Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи



Башинская, Т. В.

БЗЗ Королевство звуков: занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет: пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.В.Башинская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 70, [2] с.: ил. ISBN 985-486-701-3.

Пособие содержит систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4—6 лет с общим недоразвитием речи (II и III уровня речевого развития). Предлагаемая система рассчитана па дна года обучения и включает работу на уровне звуков, слогов, слов, предложений, стихов, что обеспечивает осознание звуковой стороны русского языка и готовит к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Занятия включают строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материала трех уровней сложности: *низкого, **среднего, ***высокого. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Адресуется учителям-дефектологам, педагогам, воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно преподавателям, студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям.


ОТ АВТОРА

 

УДК 376.3 ББК 74.102

ISBN 985-486-701-3

© Башинская Т. В., 2006

© ООО ИД «Белый Ветер», 2006

Современные родители стремятся обучать детей чтению с трех, четырех и даже с двух лет. Бесспорно, современные методики обучения и технологии раннего развития заслуживают признания, но эффективными они становятся только в том случае, если в младенчестве ребенок услышал достаточное количество маминых колыбельных песен, сказок и стихов-потешек, которые знакомят ребенка с мелодикой родного языка, развивают чувство ритма, формируют лексику, закладывают основы грамматики. А если в силу различных обстоятельств ребенок не получил достаточное количество подобной информации, будет ли обучение чтению результативным?

Что же нужно для того, чтобы подготовить ребенка к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данном пособии.

Предлагаемое пособие представляет собой систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников, которая включает работу по следующим направлениям:

— развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия;

— формирование звукопроизношения на основе создания акустического, артикуляционного и сказочного образа каждого звука;

— развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

— формирование слогового анализа и синтеза слов;

— обогащение лексики;

— формирование грамматического строя речи;

— развитие понимания и точности выполнения учебных инструкций.

Программный материал построен по концентрическому принципу и рассчитан на два года обучения: 1-й — дети 4 — 5 лет, 2-й — дети 5-6 лет.

Первый концентр (1-й год обучения) построен по принципу замещающего онтогенеза и решает задачи по восполнению пробелов в формировании предпосылок к развитию речи и максимальному приближению фонематического восприятия к возрастной норме. Дети знакомятся со звуками живой и неживой природы, учатся имитировать журчание ручейка, шум дождя, звучание музыкальных инструментов, голоса животных, двигаться, подражая им, менять вид, скорость и ритм движения по словесной или знаковой команде. Мир звуков русского языка предстает перед детьми в виде сказочного Королевства звуков, в котором каждый звук обретает свой неповторимый акустический, артикуляционный, тактильный, зрительный образ. На основе созданных образов дети начинают воспринимать слова не как единую звуковую массу, а как цепочку знакомых персонажей сказки, учатся узнавать звуки в словах, определять наличие или отсутствие заданного звука. Развитие чувства ритма, начатое в работе над звуками неживой природы, продолжается и расширяется при делении слов на слоги. В течение первого года обучения дети учатся не только делить слова на слоги, но и составлять слова из слогов, находить рифмующиеся слова в стихотворении, подбирать рифму.

Второй концентр (2-й год обучения) построен по принципу формирования зоны ближайшего развития и решает следующие задачи: формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, четких и устойчивых фонематических представлений; формирование навыка самостоятельного получения и применения знаний; подготовка к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. На новом витке работы дети превращаются в правителей Королевства звуков, учатся «рассыпать» слова на отдельные звуки, составлять слова из отдельных звуков, образовывать новые слова, заменяя или переставляя звуки в слове, разгадывать ребусы. Создание многопланового и единого образа каждого звука русского языка позволяет детям объединять или различать слова по фонематическим признакам, что является основой для усвоения правил орфографии в будущем. Разноплановость образов одного звука позволяет детям научиться находить опору или подсказку для самостоятельного выполнения заданий. Многообразие форм работы над звуками, слогами и словами, различные формулировки учебных инструкций обеспечивают готовность детей к обучению в школе.

