Промежуточная фаза индивидуальной РЭПТ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промежуточная фаза индивидуальной РЭПТ.



Промежуточная фаза РЭПТ характеризуется работой терапевта и клиента над закреплением Рациональных и ослаблением дисфункциональных Взглядов. Особое внимание уделяется тому, чему клиент научился из домашних заданий и как это можно использовать в будущем. Нужно обращать внимание на то, чему клиент не научился из домашних заданий, а также на блоки в процессе обучения, которые необходимо найти и преодолеть.

По мере совместной работы терапевта и клиента над определенной проблемой, терапевт старается помочь клиенту интернализовать следующий процесс. Во-первых, клиент определяет беспокоящие его эмоции и поступки, связывает их с Активирующими событиями и затем определяет свои основные дисфункциональные Взгляды. Затем клиент Дискутирует по поводу этих Взглядов и практикует альтернативные рациональные убеждения, выполняя соответствующие задания. В промежуточной фазе РЭПТ – терапевт заинтересован не только в том, чтобы помочь клиенту разрешить свои эмоциональные и поведенческие проблемы, но и в этом, чтобы помочь ему интернализовать специфические РЭПТ – методы идентификации и преодоление проблем.

В промежуточной фазе РЭПТ терапевт побуждает клиента увидеть связи между проблемами, особенно теми, которые характеризуются общими дисфункциональными Взглядами. Когда клиент достиг значительных успехов в определенной проблеме, РЭПТ – терапевт переходит к работе с новой проблемой и может стать фактически еще более директивным, помогая клиенту идентифицировать, оспорить и изменить Иррациональные Взгляды, лежащие в основе этой новой проблемы.

В этой фазе терапевт призывает клиента самому придумывать себе домашние задания, и учит его тому, что должно включать в себя эффективное домашнее задание. Также в этой фазе основной задачей терапевта является адекватная оценка причин терапевтического изменения и помощь клиенту в их осознании и извлечении из них урока.

Заключительная фаза РЭПТ.

Основная цель заключительной фазы индивидуальной РЭПТ сводиться к подготовке клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. В этой фазе терапевт стремиться к тому, чтобы перестать быть необходимым клиенту. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем.

Терапевт должен определить и устранить любую склонность к зависимости, которая может появиться у клиента из-за окончания терапии. Некоторые терапевты не торопятся завершить терапию с клиентами, которые демонстрируют значительный прогресс. Такие терапевты могут считать, что им нужно более длительное доказательство прогресса клиента, чтобы убедиться в своей компетентности и, следовательно, ценности.

 

Групповая терапия

Несмотря на то, что обычно в РЭПТ работают в небольших группах по 8 – 10 человек и эти группы встречаются еженедельно, иногда группы могут быть и больше. Например, класс из 20 – 30 студентов или открытый семинар либо интенсивный рационально – эмоционально поведенческий тренинг, на которых может присутствовать более 200 человек.

В групповой РЭПТ терапевт не только активно и директивно показывает членам группы, которые выносят на обсуждение свои эмоциональные проблемы, что они сами создают у себя эти проблемы, упорно цепляясь за свои иррациональные идеи, энергично задает вопросы, бросает вызов этим идеям и помогает от них избавиться, побуждает и подталкивает всех членов группы находить и оспаривать «должен», «надо», «обязан» у других ее участников и помогает им освободиться от перфекционизма и склонности к диктату. Всех участников группы постоянно учат думать реалистически и логически, а также разрушать, оспаривать при помощи логико-эмпирических аргументов вызывающую расстройства философию других членов группы. Их также учат опровергать свои собственные идеи, показывая себе, к каким саморазрушительным последствиям те обычно приводят.

Терапевт и группа совместно предлагают участникам активные домашние задания. Некоторые из таких заданий можно выполнять и анализировать во время регулярных занятий. Другие задания выполняют вне группы, но обсуждаются во время занятий. Как нередко оказывалось, подобные задания чаще выполняются и приносят больший результат, когда задаются группой, а не индивидуальным терапевтом.

