I.III.III. Война в Боснии и Герцеговине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.III.III. Война в Боснии и Герцеговине



Более сложной с этнополитической точки зрения была ситуация в Боснии и Герцеговине. Дело в том, что этнический состав республики был крайне неоднороден: боснийцы – 43.7%, сербы – 31.3%, хорваты – 17.3%, югославы – 5.5%, остальные 2.2%. Важным являлся ещё и тот факт, что населявшие Боснию этносы проживали чересполосицу, фактически не было поселений, где этнический состав был бы абсолютно однороден. К этому можно добавить также высокий показатель межэтнических браков среди населения. Таким образом, проявление сепаратизма и центробежных тенденций в СФРЮ привело к размежеванию населения по этническому признаку. Дело в том, что боснийская и хорватская общины республики выступали за сецессию Боснии и Герцеговины из состава СФРЮ, тогда как сербская община – за сохранение республики в составе федеративного государства.

Немаловажную роль в данном конфликте сыграл «исламский фактор». С 1960ых гг. XX века в Югославии началась активизация ислама, по причине контактов СФРЮ с мусульманскими странами (Иран, Ливия): молодёжь, исповедующая ислам, стала привлекаться для обучения на Ближнем Востоке. Кроме того, по всей союзной республике активно строились мечети. В 1970 г. Алия Изетбегович опубликовал «Исламскую декларацию», которая стала своего рода манифестом для всех мусульман государства. В ней Алия изложил своё видение ислама, модернизации и теорию панисламизма. Однако «исламский фактор» не сыграл в этом конфликте решающей роли. Конфликт в Боснии – это плод борьбы политических элит за власть и территории.

18 ноября 1990 г. был оглашён список победивших на выборах партий представительный орган Боснии и Герцеговины: Партия Демократического Действия (ПДД), получила 86 мандатов в Скупщине; Сербская Демократическая Партия (СДП) –72; Хорватское демократическое содружество (ХДС) – 44. Мандаты между партиями распределились примерно в соответствии с этническим составом республики. Следует отметить, что все три партии имели националистические программы, и итоги выборов в Скупщину только усилили процесс размежевания в республике.

Целью боснийской общины (ПДД) являлась независимая Босния – унитарное государство с преимущественно боснийским населением: сербы и хорваты в таком государстве были бы этническим меньшинством и имели бы меньше прав по сравнению с боснийцами. Лидером ПДД был Алия Изетбегович. Сербская часть населения Боснии и Герцеговины (СДП) видела свою задачу в том, чтобы остаться в составе Югославии, т.е. образовать область с большинством сербского населения и присоединить её в дальнейшем к Югославии. Лидером сербской общины был боснийский серб Радован Караджич. Хорваты (ХДС) также выступали за суверенитет Боснии, однако надеялись на присоединение территорий с хорватским большинством к Хорватии. Лидером хорватской общины был Мате Бобан.

Таким образом, атмосфера в Скупщине накалялась: представители партий не могли прийти к консенсусу и взаимопониманию. Параллельно с «многоголосием» в Скупщине ситуацию обостряли слухи о разделе БиГ между главами соседних государств. Самым громким известием о грядущем разделе стала встреча в 1991 г. в местечке Караджорджево, где президенты Сербии и Хорватии вели переговоры о разделе Боснии между своими республиками.

Невозможность договориться лишь приближала начало войны. 14 октября 1991 г., объединённая коалиция хорватов и боснийцев приняла Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины, игнорируя возражения сербских депутатов. В ответ на провозглашение независимости 21 декабря 1991 г. Скупщина сербского народа в БиГ проголосовала за создание Сербской республики БиГ в рамках СР Югославии. А уже 9 января 1992 г. Скупщина сербской общины Боснии и Герцеговины провозгласила независимость Республики Сербской Боснии и Герцеговины. В итоге сербские представители покинули органы Боснии и Герцеговины. В течение всего 1991 г. стороны вели переговоры о будущем устройстве Боснии и Герцеговины. Согласие почти было достигнуто в Лиссабоне, когда предполагалось, что Босния и Герцеговина останется в своих границах по состоянию на 1991 г., однако при этом были бы сформированы национальные территориальные объединения внутри Боснии: по два кантона хорватам и боснийцам и три сербам. Но данному плану не суждено было воплотиться в жизнь. Алия Изетбегович отклонил его, настаивая на целостности БиГ. Сербские и хорватские националисты утверждали, что это был последний шанс избежать войны, упущенный боснийским лидером. Уже 3 июля 1992 г. хорватская община Боснии и Герцеговины провозгласила создание Хорватского содружества Герцег-Босна. Таким образом, под контролем центрального правительства республики остались только территории боснийской общины.

