Апостол Павел. Тимофею, письмо второе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апостол Павел. Тимофею, письмо второе



 

1

 

1 От Павла, апостола Христа Иисуса, посланного по воле Бога возвещать обещанную Им жизнь в единении с Христом Иисусом, — 2 Тимофею, моему любимому сыну.

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа!

3 Я благодарю Бога, которому служу, как и предки мои, с чистой совестью, когда вспоминаю тебя в каждой своей молитве — непрестанно, и днем и ночью. 4 Я помню твои слезы, и мне не терпится повидаться с тобой, чтобы от всей души порадоваться. 5 Мне вспомнилась и твоя неподдельная вера, та, что вначале вселилась в сердце твоей бабушки Лоиды и твоей матери Евники. Я убежден, что она живет и в тебе.

6 Вот по этой причине я напоминаю тебе: поддерживай в себе живой огонь Божьего дара, который есть в тебе благодаря возложению моих рук. 7 Ведь Бог дал нам не дух трусости, а дух силы, любви и здравомыслия. 8 Так не стыдись свидетельства о нашем Господе и не стыдись меня, Его узника, но раздели со мной мои страдания за Радостную Весть, положившись на силу Бога. 9 Он спас нас и призвал Своим святым призывом не по нашим делам, но в силу Своего замысла и по Своей великой доброте. Он одарил нас ею через Христа Иисуса еще до начала времен и 10 теперь сделал ее зримой явлением нашего Спасителя Христа Иисуса, уничтожившего смерть и Радостной Вестью открывшего миру жизнь и бессмертие. 11 Это ее вестником, апостолом и учителем сделал меня Бог! 12 Вот причина, по которой я терплю такие страдания. Но я не стыжусь! Я знаю, Кому я поверил, и уверен, что Он способен в целости сохранить то, что было мне доверено, вплоть до того Дня.

13 Пусть образцом подлинного учения будут тебе здравые слова, которые ты услышал от меня, и живи с верой и любовью в единении с Христом Иисусом. 14 Храни все доброе, что было доверено тебе, силой Святого Духа, который поселился в нас.

15 Ты знаешь, что все в Азии от меня отвернулись, в том числе Фигел с Гермогеном.

16 Пусть явит Господь Свою милость всем домашним Онесифора: как часто приносил он покой моей душе и не стыдился моих цепей! 17 Когда он появился в Риме, он упорно искал меня, до тех пор пока не нашел. 18 Пусть даст ему Господь найти милость у Господа в тот День! А сколько он помогал мне в Эфесе, ты знаешь лучше всех.

 

2

 

1 Так черпай силы, сынок, в Божьей доброте, она дается нам в единении с Христом Иисусом. 2 И то, что ты услышал от меня в присутствии многочисленных свидетелей, доверь верным людям, которые будут способны научить и других. 3 Будь готов взять на себя свою долю тягот, как верный воин Христа Иисуса. 4 Воин в походе не отвлекается ни на какие житейские дела, он думает лишь о том, как угодить призвавшему его на службу командиру. 5 И атлета не увенчают победным венком, если он будет бороться не по правилам. 6 Так и земледелец, который трудился в поте лица, первым должен получить свою долю урожая. 7 Обдумай мои слова. Господь поможет тебе во всем разобраться.

8 Помни Иисуса Христа, потомка Давида, поднятого из мертвых, как гласит Радостная Весть, которую я проповедую. 9 Ради нее я в беде — даже в цепях, как преступник. Но Божью Весть в цепи не заковать!

10 Поэтому я все терплю — ради избранных, чтобы и они в единении с Христом Иисусом получили спасение вместе с вечной славой. 11 Верны слова:

Если мы умерли с Ним, будем с Ним вместе и жить.

12 Если терпим, вместе и царствовать будем.

Если мы от Него отречемся, и Он отречется от нас.

13 Если мы неверны, Он остается верным -

ведь Он от себя самого отречься не может!