Данное пособие основано на многолетнем опыте работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Поскольку дети этой категории плохо переключаются с одного вида работы на другой, каждое занятие включает строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материала трех уровней сложности: ""низкого, *'среднего, ***высокого. Основная работа ориентирована на средний уровень усвоения материала; при этом задания низкого уровня сложности можно использовать как подготовительные, тренировочные упражнения, а задания высокой сложности — как развивающие. Сопровождающие задания формулировки объяснений, вопросов и требований соответствуют возрастным способностям детей к пониманию учебных инструкций и обеспечивают правильное выполнение и усвоение материала. Не рекомендуется переходить к выполнению следующего задания, если предыдущее задание не выполнено даже на низком уровне.

В учебно-методическом пособии «Коррекционная работа в дошкольных учреждениях»[8] для работы с детьми с общим недоразвитием речи 4 — 5 лет предполагается одно занятие в неделю во втором периоде обучения (декабрь — февраль) и два занятия в неделю в третьем периоде (март — май); для детей 5 — 6 лет — одно занятие в неделю в течение года. В соответствии с данными рекомендациями, исключая из учебного процесса время на обследование и каникулы, для первого года обучения предлагается 27 занятий, для второго - 30 занятий.

Пособие адресовано учителям-дефектологам дошкольных учреждений для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, педагогам Дошкольных учреждений для использования материала на занятиях по обучению грамоте. Учителя-дефектологи, работающие с младшими школьниками, испытывающими трудности в овладении чтением и письмом, могут выборочно использовать разделы пособия либо использовать материал второго года обучения.

 

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

Неречевые звуки

Первый год обучения

Занятие 1

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Учить детей соотносить объемное и плоскостное изображение предметов Отыскивание предметов по картинке: "цветной; **контурной; ** "незаконченной. Соотнесение объемных предметов с их изображением: *цветным; **схематичным; ***незаконченным «Что нарисовал художник?»Найти в кабинете предмет, изображенный на картинке. «Найди портрет».Найти портрет (*цветной, **контурный, ***незаконченный) своей игрушки: зайца, дудочки, куклы и т.д
Упражнять дошкольников в выполнении словесных инструкций Выбор игрушек различающихся по одному—трем признакам: *цвету; **цвету и размеру; ***цвету, размеру и материалу (большой синий пластмассовый мяч) -«Выбирай-ка».Рассмотреть игрушки, найти отличия: куклы большие, маленькие, с волосами разного цвета и в разных одеждах; звери большие, маленькие, разного цвета, мягкие и пластмассовые. Отыскать игрушку, названную педагогом
Учить подбирать словесные характеристики к звуку. Познакомить с характером звучания музыкальных инструментов Подбор словесной характеристики к звучанию дудочки (свист), колокольчика (звон), барабана (стук), коробочки (шорох). Соотнесение звука с музыкальным инструментом «Шумовой оркестр»."Посвистеть на дудочке, позвенеть колокольчиком, постучать в барабан, пошуршать коробочкой. ** Угадать, какой инструмент звучал. ** "Подобрать все инструменты, которые свистят, звенят, стучат, шуршат (дудочка, колокольчик, барабан, коробочка)
Активизировать зрительное внимание, память детей Запоминание порядка расстановки игрушек. Восстановление прежнего порядка, расстановка игрушек по словесной инструкции «Запоминай-ка».Запомнить игрушки ("3-4, **5-6, ***7-8), сказать: какой не стало, какую не назвали, что изменилось, поставить в прежнем порядке

 

