Цели, задачи и рациональность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи и рациональность.



Общая теория РЭПТ

История РЭПТ

Рационально-эмоциональную поведенческую терапию Альберт Эллис начал разрабатывать в 1955 году, когда занимался клинической психологией в Нью-Йорке, проработав к тому времени на данном поприще более десяти лет.

Первоначальный вариант ее назывался рациональной терапией, но в 1961 году он переименовал ее в РЭТ, считая что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ – рационально – эмоционально – поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введен им для того, чтобы показать то большое значение, которое придает это направление работе с поведением.

Термин «рациональный» на всех этапах работы использовался Эллисом как синоним когнитивной познавательной способности в самом широком смысле. Эллис никогда не отождествлял слово рациональный с понятием интеллектуальный, логический. С 1989 г. Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ – это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приемам самопомощи, используя методы РЭПТ.

Благодаря исследованию, которое он проводил на тот момент для обширного труда под называнием «Фаты в пользу сексуальной свободы», он приобрел в округе репутацию авторитета по вопросам сексуальных и брачных отношений.

При создании РЭПТ на Эллиса повлияли труды многих психологов. Он обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.

Также стали важны работы Альфреда Адлера. Он был крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Также РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей, также использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.

За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектр психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально – эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах.

РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.

Базовая практика РЭПТ

 

Терапевтические отношения

РЭПТ является обучающей формой терапии. Альберт Эллис неоднократно определял роль эффективного РЭПТ – терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Терапевтические условия. РЭПТ – терапевт стремиться к безусловному принятию своих клиентов как несовершенных человеческих существ, которые часто ведут себя саморазрушительно, но в своей сущности никогда не бывают плохими.

В роли терапевта мы стараемся быть настолько открытыми, насколько это возможно, и не стесняемся сообщать о себе очень личную информацию, если клиент просит об этом, кроме тех случаев, когда на наш взгляд, клиент может использовать ее себе во вред. При проведении сеансов они стремятся быть терапевтически искренними.

РЭПТ – терапевты обычно используют, где уместно, юмор в работе с большей частью своих клиентов, поскольку считают, что эмоциональные расстройства в основном проистекают из того факта, что люди воспринимают себя, свои проблемы, других людей и мир слишком серьезно. Поэтому они стараются продемонстрировать клиенту преимущества серьезного, но иронично-веселого подхода к жизни. Однако они избегают шуток в адрес личности клиента и его самоуничижительных мыслей, чувств и действий. Также они стараются быть неформальными и легкими в общении с большинством своих клиентов. Тем не менее, РЭПТ – подход осуждает тех терапевтов, которые неэтично позволяют себе развлекаться на сеансах терапии за деньги клиента.

РЭПТ – терапевты проявляют к своим клиентам особый род эмпатии. Это не только «аффективная» эмпатия, но и философская эмпатия.

РЭПТ – терапевты с осторожностью проявляют по отношению к клиенту безмерную теплоту. Если терапевт очень сблизиться с клиентами и будет одаривать его огромным вниманием, теплотой, заботой и поддержкой, а также безусловным принятием, то рискует столкнуться с двумя основными проблемами. Первая заключается в том, что терапевт может подкрепить сильнейшую «потребность» клиента в любви и одобрении – две иррациональные идеи, которые стоят в центре многих психологических расстройств. Вторая проблема – терапевт может непреднамеренно закрепить у своего клиента философию низкой толерантности к фрустрации.

РЭПТ – гибкий вид терапии, не полагающий формулирования абсолютных, догматичных терапевтических правил, в ней признается, что в определенных условиях может быть оказана определенная теплая поддержка со стороны терапевта и течение некоторого времени.

Терапевтический стиль. А. Эллис рекомендует терапевтам придерживаться с большинством клиентов активно – директивного стиля и его усиленной версии с некоторыми особо проблематичными и сопротивляющимися клиентами. Но некоторые терапевты рекомендуют более пассивный, мягкий подход к клиентам и в общих, и в особых случаях. Терапевтам можно порекомендовать избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» клиентами; излишне интеллектуального стиля с «обсессивно – компульсивными» клиентами; излишне директивного стиля с клиентами, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с клиентами, которые слишком быстро «бегут» в пассивность.

