ТОП 10:

Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по управлению прибылью на предприятии ОАО «Тверской полиграфический комбинат»



Количественно можно определить только влияние цен на результаты хозяйственной деятельности, поэтому остальные факторы рассматриваются в общем, выявляется их возможное влияние на увеличение или уменьшение тех или иных показателей деятельности типографии.

Учитывая то, что в отрасли происходит средний рост расценок на книжную продукцию - 1,04, на газетную - 1,05, и на прочую - 1,09, можно сказать, что с такими же темпами будет расти соответственно от продаж книжной и газетной продукции выручка, при неизменном физическом объеме продукции.

 


Таблица 12. Расчет темпов роста объема продукции

Продукция Объем оказанных услуг, млн.р. Темп роста, проц.
  пред.год отч.год
Газетная продукция 179,04 182,56
Книжная продукция 288,29 288,96
Прочая 104,67 88,48
Всего 572 560

 

Темпы роста газетной и книжной продукции несколько отстают от среднеотраслевых. Это говорит о том, что физический объем работ не изменился, а объем оказанных услуг в денежном выражении снизился за счет изменения цен на газетную и книжную продукцию. У прочих услуг отраслевой рост цен гораздо больше, чем темп роста объема оказанных услуг.

Доля газетной и книжной продукции падает, с одновременным ростом доли прочей продукции.

Определим влияние структурных сдвигов, и изменение расценок на объем реализации:

 

Таблица 27. Изменение расценок

Вид услуг Пред год, тыс.лист. Отч.год, тыс. лист. Расценки, пред год, руб. Расценки, отч.год, руб.
Газетная продукция 187,97 185,98 952,49 981,61
Книжная продукция 140,98 140,96 2044,90 2049,95
Прочая продукция 27,06 42,07 3868,44 2103,16

реал./стр.сдв. = (V1-V0)*p0,

где Vреал./стр.сдв. - объем влияния структурных сдвигов на объем реализации услуг,1 иV0 - объем реализованных услуг (в тыс.лист.) в отчетном и предыдущем годах,0 - расценки предыдущего года.

реал./расц. = (p1-p0)*V1,

 

где Vреал./расц. - изменение объема реализации за счет изменения расценок,1 - расценки отчетного года.реал./стр.сдв. = (185,98-187,97)* 952,49+(140,96-140,98)* 2044,90+(42,07-27,06)* 3868,44 = -1895,46 -40,90 +58065,28 = 56128,92 тыс.р.реал./расц. = (981,61-952,49)* 185,98+(2049,95-2044,90)* 140,96+(2103,16-3868,44)* 42,07 = 5415,74+711,848 - 74265,33 = -68137,74 тыс.р.реал = 56,12892 млн.р.- 68,13774 млн.р. = -12,0088 млн.р.

Структурные сдвиги повлияли положительно, то есть объем реализации увеличился за счет роста более дорогих услуг (книги) на 56,13 млн.р. Соответственно, прибыль также увеличилась 56,13 + 41 = 97,13 млн. руб.

Изменение расценок повлияло на снижение объема реализованных услуг в размере 68,14 млн.р.

Для типографии для получения большей прибыли более выгодно увеличивать долю печати книг, потому что это более дорогие услуги.

Для оценки качества производимых услуг, используем косвенные показатели - объем и удельный вес брака. Конечно, это не даст нам полной оценки качества продукции, но оценить уровень некачественной продукции можно.

Рассчитаем удельный вес брака в общем объеме продукции и его изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим.

 


Таблица 28. Бракованная продукция

Показатель Пред.год Отч.год Абс. отклонение Индекс динамики, проц.
Объем произведенных услуг, млн.р. 572,18 560,19 -11,99 97,90
Объем брака, млн.р. в том числе: 0,18 0,19 +0,01 105,56
газетная продукция 0,095 0,096 +0,001 101,05
книги 0,071 0,073 +0,002 102,81
прочая продукция 0,014 0,021 0,007 150,00
Удельный вес брака в общем объеме произведенных услуг, проц. 0,0315 0,0339 0,0024 X

 

На предприятии в стоимостном выражении преобладает книжная продукция, но в физическом - газетная.

Чтобы увеличивать выручку от реализации услуг, типографии следует привлекать заказчиков книжной продукции.

Рассчитаем экономию на условно-постоянных расходах при росте объема производства услуг:

Эупр = (УПР1*Jv/100%) - УПР0,

 

где Эупр - экономия на условно-постоянных расходах для полной себестоимости,

УПР1 и УПР0 - сумма условно-постоянных расходов соответственно в отчетном и предыдущем году.V - темп роста объема услуг.

Эупр = (168,80 * 97,90%/100%) -153,92 = 11,34 млн.р.

Таким образом, мы получаем экономию в 11,34 млн.р.

Прямые материальные затраты уменьшились одновременно с падением объема услуг.

Для оценки экономической эффективности изменения организационно-технического уровня найдем изменение уровня производительности труда, т.е. выработку:

В = Vвып.прод./Ч,

 

где В - выработка

Vвып.прод. - объем выпущенной продукции

Ч - численность основных рабочих.

