Тема: Учредительные документы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Учредительные документы



Курсовая работа

 

Дисциплина: Гражданское право (общая часть)

 

 

Тема: Учредительные документы

И государственная регистрация юридического лица

 

Студентки 2 курса

Группы К 2 З 13

№ студ. билета 33072

Ильиничевой Юлии Александровны

 

Москва

2002г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Введение                                                                                                -3-

2. Основная часть                                                                                      -4-

2.1. Понятие и признаки юридического лица                                                     -4-

2.2. Подготовка к регистрации юридического лица                                          -8-

2.2.1. Выбор организационно-правовой формы                                     -8-

2.2.2. Подготовка пакета учредительных документов                           -11-

2.2.3. Юридический адрес                                                                          -14-

2.3. Государственная регистрация юридического лица                         -16-

2.3.1. Процедура регистрации юридического лица                                -16-

2.4. Государственная регистрация организаций

с иностранными инвестициями и филиалов юридических лиц           -20-

3. Заключение                                                                                            -23-

4. Нормативный материал и использованная литература                    -24-

 

Введение

       В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия (различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения.

       В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

В результате несовершенства действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели сталкиваются с большими сложностями как правового, так и организационного характера при попытке зарегистрировать, либо перерегистрировать свой статус.

В отсутствие закона о регистрации юридических лиц, принятие которого предусмотрено ст. 51 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК) на основании ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», продолжает применяться прежний порядок регистрации юридических лиц. Он характеризуется множественностью регистрирующих органов и регистрационных процедур, отсутствием единых подходов и принципов государственной регистрации юридических лиц, противоречивостью нормативно-правовой базы, длительностью сроков прохождения регистрации.

Вследствие существования большого числа органов, осуществляющих регистрацию, необходимости прохождения регистрационных процедур, отсутствия единых форм учета и контроля практически отсутствует обобщенная информация о зарегистрированных предприятиях и организациях и весьма затруднительно получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице. Как результат – появление предприятий с одинаковыми наименованиями, почтовыми адресами и пр.

Эти и другие проблемы оказывают негативное влияние на экономику нашей страны, создают существенные трудности для участия субъектов предпринимательской деятельности в гражданском обороте, способствуют росту преступности. В настоящей работе мы постараемся проследить процесс создания нового юридического лица: от подготовки учредительных документов до постановки предприятия на учет в ИМНС и государственные фонды.


 

Основная часть

2.1. Понятие и признаки юридического лица

 

       Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.

       Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюции права обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и в последствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

       Юристы Римской республики обсуждали идею существования союзов, которые обладали нераздельным, обособленным имуществом и выступали в гражданском обороте от собственного имени. Само понятие “юридическое лицо” было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы обязаны римскому праву.[1]

       В Средние века представления о юридических лицах все еще находились под влиянием догматов римского права. Однако в эту эпоху и в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее развитие и как следствие накопленного опыта регулирования отношений с участием юридических лиц - создание гражданских и торговых кодексов XIX века. Развитие экономики в конце XIX века привело к развитию учения о юридических лицах - появились оригинальные исследования проблем юридических лиц. Значение института юридического лица возросло в XX веке. Этот рост был обусловлен усложнением инфраструктуры и интернационализацией предпринимательской деятельности, расширением государственного вмешательства в экономику и появлением новых информационных технологий. Вследствие этого значительно увеличивается объем законодательства о юридических лицах, а также улучшается его качество.

       Совершенствование такого важного и по-своему сложного социального института, как юридическое лицо, практически невозможно без его серьезных научных исследований. Такие исследования велись на протяжении всей истории существования юридических лиц и в XIX веке привели к созданию ряда фундаментальных теорий.

       Вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности определяют как основную научную проблему, которая в свою очередь, вызывает наибольшие дискуссии. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы:[2]

· концепции, отрицающие существование реального субъекта со свойствами юридической личности;

· концепции, признающие существование носителя таких свойств.

       Советская юридическая наука уделяла серьезное внимание исследованию теории юридического лица. В 40-50-е годы был создан целый ряд работ, которые заложили основы современного понимания этого института. В то время внимание концентрировалось на изучении юридической личности государственных предприятий, однако, сделанные в то врем выводы обладают значительной научной и методологической ценностью и сегодня.

       Одновременное существование множества разных теорий юридического лица можно объяснить большой сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института преобладала на этом этапе. развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.

