Тема 1 . Предмет астрономии. Эволюция взглядов на строение Вселенной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 . Предмет астрономии. Эволюция взглядов на строение Вселенной.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БД.11 «Астрономия»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

профиль «Социально-экономический»

очная форма обучения

 

Год набора – 2018 г.

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.

Автор-составитель:

 

Преподаватель Протасеня Дарья Николаевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по гуманитарным, социальным и общественным дисциплинам блока среднее полное общее образование

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Сивакова Яна Евгеньевна

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 6

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 21

6.1. Основная литература. 21

6.2. Дополнительная литература. 21

6.3. Интернет-ресурсы.. 22

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 22

 

 

 


1.

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина БД.11 «Астрономия» обеспечивает следующие результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования:

- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной;

о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

о роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества;

о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;

о роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

– сформированы умения:

применять методы астрономии для объяснения окружающих явлений, определения расстояний;

использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей;

– сформированы навыки:

владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина БД.11 «Астрономия» относится к базовым дисциплинам блока среднее общее образование учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается во 2 семестре в объеме 26 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в сфере естественных наук.

Дисциплина реализуется после изучения общеобразовательных дисциплин учебного плана основного общего образования.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем – 22 часа (практические занятия) и на самостоятельную работу обучающихся – 13 часов.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет (2 семестр).

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
2 семестр
Тема 1 Предмет астрономии. Эволюция взглядов на строение Вселенной 4,5         0,5 ПЗ
Тема 2 Практические основы астрономии 4,5         0,5 ПЗ
Тема 3 Строение и эволюция Вселенной             О,Т,Д
Тема 4 Солнечная система. Законы движения планет             ПЗ
Тема 5 Методы астрофизических исследований             ПЗ
Всего за семестр:             Дифференцированный зачет

Примечание:

* – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), доклад (Д), практические задания (ПЗ).

Содержание дисциплины

Вариант 1

№1 Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название

Созвездие Схема созвездия Созвездие Схема созвездия
Большая Медведица   Близнецы  
Малая Медведица   Лебедь  
Волопас   Орион  
Лев   Везучий  

№2. Расположите следующие звезды в порядке убываний их блеска

1) Бетельгейзе; 2) Спика; 3) Альдебаран; 4) Сириус; 5) Арктур; 6) Капелла;

           

 

Вариант 2

№1. Кратко опишите системы мира

а) по Птолемею: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по Копернику: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. Перечислите

а) внутренние планеты: _______________________________________________________

б) внешние планеты: _________________________________________________________

№3. Какие планеты могут проходить по диску Солнца?

_________________________________________________________________

№4. Дайте определения понятиям

Синодический период обращения — _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сидерический (или звездный) период обращения — _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№5. Решите задачу: Каков синодический период Марса, если его звездный период −1,88земного года?

Дано: Решение:
Р=1,88TМ=1,88 года, T=1 год.    
S−? Ответ: 780 сут.

Вариант 3

№1. Сформулируйте законы Кеплера:

Первый закон Кеплера  
Второй закон Кеплера  
Третий закон Кеплера  

№2. На рисунке укажите точки афелия и перигелия

№3. Решите задачу: Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца Т = 12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца?

№4. Закончите предложения

При выводе закона всемирного тяготения Ньютон использовал следующие наблюдения:

а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и пришел к выводам, что

в)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№5. Решите задачу: Определите массу Сатурна (в массах Земли) путем сравнения системы Сатурн—Титан с системой Земля—Луна, если известно, что спутник Сатурна Титан отстоит от него на расстоянии r = 1220 тыс. км и обращается с периодом Т — 16 суток.

Вариант 1

Примерные задания для выполнения практических заданий

№1. Перечислите планеты в порядке удаления их отСолнца

_____________________________________________________________________________

№2. Закончите предложения, касающиеся общих характеристик планет Солнечной системы

· Планета с наибольшей полуосью орбиты — _____________________

· Какая из планет-гигантов подходит на самое близкое расстояние к Земле: ________

· Самая большая по размеру планета — _________________.

