Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. II. Политика сфрю как фактор напряжённости
Социалистическая федеративная республика Югославия (СФРЮ) имела однопартийную систему. Во главе стояла Коммунистическая партия Югославии, затем переименованная в Союз Коммунистов Югославии (СКЮ). Страной управлял Президиум, состоявший из 9 человек: по одному представителю от каждой из шести республик и двух автономных краёв – Косово и Метохии и Воеводины, а также председатель Президиума СКЮ. Пожизненным председателем Президиума был избран Иосип Броз Тито, ставший премьер-министром и министром иностранных дел Югославии после освобождения страны в 1945 г., а уже в 1953 г. президентом СФРЮ. После его смерти в 1980 г., система управления изменилась, что активировало процесс размежевания республик. Теперь председатель менялся раз в год, им становился один из представителей союзных республик. В действительности получилось так, что вновь назначенный председатель не успевал разобраться с делами за год правления, затем его сменял другой председатель. Такая политическая «чехарда» сопровождалась кризисом В СКЮ: многие, находившиеся у руля компартии, покидали свои посты; у людей пропадала былая вера в коммунизм югославского типа, люди требовали перемен. Не обошлось и без экономического кризиса, усилившего центробежные тенденции. Наиболее развитые республики – Словения и Хорватия – были недовольны системой распределения союзного бюджета. Важным для нашего исследования является принятие новой Конституции СФРЮ в 1974 г. Её сутью было перенесение всей полноты решений по важнейшим вопросам экономического, политического и социального характера на республиканские и краевые органы власти при сохранении за федерацией лишь ограниченных компетенций. Автономные края Косово и Воеводина уравнивались в правах с остальными республиками, хотя и сохраняли прежний статус. Данное решение вызвал непонимание с разных сторон. В частности, сохранение статуса автономного края давало повод для развития локального сепаратизма. С 1974 года лозунг «Косово – республика» стал лаконичным требованием албанцев изменить их юридическое положение в стране. Ослабление позиций центра имело и другие негативные последствия для единства страны. Наиболее серьёзным оказался тот факт, что ограничение роли государства произошло на уровне федерации, а не на уровне республик, автономных краёв. Следовательно, последние настолько усилили свои позиции, что стали руководствоваться собственными интересами, игнорируя интересы страны в целом.
В дополнение к этому следует отметить, что в стране росла экономическая дифференциация – неравномерный уровень развития республик. С целью решить данную проблему руководством СФРЮ проводилась политика по уравниванию экономических показателей республик. Подобные меры тормозили и замедляли темпы экономического роста развитых регионов: Хорватии и Словении. Следует подчеркнуть, что в 1989 г. была предпринята попытка Анте Марковича8 провести экономическую реформу в государстве. Ему удалось снизить темпы инфляции ценой увеличения безработицы и бедности в стране. Но как только реформа коснулась сферы приватизации государственной собственности, её проведение встретило сопротивление разных политических группировок, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это стимулировало сепаратизм. В связи с кризисом СКЮ в 1990 г. был совершен переход к многопартийной системе как шаг к утверждению парламентаризма по европейскому образцу. Уже в сентябре 1990 г. официально было зарегистрировано 119 политических партий и организаций, подавляющее большинство которых имело национальный характер. Зарождение новых политических партий проходило в условиях распространении национализма, антикоммунизма, глубокого кризиса правящей коммунистической партии. Пришедшие к власти новые политические лидеры были сторонниками национализма. Слободан Милошевич, Франьо Туджман, Алия Изетбегович - новые республиканские главы, возглавившие народную мобилизацию на борьбу за независимость от СФРЮ. Таким образом, политический фактор сыграл важнейшую роль в распаде Югославии. Националистические лидеры использовали этно-территориальные и конфессиональные конфликты как инструмент привлечения на свою сторону избирателей. В СМИ развернулась широкая пропаганда национализма. Югославия стала бурлящим котлом, только проблема нарастала не с «низов», а с «верхов» власти.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.005 с.) |