предусматривающей его обязанность уплачивать законно установленные налоги, и положений главы 26.3 НК РФ. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 2.11.12 г. NФ09-9002/06-Сl, от 24.10.12г. NФ09-9283/06-Сl и от 4.09.12 г. N Ф09-7729/06-Сl, ФАС Центрального округа от 29.11.12 г. N А09-3411/06-16, ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.012г. NA38-901-4/188-2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.12 г. NA19-9761/06-50-Ф02-3078/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 г. NФ04-166/2009(l9516-А75-27), в которых суды указывают на то, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется на основании норм законодательства и носит обязательный характер.

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.11 г. N155-ФЗ (в ред. от 26.11.11 г.) (далее - Закон N155-ФЗ) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем п. 2 ст. 346.28 НК РФ);

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, предусмотренным в п.п. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в п.п. 11 п. 2 ст. 346.26 НКРФ [1, с.6].

Указанные налогоплательщики должны подать (направить по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке их на учет (далее - заявление о постановке на учет) по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее 5 дней с начала осуществления предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.26 НК РФ).

Абзацем четвертым п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в ред. Закона N155- ФЗ) установлено, что постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД, выполняющих предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где действует несколько налоговых органов, происходит в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога. Ранее такой подход был закреплен в письме Минфина России от 1.10.11 г. N03-11-02/249. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД, в течение 5 дней со дня получения заявления о постановке на учет выдает уведомление о постановке на учет налогоплательщика [1, с.7].

Если плательщик ЕНВД прекращает свою деятельность, то он подает в налоговый орган в течение 5 дней заявление о снятии его с учета в качестве налогоплательщика. Налоговый орган в свою очередь в течение 5 дней со дня получения от него этого заявления направляет ему уведомление о снятии его с учета.

Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя и форма заявления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога в связи с прекращением предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов [1, с.7].

 

Уплата единого налога на вмененный доход и предоставление бухгалтерской отчетности

налог бухгалтерский отчетность

Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов, но данный налоговый режим имеет существенную специфику.

Уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности заменяет обязанность по уплате с этих видов деятельности четырех основных налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога на имущество, взносов в ПФР и в ФОМС.

При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Это значит, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:

- типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

-  места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

-  характера местности (тип автомагистралей и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

-  удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок; от остановок пассажирского транспорта;

-  характера реализованных товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

-  ассортимента реализованной продукции;

-  качества представляемых услуг;

-  сезонности;

-  суточности работы;

-  качества занимаемого помещения;

-  производительности используемого оборудования;

-  возможности использования дополнительной инфраструктуры;

-  инфляции;

-  количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком

Нормативно правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливается размер вмененного дохода и значение иных составляющих формул расчета единого налога.

Правительство РФ в течении одного месяца со дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ разрабатывает и доводит до сведения законодательных (представительских) органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих. Принятый законодательными (представительскими) органами субъекта РФ нормативно правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее, чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу (квартал), но не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативно правового акта. Все индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащий уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.

Примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода утверждена Приказом ГНС РФ от 12.08.98г. №БФ-3-02/182.

Расчет суммы единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности.

При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, следует исходить из того, что валовой доход организации (предприятия) и прогнозируемый по его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо на основании анализа статистических данных.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Сумму ЕНВД исчисляют по итогам налогового периода, применив рекомендованную формулу. Если в течении квартала величина физического показателя меняется, то плательщик ЕНВД учитывает это изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Согласно Налоговому Кодексу РФ, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, может быть уменьшена налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход заполняется налогоплательщиками, переведенными на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, принятыми в соответствии с гл.26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2002, №21).

Внесение дополнений и изменений налогоплательщиком в налоговую декларацию при обнаружении в текущем отчетном (налоговом) периоде не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в прошлых отчетных (налоговых) периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, или иных ошибок, повлекших завышение (занижение) сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, производится путем представления корректирующей налоговой декларации за соответствующий истекший отчетный (налоговый) период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.

Корректирующая налоговая декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств. При перерасчете налогоплательщиком налоговых обязательств не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот отчетный (налоговый) период, за который налогоплательщиком производится перерасчет налоговых обязательств.

Общие требования, которые должны соблюдать плательщики ЕНВД при заполнении декларации, сформулированы в разделе I, II Порядка заполнения декларации.

Декларация состоит из титульного листа и четырех разделов. В разделе 1 отражается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика. Налог по каждому виду деятельности рассчитывается в разделе 2. Для определения общей суммы единого налога на вмененный доход с учетом уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд и пособий по временной нетрудоспособности предназначен раздел 3. В разделе 3.1 налогоплательщики указывают сумму налога отдельно по каждому ОКАТО.

Раздел 1 - сводный и заполняется в последнюю очередь. В нем фиксируются суммы налога, рассчитанные в разделе 3.1.

Достоверность и полнота указанных сведений подтверждаются подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) или представителя налогоплательщика, проставляется дата подписания раздела.

Раздел 2 - с этого раздела следует начинать заполнение декларации. В нем отражаются все виды предпринимательской деятельности и места их осуществления. Допустим, налогоплательщик занимается только одним видом деятельности, но в разных муниципальных образованиях. Тогда данный раздел заполняется отдельно по каждому коду ОКАТО. Если в одном месте налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, на каждый заполняется соответствующий лист раздела 2.

В Разделе 3 определяется общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по всем кодам ОКАТО. Раздел заполняется на одном листе независимо от количества видов предпринимательской деятельности и мест их осуществления.

В разделе 3.1 рассчитывается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет каждого административно-территориального образования, на территории которого налогоплательщик ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Он заполняется по каждому коду ОКАТО, указанному в строках 030 заполненных разделов 2.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

В соответствии с положениями п.1 ст.53 НК РФ объектом налогообложения для субъектов рассматриваемой системы налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика. Таким образом, базовым экономическим показателем, исходя из величины которого и исчисляется объем налогового обязательства, выступает не фактический хозяйственный результат деятельности налогоплательщика, а расчетный доход, административно "вмененный" налогоплательщику для целей налогообложения.

При этом налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина этого вмененного дохода.

Сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за налоговый период на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

Основаниями для включения в налоговую декларацию по единому налогу данных об исчисленных и уплаченных за обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются составленный налогоплательщиком-организацией в произвольной форме расчет, а также копия платежного документа, подтверждающая уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет (месту нахождения) налогоплательщика-организации.

Указанная система налогообложения оказывает минимальное влияние на организацию бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Это обусловлено тем, что размер ЕНВД рассчитывается не на основании данных бухгалтерского учета (в отличие от других режимов налогообложения), а исходя из законодательно установленных величин доходности того или иного вида деятельности. По этой причине в плане эффективной организации системы бухгалтерского учета, хозяйствующие субъекты, подпадающие под ЕНВД, обладают наибольшими возможностями в соответствии с налоговым законодательством.

Таким образом, одним из несомненных достоинств системы налогообложения в виде ЕНВД можно признать простоту исчисления, широту распространения среди налогоплательщиков, возможность сочетания с другими системами налогообложения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.026 с.)