Занятие 2

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Познакомить с понятиями «быстро медленно», «протяжно-отрывисто», «громко — тихо»; учить детей подбирать определения к звучанию музыкальных инструментов Припоминание предметов, которые двигаются, звучат: быстро, медленно, протяжно, отрывисто, громко, тихо. Прослушивание и обсуждение возможности звучания музыкальных инструментов, определение темпа, ритма и силы звучания. Сравнение звучания музыкальных инструментов со звуками живой и неживой природы: медленно, как черепаха, отрывисто, как дождик, громко, как паровоз «Быстро — медленно».Подобрать характеристики с опорой на картинки к движениям змеи и зайца (плавно — отрывисто); птицы и черепахи (быстро — медленно); гудку паровоза и звуку дождя (громко — тихо). «Оркестр».Сказать, как может звучать гитара, пианино, дудочка (громко, тихо, протяжно), металлофон, бубен, барабан (громко, тихо, отрывисто), маракас, коробочка, погремушка (тихо, отрывисто)
Учить воспроизводить голосом звучание музыкальных инструментов в нужном темпе, ритме; контролировать силу голоса, ритм, темп Подражание (ля-ля-ля, тук-тук-тук) музыкальным инструментам с различной силой звучания голоса, в заданном темпе и ритме: "вместе с педагогом; **по отстукиваемому по ладони ритму; ***по музыкальному образцу «Спой песенку».Повторить, как звучит колокольчик, дудочка, барабан, коробочка. Спеть песенку дудочки, барабана, коробочки и т. д. быстро, медленно, громко, тихо, протяжно, отрывисто
Развивать плавность и точность движений, координацию голоса с движением Извлечение музыкальных звуков, отстукивание и отхлопывание в заданном темпе, ритме, силе звука, "вместе с педагогом; **по образцу; ***по инструкции «Поиграй».Сыграть и спеть (простучать, отхлопать) 3 — 5 звуков в заданном ритме, темпе и силе звучания

 

Занятие 3

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Учить подбирать речевую характеристику к голосам животных; вырабатывать быструю голосовую реакцию; воспитывать речевую активность Подражание голосам животных. Соотнесение голоса, названия животного, картинки и игрушки. Быстрое произнесение подражаний: *по названию животного, **по картинке животного, ***по голосу животного •«Кто в теремочке живет?»Раздать игрушки — домашних животных (1—3), определить голос каждого. *Педагог называет кота, и тот, у кого такая игрушка, отвечает: «Мяу». **Педагог показывает картинку — дети отвечают. ***Педагог подражает голосу животного: «Мяу!», ребенок отвечает: «Мяу»
Координировать голосовую и двигательную реакцию детей на словесно-наглядную команду Длительное подражание голосам животных в медленном, быстром темпах. Смена темпа речи и движений: *по словесной инструкции; **по наглядной инструкции «На прогулке». 1. «Разговаривать» голосами животных быстро, медленно по наглядно-словесному заданию: солнышко припекает — говорят и двигаются медленно; пошел дождь, все убегают, прячутся — говорят, двигаются быстро. 2. «Разговаривать» и двигаться быстро, если покажут тучку, медленно — если солнышко
Формировать у детей просодическую сторону речи; упражнять в соотнесении движения голоса с движением музыки Подражание голосам животных с ннтонацией повышения, понижения голоса и волнообразно: *совместно с педагогом; **самостоятельно; ***без музыкального сопровождения «Мы по лесенке бежали».Прослушать звучание ксилофона, сделать вывод о движении мелодии вверх, вниз. Играть и петь голосом животного, повышая, понижая голос. Вести игрушку по ступенькам вверх и вниз, сопровождая звукоподражанием
Воспитывать у детей интерес и внимание к звукам природы; учить дошкольников передавать звучание неживой природы с помощью звуков, слов; развивать у детей координацию речи и движения Подбор звуков и слов для передачи звучания неживой природы. Проговаривание слогов в сопровождении четких ритмичных движений: *совместно с педагогом; **по образцу; ***по словесной инструкции «Театр».Один слог — одно четкое движение. Показать и озвучить — «Идет дождь»: пальцы стучат по столу: «Кап-кап»; «Паровоз»: кулаки плотно сжаты, резко разжимаются и сжимаются: «Пых-пых»; «Чайник кипит»: крышка-ладонь стучит по чайнику-кулаку: «Бах-бах-бах»; «Маятник»: локоть ведущей руки опирается на стол, пальцы вместе, наклонять руку влево-вправо, не сгибая в запястье: «Тик-так»; «Насос»: руки в замке движутся вверх, вниз: «Пс»

