ТОП 10:

Основные этапы развития органов юстиции. Компетенция органов юстиции.



В Беларуси большую работу по организации новых судов, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г. на Наркомюст возлагались следующие задачи:- организация, руководство и инструктирование судов; прокуратуры, а также других органов юстиции;- надзор за законностью деятельности государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц;-надзор за законностью в местах лишения свободы.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г., наркоматов юстиции союзных республик и их управлений на местах, образованных в 1939г. Данная система управления в области юстиции просуществовала без изменений до 1956 г. В этом году для ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР и управления юстиции на местах были ликвидированы. Позднее упразднены и министерства юстиции союзных республик.

20 февраля 1960 г. прекратило свою деятельность Министерство юстиции БССР. В 1970 г. были восстановлены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября1970 г, а в 1972 г. приняты соответствующие положения.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38, в которой указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренным законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР - в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных (городских) народных судов.

Основы законодательства 1989 г. значительно сузили полномочия органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Ст. 15 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь 1995 г. уточнила функции Министерства юстиции в отношении общих и военных судов, определив их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов.

Дальнейшее правовое регулирование взаимоотношений органов правосудия и юстиции определил Кодекс о судоустройстве и статусе судей 2006 г.

 

Минюст призван осуществлять государственную политику в сфере юстиции. реализовывать широкие полномочия в сфере нормотворческой деятельности, обеспечивая тем самым стабильность законодательства и сокращения его корректировок.

Приоритетным направлением его деятельности является повышение уровня оказания юридических услуг. Минюст осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой, обеспечивает надлежащий государственный контроль за деятельностью адвокатов, юристов-хозяйственников, риэлтеров, соблюдением ими законодательства.

За Минюстом сохраняются функции регулирования нотариальной деятельности, контроля за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате.

Минюст проводит экспертизы правовых актов, государственную регистрацию политических партий, профессиональных союзов и иных институтов, а также обеспечивает ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществляет иные функции.

 

35. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.

 

Министерство юстиции – республиканский орган государственного управления, и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, непосредственно президенту Республики Беларусь.

В систему Минюста входят:

l главные управление юстиции облисполкомов и Минского горисполкома;

l государственные нотариальные конторы;

l Республиканский трудовой арбитраж;

l ведомственные нотариальные архивы;

l Комитет по авторским и смежным правам.

l Управление законодательства о государственном и социальном строительстве;

l отделы записи актов гражданского состояния райисполкомов и местных администраций районов и городах;

l Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов;

В структуру Центрального аппарат Минюста входят главные управления, управления, отделы, Департамент с правами юридического лица, а именно:

l Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства;

l Главное управление в сфере экономики и экологии;

l управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления;

l управление организации и аналитического обеспечения деятельности судебных органов;

l управление информационно-технического и материального обеспечения;

l управление нотариата и загсов;

l управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности;

l управление общественными объединениями;

l управление правового обеспечения внешних связей и ряд других структурных подразделений по направлениям деятельности данного министерства.

Возглавляет Министерство юстиции и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

В Минюсте образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы Министерства. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Правительством.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Минюста, приводятся в жизнь приказами Министра, решения коллегии –постановлениями.

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может быть создан научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов.

Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

36. Органы принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

В систему органов принудительного исполнения входят:

· главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, которое возглавляет систему органов принудительного исполнения;

· территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

· управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее – управления принудительного исполнения);

· районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее – отделы принудительного исполнения).

Принудительное исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы) возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения.

Руководители и заместители руководителей, специалисты органов принудительного исполнения различного уровня и их структурных подразделений пользуются всеми правами, предоставленными законодательством и настоящим Положением судебному исполнителю.

Задачей органов принудительного исполнения является соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов юридических лиц и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Органы принудительного исполнения в соответствии с возложенной на них задачей:

· реализуют государственную политику в сфере организации принудительного исполнения исполнительных документов;

· осуществляют принудительное исполнение исполнительных документов;

· определяют основные направления совершенствования своей деятельности по принудительному исполнению исполнительных документов.

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства, а также приказами Министерства юстиции.

Органы принудительного исполнения взаимодействуют с государственными органами, иными государственными организациями, направляют в их адрес сообщения (информацию) о фактах и обстоятельствах, которые могут повлечь совершение или способствовать совершению правонарушений в случае непринятия мер по их предупреждению.

Координацию и контроль за деятельностью органов принудительного исполнения осуществляет Министерство юстиции.

37 Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь.

Прокуратура – система органов, на кот. Конст. возложено осущ-ние надзора за точным и единообразным исполнением законов. Специфика: прокур. надзор осущ-ся от имени гос-ва; ограниченность полномочий, организац. либо процессуал-ная подконтрольность основ. ветвям власти. Прокуратуре не подконтрольна деят-ть През-та и Парламента(также напр. дача санкций на заключ. лица под стражу подконтрольны суду и могут б. отменены или изменены судом).

История: созд. Органов прокуратуры с1921г –решением 2 съезда деятелей юстиции Белоруси в БССР созданы органы охраны революц. законности(должность прокурора кассац. трибунала, революц. трибунала и товарищей прокурора). В 1922 постан-ем. 3 сессии ЦИК БССР учреждена гос. прокуратура и принято Полож-е о прокур. надзоре в БССР. Пркуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции, во главе прок-ры в качестве прок-ра стал Народный комиссар юстиции. Прокуратура осущ-ла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности дейс-вий служ. гос.учреж-ний, общест. и частных орг-ций и граждан, опротестования противореч. закону постан-й, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредст-го контроля за органами дознания и следствия; надзор за законностью и обоснов. судеб. решений и правил-тью содержания заключ-х под стражей. 1923 – прокуратура Верх. суда СССР, широкие права: право законод-ой инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, коллегий наркоматов. 1933- прокуратура СССР, руков-во прокуратур союзных респ-к, прокурор СССР давал указания прок-рам республик, проводил обслед-е и проверку их деят-ти, получал отчеты по их работе. НО Прокуратура БССР по-прежнему находилась в составе наркомата юстиции респ-ки. 1936-был создан союзный наркомат юстиции СССР. Прокуратура БССР была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР. Конст. СССР 1936г. закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, прокуратура БССР - составная часть прок.СССР. Закон о прокуратуре от 30 нояб. 1979г. действовал до распада СССР и лишь в той части, в кот. он не противоречил закон-ву до 1993. 29 янв.1993-Закон «о прокуратуре РБ», действовал до принятия в новой ред. Закон «о ПРОКУРАТУРЕ» от 08.03.2007г.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.01 с.)