В0 = 356 тыс.лист. / 800 чел. = 0,45 тыс.лист./чел.

В1 = 369тыс.лист./235чел. = 0,46 тыс.лист./чел.

Выработка в отчетном году возросла на 0,01 тыс.лист./чел. [0,46 тыс.лист/чел - 0,45 тыс.лист/чел = 0,01 тыс.лист/чел]. Так как В10, мы можем найти дополнительный резерв, который получается за счет увеличения выработки:

Рез. = (В1 - В0) * Ч1,

 

где Рез. - объем резерва,

В1 - выработка в отчетном году

В0 - выработка в предыдущем году

Ч1 -численность основных рабочих в отчетном году

Рез. = (0,46 тыс.лист./чел. - 0,45 тыс.лист./чел) * 800чел. = 8 тыс.лист.

Таким образом, на ОАО «Тверской полиграфический комбинат» при росте выработки в отчетном году на 0,05 тыс.лист./чел. будет резерв печати 8 тыс. листов.

Рассчитаем энерговооруженность:

Эвооруж. = Э / Ч,


где Эвооруж. - энерговооруженность,

Э - количество всех видов энергии,

Ч - среднесписочная численность

Эвооруж.пред.год = 115,9тыс.кВт.ч / 800чел. = 144,87 кВт/ч/чел.

Эвооруж.отч.год. = 116,8тыс.кВт.ч / 800чел. = 146 кВт/ч/чел.

Темп роста энерговооруженности равен: (146 / 144,87) * 100% = 100,78%

Темп роста энерговооруженности говорит о снижении энерговооруженности в отчетном году по сравнению с предыдущим на 0,78%. Увеличение выработки при снижении энерговооруженности - это положительный результат. Это может означать, что найдены способы экономии энергии, не сокращая объем производства на одного рабочего.

В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения выручки и затрат соответствует ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве. Кроме того, на рентабельность продаж при использовании данной формулы расчета влияют финансовые результаты от операционной и внереализационной деятельности. Как правило, их воздействие на этот показатель кратковременно, поэтому при формулировании выводов об эффективности основной деятельности предприятие эти факторы следует исключать или рассматривать их отдельно.

Произведем расчет финансового рычага на ОАО «Тверской полиграфический комбинат», для этого составим таблицу 11.

 


Таблица 11. Расчет финансового левериджа

  Показатели Формула 2008 2009
1 Актив (за минусом отсроченных платежей), тыс. руб. А 8333 9783
2

Пассив, тыс. руб., в т.ч.:

  собственные средства СС 1260 1411
  заемные средства (кредиты и займы) ЗC 3705 4082
3 Нетто-результат эксплуатации инвестиций, Тыс. руб. НРЭИ  181  357
4 Экономическая рентабельность, % ЭР=НРЭИ/А 2,18 3,65
5 Плата за кредит, тыс. руб. ССП 129 97
6 Средняя расчетная ставка процента, % СРСП=ССП/ЗС 3,5 2,4
7 Текущий результат после уплаты % по кредиту, тыс. руб.   51 259
8 Налоги      
  Ставка налога, % тыс. руб. НП 0,24 0,20
9 Прибыль после налогообложения, тыс. руб.   27 151
10 Рентабельность собственного капитала, % РСС=НРЭИ/СС 14,38 25,33
11 Дифференциал эффекта финансового рычага с учетом налогообложения, % ЭР-СРСП -1,32 1,25
12 Плечо рычага, % ЗС/СС 2,94 2,89
13 Эффект финансового рычага, % ЭФР=(1-НП)(ЭР-СРСП) ЗС/СС -2,13 2,09

 

Из таблицы 11 видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого фирмой капитала, тем большую прибыль она получает на собственный капитал.

Так в 2008 году эффект финансового рычага отрицательный. Причиной тому послужило то, что экономическая рентабельность меньше средней расчетной ставки процента за кредит. То есть часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, расходуется на уплату высоких процентов за использование заемного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

Но в 2009 году противоположная ситуация: экономическая рентабельность выше средней расчетной ставки процента за кредит. Эффект финансового рычага составил 2,09 %

Риск кредитора (выраженный величиной дифференциала) уменьшается, так как увеличивается значение дифференциала до 1,25 %. Новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага (на 4,22 %), следовательно, это заимствование выгодно.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. ОАО «Тверской полиграфический комбинат», использующее заемный капитал, имеет больший потенциал развития и более высокий уровень рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага, с одной стороны, но это ведет к повышению финансового риска и снижению финансовой устойчивости организации - с другой стороны.

Кроме того, для эффективного управления заемным капиталом, дополнительно высвобожденные денежные средства можно направить на ликвидацию кредиторской задолженности, тем самым улучшиться коэффициент собственных и заемных средств.

Таким образом, расчет экономического эффекта позволил убедиться, что предложенные выше мероприятия эффективны и целесообразны. Внедрение разработанных в дипломном проекте мероприятий на ОАО «Тверской полиграфический комбинат» улучшит финансовые показатели работы предприятия. А, следовательно, повысится его платежеспособность и привлекательность для инвесторов и кредиторов.

