Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I.III.III. Война в Боснии и Герцеговине
Более сложной с этнополитической точки зрения была ситуация в Боснии и Герцеговине. Дело в том, что этнический состав республики был крайне неоднороден: боснийцы – 43.7%, сербы – 31.3%, хорваты – 17.3%, югославы – 5.5%, остальные 2.2%. Важным являлся ещё и тот факт, что населявшие Боснию этносы проживали чересполосицу, фактически не было поселений, где этнический состав был бы абсолютно однороден. К этому можно добавить также высокий показатель межэтнических браков среди населения. Таким образом, проявление сепаратизма и центробежных тенденций в СФРЮ привело к размежеванию населения по этническому признаку. Дело в том, что боснийская и хорватская общины республики выступали за сецессию Боснии и Герцеговины из состава СФРЮ, тогда как сербская община – за сохранение республики в составе федеративного государства. Немаловажную роль в данном конфликте сыграл «исламский фактор». С 1960ых гг. XX века в Югославии началась активизация ислама, по причине контактов СФРЮ с мусульманскими странами (Иран, Ливия): молодёжь, исповедующая ислам, стала привлекаться для обучения на Ближнем Востоке. Кроме того, по всей союзной республике активно строились мечети. В 1970 г. Алия Изетбегович опубликовал «Исламскую декларацию», которая стала своего рода манифестом для всех мусульман государства. В ней Алия изложил своё видение ислама, модернизации и теорию панисламизма. Однако «исламский фактор» не сыграл в этом конфликте решающей роли. Конфликт в Боснии – это плод борьбы политических элит за власть и территории. 18 ноября 1990 г. был оглашён список победивших на выборах партий представительный орган Боснии и Герцеговины: Партия Демократического Действия (ПДД), получила 86 мандатов в Скупщине; Сербская Демократическая Партия (СДП) –72; Хорватское демократическое содружество (ХДС) – 44. Мандаты между партиями распределились примерно в соответствии с этническим составом республики. Следует отметить, что все три партии имели националистические программы, и итоги выборов в Скупщину только усилили процесс размежевания в республике. Целью боснийской общины (ПДД) являлась независимая Босния – унитарное государство с преимущественно боснийским населением: сербы и хорваты в таком государстве были бы этническим меньшинством и имели бы меньше прав по сравнению с боснийцами. Лидером ПДД был Алия Изетбегович. Сербская часть населения Боснии и Герцеговины (СДП) видела свою задачу в том, чтобы остаться в составе Югославии, т.е. образовать область с большинством сербского населения и присоединить её в дальнейшем к Югославии. Лидером сербской общины был боснийский серб Радован Караджич. Хорваты (ХДС) также выступали за суверенитет Боснии, однако надеялись на присоединение территорий с хорватским большинством к Хорватии. Лидером хорватской общины был Мате Бобан.
Таким образом, атмосфера в Скупщине накалялась: представители партий не могли прийти к консенсусу и взаимопониманию. Параллельно с «многоголосием» в Скупщине ситуацию обостряли слухи о разделе БиГ между главами соседних государств. Самым громким известием о грядущем разделе стала встреча в 1991 г. в местечке Караджорджево, где президенты Сербии и Хорватии вели переговоры о разделе Боснии между своими республиками. Невозможность договориться лишь приближала начало войны. 14 октября 1991 г., объединённая коалиция хорватов и боснийцев приняла Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины, игнорируя возражения сербских депутатов. В ответ на провозглашение независимости 21 декабря 1991 г. Скупщина сербского народа в БиГ проголосовала за создание Сербской республики БиГ в рамках СР Югославии. А уже 9 января 1992 г. Скупщина сербской общины Боснии и Герцеговины провозгласила независимость Республики Сербской Боснии и Герцеговины. В итоге сербские представители покинули органы Боснии и Герцеговины. В течение всего 1991 г. стороны вели переговоры о будущем устройстве Боснии и Герцеговины. Согласие почти было достигнуто в Лиссабоне, когда предполагалось, что Босния и Герцеговина останется в своих границах по состоянию на 1991 г., однако при этом были бы сформированы национальные территориальные объединения внутри Боснии: по два кантона хорватам и боснийцам и три сербам. Но данному плану не суждено было воплотиться в жизнь. Алия Изетбегович отклонил его, настаивая на целостности БиГ. Сербские и хорватские националисты утверждали, что это был последний шанс избежать войны, упущенный боснийским лидером. Уже 3 июля 1992 г. хорватская община Боснии и Герцеговины провозгласила создание Хорватского содружества Герцег-Босна. Таким образом, под контролем центрального правительства республики остались только территории боснийской общины.