· Самой большой массой из планет земной группы обладает ___________

· Какая планета имеет самую малую массу: ________________

· Планета с одним спутником — _______________

· В Солнечной системе имеются следующие планеты-гиганты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3. Закончите предложения, касающиеся основных свойств тел Солнечной системы

Основная масса Солнечной системы сосредоточена в ________________________

Форма орбит планет ______________________________________________________

На какие группы разделяются планеты по своим физическим и динамическим свойствам: ________________________________________________________________

№4. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы

Физические характеристики планет Меркурий Венера Земля Марс
Масса (в массах Земли)        
Диаметр (в диаметрах Земли)        
Плотность, кг/м3        
Период вращения        
Атмосфера: давление, химический состав        
Температура поверхности, °C        
Число спутников        
Названия спутников        

№5. Закончите предложения

· Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты _____________________________________________________________

· Высокая температуры поверхности Венеры обусловлена _________________________________________________________.

· Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 °C, — это ____________________________________________________________________.

· Большая часть поверхности покрыта водой у планеты _________________________

· В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты ___________________

Вариант 2

№1. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет-гигантов

Физические характеристики планет Юпитер Сатурн Уран Нептун
Масса (в массах Земли)        
Диаметр (в диаметрах Земли)        
Плотность, кг/м3        
Период вращения        
Число спутников        

№2. Проведите качественное сравнение свойств планет земной группы и планет-гигантов. Используйте при этом слова: «высокая», «низкая», «большая» и т. п. В выводе укажите принципиальное отличие планет земной группы от планет-гигантов

Характеристики Планеты земной группы Планеты-гиганты
Расстояние от Солнца    
Размер    
Масса    
Плотность    
Атмосфера    
Спутники / кольца    

№3. Закончите предложения:

Особенностью вращения планет-гигантов вокруг оси является то, что они вращаются слоями: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спутник Сатурна __________ обладает мощной атмосферой, состоящей в основном из азота.

Планеты-гиганты имеют малую среднюю плотность по причине -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существование колец обнаружено у следующих планет-гигантов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юпитер излучает значительно больше тепловой энергии, чем получает её от Солнца. Причиной этого можно считать ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шкала оценивания

Оценка «зачтено (отлично)» - студент показывает полные и глубокие знания программного материала, логично и аргументировано отвечает на поставленный вопрос, а также дополнительные вопросы, показывает высокий уровень теоретических знаний. Правильно отвечает на 50% и более тестовых заданий.

Оценка «зачтено (хорошо)» - студент показывает глубокие знания программного материала, грамотно его излагает, достаточно полно отвечает на поставленный вопрос и дополнительные вопросы, умело формулирует выводы. В тоже время при ответе допускает несущественные погрешности. Отвечает правильно на 40-50% тестовых заданий.

Оценка «зачтено (удовлетворительно)» - студент показывает достаточные, но не глубокие знания программного материала; при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуется уточняющие вопросы. Отвечает правильно на 30-40% тестовых заданий.

Оценка «не зачтено» - студент показывает недостаточные знания программного материала, не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускается грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на поставленный вопрос или затрудняется с ответом. Отвечает менее чем на 30% тестовых заданий.

 

4.4. Методические материалы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме дифференцированного зачета в рамках итоговой письменной работы во 2 семестре.

Итоговая письменная работа проводится на последнем занятии по расписанию.

Итоговое письменная работа состоит из двух модулей. Первый модуль содержит два теоретических вопроса. Студент в отведенном для этого поле дает краткий письменный ответ. Обязательным пунктом при ответе на теоретический вопрос является формулировка рабочего определения понятия, которое складывается из признаков и функций указанного объекта, процесса или явления. Если вопрос предполагает раскрыть эволюцию того или иного процесса или явления также классифицировать его согласно основным признакам, то необходимо не только перечислить, но и охарактеризовать каждое положение. Теоретические вопросы не несут в себе проблемное содержание, поэтому при ответе на вопрос считается неточным приводить собственные умозаключения и приводить аргументацию. Второй модуль включает в себя практическое задание. Баллы за первый и второй модуль суммируются и согласно критериям оценки переводятся в пятибалльную систему. Вопросы и практические задания для проведения итоговой работы представлены в п. 4.3 рабочей программы дисциплины.

Для подготовки к зачету необходимо использовать учебную литературу и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представленные в п. 6 рабочей программы дисциплины, а также теоретические и практические материалы, полученные в процессе освоения дисциплины.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в следующих формах: опрос, тестирование, практические задания. Устный контроль осуществляется при помощи индивидуального, фронтального, уплотненного опроса, подготовки докладов.