 

Введение клиента в РЭПТ

В целом процедуры введения (индукции) включают в себя демонстрацию клиентам того, что РЭПТ является активно – директивной структурированной терапией, ориентированной на обсуждение проблем клиента в будущем и настоящем и требующей от клиента активного участия в процессе изменения. Индукция может принимать разные формы. Во-первых, терапевт может разработать и использовать множество предварительных вводных роевых процедур, в которых бы просматривался типичный курс РЭПТ и продуктивное поведение клиента. Во-вторых, он может прочитать в начале терапии небольшую лекцию относительно природы процесса РЭПТ. В-третьих, может прибегнуть к вводным объяснениям на начальных сеансах терапии, используя в качестве примера проблему клиента, проиллюстрировав, как эта проблема может быть решена в РЭПТ, и обозначив соответствующие роли клиента и терапевта.

Оценка проблем клиента.

Следующая стадия терапии касается оценки. Оценка вида и степени эмоционального нарушения клиента считается важной в РЭПТ, поскольку позволяет решить несколько задач:

1. Определить, насколько серьезно нарушение у клиента, чтобы терапевт мог оценить вероятность излечения клиента с помощью РЭПТ терапии, и решить какие РЭПТ техники могут быть использованы наиболее подходящим образом с каждым конкретным клиентом в условиях, в которых он продолжительно живет.

2. Определить, или догадаться с достаточной степенью точности, насколько сложным будет клиент, как он воспримет основные РЭПТ – процедуры и сколь длительной должна быть терапия.

3. Узнать какой тип терапевтической включенности скорее всего поможет конкретному клиенту.

4. Определить, дефицит каких навыков имеется у клиента, и какие виды тренинга ему необходимо пройти, чтобы этот дефицит покрыть. На основе такой оценки можно будет рекомендовать клиенту те или иные виды тренинга, например тренинг ассертивности, социальных навыков, коммуникационный или профессиональный.

Поскольку РЭПТ является когнитивной, эмоциональной и поведенческой терапией, в ней оценивается не только иррациональные идеи клиента, но также его нездоровые чувства и саморазрушительное поведение. Обычный процесс оценки в РЭПТ почти всегда включает следующее:

ü Клиентам помогают осознать и описать свои нездоровые негативные чувства и четко увидеть их отличие от здоровых негативных чувств.

ü Их подводят к осознанию своих саморазрушительных поступков и просят описать их, при этом стараются не акцентировать своеобразное, но безвредное поведение.

ü Их просят указать конкретные активирующие события в их жизни, которые обычно возникают непосредственно перед патологическими чувствами и поведением.

ü Оцениваются и обсуждаются их рациональные взгляды, которые сопутствуют Активирующим событиям и ведут к непатологическим Следствиям.

ü Оцениваются и обсуждаются их иррациональные Взгляды, которые способствуют Активирующим событиям и ведут к патологическим Следствиям.

ü Особенно тщательно определяются их иррациональные взгляды, содержащие абсолютистские «должен» и грандиозные требования к себе, другим и вселенной.

ü Вскрываются также их иррациональные идеи второго порядка, которые являются производными от их абсолютистских «должен» и «обязан» - это «драматизация», «Я – этого – не – переживу», «осуждение» себя и других и нереалистическое сверхобобщение.

ü Особо исследуются и обсуждаются их иррациональные идеи, которые ведут в беспокойству по поводу расстройства, - это тревога по поводу тревоги и депрессии из-за депрессии.

 

Когнитивные техники.

Самой распространенной техникой является Дискутирование (оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегории оспаривания. Детекция включает в себя поиск дисфункциональных взглядов – особенно «должен», «обязан», «надо», - которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование иррациональных Взглядов). ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.

Клиенты могут пользоваться аудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводу своих иррациональных идей. Три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональной философии, - это библиотерапия, когда клиентам рекомендуется материалы для чтения и книги по самопомощи; прослушивание аудиокассет с записью РЭПТ – лекций на различные темы; проведение РЭПТ с другими, когда клиент использует РЭПТ, чтобы помочь своим друзьям и родным решить их проблемы.