Гласные звуки

Занятие 4

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Воспитывать познавательный интерес дошкольников; формировать у детей образы гласных звуков Знакомство с Королевством гласных-громогласных звуков. Обыгрывание сказочных образов каждым ребенком. Подбор выражения лица, осанки, движений, тембра голоса. Король ходит вразвалочку с довольным лицом, произносит: «О-о-о», Королева ходит на цыпочках с удивленным лицом, произносит: «У-у-у». Принцесса танцует и смеется: «И-и-и». Принц ходит вприпрыжку, машет рукой, говорит: «Э-э-э». Доктор ходит важно, смотрит через очки, просит: «Скажите "а-а-а"». Рыцарь стоит со сжатыми кулаками, всех путает: «Ы!» Сказка «Королевство звуков». В умном царстве, в мудром государстве живут гласные звуки. Они самые главные и самые красивые звуки в речи. Король очень толстый и очень добрый, его зовут О. Королева — умная, всегда удивляется, ее зовут У. Принцесса — интересная, веселая, всегда смеется, ее зовут И. Принц любит убегать далеко от дома, его зовут Э. Доктор следит за здоровьем всех жителей, его зовут А. Рыцарь охраняет всех от врагов, он грозный исильный, его зовут Ы (см. Приложение 1)
Познакомить детей с гласными звуками. Формировать представление о связи звука с артикуляцией Определение положения органов артикуляции, при котором звук можно произносить долго и громко. Наблюдение за изменением звучания при изменении артикуляции перед индивидуальными зеркалами ([а]-[у], [у]-[э], [и]--[а]) «Расскажи, что видишь, что чувствуешь». Описать артикуляцию педагога при произнесении гласных звуков, свои ощущения при их произнесении, свою артикуляцию, произнося гласный звук перед зеркалом: [у] — губы трубочкой, [и] — губы в улыбке, [а] — рот широко открыт, язык внизу
Воспитывать контроль над темпом, ритмом, силой голоса при произнесении гласных звуков Произнесение гласных звуков громко, тихо, протяжно, прерывисто: *вместе с педагогом; **по образцу; ***по словесной инструкции (спой тихо, протяжно; скажи громко, отрывисто) «Пой с нами, пой лучше нас!»Петь гласные звуки быстро, медленно, протяжно, прерывисто по образцу педагога, и наоборот: аааа — а-а-а
Упражнять дошкольников в соотнесении артикуляции со звуком Описание положения органов артикуляции при произнесении звуков: [а] — рот широко открыт, [о] — губы кружочком, [у] — губы трубочкой, [и], [ы] — губы в улыбке, [э] — открытая улыбка. Определение гласного звука по артикуляции: *педагога; ** ребенка; ***под-бор артикуляции к звуку за экраном «Угадай мой звук».Определить гласный звук по артикуляции педагога (четко определяются звуки [а], [о], [у], звуки [и], [э], [ы] могут подбираться к одной артикуляции). Подобрать артикуляцию к звуку за экраном

 


Занятие 5

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Закреплять представления дошкольников о сказочных образах гласных звуков Создание ребенком собственного образа каждого гласного звука «Кто в домике живет?»-Вспомнить героев сказки, их имена. Описать каждого. Пройти, как король, проверить горлышко, как доктор. Показать портрет по звуку педагога
Вырабатывать у детей быструю голосовую реакцию Соотнесение «своего» персонажа со звуком. Припоминание звука: *по звуку; **по персонажу «Отзовись!»-Выбрать героя, запомнить его звук, отозваться, когда позовут: «И!*- — «И-и-и» или «Принцесса!» — «И-и»
Развивать у детей координацию речи с движением; вырабатывать длительный речевой выдох Протяжное и прерывистое произнесение гласных звуков с движением: с прыжками, шагами, хлопками, прочерчивая линии «Колыбельная для принцессы», «Станцуй звук».Петь гласные звуки, покачивая куклу. «Потанцуй с принцем».Два ребенка с портретами героев сказки стоят рядом и поочередно поют свой звук. «Мячик».Толкнуть мяч и петь гласный звук, пока тот катится. «Попрыгунчики».Произносить отрывисто гласные звуки, четко шагая, прыгая. «Нарисуй звук».Петь гласный звук, прочерчивая линию на доске, в тетради. Следить за совпадением начала и конца звучания и движения
Учить детей прислушиваться к произношению других; воспитывать критическое отношение к собственному Восприятие, запоминание и воспроизведение гласных звуков: *одного; **двух «Телефон».Передавать гласный звук по цепочке на ухо по заданию педагога; ***по заданию ребенка