ЕС признал независимость Боснии и Герцеговины как полиэтничного государства 6 апреля 1992 г. Данным шагом западноевропейские страны рассчитывали предотвратить распад республики. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Военный конфликт в Боснии принял открытый характер, начиная с апреля 1992 года, что привело к масштабной миграции населения. В разных районах республики стороны занимали различную позицию: сербы воевали против коалиции хорватов и боснийцев; в Мостаре же, например, хорваты воевали против боснийцев. Это приводило даже к совместным действиям между хорватами и сербами против боснийцев.

Примечательно, что в конфликте участвовали части хорватской регулярной армии и подразделения краинских сербов. Еще одной отличительной особенностью Боснийской войны были этнические чистки, которые использовались в качестве средства ведения войны всеми сторонами. Следует отметить, что в 1992 г. были зафиксированы ряд этнических чисток в различных районах БиГ: Посавина, Тузла, село Кравица, Шильковичи, долина Лашвы, Мостара. Больше всего обвинений в этнических чистках, которые, как уже было сказано выше, использовались всеми сторонами, приходится на сербскую сторону.

Международное сообщество в лице ООН приняла комплекс мер по урегулированию конфликта: были введены санкции против СРЮ по причине поддержки боснийских сербов и вмешательства в конфликт. Кроме того, СБ ООН принял резолюцию 776 от 14.09.1992 г., санкционирующую увеличение численности «голубых касок» в регионе; а резолюция 781 объявляла закрытым воздушное пространство БиГ. 26 августа 1992 г. в Лондоне начала работу Лондонская конференция по бывшей Югославии по урегулированию конфликта. Благодаря работе конференции был предложен план Вэнса-Оуэна. Согласно плану предполагалось распределить этносы, проживавшие на территории БиГ в 10 кантонах. Однако из трех сторон, удовлетворенными остались лишь хорваты: боснийцы согласно плану теряли большое количество территорий, а сербы получали земли, носившие фрагментарный характер и почти не имевшие общей границы с Сербией. В итоге данный план был отвергнут парламентом Республики Сербской 2 апреля 1993 г. По мнению ряда исследователей, это стало прямым следствием стратегической установки плана Вэнса-Оуэна на уступки боснийцам и хорватам, чтобы добиться их объединения и изолировать «блокирующих мир» сербов. В сущности, план не ликвидировал раскол, а наоборот лишь узаконивал его.

После неудачных попыток разрешить конфликт, СБ ООН принял ещё ряд резолюций по данной проблеме:

· резолюция 807 о продлении мандата сил ООН в бывшей Югославии;

· резолюция 808 об образовании Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ);

· резолюция 816, разрешившая применение силы для обеспечения действенности зоны, запрещённой для полётов;

· резолюцией 824 в шести городах БиГ были созданы «зоны безопасности» (Сараево, Сребреница, Тузла, Жепа, Горажде, Бихач);

· резолюция 836 дала юридическую основу для использования в Боснии и Герцеговине боевой авиации НАТО для защиты «зон безопасности»;

· резолюцией 871 в рамках Сил ООН по охране (СООНО), было создано три подчиненных командования на территории бывшей союзной Югославии: СООНО (Хорватия), СООНО (Босния и Герцеговина), СООНО (Македония).

9 августа 1993 года НАТО объявила о готовности начать воздушные бомбардировки сербских позиций в Боснии и Герцеговине. 13 сентября Генеральный Секретарь ООН публично заявил о готовности организации передать НАТО право решения всех вопросов, связанных с войной в Боснии и Герцеговине. В целом военные действия проходили удачно для сербской стороны. Под их контролем оказалось более 70% территории БиГ. Данный успех стал возможен во многом благодаря военной технике, доставшейся сербам от ЮНА. 11 января 1994 г. было объявлено, что НАТО начнёт бомбардировки сербских позиций, если к определённому сроку не будет снята осада Тузлы и Сребреницы. Боснийские сербы удовлетворили требования международного сообщества и не были подвержены бомбардировкам.