В РЭПТ клиенты часто заполняют дома письменные формы – отчеты и обдают их терапевту для проверки. Во время групповых занятий несколько таких отчетов зачитываются и исправляются вслух, так что все члены, а не только тот, кто сдает заполненную форму, могут помочь этому человеку конкретно увидеть свои иррациональные идеи и то, как их можно эффективно оспорить. Слыша, какие проблемы испытывают другие члены группы и как они проанализировали их при заполнении формы, клиенты сами учатся более эффективно использовать эти отчеты.

Члены РЭПТ – групп получают друг от друга ценную обратную связь о том, в сем дисфункционально их поведение и что они себе глупо твердят, чтобы создать у себя эти проблемы. Они также учатся сами наблюдать за другими и давать обратную связь, и что более важно, они учатся говорить с другими людьми об их иррациональных идеях и тем самым сознательно или бессознательно начинают говорить о таких идеях с самим собой.

Основная цель групповых сеансов РЭПТ – предложить членам группы больше вариантов возможных решений их практических и невротических проблем, чем он могут получить на индивидуальной терапии. Из 10 человек, присутствующих на данном сеансе, один может, наконец, найти причину центральной проблемы выступающего, а другой предложить ее элегантное решение. Когда один человек может махнуть рукой на сложную проблему, другие члены группы могут продолжать работу и, наконец, вполне реально помочь.

Состав группы

Предпочтительно, чтобы РЭПТ – группа состояла из 8 – 10 человек самых разных диагностических категорий. Желательно, чтобы в каждой группе было приблизительно равное количество мужчин и женщин. Члены группы – всех возрастов, от 18 до 60 лет, в большинстве своем от 25 до 45.Подростковые группы состоят из детей 13 – 17 лет, а также с равным числом девочек и мальчиков. Многие из членов группы будут иметь в диагнозе сильный невроз, некоторые – личностные расстройства, и совсем немногие – психозы.

Группа проводиться в организованном порядке, ведущий следит за тем, чтобы говорил в каждый момент времени только один человек, поощряет спонтанность, но при этом обеспечивает некоторый порядок, побуждает молчаливых клиентов говорить о своих проблемах и проблемах других членов, дает конкретные домашние задания тем участникам, чьи проблемы обсуждались, и потом проверять их выполнение. Ведущий также не позволяет никому монополизировать время группы или избегать активного участия. Наблюдения показали, что, несмотря на то, что РЭПТ – группы могут проводиться при малом количестве участников, присутствие приблизительно восьми человек на каждом сеансе является оптимальным для продуктивного и вовлеченного ее функционирования.

РЭПТ – группы обычно проходят раз в неделю и длятся два часа пятнадцать минут. А. Эллис использует свои группы для того, чтобы тренировать ведущих, поэтому в состав группы входят ведущий и его тренирующийся ассистент. Первые полтора часа группа проводит с обоими ведущими, а затем переходит в другую комнату и оставшиеся три четверти часа ее ведет ассистент. Однако проведение РЭПТ – групп не требует двух тренеров, их легко может вести один обученный человек без чьей либо помощи. Каждый год группе предоставляется возможность пройти бесплатный 8 – часовой марафон в дополнении к обычным еженедельным встречам.

Используемые методы

Основная техника, задействованная в обычной РЭПТ – группе, заключается в том, что каждый участник представляет текущую проблему, например, чувство тревоги, депрессии, малоценности, озлобленности, жалости к себе или дисфункциональное поведение, например, проблему аддикции, ухода или взрыва жестокости. Затем терапевт и несколько других членов группы говорят с рассказчиком и прежде всего пытаются определить Активирующий опыт и саморазрушительные эмоциональные и поведенческие Следствия. Как только это было определено, терапевт и группа помогают рассказчику сосредоточиться на его «В», его определяющих Взглядах, особенно на абсолютистских иррациональных убеждениях, которые, главным образом, и «вызывают» дисфункциональные Следствия. Эти дисфункиональные взгляды затем подвергаются прямому энергичному Диспуту со стороны терапевта и членов группы, которые пытаются помочь рассказчику научиться эффективному оспариванию и перенести это умение на свою повседневную жизнь. Члены группы также обычно предлагают рассказчику когнитивные и поведенческие домашние задания, помогающие опровергнуть свои иррациональные идеи, и проверяют на последующих занятиях, как эти задания были выполнены и как можно продолжить или видоизменить в будущем.