 

Занятие 6

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Познакомить детей с понятиями «начало», «середина», «конец»; развивать оптико-пространственное восприятие Определение начала, середины, конца *предметов; **действий; ***явлений (утро, день, вечер; весна, лето) с опорой на картинку «Начало всегда слева!»Находить начало, середину и конец карандаша, указки, ленты, полоски бумаги. Проводить указательным пальцем правой руки от начала до конца предмета. Расставлять игрушки по порядку, раскладывать сюжетные картинки
Активизировать память; учить слушать товарищей; вырабатывать контролируемую голосовую реакцию Припоминание жителей Королевства, соотнесение персонажей со звуками. Перечисление детьми звуков поочередно в порядке построения «Кто пришел к нам в гости?»Вспомнить героев сказки и их имена. «Стройся!»Каждый ребенок получает портрет персонажа сказки, становится по команде педагога от заданного начала: королева в начале, король в конце, остальные — в середине
Учить произносить слова с утрированием первого гласного звука Произнесение слов с выделением первого звука, проводя пальцем по разделенной на три части полосе бумаги: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно по картинке «Вязкое болото».Вести пальцем по полосе и произносить слово: аааааарбуз, уууууууши, ииииглы, ооооослик, эээээтажерка
Учить детей определять первый гласный звук в слове, произнесенном педагогом Определение гласного звука в начале слова: *выбирая из двух, акустически и артикуляционно непохожих звуков; **по подбору своей артикуляции к артикуляции педагога; ***на слух «Кто тянет слово за веревочку?»Определить первый гласный звук. Педагог медленно вытягивает картинку из конверта и произносит: ууутка, ооосы, иииндюк, ааарбуз, эээскимо
Учить определять первый гласный звук при самостоятельном произношении, группировать слова по первому звуку Определение гласного звука в начале слова по картинке при самостоятельном произнесении: "проговаривая вместе с педагогом; **перед зеркалом; ***на слух «Кому принесли подарки?»Определять первый гласный звук в слове, раздать подарки героям сказки: апельсин, автобус, арбуз, ослик, осы, овощи, уши, утка, улитка, индюк, иголка, индеец, эскимо, этажерка, экскаватор

 

3анятие 7

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Развивать у детей зрительное внимание, навыки пространственной ориентировки, память Определение положения игрушки в ряду: *покажи начало, конец ряда, что стоит в начале, конце; **"поставь мишку в начало, конец; ***где стоит, где стоял заяц «Игрушки на прогулке».Построить игрушки в ряд, определить место каждой игрушки, поменять их местами
Упражнять в произнесении слова с утрированием последнего гласного звука Пропевание слова с выделением последнего звука, проводя пальцем по полосе бумаги: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятелыю «Позови слово».Позвать разбежавшихся животных, пропевая последний звук в слове: мишкаааа, кенгуруууу, детииии, Котыыыыы
Учить определять последний гласный звук в слове, произнесенном педагогом Определение гласного звука в конце слова: *выбирая из двух акустически и. артикуляционно непохожих звуков; **по подбору артикуляции; ***на слух «Какой звук укатился?»Определить последний звук в слове. Педагог катит мяч, произнося слово: шубааа, ведрооо, санкиии, птенцыыы, кафэээ
Воспитывать требовательность к своему произношению; учить определять гласный звук в конце слова при самостоятельном произнесении Определение последнего звука в слове по картинке при самостоятельном произнесении: *совместно с педагогом; **контролируя артикуляцию в зеркале; ***на слух «Кто догоняет слово?»Определить последний звук в слове по картинке. Распределить картинки по героям сказки: ведро, кольцо, яйцо, ножницы, пуговицы, птенцы, санки, коньки, варежки, кенгуру, какаду, ваза, шапка, бочка