 


Заключение

прибыль налогооблагаемый леверидж финансовый

В дипломной работе была исследована экономическая сущность прибыли, механизм и особенности ее формирования и распределения, механизм и методология управления прибылью, проведен анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Тверской полиграфический комбинат», выявлены резервы финансовых результатов данного предприятия и выработаны рекомендации по их использованию.

Прибыль представляет собой конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия и финансовую основу для его развития и расширенного воспроизводства. Она также является основным критерием оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, его способности своевременного исполнения обязательств перед поставщиками и кредиторами, надежности предприятия как объекта инвестирования. Каждое предприятие заинтересовано в увеличении прибыли.

Основным источником получения прибыли в производстве является реализация продукции по цене, превышающей ее полную себестоимость. Поэтому получение прибыли напрямую зависит от эффективности производства и реализации продукции и всегда связано с предпринимательским риском.

Конечным финансовым результатом предприятия является чистая прибыль - разность между прибылью до налогообложения, учитывающей все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и обязательными платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению. Оно может выделить часть прибыли на развитие производства (например, закупку более технологичного оборудования), социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям. Оставшаяся часть прибыли может быть направлена на увеличение собственного капитала предприятия и может быть перераспределена на самострахование, то есть в резервный фонд и различные целевые фонды.

Управление прибылью направлено на максимизацию благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде и гармонизацию интересов собственников, государства и персонала предприятия и носит комплексный характер, затрагивая все аспекты ее формирования, распределения и использования. Для эффективного управления прибылью необходим всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эффективное использование прибыли предприятия невозможно без прогнозирования и планирования его финансовых результатов.

Финансовые результаты предприятия можно улучшить путем преобразований, как на организационном, так и на производственном уровне. Улучшению финансовых результатов способствуют интенсификация производства, совершенствование отраслевой структуры предприятия и каналов реализации его продукции, повышение качества продукции. Важнейшим внутрихозяйственным резервом повышения прибыли является улучшение системы управления финансовыми и материальными ресурсами предприятия, оптимизация издержек и налоговых платежей.

Распределяемую прибыль следует в значительной степени направлять на интенсификацию производства, повышение его технологического уровня и мотивацию персонала.

ОАО «Тверской полиграфический комбинат» специализируется на выпуске книжно-журнальной продукции. Общий анализ финансово-экономических показателей ОАО «Тверской полиграфический комбинат» говорит о его относительном благополучии и качественном развитии. Стоимость основных фондов предприятия и фондообеспеченность возросли на 42,7 %. Значительно (на 123 %) возросла фондовооруженность. Тем не менее, техническая оснащенность уменьшилась на 10,4 %. Значительно возросла эффективность труда на предприятии: при сокращении численности работников на 36 % и уменьшении затрат труда на 39,5 % среднегодовая зарплата выросла на 128 %, а производительность труда на 96,4 %.

Активы предприятия в течение трех лет возросли на 66,5 %. При этом резервы предприятия, накапливаемые в виде нераспределенной прибыли, возросли на 179 %. Большинство показателей финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «Тверской полиграфический комбинат» улучшились, в частности, значительно возросла доля собственных средств предприятия. В целом же состояние финансовой устойчивости ОАО «Тверской полиграфический комбинат» изменилось от крайне неустойчивого на начало 2007 г. до устойчивого на конец 2009 г.

Анализ отчета о прибылях и убытках показывает небольшое снижение финансовых результатов. Валовая прибыль возросла в 2009 г. относительно 2007 г. на 18,5 %, а чистая прибыль на 18,2 %, однако уровень инфляции за это же время составил около 25 %. Показатели рентабельности предприятия весьма высоки, однако несколько снизились в 2009 г. по отношению к 2007 г.

За анализируемый период значительно возросла прибыль от реализации книжной продукции, при этом наибольшее влияние на прибыль, как правило, оказывает цена реализации. Выпуск газет по сравнению с 2008 годом составил 193 %. Значительно вырос объем книжной продукции. За 2009 год выпущено 11024 тыс. экземпляров книг, в том числе в твердом переплете 527 тыс. экз.

Итак, финансовые результаты деятельности ОАО «Тверской полиграфический комбинат»» в целом можно считать позитивными.

В соответствии с уставом ОАО «Тверской полиграфический комбинат» может распределять свою чистую прибыль в целевые фонды и между участниками общества, однако вся чистая прибыль предприятия остается нераспределенной.

На основе проведенных исследований выявлены следующие резервы увеличения финансовых результатов ОАО «Тверской полиграфический комбинат»:

. Увеличение оснащенности предприятия современной техникой для выпуска полиграфической продукции и высококвалифицированным персоналом.

. Расширение производства наиболее рентабельных и перспективных видов продукции при сохранении диверсификации хозяйственной деятельности и освоении новых видов продукции.

. Принятие комплексных мер по повышению качества продукции.

. Полное отслеживание и отображение в отчетности, анализ и оптимизация издержек, ускоренное начисление амортизации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.013 с.)