В групповой РЭПТ используются следующие специальные методы:

o Структурированные упражнения, например, выполнение заданий, связанных с некоторым риском; самораскрытие, упражнения на преодоление стыда предлагаются группе постоянно, чтобы вызвать, обнаружить и справиться с чувствами, которые кое-какие члены группы могут не испытывать в обычных условиях или могут отказаться говорить о них, когда все же их испытывают.

o Всех членов группы просят ознакомиться с основной литературой по РЭПТ. Всем членам группы в начале терапии выдают брошюры по РЭПТ и настоятельно рекомендуют прочитать и другие материалы по самопомощи, которые включают в себя теорию и практику РЭПТ. Когда члены групп замечают, что кто-то не понимает некоторые положения РЭПТ, они могут предложить почитать что-либо в качестве домашнего задания.

o В Институте рационально – эмоциональной поведенческой терапии в Нью-Йорке проходят семинары, дискуссии и специальные тренинги умений, которые доступны всем членам группы. Так, застенчивый клиент может быть не только членом своей основной РЭПТ – группы, но может также на неопределенный срок стать членом группы тренинга социальных умений, где получит специальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Члены группы могут использовать некоторые другие события, происходящие в институте – особенно известные пятничные семинары по проблемам повседневной жизни – чтобы знакомиться и заводить друзей среди людей, исповедующих философию РЭПТ.

Роль терапевта. В РЭПТ – группе терапевт выполняет активно – директивную роль, ведя ее, сохраняя определенный порядок, предоставляя возможность высказаться молчаливым людям и контролируя, чтобы другие не увлекались разговорами, чтобы люди по очереди выносили на обсуждение свои самые серьезные проблемы и открыто о них говорили. В процессе обсуждения иррациональных идей членов группы и практических способов решения их проблем терапевт выступает как один из самых активных членов группы, зачастую как самый активный. Терапевт РЭПТ – группы задает вопросы, исследует, обучает, вдохновляет, дает домашние задания, проводит структурированные упражнения и исполняет все другие директивные функции, которые представлены в индивидуальной РЭПТ. Теория РЭПТ постулирует, что люди не только сами себя расстраивают, но и часто цепляются, упрямо и сильно, за свои абсолютистские убеждения, с помощью которых они делают себя несчастными; следовательно, самое лучшее для них – чтобы РЭПТ – терапевт и другие члены группы постепенно помогли им открыть и искоренить их основные иррациональности. Чтобы это произошло, ведущие групп следят за тем, чтобы процесс РЭПТ постоянно был активно – директивным и не сводился к скуке, апатии, дезорганизации, несдерживаемому проявлению чувств, анархии и другим формам поведения, которые иные виды терапии вполне допускают. РЭПТ – ведущий занимает четкую позицию лидера, в противном случае терапевтический процесс хотя и сможет продолжаться, но может быть назван, в лучшем случае, РЭПТ низкого уровня.

Основные правила для групп

1. Все, что происходит в группе и вне группы с ее членами, является строго конфиденциальной информацией и не может быть раскрыто посторонним.

2. Члены группы могут свободно общаться друг с другом вне занятий до тех пор, пока они смогут делиться информацией, которую они таким образом узнали, с остальной группой и пока они не превратили свою жизнь полностью в групповой процесс. Они могут даже устанавливать друг с другом серьезные отношения, если это не будет им мешать полностью раскрываться в группе.