14 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах. От них для слушателей не польза, а только погибель. 15 Усердно старайся проявить себя в глазах Божьих человеком испытанным, работником, которому нечего стыдиться, который, излагая слово истины, держится прямого пути. 16 А пустой и безбожной болтовни сторонись. Ведь кто в нее вовлечен, тот все больше преуспевает в неверии. 17 И учение их будет расползаться, как гангрена. Среди них и Гименей с Филетом 18 — они сбились с пути истины и заявляют, что воскресение уже произошло, чем подрывают у некоторых веру. 19 Но крепок фундамент, заложенный Богом, стоит неколебим, запечатлен печатью: «Бог знает Своих»  и «Всякий, кто исповедует имя Господа, да удалится от зла!»

20 В большом хозяйстве есть не только золотая и серебряная посуда, но и деревянная, и глиняная, есть и дорогой сосуд, и простой горшок. 21 Тот, кто отчистил себя от всего дурного, будет почетным сосудом: он освящен, им пользуется Хозяин, он стоит наготове для всякого доброго дела.

22 Избегай юношеских страстей и стремись к справедливости, вере, любви и миру со всеми, кто чистым сердцем призывает Господа. 23 Сторонись глупых и невежественных споров, ты знаешь, что они кончаются ссорами. 24 А слуге Господа не пристало участвовать в ссорах. Ему полагается быть добрым и мягким со всеми, уметь учить, не помнить зла, 25 с кротостью исправлять тех, кто ему противится. Ведь, может быть, Бог еще даст им раскаяться и узнать истину, 26 и они опомнятся и вырвутся из западни дьявола, который держал их в плену, подчинив своей воле.

 

3

 

1 И еще знай, что в последние дни наступят тяжкие времена. 2 Люди будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы; непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого. 3 Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра, 4 предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога, 5 будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла. Держись от них подальше.

6 Такого же рода и люди, которые втираются в дома и пленяют глупых бабенок. У этих женщин куча грехов и масса желаний, сегодня их влечет к тому, завтра к другому, 7 и они вечно чему-то учатся, но никак не могут прийти к познанию истины. 8 Как Яннес и Ямбрес бросили вызов Моисею, так и эти люди, безмозглые, с фальшивой верой, бросают вызов истине. 9 Но им не преуспеть: их глупость выставит себя напоказ, как и глупость тех!

10 Но ты всегда неуклонно следовал мне — в учении, в образе жизни, в цели, в вере, в упорном терпении, в любви и стойкости, 11 в гонениях и страданиях — таких, какие выпали мне в Антиохии, Иконии и Листре. Все эти гонения я перенес, и от всех Господь меня избавил! 12 И всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом, ждут гонения. 13 А негодяи и мошенники будут идти все дальше — из огня да в полымя! — и сбивать с пути и других, и себя.

14 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился. Ты знаешь, кто твои учителя, 15 еще в младенчестве узнал Святое Писание, а оно способно своей мудростью научить тебя спасению через веру в Христа Иисуса. 16 Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, 17 так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу.

 

4

 

1 Перед лицом Бога и Христа Иисуса, который скоро будет судить живых и мертвых, Его пришествием и Царством заклинаю: 2 возвещай Весть, стой на посту в урочное и в неурочное время, исправляй, обличай, ободряй, никогда не теряя терпения, как добрый учитель. 3 Ведь будет время, когда отступятся от здравого учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. 4 Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы.

5 А ты обо всем суди трезво, умей переносить тяготы, делай свое дело — возвещай Радостную Весть, в совершенстве исполняй свое служение.

6 Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние. Приближается время ухода. 7 Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам. 8 И теперь меня дожидается приз — венок праведности, который вручит мне Господь в тот День, а Он — праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.

9 Постарайся прийти ко мне поскорее! 10 Ведь Демас меня бросил, он отдал свое сердце этому веку и ушел в Фессалонику. Креск ушел в Галатию, Тит — в Далматию. 11 Со мной один Лука. Приведи с собой Марка, потому что он мне очень помогает в моем служении. 12 Тихика я отправляю в Эфес. 13 Когда пойдешь, захвати плащ — я его оставил в Троаде у Карпа — и книги, особенно пергаментные.