Также применяется множество семантических методов. Иногда используются техники определения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менее саморазрушительным образом (вместо «Я не могу…» использовать «Я еще не научился»). Также используют техники «за» и «против». Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное, относящееся к конкретному понятию, например, «курение». РЭПТ – терапевты используют множество имажинативных техник. Часто прибегают к рационально – эмоциональному воображению и к методу временной проекции.

Эмоциональные техники.

РЭПТ - терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот.

РЭПТ – терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в ставших ныне известными РЭПТ – упражнениями атаки стыда. В них клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда. Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой

Поведенческие техники.

РЭПТ приветствует использование поведенческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в 1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастую облегчаются изменениями поведенческими.

Поведенческие методы, применяемые в РЭПТ, включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭПТ прибегают к терапии принятой ролью Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменения возможны.

Индивидуальная терапия

Процесс индивидуальной РЭПТ

Заключительная фаза РЭПТ.

Основная цель заключительной фазы индивидуальной РЭПТ сводиться к подготовке клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. В этой фазе терапевт стремиться к тому, чтобы перестать быть необходимым клиенту. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем.

Терапевт должен определить и устранить любую склонность к зависимости, которая может появиться у клиента из-за окончания терапии. Некоторые терапевты не торопятся завершить терапию с клиентами, которые демонстрируют значительный прогресс. Такие терапевты могут считать, что им нужно более длительное доказательство прогресса клиента, чтобы убедиться в своей компетентности и, следовательно, ценности.

 

Групповая терапия

Несмотря на то, что обычно в РЭПТ работают в небольших группах по 8 – 10 человек и эти группы встречаются еженедельно, иногда группы могут быть и больше. Например, класс из 20 – 30 студентов или открытый семинар либо интенсивный рационально – эмоционально поведенческий тренинг, на которых может присутствовать более 200 человек.

В групповой РЭПТ терапевт не только активно и директивно показывает членам группы, которые выносят на обсуждение свои эмоциональные проблемы, что они сами создают у себя эти проблемы, упорно цепляясь за свои иррациональные идеи, энергично задает вопросы, бросает вызов этим идеям и помогает от них избавиться, побуждает и подталкивает всех членов группы находить и оспаривать «должен», «надо», «обязан» у других ее участников и помогает им освободиться от перфекционизма и склонности к диктату. Всех участников группы постоянно учат думать реалистически и логически, а также разрушать, оспаривать при помощи логико-эмпирических аргументов вызывающую расстройства философию других членов группы. Их также учат опровергать свои собственные идеи, показывая себе, к каким саморазрушительным последствиям те обычно приводят.

Терапевт и группа совместно предлагают участникам активные домашние задания. Некоторые из таких заданий можно выполнять и анализировать во время регулярных занятий. Другие задания выполняют вне группы, но обсуждаются во время занятий. Как нередко оказывалось, подобные задания чаще выполняются и приносят больший результат, когда задаются группой, а не индивидуальным терапевтом.

В РЭПТ клиенты часто заполняют дома письменные формы – отчеты и обдают их терапевту для проверки. Во время групповых занятий несколько таких отчетов зачитываются и исправляются вслух, так что все члены, а не только тот, кто сдает заполненную форму, могут помочь этому человеку конкретно увидеть свои иррациональные идеи и то, как их можно эффективно оспорить. Слыша, какие проблемы испытывают другие члены группы и как они проанализировали их при заполнении формы, клиенты сами учатся более эффективно использовать эти отчеты.

Члены РЭПТ – групп получают друг от друга ценную обратную связь о том, в сем дисфункционально их поведение и что они себе глупо твердят, чтобы создать у себя эти проблемы. Они также учатся сами наблюдать за другими и давать обратную связь, и что более важно, они учатся говорить с другими людьми об их иррациональных идеях и тем самым сознательно или бессознательно начинают говорить о таких идеях с самим собой.