 


Занятие 8

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Формировать представления о взаиморасположении предметов в пространстве и о словах, его обозначающих Распределение игрушек на полосе, разделенной на три части с введением слов <<в середине», «между». "Отыскивание игрушки, стоящей в заданном месте; * "расположение игрушки в заданном месте; ** "определение положения игрушки «Где спряталась игрушка?»/. Расставить три игрушки на полосе бумаги по инструкции: поставь зайку в начале, кота — в середине, мишку в конце. 2. Назвать игрушку, которая стоит в начале, конце, середине. 3. Сказать, где стоит зайка, мишка, кот
Расширять у детей диапазон зрительного восприятия Выделение среднего предмета в ряду из *пяти, **семи, ***девяти игрушек «Найди середину».Найти среднюю игрушку, отсчитывая по одной одновременно с разных сторон двумя руками
Упражнять в произнесении слов типа «мак» с утрированием среднего звука Пропевание слова с выделением среднего звука, проводя пальцем по. полосе бумаги: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно по картинке «Песенка».Как можно дольше пропеть слова: мак, рак, лак, бак, дом, ком, кот, рот, лук, жук, суп, кит, мир, рис, мышь, дым, бык, цепь
Учить детей определять гласный звук в середине слова Определение гласного звука в словах типа «мак»: *выбирая из двух акустически, артикуляционно непохожих звуков; **по подбору своей артикуляции к артикуляции педагога; ***на слух «Прятки».Определять гласный звук в словах: суп, сок, сыр, ком, кран, лак, рис, мир, бык, щит и т. д.
Упражнять в группировке слов по гласному звуку, соотнося звуки с персонажами сказки Определение среднего звука в слове по картинке при произнесении: *вместе с педагогом; **контролируя артикуляцию в зеркале; ***на слух. Вопросы: «Какой звук в середине?», «Кому дашь картинку?» «Чье слово?»Определить гласный звук в слове, распределить картинки по героям сказки: мак, шар, рак, дом, кот, лось, дым, рысь, мышь, кит, лист, гриб, щит, цепь

 

Занятие 9

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание  
Удлинять речевой выдох; координировать у дошкольников речь с движением Слитное пропевание цепочек из *двух; **трех; ***четырех гласных звуков, проводя пальцем по полосе бумаги: "неразделенной на части; **разделенной на две части, с пропеванием одного звука в одной части; ***разделенной по количеству звуков «Непрерывная песенка».Повторить за педагогом несколько гласных звуков на одном выдохе, не прерывая воздушной струи: ау, оэ, иа, аоу, уоа, иыэ, оуиа  
 
Упражнять в анализе звуковых цепочек; корригировать нарушения слоговой структуры слова Определение гласных звуков в цепочке, слитно произносимых педагогом: *с опорой на портреты персонажей сказки, **по артикуляции, ***на слух (за экраном) «Ктос кем пошел гулять?»Прослушать и назвать звуки: ау, уа, иа, аоу, оуи, иыэ, аоу, эуо
Познакомить детей со строчкой и клеточкой; упражнять в определении начала, середины, конца строки Проведение линий пальцем по строчкам слева направо на квадратном поле, разделенном на 9 частей; 3x3 «Посчитай строчки».Показать начало и конец строчки, посчитать количество строчек, посчитать количество клеточек на строчке. Вспомнить, что начало всегда слева
Упражнять в выполнении действия на основе звукового анализа; развивать навыки ориентации на листе Выбор нужного действия по принципу «Да — нет»: *по подсказке: «В слове есть звук [а]. Какой положишь жетон?»; **по вопросу: «В начале есть звук [а]?»; ***самостоятельно «Звуковая мозаика».На квадратном поле, разделенном на 9 квадратов, выкладывать жетоны: если есть звук [а] — алые, если нет — любого другого цвета. Слова: аптека, букет, собака, уши, мак, дом, ива, осы, апельсин