14 Кузнец Александр причинил мне много зла. Да воздаст ему Господь по делам его! 15 Ты тоже его остерегайся, уж очень яростно он выступал против всего, что мы проповедуем.

16 Во время первого слушания в суде никто не пришел мне на помощь, все меня бросили. Да не вменится им это в вину! 17 Но за меня стоял Господь. Это Он дал мне силы, чтобы проповедь Вести благодаря мне была успешно исполнена и ее услышали все язычники. Он избавил меня от пасти льва. 18 Господь избавит меня от всякого зла и введет невредимым в Свое Небесное Царство. Ему слава во веки веков! Аминь.

19 Передавай привет Приске и Аквиле, а также всем домашним Онесифора. 20 Эраст остался в Коринфе. Трофима я оставил в Милете из-за болезни. 21 Постарайся прийти до зимы! Тебе передают привет Эвбул, Пуд, Лин, Клавдия и все братья. 22 Да будет с духом твоим Господь! Да будет с вами Божья милость!

 

 

Апостол Павел. Титу

 

1

 

1–4 От Павла, служителя Бога и апостола Иисуса Христа — Титу, истинному моему сыну по общей вере.

Я был послан привести избранных Богом к вере и постижению истины и к подлинному богопочитанию, и дать им надежду на вечную жизнь. Ее обещал никогда не лгущий Бог, прежде чем создан был мир. И в назначенное Им время Он явил в мир Свое Слово через проповедь, которая была мне доверена повелением нашего Спасителя — Бога.

Милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Спасителя! 2 * 3 * 4 *

5 Вот для чего я оставил тебя на Крите: ты должен устроить все дела, что остались нерешенными, и назначить старейшин в каждом городе так, как я распорядился, 6 а именно: они должны быть людьми безупречной жизни, женаты не больше одного раза, дети их — верующими и не замеченными в распущенности и непокорности. 7 Ведь руководитель на службе у Бога, он Его управляющий и должен быть безупречен. Им не должен быть человек самоуправный, вспыльчивый, пьяница, драчун, любитель наживы. 8 Напротив, это должен быть человек гостеприимный, любящий добро, здравомыслящий, справедливый, благочестивый, умеющий владеть собой, 9 он должен быть привержен истинной Вести, согласной с нашим учением, и уметь одних поддержать здравым наставлением, а других — тех, кто ему противится, — обличить.

10 Ведь есть много людей, не признающих ничьей власти, болтунов и обманщиков, по большей части из обрезанных, 11 которым надо затыкать рот, а то они губят целые семьи тем, что ради низменной корысти учат тому, чему не надо учить. 12 Некогда один из них — он слывет у них пророком — сказал:

«Критяне лгут непрестанно, ленивые жадные твари!»

13 Это верное свидетельство. Поэтому критикуй их беспощадно, пусть вернутся к здравой вере, 14 пусть отстанут от еврейских вымыслов и не слушают предписаний тех, кто отвернулся от истины. 15 Для чистых все чисто, а для грязных и неверующих нет ничего чистого, потому что у них грязны и ум, и совесть. 16 Они утверждают, что знают Бога, но своими делами отрицают Его. Это мерзавцы и бунтари, они не годятся ни на какое доброе дело.

 

2

 

1 Ты же говори то, что согласно со здравым учением. 2 Пожилых учи быть трезвомыслящими, серьезными, благоразумными, здраво верить, любить, быть стойкими и терпеливыми. 3 Так же наставляй и пожилых женщин, чтобы они жили жизнью святой и благоговейной, без сплетен, без пристрастия к вину. Пусть учат молодых добру, 4 пусть внушают им любить мужей, любить детей, 5 быть разумными, целомудренными, домовитыми, добрыми, слушаться своих мужей, чтобы не хулилась Божья Весть. 6 От людей молодых так же требуй умения держать себя в руках. 7 Сам будь для них образцом во всех своих делах и поступках. Пусть твое поучение будет искренним и серьезным, 8 речи — здравыми и безупречными, чтобы твои противники не могли сказать о нас ничего худого и чтобы им было стыдно.