Основная цель групповых сеансов РЭПТ – предложить членам группы больше вариантов возможных решений их практических и невротических проблем, чем он могут получить на индивидуальной терапии. Из 10 человек, присутствующих на данном сеансе, один может, наконец, найти причину центральной проблемы выступающего, а другой предложить ее элегантное решение. Когда один человек может махнуть рукой на сложную проблему, другие члены группы могут продолжать работу и, наконец, вполне реально помочь.

Состав группы

Предпочтительно, чтобы РЭПТ – группа состояла из 8 – 10 человек самых разных диагностических категорий. Желательно, чтобы в каждой группе было приблизительно равное количество мужчин и женщин. Члены группы – всех возрастов, от 18 до 60 лет, в большинстве своем от 25 до 45.Подростковые группы состоят из детей 13 – 17 лет, а также с равным числом девочек и мальчиков. Многие из членов группы будут иметь в диагнозе сильный невроз, некоторые – личностные расстройства, и совсем немногие – психозы.

Группа проводиться в организованном порядке, ведущий следит за тем, чтобы говорил в каждый момент времени только один человек, поощряет спонтанность, но при этом обеспечивает некоторый порядок, побуждает молчаливых клиентов говорить о своих проблемах и проблемах других членов, дает конкретные домашние задания тем участникам, чьи проблемы обсуждались, и потом проверять их выполнение. Ведущий также не позволяет никому монополизировать время группы или избегать активного участия. Наблюдения показали, что, несмотря на то, что РЭПТ – группы могут проводиться при малом количестве участников, присутствие приблизительно восьми человек на каждом сеансе является оптимальным для продуктивного и вовлеченного ее функционирования.

РЭПТ – группы обычно проходят раз в неделю и длятся два часа пятнадцать минут. А. Эллис использует свои группы для того, чтобы тренировать ведущих, поэтому в состав группы входят ведущий и его тренирующийся ассистент. Первые полтора часа группа проводит с обоими ведущими, а затем переходит в другую комнату и оставшиеся три четверти часа ее ведет ассистент. Однако проведение РЭПТ – групп не требует двух тренеров, их легко может вести один обученный человек без чьей либо помощи. Каждый год группе предоставляется возможность пройти бесплатный 8 – часовой марафон в дополнении к обычным еженедельным встречам.

Используемые методы

Основная техника, задействованная в обычной РЭПТ – группе, заключается в том, что каждый участник представляет текущую проблему, например, чувство тревоги, депрессии, малоценности, озлобленности, жалости к себе или дисфункциональное поведение, например, проблему аддикции, ухода или взрыва жестокости. Затем терапевт и несколько других членов группы говорят с рассказчиком и прежде всего пытаются определить Активирующий опыт и саморазрушительные эмоциональные и поведенческие Следствия. Как только это было определено, терапевт и группа помогают рассказчику сосредоточиться на его «В», его определяющих Взглядах, особенно на абсолютистских иррациональных убеждениях, которые, главным образом, и «вызывают» дисфункциональные Следствия. Эти дисфункиональные взгляды затем подвергаются прямому энергичному Диспуту со стороны терапевта и членов группы, которые пытаются помочь рассказчику научиться эффективному оспариванию и перенести это умение на свою повседневную жизнь. Члены группы также обычно предлагают рассказчику когнитивные и поведенческие домашние задания, помогающие опровергнуть свои иррациональные идеи, и проверяют на последующих занятиях, как эти задания были выполнены и как можно продолжить или видоизменить в будущем.

В групповой РЭПТ используются следующие специальные методы:

o Структурированные упражнения, например, выполнение заданий, связанных с некоторым риском; самораскрытие, упражнения на преодоление стыда предлагаются группе постоянно, чтобы вызвать, обнаружить и справиться с чувствами, которые кое-какие члены группы могут не испытывать в обычных условиях или могут отказаться говорить о них, когда все же их испытывают.

o Всех членов группы просят ознакомиться с основной литературой по РЭПТ. Всем членам группы в начале терапии выдают брошюры по РЭПТ и настоятельно рекомендуют прочитать и другие материалы по самопомощи, которые включают в себя теорию и практику РЭПТ. Когда члены групп замечают, что кто-то не понимает некоторые положения РЭПТ, они могут предложить почитать что-либо в качестве домашнего задания.

o В Институте рационально – эмоциональной поведенческой терапии в Нью-Йорке проходят семинары, дискуссии и специальные тренинги умений, которые доступны всем членам группы. Так, застенчивый клиент может быть не только членом своей основной РЭПТ – группы, но может также на неопределенный срок стать членом группы тренинга социальных умений, где получит специальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Члены группы могут использовать некоторые другие события, происходящие в институте – особенно известные пятничные семинары по проблемам повседневной жизни – чтобы знакомиться и заводить друзей среди людей, исповедующих философию РЭПТ.