Согласные звуки

Занятие 10

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Расширять представления дошкольников о звуках русского языка; познакомить детей с фонетическими и артикуляционными особенностями согласных звуков Знакомство синими и зелеными солдатами Королевства. Многократное произнесение изолированных согласных звуков, произносимых детьми без искажения. Определение положения органов артикуляции при произнесении согласных звуков: *[м], [п], [в]; **[с], [т]; ***[ш] (язык чашечкой), [г] (язык горочкой), [р] (язык дрожит) «Солдаты Королевства».Вокруг замка, где живут гласные-громогласные звуки, в маленьких домиках живут солдаты. Они охраняют замок и помогают гласным звукам. Солдаты послушны и со всем согласны. Их так и называют — согласные. Большие солдаты носят синие мундиры и живут в синих домиках, а маленькие живут в зеленых домиках, носят зеленые мундиры (см. Приложение 2). Солдатам не полагается громко и протяжно петь они могут: рычать, свистеть, звенеть, жужжать, пыхтеть, бубнить, хрипеть, мычать и т. д.
Развивать фонематический слух, кинестетическое восприятие Сравнение гласных и согласных звуков по длительности звучания и артикуляции: *произносимых педагогом; """произносимых самостоятельно «Поется — не поется».Охарактеризовать звук, объяснить, почему звук поется или не поется: [б](бббб), [а], [э], [т](ттттт), [г](гггг), [о]
Формировать представления о связи звучания и артикуляции *Определение звука по артикуляции педагога. **Описание артикуляции звука (что делают губы, язык?). ***Произнесение звука по словесному описанию артикуляции (какой звук получится, если плотно сжать губы и резко выдохнуть ртом?) «Немое кино»-.Узнать звук по артикуляции педагога: [п] —[б], [в] —[ф], [ш] — [ж], [т]-[д], [к]-[г]. «Покажи звук».Подобрать артикуляцию к услышанному за экраном звуку. Например, что помогает произнести звук М, [с], [д],[ж]

 


Занятие 11

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Формировать представление об единственно-правильной артикуляции для каждого звука Прослеживание связи между положением органов артикуляции и длительностью звука. Формулирование вывода: если изменить положение губ, зубов, языка, изменится звук «Попробуй спеть с закрытым (открытым) ртом».Попробовать произнести гласные звуки с плотно сжатыми губами, объяснить результат. Широко открыть рот, попробовать произнести согласные звуки [м], [в], [б], [т], [с], объяснить результат
Создавать дополнительные ориентиры для восприятия звуков детьми   Соотнесение длительности звучания гласных и согласных звуков с движением мяча и кубика «Мячи и- кубики». Представить, что гласные звуки — мячики (катятся долго), а согласные звуки — кубики (не катятся). Произнести [а], [о], [у], прокатить мяч. Произнести [п], [д], [ф] и бросить кубик
Учить воспринимать и оценивать произношение педагога Определение звука в конце слова, произносимого педагогом: *педагог постукивает по мячу или кубику, **по артикуляции, ***на слух «Катится, не катится». Узнать, звук в конце слова катится или не катится: роза, молоток, кенгуру, колесо, ком, щенок, коньки, рот, ножницы
Учить воспринимать и оценивать собственные ощущения ***Определение качества звука в конце слова при самостоятельном произнесении «Угадай-ка».Произнести слово, сказать, поется (катится), не поется (не катится) звук в конце: кот, шкаф, ваза, уши

 