9 Рабы пусть во всем повинуются своим господам, пусть будут услужливы, не прекословят 10 и не воруют, пусть проявят себя честными и надежными, чтобы этим еще больше украсить учение о нашем Спасителе Боге.

11 Ведь великая Божья доброта осияла светом спасения все человечество. 12 Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято, отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей, 13 и дожидаться блаженного Дня исполнения надежды — явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 14 Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу и очистить народ, который будет принадлежать Ему одному и всей душой стремиться делать добро.

15 Вот чему учи. Ободряй и обличай, используя всю свою власть! И пусть никто не смеет смотреть на тебя свысока!

 

3

 

1 Напоминай им, что надо повиноваться начальству и властям, подчиняться им, быть готовыми исполнить любое доброе дело, 2 никого не бранить, не затевать ссор, относиться ко всем людям с неизменной добротой и мягкостью.

3 Ведь мы тоже когда-то были глупы, упрямы, беспутны, были рабами всевозможных желаний и удовольствий, жили, полные злобы и зависти, сами ненавистные и ненавидящие друг друга. 4 Но когда миру была явлена доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям 5 — не по нашим «праведным» делам, которые мы совершали, но по Его милости, — Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом. 6 Он щедро излил на нас Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя, 7 чтобы мы, оправданные по Его великой доброте, стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем. 8 Это верные слова.

Я хочу, чтобы ты постоянно внушал эти истины. Пусть те, кто верит в Бога, стараются занять себя добрыми делами. А это для всех прекрасно и полезно. 9 Но держись подальше от глупых прений, споров о родословных, раздоров и схваток по поводу Закона. Это пустое и бесполезное занятие. 10 А того, кто вносит раскол, предупреди раз и два, а затем не имей с ним дела. 11 Знай, такой человек испорчен и грешен, он сам себе вынес приговор.

12 Когда я пришлю к тебе Артема или Тихика, постарайся прийти ко мне в Никополь, я решил провести там зиму. 13 Пожалуйста, приложи все силы к тому, чтобы адвокат Зенас и Аполлос могли продолжать путь, присмотри, чтобы у них ни в чем не было недостатка. 14 Пусть и наши усвоят, что надо заниматься добрыми делами и помогать другим в нужде, тогда жизнь их не будет бесплодной.

15 Тебе передают привет все, кто здесь со мной. Передавай привет тем, кто нас верно любит. Да будет со всеми вами милость Божья!

 

 

Апостол Павел. Филемону

 

1 От Павла, узника Христа Иисуса, и от брата Тимофея — дорогому нашему сотруднику Филемону, 2 а также сестре Апфии, нашему соратнику Архиппу и церкви, что собирается у тебя дома.

3 Милость вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!

4 Я всегда благодарю Бога моего, вспоминая о тебе в своих молитвах, 5 потому что слышу о твоей вере и любви к Господу Иисусу и всему святому народу Божьему. 6 Я молюсь, чтобы твоя вера, общая для всех нас, привела к постижению того блага, что есть у нас благодаря единению с Христом.

7 Твоя любовь меня очень обрадовала и поддержала, потому что благодаря тебе, брат, успокоилось сердце народа Божьего.

8 И поэтому, хотя я, апостол Христа, смело мог бы указать тебе на твой долг, 9 я предпочитаю обратиться к тебе с просьбой, потому что люблю тебя. Это я, Павел, Божий посол и узник Христа Иисуса, 10 прошу тебя за моего сына, который стал мне сыном здесь, в тюрьме, — за Онесима. 11 Когда-то он был для тебя бесполезен, а теперь он и тебе, и мне стал очень полезен. 12 Я отсылаю его тебе, его, который стал частью меня самого! 13 Мне, правда, очень хотелось оставить его при себе, чтобы он помогал мне вместо тебя здесь, в тюрьме, куда я брошен за Радостную Весть. 14 Но я ничего не хотел делать без твоего согласия. Пусть твое доброе дело будет по доброй воле, а не по принуждению. 15 Может быть, он потому на время и был с тобой разлучен, чтобы ты потом принял его навеки 16 и уже не как раба, а много больше, чем раба, — как дорогого брата, особенно дорогого мне. Но несравненно больше он дорог тебе — и как человек, и как брат в Господе!