ЕС признал независимость Боснии и Герцеговины как полиэтничного государства 6 апреля 1992 г. Данным шагом западноевропейские страны рассчитывали предотвратить распад республики. Однако этим планам не суждено было сбыться. Военный конфликт в Боснии принял открытый характер, начиная с апреля 1992 года, что привело к масштабной миграции населения. В разных районах республики стороны занимали различную позицию: сербы воевали против коалиции хорватов и боснийцев; в Мостаре же, например, хорваты воевали против боснийцев. Это приводило даже к совместным действиям между хорватами и сербами против боснийцев. Примечательно, что в конфликте участвовали части хорватской регулярной армии и подразделения краинских сербов. Еще одной отличительной особенностью Боснийской войны были этнические чистки, которые использовались в качестве средства ведения войны всеми сторонами. Следует отметить, что в 1992 г. были зафиксированы ряд этнических чисток в различных районах БиГ: Посавина, Тузла, село Кравица, Шильковичи, долина Лашвы, Мостара. Больше всего обвинений в этнических чистках, которые, как уже было сказано выше, использовались всеми сторонами, приходится на сербскую сторону. Международное сообщество в лице ООН приняла комплекс мер по урегулированию конфликта: были введены санкции против СРЮ по причине поддержки боснийских сербов и вмешательства в конфликт. Кроме того, СБ ООН принял резолюцию 776 от 14.09.1992 г., санкционирующую увеличение численности «голубых касок» в регионе; а резолюция 781 объявляла закрытым воздушное пространство БиГ. 26 августа 1992 г. в Лондоне начала работу Лондонская конференция по бывшей Югославии по урегулированию конфликта. Благодаря работе конференции был предложен план Вэнса-Оуэна. Согласно плану предполагалось распределить этносы, проживавшие на территории БиГ в 10 кантонах. Однако из трех сторон, удовлетворенными остались лишь хорваты: боснийцы согласно плану теряли большое количество территорий, а сербы получали земли, носившие фрагментарный характер и почти не имевшие общей границы с Сербией. В итоге данный план был отвергнут парламентом Республики Сербской 2 апреля 1993 г. По мнению ряда исследователей, это стало прямым следствием стратегической установки плана Вэнса-Оуэна на уступки боснийцам и хорватам, чтобы добиться их объединения и изолировать «блокирующих мир» сербов. В сущности, план не ликвидировал раскол, а наоборот лишь узаконивал его. После неудачных попыток разрешить конфликт, СБ ООН принял ещё ряд резолюций по данной проблеме: · резолюция 807 о продлении мандата сил ООН в бывшей Югославии; · резолюция 808 об образовании Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ); · резолюция 816, разрешившая применение силы для обеспечения действенности зоны, запрещённой для полётов; · резолюцией 824 в шести городах БиГ были созданы «зоны безопасности» (Сараево, Сребреница, Тузла, Жепа, Горажде, Бихач);
· резолюция 836 дала юридическую основу для использования в Боснии и Герцеговине боевой авиации НАТО для защиты «зон безопасности»; · резолюцией 871 в рамках Сил ООН по охране (СООНО), было создано три подчиненных командования на территории бывшей союзной Югославии: СООНО (Хорватия), СООНО (Босния и Герцеговина), СООНО (Македония). 9 августа 1993 года НАТО объявила о готовности начать воздушные бомбардировки сербских позиций в Боснии и Герцеговине. 13 сентября Генеральный Секретарь ООН публично заявил о готовности организации передать НАТО право решения всех вопросов, связанных с войной в Боснии и Герцеговине. В целом военные действия проходили удачно для сербской стороны. Под их контролем оказалось более 70% территории БиГ. Данный успех стал возможен во многом благодаря военной технике, доставшейся сербам от ЮНА. 11 января 1994 г. было объявлено, что НАТО начнёт бомбардировки сербских позиций, если к определённому сроку не будет снята осада Тузлы и Сребреницы. Боснийские сербы удовлетворили требования международного сообщества и не были подвержены бомбардировкам. В феврале 1994 г. вступило в силу «Соглашение о прекращении огня между боснийской и хорватской общинами». В марте в Вашингтоне было