В феврале 1994 г. вступило в силу «Соглашение о прекращении огня между боснийской и хорватской общинами». В марте в Вашингтоне было подписано «Соглашение о создании в Боснии и Герцеговине Боснийско-хорватской федерации» в целях более успешных боевых операций против боснийских сербов. В том же месяце произошло ещё одно из ключевых событий войны в Боснии – взрыв на рынке Маркале, унесший жизни 68 человек. В данном инциденте были обвинены боснийские сербы, однако сербы всячески отрицают свою причастность к взрыву.

Несмотря на ряд уступок сербской стороны, в 1994 г. резолюцией 908 СБ ООН был продлен мандат СООНО, а НАТО, в свою очередь, продолжила наращивать свои силы на территории бывшей Югославии. Ответные шаги боснийских сербов привели к тому, что в ряде пунктов миротворцы оказались в положении заложников, наличие которых было призвано предотвратить бомбовые удары по сербским подразделениям. Параллельно с боевыми действиями в 1994 г. была создана Контактная группа (КГ) (США, Франция, Великобритания, Россия, Германия, Италия) по урегулированию конфликта в Боснии, которая выработала план раздела Боснии: 51% - территорий Хорватско-боснийской федерации и 49% - сербам. Однако последние отказались от такого плана раздела и в апреле 1994 г. НАТО нанесла воздушные удары по позициям боснийских сербов в ответ на наступление боснийских сербов в районе Горадже.

После случаев попадания «голубых касок» в плен, СБ ООН обратился к НАТО с просьбой об обеспечении вывод подразделений миротворцев. 10 августа 1995 г. Генеральный Секретарь ООН подписал «Меморандум о взаимопонимании между НАТО и ООН», таким образом, ООН передала часть полномочий НАТО по урегулированию конфликта в бывшей Югославии.

30 августа 1994 г. НАТО начала операцию «Рассчитанная сила» против боснийских сербов. Предлогом к началу действий послужили два инцидента: второй взрыв на рынке Маркале в Сараево и взятие сербами анклава Сребреница и последующая «резня» в нем, как утверждают западные исследователи. В течение операции силам боснийских сербов был нанесён значительный урон. Во многом благодаря действиям НАТО хорваты и боснийцы смогли начать контратаку на западном фронте.

Важным является и тот факт, что по решению руководства СРЮ боснийские сербы остались без военной поддержки краинских сербов и Белграда по политическим мотивам. Таким образом, без должной поддержки со стороны СРЮ боснийские сербы потеряли большую часть своей территории и фактически были вынуждены сесть за стол переговоров с остальными общинами.

В ноябре 1995 г. стороны провели мирные переговоры в Дейтоне. Важно отметить, что «впервые за четыре года войны С. Милошевич, А. Изетбегович и Ф. Туджман при активном содействии КГ установили прямой диалог». По результатам переговоров было достигнуто договоренность о нормализации отношений между СРЮ, Боснией и Герцеговиной и между СРЮ и Хорватией. Кроме того, согласно Дейтонским соглашениям за Боснией и Герцеговиной была закреплена Конфедеративная форма государственного устройства, при которой государство состояло из двух частей (обладающих собственным правительством, общее только бюджет и внешняя политика): Федерация Босния и Герцеговина (51%) и Республика Сербская (49%); функции главы государства передавались Президиуму, состоящему из трёх человек — по одному от каждого этноса. Столица Боснии и Герцеговины Сараево отошла к боснийско-хорватской территории. Сербское население столицы покинуло город. Что касается лиц обвиненных в военных преступлениях по итогам конфликта, то им запрещалось занимать государственные посты, они подлежали розыску и выдачи МТБЮ. Важно отметить, что большинство из них оказались сербами. Еще одним итогом договоренностей в Дейтоне стало создание и ввод на территорию бывшей Югославии Сил по выполнению Соглашения (ИФОР), состоящих из 60 тысяч человек.

Подводя итог выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что боевые действия затронули почти всю территорию Боснии и Герцеговины, а 73,9% (2.702.000) жителей республики оказались перемещёнными из районов постоянного проживания. Таким образом, был уничтожен принцип совместного проживания трех этнических групп в одной стране, который существовал веками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.011 с.)