17 Так вот, если мы с тобой делаем общее дело, прими его, как принял бы меня. 18 А если он в чем-то перед тобой провинился или что-то тебе должен, считай это за мной. 19 Вот я пишу тебе собственной рукой: « Я, Павел, обязуюсь возместить тебе убытки». Я уже не говорю о том, что и ты мне должен. Должен самого себя! 20 Да, брат, теперь и я хотел бы получить от тебя пользу ради Господа. Успокой мое сердце как брат во Христе!

21 Я пишу тебе, потому что уверен: ты меня послушаешься. Знаю, ты сделаешь даже больше, чем я прошу. 22 А тем временем приготовь для меня, пожалуйста, гостевую комнату. Я надеюсь, что Бог по вашим молитвам вернет меня вам.

23 Тебе передает привет Эпафрас, мой товарищ по тюрьме, как и я, узник Христа Иисуса, 24 а также Марк, Аристарх, Демас и Лука, мои сотрудники. 25 Милость Господа Иисуса Христа да будет с духом вашим!

 

Апостол Павел. Евреям

 

1

 

1 Многократно и многообразно говоривший некогда с нашими отцами через пророков, 2 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие весь мир, через Него сотворил вселенную. 3 Сын есть сияние Божьей славы и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, 4 став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.

5 И в самом деле, кому из ангелов сказал когда-либо Бог:

«Ты — Мой Сын,

сегодня Я стал Отцом Тебе»?!

И еще:

«Я буду Ему Отцом,

а Он будет Мне Сыном».

6 И опять же, когда Он приводит Своего Первенца-Сына в мир, Он говорит:

«Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!»

7 Об ангелах Бог говорит:

«В вестники Бог берет Себе ветры

и в слуги — пламя огня».

8 О Сыне же Он говорит:

«Престол Твой, о Боже, на веки веков.

Жезлом справедливости

правишь Ты в Царстве Своем.

9 Ты праведность любишь, порок ненавидишь.

И поэтому Бог Твой, о Боже,

возвысил Тебя над сподвижниками,

елеем восторга помазав Тебя».

10 И еще Он говорит:

«Это Ты, о Господь, изначально

заложил основанья земли,

небеса — это тоже дела Твоих рук.

11 Погибнут они -

но Ты остаешься.

Они, как плащ, обветшают,

12 Ты свернешь их, подобно одежде,

переменишь, как плащ, их -

и они переменятся.

Но Ты всегда тот же,

и годам Твоим нет конца!»

13 Разве кому-нибудь из ангелов Он сказал когда-либо:

«Сиди по правую руку Мою,

пока не повергну Твоих врагов

Тебе под ноги»?!

14 Разве все они не более, чем служебные духи, посланные служить тем, кому предстоит получить спасение?

 

2

 

1 Поэтому нам следует еще крепче держаться того, что мы услышали, не то нас снесет течением. 2 Ведь если весть, возвещенная некогда через ангелов, была столь непреложна, что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару, 3 то разве избежим ее мы, если станем пренебрежительно относиться к тому, что столь велико, — к спасению? Начало вести о спасении было положено словами самого Господа, и истинность ее нам подтвердили те, которые Его услышали. 4 К тому же Сам Бог прибавил Свое свидетельство о нем — знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа, которыми Он наделял по собственной воле.

5 Ведь не ангелам же отдал Бог в подчинение ту будущую вселенную, о которой мы говорим! 6 Сказал же кто-то ясно где-то в Писании:

«Что такое человек,

что Ты помнишь о нем?

Что такое дитя человеческое,

что Ты печешься о нем?

7 Ты на краткое время поставил его ниже ангелов,

Ты увенчал его славой и честью,

8 Ты все поверг ему под ноги!»

Значит, Бог, подчинив все человеку, не оставил ничего, что не было бы ему подчинено. Но мы теперь еще не видим, чтобы все подчинялось человеку. 9 Зато мы видим, как Иисус, бывший короткое время ниже ангелов,  для того, чтобы принять, по великой Божьей доброте, смерть ради каждого, ныне увенчан славой и честью за смертное страдание.