       Какие же цели преследует законодательное регулирование статуса юридических лиц сегодня? Ответ на этот вопрос ясен из анализа тех функций, которые выполняет институт юридического лица:[3]

1. Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2. Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3. Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

4. Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юридических лицах, ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни.

В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом[4], для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами[5], правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.

В соответствии со статьей 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 В пункте 1 указанной статьи перечисляются традиционные признаки юридического лица:

*  организационное единство, которое проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Организационное единство закрепляется учредительными документами юридического лица и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

*  имущественная обособленность означает, что юридическое лицо имеет в своем распоряжении определенное имущество, которое принадлежит только ему. Особенность содержащейся в данной норме заключается в том, что в ней прямо указаны те правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:

а) право собственности[6];

б) право хозяйственного ведения[7];

в) право оперативного управления[8].

*  самостоятельная гражданско-правовая ответственность[9] - каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность по своим обязательствам, то есть участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых.

*  выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Наряду с организациями, обладающими правами юридического лица, в общественной жизни участвуют и различные объединения, не являющиеся субъектами права. В этом качестве могут выступать, например профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации[10], некоторые общественные объединения[11] и религиозные группы [12].

.

Подготовка к регистрации юридического лица

Подготовка пакета учредительных документов

Учредительные документы – это своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его название, место нахождения, учредители, порядок управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского кодекса РФ и законом для юридических лиц соответствующего вида. Для ООО – это Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98г. Для ЗАО – это Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95г.

Основным учредительным документом предприятия является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя предприятия (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава предприятия.

Московская регистрационная Палата (далее – МРП) предъявляет очень высокие требования к тексту учредительных документов. Если текст учредительных документов не соответствует вышеперечисленным законодательным актам или недостаточно полно отражает изложенные в них нормы, то это может являться основанием для отказа в регистрации предприятия. Документы также должны быть определенным образом оформлены. Ниже приведены общие требования к оформлению учредительных документов, предоставляемых в МРП.

 

1. Учредительные документы должны быть отпечатаны на печатной машинке либо с помощью компьютерной техники.

2. Учредительные документы не должны содержать ошибок, подчисток или исправлений.

3. Учредительные документы должны быть пронумерованы, начиная с титульного листа, прошиты прочными нитками, концы которых должны быть завязаны с обратной стороны документа и проклеены небольшими листочками бумаги.

4. При наличии в числе учредителей юридических лиц, документ может быть опечатан с обратной стороны печатью одного из юридических лиц.

 

Требования к оформлению

Юридический адрес

Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Сейчас вместо понятия «юридический адрес» употребляется понятие «место нахождения». Информационное письмо МРП № МРП/8-16962 от 10.09.98г. гласит, что местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в уставе основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и т.д.). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в МРП и налоговую инспекцию.

В качестве адреса места нахождения юридического лица можно использовать домашний адрес учредителя, который имеет московскую прописку. Это разрешено только для предприятий – субъектов малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства считается предприятие, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в котором численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

­ в промышленности – 100 человек;

­ в строительстве 100 человек;

­ на транспорте – 100 человек;

­ в сельском хозяйстве – 60 человек;

­ в научно-технической сфере – 60 человек;

­ в оптовой торговле – 50 человек;

­ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

­ в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.[13]

Если создаваемое предприятие – субъект малого предпринимательства, учредитель вправе заявить адресом места нахождения свой домашний адрес. В этом случае для подтверждения адреса места нахождения юридического лица необходимо предоставить следующие документы:

­ копию лицевого счета и выписку из домовой книги на домашний адрес;

­ уведомление от учредителя, предоставляющего свой домашний адрес в качестве адреса места нахождения регистрируемого юридического лица. Настоящее уведомление должно содержать информацию о среднесписочной численности работников предприятия, об учредителях, о месте хранения документов и обязательство последующей регистрации предприятия в Реестре субъектов малого предпринимательства. Это уведомление подписывается, с одной стороны совершеннолетними членами семьи учредителя прописанными по данному адресу, и с другой стороны всеми учредителями юридического лица.

 

F. Открытие расчетного счета в банке

       Для открытия расчетного счета необходима банковская карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати, заверенная у нотариуса. Для заверения у нотариуса подписей на банковской карточке, требуется личное присутствие тех лиц, которые будут расписываться на карточке с паспортами, оригиналы учредительных документов организации, печать организации, приказы о назначении на должности.