Роль терапевта. В РЭПТ – группе терапевт выполняет активно – директивную роль, ведя ее, сохраняя определенный порядок, предоставляя возможность высказаться молчаливым людям и контролируя, чтобы другие не увлекались разговорами, чтобы люди по очереди выносили на обсуждение свои самые серьезные проблемы и открыто о них говорили. В процессе обсуждения иррациональных идей членов группы и практических способов решения их проблем терапевт выступает как один из самых активных членов группы, зачастую как самый активный. Терапевт РЭПТ – группы задает вопросы, исследует, обучает, вдохновляет, дает домашние задания, проводит структурированные упражнения и исполняет все другие директивные функции, которые представлены в индивидуальной РЭПТ. Теория РЭПТ постулирует, что люди не только сами себя расстраивают, но и часто цепляются, упрямо и сильно, за свои абсолютистские убеждения, с помощью которых они делают себя несчастными; следовательно, самое лучшее для них – чтобы РЭПТ – терапевт и другие члены группы постепенно помогли им открыть и искоренить их основные иррациональности. Чтобы это произошло, ведущие групп следят за тем, чтобы процесс РЭПТ постоянно был активно – директивным и не сводился к скуке, апатии, дезорганизации, несдерживаемому проявлению чувств, анархии и другим формам поведения, которые иные виды терапии вполне допускают. РЭПТ – ведущий занимает четкую позицию лидера, в противном случае терапевтический процесс хотя и сможет продолжаться, но может быть назван, в лучшем случае, РЭПТ низкого уровня.

Основные правила для групп

1. Все, что происходит в группе и вне группы с ее членами, является строго конфиденциальной информацией и не может быть раскрыто посторонним.

2. Члены группы могут свободно общаться друг с другом вне занятий до тех пор, пока они смогут делиться информацией, которую они таким образом узнали, с остальной группой и пока они не превратили свою жизнь полностью в групповой процесс. Они могут даже устанавливать друг с другом серьезные отношения, если это не будет им мешать полностью раскрываться в группе.

3. Приветствуется помощь членов группы друг другу в течение занятий и вне их, критическое отношение к их поступкам, но не к личности, а также доброжелательность и кооперация в отношении новых членов группы.

4. Членам группы настоятельно рекомендуется во время занятий в своей основной группе и во время марафонов рационального взаимодействия стремиться как можно более явно демонстрировать свои самые неприятные чувства и рассказать о своих серьезных проблемах. Поощряется, если они будут помогать раскрыться другим и вежливо не позволят скрытным и неразговорчивым членам группы продолжать вести себя таким образом.

Ограничения групповой РЭПТ

Групповая РЭПТ и консультирование имеют явные недостатки и ограничения, особенно по сравнению с более индивидуализированными процессами РЭПТ. Например, члены групп, от излишнего усердия или по невежеству, могут с легко сбить друг друга с толку и иногда выступают с деструктивными предложениями и взглядами. Они могут давать неудовлетворительные ли низкого уровня решения, например, предлагая людям «практические» методы совладания со своим расстройством и достижения успеха в жизни, вместо того чтобы помочь им разобраться со своими дисфункциональным мировоззрением.

Групповая РЭПТ вряд ли может считаться панацеей от всех болезней, она подходит не всем, кто приходит за помощью. Некоторые клиенты просто не готовы к ней и должны предварительно пройти курс индивидуально терапии. Другие – например, люди с навязчивой болтливостью и гипоманией – могут поучить пользу от группы, но сами мешают групповому процессу. Следовательно, им лучше работать над своими проблемами в другой терапевтической модальности. Мы твердо верим в то, что большинство клиентов с эмоциональными проблемами могут получить много пользы от групповой терапии, но «большинство» совсем не значит «все».