10 Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою славу, сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания. 11 Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями. 12 Он говорит:

«Я Имя Твое возвещу Моим братьям,

при всем собрании воспою Тебя».

13 И еще Он говорит:

«Буду и впредь доверяться Ему».

И еще:

«Вот Я и дети, которых дал Мне Бог».

14 А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола, 15 и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. 16 Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам — Он приходит на помощь потомкам Авраама. 17 Из этого следует, что Ему надлежало во всем уподобиться братьям, чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога и принести себя в жертву для искупления грехов народа. 18 И так как Он сам прошел через испытание страданиями, то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.

 

3

 

1 Поэтому вы, святые братья, сподвижники, призванные Небом, устремите духовный взор на Иисуса. 2 Он был верен Тому, кто сделал Его Своим Посланцем и Первосвященником веры, которую мы исповедуем, так же верен, как был и Моисей во всем Божьем доме. 3 Но Иисус был удостоен большей славы, чем Моисей, — в той же мере, в какой строитель дома получает больше почета, чем дом. 4 Конечно, каждый дом кем-то строится, но строитель всего — Бог. 5 Моисей был верен во всем, что касается Божьего дома, как слуга: ему было поручено свидетельствовать о том, что скажет Бог в будущем. 6 Христос же верен как Сын, поставленный во главе Божьего дома. А дом Его — это мы, если, конечно, мы полны отваги и твердо держимся своей надежды, которой гордимся.

7 Поэтому, как говорит Святой Дух:

«Сегодня, если голос Его слышите,

8 сердцам своим не дайте стать строптивыми,

как было в дни, когда вы воспротивились,

в дни испытания в пустыне -

9 там, где отцы ваши

Меня с пристрастием испытывали,

хотя дела Мои видели  10 сорок лет.

Тогда Я возмутился этим поколением

и Я сказал: „Они всегда блуждают,

Моих путей сердца их не постигли“.

11 И так Я в гневе клятву дал: „Не вступят

они туда, где ждет их отдых Мой!“».

12 Так смотрите же, братья, пусть ни у кого из вас сердце не будет настолько злым и неверующим, что вы окажетесь способны отступиться от Живого Бога! 13 Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга, пока еще время зовется Сегодня,  чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым! 14 Мы ведь стали сподвижниками Христа, если, конечно, до конца сохраним ту твердость, что была у нас с самого начала. 15 Когда Писание говорит:

«Сегодня, если голос Его слышите,

сердцам своим не дайте стать строптивыми,

как было в дни, когда вы воспротивились», —

16 кто были те, что услышали, но воспротивились? Не все ли те, кого Моисей вывел из Египта? 17 А кем Бог возмущался сорок лет? Не теми ли, кто согрешил и устлал своими телами пустыню? 18 А кому Бог поклялся, что они не вступят в страну, где их ждет Его отдых? Тем, кто не подчинился Ему! 19 И мы видим, что они действительно не смогли войти туда — из-за своего неверия!

 

4

 

1 Итак, раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе, следует бояться вот чего: как бы не оказалось, что кто-нибудь из вас упустил такую возможность. 2 Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и тем. Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали, потому что они не соединили ее с верой. 3 Ведь мы, поверившие, входим в то место отдыха, о котором Бог сказал:

«И так Я в гневе клятву дал: „Не вступят

они туда, где ждет их отдых Мой“».

4 А ведь дела Бога завершены со времени сотворения мира. Потому что в одном месте Писания сказано так о седьмом дне: «И отдохнул Бог в седьмой день от всех Своих дел».  5 В то же время в отрывке выше сказано: «Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой».  6 Следовательно, кому-то еще предстоит вступить туда. А раз те первые, кому была возвещена Радостная Весть, не вступили из-за непокорности, 7 то Бог снова назначил некий день — Сегодня,  как Он, спустя столько времени, сказал в том псалме Давида, что приводился выше:

«Сегодня, если голос Его слышите,

сердцам своим не дайте стать строптивыми».