подписано «Соглашение о создании в Боснии и Герцеговине Боснийско-хорватской федерации» в целях более успешных боевых операций против боснийских сербов. В том же месяце произошло ещё одно из ключевых событий войны в Боснии – взрыв на рынке Маркале, унесший жизни 68 человек. В данном инциденте были обвинены боснийские сербы, однако сербы всячески отрицают свою причастность к взрыву. Несмотря на ряд уступок сербской стороны, в 1994 г. резолюцией 908 СБ ООН был продлен мандат СООНО, а НАТО, в свою очередь, продолжила наращивать свои силы на территории бывшей Югославии. Ответные шаги боснийских сербов привели к тому, что в ряде пунктов миротворцы оказались в положении заложников, наличие которых было призвано предотвратить бомбовые удары по сербским подразделениям. Параллельно с боевыми действиями в 1994 г. была создана Контактная группа (КГ) (США, Франция, Великобритания, Россия, Германия, Италия) по урегулированию конфликта в Боснии, которая выработала план раздела Боснии: 51% - территорий Хорватско-боснийской федерации и 49% - сербам. Однако последние отказались от такого плана раздела и в апреле 1994 г. НАТО нанесла воздушные удары по позициям боснийских сербов в ответ на наступление боснийских сербов в районе Горадже.
После случаев попадания «голубых касок» в плен, СБ ООН обратился к НАТО с просьбой об обеспечении вывод подразделений миротворцев. 10 августа 1995 г. Генеральный Секретарь ООН подписал «Меморандум о взаимопонимании между НАТО и ООН», таким образом, ООН передала часть полномочий НАТО по урегулированию конфликта в бывшей Югославии. 30 августа 1994 г. НАТО начала операцию «Рассчитанная сила» против боснийских сербов. Предлогом к началу действий послужили два инцидента: второй взрыв на рынке Маркале в Сараево и взятие сербами анклава Сребреница и последующая «резня» в нем, как утверждают западные исследователи. В течение операции силам боснийских сербов был нанесён значительный урон. Во многом благодаря действиям НАТО хорваты и боснийцы смогли начать контратаку на западном фронте. Важным является и тот факт, что по решению руководства СРЮ боснийские сербы остались без военной поддержки краинских сербов и Белграда по политическим мотивам. Таким образом, без должной поддержки со стороны СРЮ боснийские сербы потеряли большую часть своей территории и фактически были вынуждены сесть за стол переговоров с остальными общинами. В ноябре 1995 г. стороны провели мирные переговоры в Дейтоне. Важно отметить, что «впервые за четыре года войны С. Милошевич, А. Изетбегович и Ф. Туджман при активном содействии КГ установили прямой диалог». По результатам переговоров было достигнуто договоренность о нормализации отношений между СРЮ, Боснией и Герцеговиной и между СРЮ и Хорватией. Кроме того, согласно Дейтонским соглашениям за Боснией и Герцеговиной была закреплена Конфедеративная форма государственного устройства, при которой государство состояло из двух частей (обладающих собственным правительством, общее только бюджет и внешняя политика): Федерация Босния и Герцеговина (51%) и Республика Сербская (49%); функции главы государства передавались Президиуму, состоящему из трёх человек — по одному от каждого этноса. Столица Боснии и Герцеговины Сараево отошла к боснийско-хорватской территории. Сербское население столицы покинуло город. Что касается лиц обвиненных в военных преступлениях по итогам конфликта, то им запрещалось занимать государственные посты, они подлежали розыску и выдачи МТБЮ. Важно отметить, что большинство из них оказались сербами. Еще одним итогом договоренностей в Дейтоне стало создание и ввод на территорию бывшей Югославии Сил по выполнению Соглашения (ИФОР), состоящих из 60 тысяч человек. Подводя итог выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что боевые действия затронули почти всю территорию Боснии и Герцеговины, а 73,9% (2.702.000) жителей республики оказались перемещёнными из районов постоянного проживания. Таким образом, был уничтожен принцип совместного проживания трех этнических групп в одной стране, который существовал веками.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.011 с.) |