3. Приветствуется помощь членов группы друг другу в течение занятий и вне их, критическое отношение к их поступкам, но не к личности, а также доброжелательность и кооперация в отношении новых членов группы.

4. Членам группы настоятельно рекомендуется во время занятий в своей основной группе и во время марафонов рационального взаимодействия стремиться как можно более явно демонстрировать свои самые неприятные чувства и рассказать о своих серьезных проблемах. Поощряется, если они будут помогать раскрыться другим и вежливо не позволят скрытным и неразговорчивым членам группы продолжать вести себя таким образом.

Ограничения групповой РЭПТ

Групповая РЭПТ и консультирование имеют явные недостатки и ограничения, особенно по сравнению с более индивидуализированными процессами РЭПТ. Например, члены групп, от излишнего усердия или по невежеству, могут с легко сбить друг друга с толку и иногда выступают с деструктивными предложениями и взглядами. Они могут давать неудовлетворительные ли низкого уровня решения, например, предлагая людям «практические» методы совладания со своим расстройством и достижения успеха в жизни, вместо того чтобы помочь им разобраться со своими дисфункциональным мировоззрением.

Групповая РЭПТ вряд ли может считаться панацеей от всех болезней, она подходит не всем, кто приходит за помощью. Некоторые клиенты просто не готовы к ней и должны предварительно пройти курс индивидуально терапии. Другие – например, люди с навязчивой болтливостью и гипоманией – могут поучить пользу от группы, но сами мешают групповому процессу. Следовательно, им лучше работать над своими проблемами в другой терапевтической модальности. Мы твердо верим в то, что большинство клиентов с эмоциональными проблемами могут получить много пользы от групповой терапии, но «большинство» совсем не значит «все».

 

Супружеская терапия

А. Эллис начал свою карьеру в качестве консультанта по сексуальным, супружеским и семейным проблемам в начале 40-х годов. по результатам своего опыта как супружеского консультанта, он пришел к выводу, что в большинстве случаев нездоровые браки являются продуктом психологически нездоровых супругов, и чтобы по-настоящему помочь людям жить друг с другом счастливо, их прежде всего нужно научить жить в мире с самим собой. Этот вывод побудил его приняться за интенсивное освоение психоанализа, поскольку он верил тогда, что психоанализ является предпочтительным видом терапии для подобного расстройства. В начале 50-х годов он все больше разочаровывался как в теоретической валидности, так и клинической эффективности психоаналитической терапии и наиболее ясно осознавать, что расстройства у людей имеют идеологические корни. Опираясь на работы древних философов и стоиков (Марка Аврелия и Эпиктета), которые подчеркивали, что людей расстраивают не события, а их взгляды на эти события, он начал разрабатывать терапевтический подход, основанный на выделении философских детерминант в психологических нарушениях и развенчивании психоаналитической психодинамики. Он применял этот подход в различных терапевтических модальностях, включая и супружескую терапию.

Рационально-эмоциональная поведенческая супружеская терапия была значительно доработана с того времени. Многие РЭПТ – терапевты проявляли активный интерес к супружеской терапии, история ее становления полна важными событиями.

Первым важным событием стала публикация книги А. Эллиса по РЭПТ «Как жить с «невротиком» дома и на работе». В следующей книге, написанной совместно с Робертом Харпером, под названием «Руководство к счастливому браку». В 1962 году была опубликована работа Эллиса «Разум и эмоции в психотерапии».

Помимо Эллиса важный вклад в область РЭПСТ был сделан многими другими РЭПТ – терапевтами. Среди прочих нужно особо отметить работы Мак-Клелана и Стипера по структурному рационально – эмоциональному подходу к групповому супружескому консультированию и Хока по теории реципрокных отношений в любви и браке и стилям родительских отношений. Необходимо упомянуть и главу «Рациональный подход в супружеском консультировании» Уолена и др. в книге «Практическое руководство по рационально – эмоциональной терапии». И наконец, в 1989 году был опубликован текст, наиболее полно представляющий теорию и практику РЭПСТ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.036 с.)