8 Ведь если бы Иешуа дал им отдых, Бог не стал бы после этого говорить о каком-то другом дне. 9 Значит, субботний отдых еще предстоит Божьему народу. 10 Ведь тот, кто вступил в Его отдых, и сам отдохнул от своих дел, как Бог — от собственных. 11 Так сделаем все, чтобы вступить в тот отдых. Пусть никто не отпадет, последовав тому же дурному примеру непокорности.

12 Ведь Слово Бога живет и действует. Оно острей любого обоюдоострого меча и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей — Слово Бога судит желания и помыслы сердец. 13 Ничто во всем творении не может быть скрыто от Бога, все предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.

14 Итак, раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. 15 Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. 16 Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи.

 

5

 

1 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. 2 Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, 3 из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные. 4 И никому не занять такого почетного места по собственной воле — первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.

5 Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему:

«Ты — Мой Сын,

сегодня Я стал Отцом Тебе».

6 И в другом месте Бог говорит:

«Ты — Священник вовеки,

подобно Мельхиседеку».

7 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. 8 Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию 9 и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. 10 И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.

11 Об этом мы могли бы сказать многое, но вам нелегко это объяснить, ведь до вас туго доходит. 12 Вам самим уже пора стать учителями, а вы снова нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь научил вас азбуке Божьего Слова. Вот кем вы стали, вам опять нужно молоко, а не твердая пища. 13 Ведь всякий, кто питается молоком, не разбирается в том, что верно, а что нет, потому что он еще младенец. 14 Твердая пища — для зрелых людей, их ум благодаря опыту способен различать добро и зло.

 

6

 

1 Поэтому пора уже нам от начальных сведений о Христе перейти к вещам, требующим зрелости! Не надо снова возвращаться к закладке фундамента, к прописным истинам, таким, как отказ от дел, ведущих к смерти, вера в Бога, 2 учение об очистительных обрядах и о возложении рук, воскресение мертвых и вечный суд. 3 Так мы и поступим, если на то будет Божья воля. 4 Ведь если люди, однажды озаренные светом, вкусили небесного дара и стали сопричастны Святому Духу, 5 и на себе испытали доброту Божьего Слова и духовные силы грядущего века, 6 но затем отпали, то их уже невозможно привести заново к раскаянию, потому что они, во вред себе, опять распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище. 7 Так земля, которая впитывает частые дожди и рождает урожай на благо тем, кто ее обрабатывает, получает от Бога благословение. 8 Но землю, производящую лишь чертополох и терновник, признают негодной и проклятой, конец ее — сгореть в огне.

9 Однако, дорогие мои, мы, хотя и говорим так, убеждены, что вы находитесь в лучшем положении и стоите на пути к спасению. 10 Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во имя Его, служив и служа святому Его народу! 11 Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца, то есть до исполнения надежды, 12 чтобы он не обленился, а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости, получает в наследие обещанное Богом.

13 Когда Бог дал обещание Аврааму, то Он, поскольку нет никого выше Его, поклялся Самим Собой. 14 Он сказал: «Я щедро благословлю тебя и дам тебе множество потомков». 15 И таким образом Авраам благодаря стойкости достиг обещанного. 16 Люди ведь обычно клянутся тем, кто выше их, и клятвой подтверждается конец любого среди них раздора. 17 Вот почему Бог скрепил Свое обещание клятвой, пожелав еще яснее показать тем, кто получит обещанное, что воля Его неизменна. 18 И эти две неизменные вещи, в которых Бог не может солгать, служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. 19 Надежда эта — словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, 20 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.

 

7

 

1 Ведь этот самый Мельхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, встретил Авраама, когда тот возвращался после разгрома царей, и благословил его, 2 и Авраам уделил ему десятую часть всей добычи. Имя его, во-первых, переводится как «царь, несущий справедливость», а во-вторых, он еще и царь Салима, то есть «царь, несущий мир». 3 У него нет ни отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца. Уподоблен Сыну Бога, он остается священником навсегда.