 

Супружеская терапия

А. Эллис начал свою карьеру в качестве консультанта по сексуальным, супружеским и семейным проблемам в начале 40-х годов. по результатам своего опыта как супружеского консультанта, он пришел к выводу, что в большинстве случаев нездоровые браки являются продуктом психологически нездоровых супругов, и чтобы по-настоящему помочь людям жить друг с другом счастливо, их прежде всего нужно научить жить в мире с самим собой. Этот вывод побудил его приняться за интенсивное освоение психоанализа, поскольку он верил тогда, что психоанализ является предпочтительным видом терапии для подобного расстройства. В начале 50-х годов он все больше разочаровывался как в теоретической валидности, так и клинической эффективности психоаналитической терапии и наиболее ясно осознавать, что расстройства у людей имеют идеологические корни. Опираясь на работы древних философов и стоиков (Марка Аврелия и Эпиктета), которые подчеркивали, что людей расстраивают не события, а их взгляды на эти события, он начал разрабатывать терапевтический подход, основанный на выделении философских детерминант в психологических нарушениях и развенчивании психоаналитической психодинамики. Он применял этот подход в различных терапевтических модальностях, включая и супружескую терапию.

Рационально-эмоциональная поведенческая супружеская терапия была значительно доработана с того времени. Многие РЭПТ – терапевты проявляли активный интерес к супружеской терапии, история ее становления полна важными событиями.

Первым важным событием стала публикация книги А. Эллиса по РЭПТ «Как жить с «невротиком» дома и на работе». В следующей книге, написанной совместно с Робертом Харпером, под названием «Руководство к счастливому браку». В 1962 году была опубликована работа Эллиса «Разум и эмоции в психотерапии».

Помимо Эллиса важный вклад в область РЭПСТ был сделан многими другими РЭПТ – терапевтами. Среди прочих нужно особо отметить работы Мак-Клелана и Стипера по структурному рационально – эмоциональному подходу к групповому супружескому консультированию и Хока по теории реципрокных отношений в любви и браке и стилям родительских отношений. Необходимо упомянуть и главу «Рациональный подход в супружеском консультировании» Уолена и др. в книге «Практическое руководство по рационально – эмоциональной терапии». И наконец, в 1989 году был опубликован текст, наиболее полно представляющий теорию и практику РЭПСТ.

Общая теория РЭПТ

История РЭПТ

Рационально-эмоциональную поведенческую терапию Альберт Эллис начал разрабатывать в 1955 году, когда занимался клинической психологией в Нью-Йорке, проработав к тому времени на данном поприще более десяти лет.

Первоначальный вариант ее назывался рациональной терапией, но в 1961 году он переименовал ее в РЭТ, считая что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ – рационально – эмоционально – поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введен им для того, чтобы показать то большое значение, которое придает это направление работе с поведением.

Термин «рациональный» на всех этапах работы использовался Эллисом как синоним когнитивной познавательной способности в самом широком смысле. Эллис никогда не отождествлял слово рациональный с понятием интеллектуальный, логический. С 1989 г. Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ – это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приемам самопомощи, используя методы РЭПТ.

Благодаря исследованию, которое он проводил на тот момент для обширного труда под называнием «Фаты в пользу сексуальной свободы», он приобрел в округе репутацию авторитета по вопросам сексуальных и брачных отношений.

При создании РЭПТ на Эллиса повлияли труды многих психологов. Он обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.

Также стали важны работы Альфреда Адлера. Он был крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Также РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей, также использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.

За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектр психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально – эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах.

РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.

Цели, задачи и рациональность.

В соответствии с теорией РЭПТ, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философами эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в теории РЭПТ означает «то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению». Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути.

РЭПТ придерживается гуманистически – экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их основным решениям. Она имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Она рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть более счастливыми. Она гедонистична, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Она утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами, основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобного мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально».Даже если бы человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования в себе, другим людям и миру вокруг них.

Ниже приводятся доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.

1. Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.058 с.)