       Банк обязан выдать справку об открытии расчетного счета и извещение на специальном бланке об открытии расчетного счета для предоставления в ИМНС в десятидневный срок. ИМНС, в свою очередь, предоставляет в банк информационное письмо о получении извещения об открытии расчетного счета в банке. Это письмо предоставляется в банк для разблокировки счета (возможности осуществления операций со счетом).

 

Заключение

В данной работе была произведена попытка совместить теоретические основы государственной регистрации юридических лиц и практический опыт по данной проблеме. Предпринимателю, столкнувшемуся с необходимостью регистрации своей организации и изучившему нормативную базу по этому вопросу, приходится на практике убеждаться в том, что изученные им нормативно-правовые акты и реальные требования государственных органов, ведающих вопросами государственной регистрации на всех ее этапах, отличаются друг от друга, а иногда диаметрально противоположны. Возможно, имеет место различное толкование закона и недостаточная профессиональная подготовка служащих государственных органов.

В начале настоящей работы было отмечено, что законодательство федерального уровня в этой важной сфере гражданских правоотношений отсутствует. В отсутствие четких законодательных предписаний и жесткого государственного контроля, будут иметь место различного рода правонарушения, как со стороны создающихся юридических лиц, так и со стороны регистрирующих органов.

 

 

4. Нормативный материал и использованная литература

 

1. Гражданский Кодекс РФ от 1 января 1995 года

2. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: 1997.

3. Закон г. Москвы от 20.01.99г. № 3 "0 Московской городской символике"

4. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 455-I от 25.12.1990.

5. Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» № 2000-I от 07.12.1991.

6. Закон РФ “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. (с изменениями от 13 июня 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. С. 1; № 25, С. 2956

7. Закон РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 8 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. С.785

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.96 г. № 1463 "Об использовании в названиях наименований "Россия", "Российская Федерация"

9. Постановление Правительства РСФСР «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» № 26 от 28.11.1991.

10.Распоряжением Мэра г. Москвы от 26.11.97г. № 925- РМ " Об использовании наименований "Россия", "Российская Федерация", "Москва", Изображений и наименований архитектурных и исторических памятников города Москвы"

11.Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» № 1482 от 08.07.1994.

12.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999.

13.Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12.01.1996 г № 10-ФЗ, ст. 8 п. 1// СЗ РФ. 1996. № 3.

14.Федеральный закон “Об общественных объединениях” от 19.05.1995 г. (с изменениями от 17.05.1997 г.) № 82-ФЗ, ст. 3 абз. 4// СЗ РФ. 1995. № 21. С. 1930. 1997. № 20.

15.Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ ст. 6 п. 1// Российская газета. 1997. 1 октября

16.Федеральный Закон от 14.06.95г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

17. «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закупень Т.В. – М.: 2001.

18. «Регистрация и ликвидация предприятий в России». Волосатых Н., Сухинина Т., Хаймович М. – М.: 2001.

19.. «Гражданское право. Практикум. Часть I», под. ред. Егорова Н.Д., Сергеева А.П – М.: 2001.

20. «Гражданское право. Том I», учебник, под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.– М.: 2001.


[1] См. Гражданское право. Учебник. Часть 1./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - М.: Проспект, 2001

[2] Там же, С. 121-125

[3] См. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - М.: Проспект, 2001

[4] См. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, Части первой/ Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.:1997, Ст. 50 (пп. 2, 3), С. 82-84

[5] См. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, Части первой/ Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: 1997, Ст. 50 (пп. 2, 3), С. 82-84

[6] См. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: 1997, Ст. 209, С. 253

[7] Там же, Ст. 294, С. 316

[8] Там же, Ст. 296, С. 319

[9] Там же, Ст. 56, С. 91

[10] См. ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12.01.1996 г № 10-ФЗ, ст. 8 п. 1// СЗ РФ. 1996. № 3. С. 148

[11] См. ФЗ “Об общественных объединениях” от 19.05.1995 г. (с изменениями от 17.05.1997 г.) № 82-ФЗ, ст. 3 абз. 4// СЗ РФ. 1995. № 21. С. 1930. 1997. № 20. С. 2231

[12] См. ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ ст. 6 п. 1// Российская газета. 1997. 1 октября

[13] Федеральный Закон от 14.06.95г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

[14] Закупень Т.В. «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей., М.: 2001, стр. 21.

[15] СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 866

[16] СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4616

[17] СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3493.

Курсовая работа

 

Дисциплина: Гражданское право (общая часть)

 

 

Тема: Учредительные документы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.061 с.)