4 Вы только посмотрите, сколь велик должен быть тот, кому сам патриарх Авраам дал десятую часть отборнейшей добычи. 5 Потомков Левия, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама. 6 А этот, хотя и не из рода Левия, взял десятину с Авраама и благословил его, уже имевшего обещание от Бога. 7 Вне всякого сомнения, только меньший может получать благословение от большего. 8 Тем более, что десятину получают люди смертные, а там ее получил человек, о котором Писание свидетельствует, что он жив. 9 И Левий, получая десятину, сам был, так сказать, обложен десятиной, которую он уплатил через Авраама. 10 Ведь Мельхиседек встретил его, когда он еще не родился и был, так сказать, еще внутри своего предка.

11 Если бы совершенства можно было достигнуть через левитское священство (ведь Закон был дан народу на его основе), тогда зачем было нужно, чтобы говорилось о появлении другого Священника, подобного Мельхиседеку, а не такого, как Аарон? 12 Ведь перемена священства неизбежно означает и перемену Закона. 13 Тот, о ком идет речь, принадлежит к другому племени, из которого никто никогда не служил при жертвеннике. 14 Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды, а Моисей, говоря о священниках, ничего не говорит относительно этого племени. 15 И что еще очевиднее, явился новый Священник, Тот, кто подобен Мельхиседеку, 16 кто стал Священником не по закону о земном происхождении, но силою нетленной жизни. 17 Ведь Писание свидетельствует:

«Ты — Священник вовеки,

подобно Мельхиседеку».

18 Итак, произошла отмена предыдущего установления, из-за его слабости и бесполезности 19 — Закон ведь ничего не сделал совершенным, — и была дана новая надежда, благодаря которой мы приближаемся к Богу.

20 И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы, 21 но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему:

«Поклялся Господь,

не передумает:

Ты — Священник вовеки!»

22 Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус. 23 И священников было много потому, что смерть мешала им продолжать служение. 24 Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство. 25 Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них.

26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес. 27 Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя. 28 Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.

 

8

 

1 Вот суть наших слов: у нас такой Первосвященник, который воссел по правую руку Престола Величия в небесах 2 и священнодействует в небесном святилище, в том истинном Шатре, что поставлен Господом, а не человеком. 3 Разумеется, всякий первосвященник назначается для того, чтобы приносить дары и жертвы. Отсюда следует, что ему нужно что-то иметь, чтобы принести это в жертву. 4 Если бы этот Первосвященник был на земле, Он не стал бы даже священником, потому что здесь уже есть люди, приносящие Богу дары согласно Закону. 5 Они служат в святилище, которое есть лишь тень и подобие небесного. Вот почему Моисею, когда он собирался воздвигнуть Шатер, было указано: «Смотри, — сказал Бог, — сделай все точно по образцу, который был показан тебе на горе».  6 Но служение, которое получил Иисус, выше, как лучше и Договор, посредником в котором Он является, потому что этот Договор основан на лучших обещаниях.

7 Ведь если бы тот первый договор был безупречным, другой был бы излишним. 8 Но так как Богу есть в чем упрекнуть людей, Он говорит:

«Вот, наступают дни, говорит Господь,

когда заключу Я с домом Израиля

и домом Иуды Новый Договор,

9 не похожий на тот договор,

что Я заключил с их отцами

в день, когда, взяв их за руку,

вывел их из Египта.

Потому что они неверны

оказались договору со Мною,

и Я от них отвернулся, заявляет Господь.

10 Вот Договор, что заключу Я с домом Израиля

после тех дней, говорит Господь:

Я вложу законы Мои им в голову,

начертаю их на сердцах.

И Я буду Богом им,

а они Мне — народом.

11 И не будет никто учить ни соседа, ни брата,

не скажет никто: „Знай Господа! “-

потому что все до единого будут знать Меня,

начиная от самого малого

и кончая самым великим,

12 потому что Я милостив буду к их прегрешениям

и грехов не припомню им больше».

13 Называя этот Договор Новым, Он объявил первый договор устаревшим. А то, что устарело и стареет, скоро исчезнет.

 

9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.183 с.)