Для подготовки к опросу студенту необходимо составить глоссарий по темам, вынесенным на практическое занятие, систематизировать полученную теоретическую информацию в краткий конспект, прочитать и проанализировать в соответствии с рекомендациями преподавателя учебную литературу согласно теме. Доклад относится к групповым формам текущего контроля успеваемости обучающихся. Контроль осуществляется лишь для части студентов. Вопрос ставится перед определенной группой студентов, либо каждый студент получает индивидуально вопрос для подготовки. При подготовке доклада необходимо кратко и емко изложить основные положения поставленного вопроса (max. 10 минут). Для подготовки доклада студент использует основную учебную литературу и дополнительную литературу согласно рекомендациям преподавателя.

В процессе опроса, подготовки доклада и участия в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице

Критерий оценки Балл
1. Теоретический уровень знаний  
2. Качество ответов на вопросы  
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)  
4. Практическая ценность материала  
5. Способность делать выводы  
6. Способность отстаивать собственную точку зрения  
7. Способность ориентироваться в представленном материале  
8. Степень участия в общей дискуссии  
Итоговая сумма баллов:  

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
26–50 Удовлетворительно
0–25 Неудовлетворительно

Письменный контроль осуществляется при помощи письменного опроса, тестирования, что позволяет на практическом занятии проверить знания всех студентов группы. Письменный опрос мы фиксируем согласно критериям для устного опроса.

Тестовые задания группируются согласно изученным ранее темам на лекционных и практических занятиях. При подготовке к тестированию студент должен проработать все разделы учебной и дополнительной литературы, которые были пройдены согласно рабочему плану, составить глоссарий по темам, систематизировать конспекты лекций.

На решение одного теста дается 20 минут. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл.

Количество баллов тестирования мы берем в процентном отношении от максимального значения:

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество % Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Основная литература.

1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» - М.: Дрофа

2. Кессельман В.С. Вся астрономия в одной книге (книга для чтения по астрономии) [Электронный ресурс] / В.С. Кессельман. — Электрон. текстовые данные. — Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2017. — 452 c. — 978-5-4344-0435-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69345.html

6.2. Дополнительная литература.

1. Чаругин В.М. Классическая астрономия [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.М. Чаругин. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прометей, 2013. — 214 c. — 978-5-7042-2400-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18578.html

Интернет-ресурсы

1. http://e-science.ru - портал Естественных Наук;

2. http://science.misis.ru - портал «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;

3. http://www.strf.ru - портал «Наука и технологии России».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БД.11 «Астрономия»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

профиль «Социально-экономический»

очная форма обучения

 

Год набора – 2018 г.

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.

Автор-составитель:

 

Преподаватель Протасеня Дарья Николаевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по гуманитарным, социальным и общественным дисциплинам блока среднее полное общее образование

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Сивакова Яна Евгеньевна

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 6

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 21

6.1. Основная литература. 21

6.2. Дополнительная литература. 21

6.3. Интернет-ресурсы.. 22

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 22

 

 

 


1.

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина БД.11 «Астрономия» обеспечивает следующие результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования:

- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной;

о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

о роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества;

о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;

о роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

– сформированы умения:

применять методы астрономии для объяснения окружающих явлений, определения расстояний;

использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей;

– сформированы навыки:

владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина БД.11 «Астрономия» относится к базовым дисциплинам блока среднее общее образование учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается во 2 семестре в объеме 26 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в сфере естественных наук.

Дисциплина реализуется после изучения общеобразовательных дисциплин учебного плана основного общего образования.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем – 22 часа (практические занятия) и на самостоятельную работу обучающихся – 13 часов.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет (2 семестр).

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
2 семестр
Тема 1 Предмет астрономии. Эволюция взглядов на строение Вселенной 4,5         0,5 ПЗ
Тема 2 Практические основы астрономии 4,5         0,5 ПЗ
Тема 3 Строение и эволюция Вселенной             О,Т,Д
Тема 4 Солнечная система. Законы движения планет             ПЗ
Тема 5 Методы астрофизических исследований             ПЗ
Всего за семестр:             Дифференцированный зачет

Примечание:

* – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), доклад (Д), практические задания (ПЗ).

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет астрономии. Эволюция взглядов на строение Вселенной.

Космологические воззрения и практическое изучение небесных объектов. Традиции и революция в астрономии ХХ века. Модели стационарной и нестационарной Вселенной. Концепция расширяющейся Вселенной. "Красное смещение" и закон Э. Хаббла. Гипотезы "горячей Вселенной" и Большого взрыва. Модель стандартной Вселенной и основные стадии ее эволюции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.136 с.)