Эффективность фирмы в условиях чистой конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность фирмы в условиях чистой конкуренции



 

В положении равновесия в долговременном периоде в условиях чистой конкуренции «все находится в равенстве», т. е. Р = АТС = МС (цена = средние валовые издержки = предельные издержки). Это тройное равенство предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые имеют большое социальное значение.

Конкурентная экономика стремится распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение безграничных потребностей. С этой целью эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, которые можно назвать эффективностью распределения ресурсов и производственной эффективностью.

Первое: эффективность распределения ресурсов требует распределения ресурсов между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, который наиболее необходим обществу (потребителям).

Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в оптимальный ассортимент продуктов, производился наименее дорогостоящим способом.

Предприятия используют ресурсы до тех пор, пока предельные издержки производства не оказываются равными цене продукта, т. е. МСР. Это не только максимизирует прибыли отдельных производителей, но и одновременно создает структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом. Это происходит потому, что в конкурентной рыночной системе, как нам известно, действует «невидимая рука» [6, c. 78].

Прогрессивность чистой конкуренции является предметом спора среди экономистов. Одни доказывают, что в условиях чистой конкуренции: 1) стимул к научно-техническому прогрессу не реализуется, так как небольшой размер фирм делает их не способными финансировать значительные программы научных исследований; 2) сдерживаются потребительский выбор и производство новых продуктов, так как конкуренция базируется на стандартизированных продуктах. Вывод один: чистая конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой техники и технологии и в этом смысле является тормозом в экономическом развитии. На смену чистой (совершенной) конкуренции приходит несовершенная, к рассмотрению которой мы и переходим.

 


Фирма в условиях монополистической конкуренции

Максимизация прибыли

 

Монополия (от греч. monos один, poleo продаю) исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия - это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара. Это и есть предпринимательская монополия, т. е. монополия на производство и сбыт любого продукта с целью получения прибыли. Почему появились монополии? Ответ: появление монополий - это результат действия законов свободной конкуренции. Это своего рода основа для рождения монополий и их дальнейшего развития.

Каков же механизм образования монополий? Механизм чрезвычайно прост: монополия возникает на базе: 1) концентрации, т. е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала и 2) централизации производства, т. е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное (см. рис. 24.1). Это слияние может происходить по-разному:

насильственно путем ожесточенной конкурентной борьбы (когда некоторые предприятия расширяются за счет поглощения разорившихся конкурентов) и

добровольно путем создания новых акционерных обществ.

С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями, монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Нужно понять, что монополист не совсем свободен в назначении цен и накоплении прибыли, как это иногда думают. Не забывайте, что монополист является монополистом только того продукта, который он продает. Он должен идти на рынок и заключать сделки с производителями необходимых ему ресурсов на тех же основаниях, что и другие фирмы. Его единственное преимущество заключается в привилегии устанавливать свою цену при условии, если он имеет уникальный продукт.

 

Рис. 2.1 Механизм образования монополий

 

Монополии появились в XIX в. Первоначально в таких формах, как пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты. Эти монополии носили случайный характер и обычно возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства: угольной, нефтяной и т. д. Однако появление избыточного капитала в одной отрасли и стремление получать высокую прибыль приводит к тому, что в XX столетии предпринимательская монополия получила всеобщее распространение и стала носить устойчивый характер. Появились новые формы монополий в виде трестов, концернов и конгломератов. В XX в. монополия становится основой всей хозяйственной деятельности в развитых странах.

Разновидностью монополии является монопсония, дуополия и квазимонополия.

Монопсония, или чистая монополия, господство на рынке одного продавца (электрическая или газовая компания) или одного покупателя. Это монополия в узком смысле. Она не имеет конкурентов. Это так называемая естественная монополия. Например, РАО ЕЭС Российское акционерное общество «Единая Энергетическая Система». Примером может служить монополия государства на покупку оружия в отдельных странах (так было в России до недавнего времени). Монопсонист стремится закупить продукцию у своих поставщиков по возможно низкой и единой цене. Поставщики же решают, сколько им производить продукции, исходя из уровня закупочной цены. При известных условиях монопсонист может использовать политику ценовой дискриминации, т. е. приобретать продукцию отдельных производителей по разной цене. Эта политика будет для него выгодной, если общие затраты на закупку данного объема продукции будут меньше, чем при закупке по единой цене.

Дуополия господство на рынке двух продавцов. Дуополия частный простейший случай олигополии. В условиях несовершенной конкуренции имеет место квазимонополия.

Квазимонополия (буквально: как бы монополия) лидерство в установлении объема производства или цен. Крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним как бы закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную извне.

Когда на рынке действует только одна фирма, очень маловероятно, что она будет считать рыночную цену заданной. Вместо этого монополия признает свое влияние на рыночную цену и будет выбирать такой уровень цены и объем выпуска, которые максимизировали бы ее совокупную прибыль.