Занятие 12

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Координировать речь с движением Проговаривание слов с прочерчиванием линии в тетради, соблюдая начало и конец движения и звучания: *вместе с педагогом, который держит за руку ребенка; **параллельно с педагогом; ***по образцу «Письмо». Обсудить, о чем можно писать в письме. Написать письмо в виде линий: Здравствуй Мама Я Учусь Писать Мне Весело Пока
Закреплять понятия «начало», -«середина», «конец» слова Проговаривание слов, проводя пальцем по полосе бумаги, разделенной на три части, с протягиванием начала, середины, конца слова: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно Гусеница». «Проползти» пальчиком-«гусеницей» по полосе и произнести слова, растягивая каждую часть: машина, малина, сом, мох, нос
Учить определять последний согласный звук в слове; вырабатывать быструю голосовую реакцию Определение последнего согласного звука в слове: *при отделении последнего звука от начала слова; **при утрированном произнесении последнего звука; ***при равномерном произнесении «Поймай последний звук». Педагог говорит слово, катит ребенку мяч, так, чтобы при произнесении последнего звука он попал прямо в руки: сок, ком, душ, телефон, укроп, табурет. Назвать последний звук
Воспитывать внимание и требовательность к собственному произношению ***Определение последнего согласного звука в слове по картинкам при самостоятельном произнесении «Узнай звук». Произнести слово (по картинке), назвать последний звук: дом, дым, лук, мышь, шкаф, слон, стол
Обучать дошкольников элементам звукового синтеза Присоединение согласного звука к слогу по этапам: **педагог произносит слог, звук, ребенок — слово (со-[м] — сом), педагог — слог, ребенок — звук, целое слово (со-[н] — сон) «Приклей звук». Поймать мяч, добавить заданный звук, сказать слово целиком, вернуть мяч, Добавить звук [к]: со-, ма-, ла-, лу-; [с]: но-, ри-, вку-; [м]: со-, до-, ды-, ко-

 

Занятие 13

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Воспитывать у дошкольников самоконтроль над произношением Произнесение согласных звуков без гласного призвука: *один раз, **два раза, ***три раза «Скажи звук».Педагог произносит звук, бросает мяч. Ребенок ловит мяч, произносит звук. «Лесенка». «Шагать» правой рукой от большого пальца к мизинцу, произнося изолированные согласные звуки
Упражнять в утрировании согласных звуков при произнесении прямых слогов Удлинение звучания согласных и сокращение звучания гласных звуков «На горке». Импровизированная горка ставится так, чтобы спуск упирался в «стенку». Ребенок ведет пальцем по горке, произносит согласный звук. Когда пальчик упрется в «стенку», произнести гласный звук: ссссу, ффффа, шшшши, ххххо
Учить отделять гласный звук от согласного в слогах Определение первого согласного звука в прямых открытых слогах «Раздели пары». Педагог произносит слог (са, на, ла я т. д.) и предлагает узнать, какой звук перед звуком [а]

 

Занятие 14

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Закреплять у детей представления о согласных звуках Произнесение изолированных согласных звуков в различных игровых ситуациях «Телефон».Дети стоят в ряд, педагог на ухо ребенку произносит звук, дети передают звук друг другу, последний ребенок называет звук громко
Упражнять в произнесении слов с выделением первого согласного звука; координировать речь и движение Утрированное произнесение первого звука в слове сопряжено с движением пальца по бумаге: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно по картинке «Слово застряло».Произнести слово, проводя пальцем по полосе, разделенной на три части, выделяя первый звук: мммак, сссок, шшшаль, жжжук, нннос, лллук, ввваза, фффартук, шшшуба, жжжелудь
Учить детей определять первый согласный звук в слове (без стечения согласных в начале) Определение первого согласного звука в слове: "при отдельном произнесении звука: с-с-с-собака, **при удлиненном произнесении сссобака, ***слова с мягким звуком в начале «Машина забуксовала».Ехала машина в детский сад, везла игрушки для ребят. Кто звук называет, тот игрушку получает. Но машина в грязь попала и забуксовала. Определить первый звук: м-м-матрешка, с-с-собака, х-х-хомяк, л-л-лошадка, м-м-мышка, м'-м' -мишка

 

Занятие 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.037 с.)