Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздельное написание предлогов, слитное – приставок
I квант. Уметь дифференцировать разные части речи (прежде всего, гл., сущ., прил. (см. правило «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»). II квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова: «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень). А. Работа с корнем (уметь подбирать однокоренные слова, уметь объяснить лексическое значение) – см. предыдущие правила. Б. Работа с приставкой. Грамматическая сказка «Новые друзья корней» [5]. Правописание наиболее употребимых приставок: по-, под-, от-, с-, из- (ис-), пере-, при- (пре-), на- (над-), без- (бес-), о- (об-) и др. Правописание приставок. Теперь занятия начинаются не только с корня и однокоренных слов, но и с приставки или пары приставок. Например, правописание приставок рас- (раз-). Образец работы из книги Л.Г. Парамоновой [17]: Перед глухими согласными Мы пишем РАС-, А перед звонкими и перед гласными Она превращается в РАЗ-. Далее детям предлагается к рассмотрению порядка Игры и упражнения: «Поймай приставку», «4-й лишний», эстафеты, лото. III квант. Уметь дифференцировать предлоги и приставки. А. Комментированное объяснение (может служить алгоритм ом – использовать предметные картинки). За за дом. С с горы. От бежать от лестницы. По по дороге. На на берег.
Детям разрешается схематично вместо существительного, которое следует за предлогом, рисовать рисунок. Например: • Гриша сидит на … • Жук ползет по … • В … лежат игрушки. Б. Игры и упражнения: «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Подбери пару», «Вставь букву». Написание суффиксов и стыков морфем Кванты с I по VII повторяются на протяжении всего периода коррекционной работы. VIII квант. Уметь находить суффикс слова. А теперь на занятии вместе с корнем и вместо приставки рассматривается суффикс. Работа проводится аналогично кванту II в правиле «Раздельное написание предлогов, слитное – приставок» (см. выше). А. Понятие суффикса. Грамматическая сказка В.В. Волиной [5]. Б. Правописание наиболее употребимых суффиксов: -ев- (-ив-), -ств-(еств-), -ени-, -к-, -ышк- (-ишк-), -ик-, -чик- (-щик-), -иц-(-ец-), -тель и др. Работа ведется аналогично, как и с приставками (каждое занятие).
В. Игры и упражнения. Разделительный мягкий знак (ь) Подготовительная работа (кванты I и II) проводилась и раньше. III квант. Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости-мягкости. Дети затрудняются в различении бинарных оппозиций по твердости-мягкости (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха). А. Грамматическая сказка «О мягком знаке и его родном брате» В.В. Волина. Мягкий знак (ь) в слове выполняет роль трамплина на горке: как будто буквы легко скользили, на мягком знаке подпрыгнули и опять гладко поехали (ул ь и, п ь ю, ч ь и, в ь ю н и т.д.) Картинка: Б. Игры и упражнения.
Написание удвоенной согласной в корне Кванты с I по III повторяются в предыдущих правилах. А. Грамматическая сказка В. Волиной «Про девочку Аллу» [5]. Б. Игры и упражнения. 12. Мягкий знак (ь) на конце имен существительных После шипящих I квант. Уметь дифференцировать слова по родам (мужской, женский, средний). Для наглядного изображения использовались картинки мальчика, девочки, солнышка, а позже их схемы. Прием достаточно известный и очень продуктивный в логопедической работе.
ОН ОН А ОН О Рис. 1
Предлагается задание разложить картинки под символами: а) картинки с явным отождествлением рода (кот – м.р., лиса – ж.р. и т.д.), используются картинки животных; б) слова м.р. без окончаний (стул, пол, рот), ж.р. с окончанием «а» (радуга, майка, рука); в) картинки на трудные слова: м.р. – конь, тополь, меч, шалаш ж.р. – глушь, брешь, молодежь + слова ср. р. II квант. Уметь дифференцировать части речи. Детям предлагается: а) разложить предметные картинки и картинки-дейст-вия в два столбика; б) записать слова в два столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы. Среди имен существительных обязательно предлагаются слова, оканчивающиеся на шипящий (рожь, брошь, тишь, паж и др.). Далее необходимо правило «материализовать». Можно нарисовать красивую картинку с богатырем и мечом и даму с экстравагантной брошью в форме Ь, а затем воспользоваться их схематичным изображением (рис. 2). При объяснении правила также применяется прием постепенного усложнения материала: сначала предъявляется картинка, затем – схема. Детям предлагаются картинки и слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий. Они записывают их в тетради и на доске, ориентируясь на схему. Для закрепления правила, кроме упражнений, необходимо записать все слова, которые подчиняются данному правилу, в словарик. Таких слов не так уж и много, а дети познакомятся с малоупотребляемыми в их речи словами, такими как: молодежь, брешь, глушь, сушь и т.д., одновременно найдут применение изученному правилу.
М.Р. Ж.Р.
Сильным муж чинам Ь не нужен Слабым жен щинам Ь необходим Рис. 2 III квант. Уметь дифференцировать шипящие согласные (реализуется в процессе закрепления правила). Сказка «Шипящие» (из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя [9]). Детям предлагается записать слова в два столбика.
IV квант. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове (мягкий знак пишется на конце, т.е. в корне слова). Овладение этой ступенью подготавливается в процессе всего курса занятий: каждое занятие начинается с подбора однокоренных слов по заданному логопедом корню. Во время объяснения данной темы на занятии также дается корень, который соответствует изучаемой теме. Например, М О Л О Д: м о л о дой, м о л о дость, молодежь, молодка, молодильные (яблочки), молодчик, молодец, молодить, молодеть, молодцеватый и т.д.
Рассмотрим, как часто повторяются в каждом правиле ступени знаний (кванты) необходимые для овладения тем или иным орфографическим навыком. 1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове: • Безударные гласные в корне слова; • Звонкие и глухие согласные в корне слова; • Непроизносимые согласные в корне слова; • Разделительный твердый знак (ъ); • Правописание гласного в окончаниях словоформ; • Перенос слов; • Не с глаголами; • Раздельное написание предлогов, слитное – приставок; • Написание суффиксов на стыке морфем; • Разделительный мягкий знак (ь); • Написание удвоенной согласной в корне слова.
Анализ показывает, что в основных грамматических (орфографических) правилах понятие корня является необходимым, ключевым. Дети должны владеть умением легко выделять данную морфему (корень) в структуре слова, чтобы в последующих операциях суметь применить алгоритм правила. В формулировке орфографических правил имеется фраза: «…в корне слова». Без умения обнаруживать корневую морфему применение правила становится невозможным. Мы выделяем центральное («корневое») место в работе с этой морфемой. Следующие три кванта соотносятся с предыдущим и являются необходимыми в основных правилах по орфографии:
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.016 с.) |