Конечно, она не может выбирать цену и выпуск независимо одно от другого: при каждой заданной цене монополия сможет продать лишь столько выпуска, сколько сможет поглотить рынок. Если она выберет высокую цену, то сможет продать лишь небольшое количество товара. Выбор цены и объема выпуска монополистом ограничен поведением потребителей в отношении спроса.

Можно представлять себе монополиста выбирающим цену и предоставляющим потребителям возможность выбора количества товара, которое они хотят купить по данной цене, а можно думать, что монополист выбирает предлагаемое им количество товара, позволяя потребителям решить, какую цену они готовы за него заплатить. Первый подход, возможно, выглядит более естественным, однако второй оказывается более удобным для анализа. Разумеется, при корректном использовании оба подхода эквивалентны [7, c. 157].

Начнем с изучения стоящей перед монополистом задачи максимизации прибыли. Обозначим обратную кривую рыночного спроса через p(y), а функцию издержек через c(y). Пусть r(y) = p(y)y - функция общего спроса монополиста. Тогда задача максимизации прибыли для монополиста принимает вид

r(y) - c(y) (2.1)

 

Условие оптимума для этой задачи очевидно: в точке оптимального выбора объема выпуска предельный доход должен равняться предельным издержкам. Если бы предельный доход был меньше предельных издержек, фирме выгодно было бы уменьшить выпуск, поскольку экономия на издержках более чем компенсировала бы потерю дохода. Если бы предельный доход был больше предельных издержек, фирме выгодно было бы увеличить выпуск. Единственная точка, в которой у фирмы нет стимула менять объем выпуска, - это точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам.

Алгебраически условие оптимизации можно записать как

= MC или  (2.2)

 

То же самое условие MR = MC должно соблюдаться и в случае конкурентной фирмы; в этом случае предельный доход равен цене, и данное условие превращается в условие равенства цены предельным издержкам [7, c.159].

В случае монополиста член данного равенства, выражающий предельный доход, выглядит несколько сложнее. Если монополист решает увеличить выпуск на Dy, это оказывает на прибыль двоякое воздействие. Во-первых, он продает больший выпуск и получает от этого доход в размере pDy. Во-вторых, однако, монополист сбивает цену на величину Dp и выручает эту меньшую цену за весь продававшийся им объем выпуска.

Следовательно, общее воздействие, оказываемое на доход изменением выпуска на Dy, составит

= pDy + yDp,(2.3)

 

так что изменение общего дохода, деленное на изменение выпуска, - предельный доход - есть

 

.(2.4)

 

К рассматриваемой задаче можно подойти и по-другому - представить себе, что монополист выбирает цену и объем выпуска одновременно, признавая, конечно, при этом ограничение, накладываемое кривой спроса. Если монополист хочет продать больший объем выпуска, он должен снизить цену. Но цена эта будет более низкой для всех продаваемых им единиц выпуска, а не только для дополнительных. Поэтому появляется член yDp.

В случае конкурентной отрасли фирма, которая смогла бы снизить цену на свой товар по сравнению с ценой, запрашиваемой другими фирмами, немедленно захватила бы весь рынок, вытеснив с него своих конкурентов. В случае же монополизированной отрасли монополия и так имеет в своем распоряжении весь рынок; понижая цену на свой товар, она должна принимать во внимание влияние этого снижения на все продаваемые ею единицы выпуска. рынок конкурентный совершенный монополистический

Можем также выразить предельный доход через эластичность по формуле

(y) = p(y) (2.5)

 

и записать условие оптимальности "предельный доход равен предельным издержкам" как

(y)  = MC(y) (2.6)

 

Поскольку коэффициент эластичности, естественно, отрицателен, можно бы также записать это выражение как

(y)  = MC(y) (2.7)

 

С помощью этих уравнений легко увидеть связь данного случая со случаем конкурентной отрасли: при чистой конкуренции кривая спроса для фирмы является горизонтальной - бесконечно эластичной кривой спроса. Это означает, что 1/|e| = 1/Ґ = 0, так что данное уравнение, соответствующее случаю конкурентной фирмы, есть просто равенство цены предельным издержкам.

Обратите внимание на то, что монополист никогда не станет производить в неэластичной области кривой спроса. Ведь если |e| < 1, то 1/|e| > 1, и предельный доход отрицателен, так что он просто не может равняться предельным издержкам. Смысл этого становится ясен, если подумать о том, что подразумевается под неэластичной кривой спроса: если |e| < 1, то сокращение выпуска увеличит общий доход и одновременно должно сократить общие издержки, так что прибыль обязательно увеличится. Таким образом, любая точка, в которой |e| < 1, не может являться для монополиста точкой максимизации прибыли, поскольку он мог бы увеличить свою прибыль, производя меньший объем выпуска. Отсюда следует, что точка максимума прибыли может лежать только в области, где |e| ≥ 1 [10, c. 157].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.02 с.)