Раздельное написание предлогов, слитное – приставок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздельное написание предлогов, слитное – приставок



 

I квант. Уметь дифференцировать разные части речи (прежде всего, гл., сущ., прил. (см. правило «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»).

II квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова: «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень).

А. Работа с корнем (уметь подбирать однокоренные слова, уметь объяснить лексическое значение) – см. предыдущие правила.

Б. Работа с приставкой.

Грамматическая сказка «Новые друзья корней» [5].

Правописание наиболее употребимых приставок: по-, под-, от-, с-, из- (ис-), пере-, при- (пре-), на- (над-), без- (бес-), о- (об-) и др.

Правописание приставок. Теперь занятия начинаются не только с корня и однокоренных слов, но и с приставки или пары приставок.

Например, правописание приставок рас- (раз-).

Образец работы из книги Л.Г. Парамоновой [17]:

Перед глухими согласными

Мы пишем РАС-,

А перед звонкими и перед гласными

Она превращается в РАЗ-.

Далее детям предлагается к рассмотрению порядка
60 слов с этими приставками. Аналогично проходит работа
с другими приставками.

Игры и упражнения: «Поймай приставку», «4-й лишний», эстафеты, лото.

III квант. Уметь дифференцировать предлоги и приставки.

А. Комментированное объяснение (может служить алгоритм ом – использовать предметные картинки).

За за дом.

С с горы.

От бежать от лестницы.

По по дороге.

На на берег.

 

Детям разрешается схематично вместо существительного, которое следует за предлогом, рисовать рисунок.

Например:

• Гриша сидит на …

• Жук ползет по …

• В … лежат игрушки.

Б. Игры и упражнения: «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Подбери пару», «Вставь букву».

Написание суффиксов и стыков морфем

Кванты с I по VII повторяются на протяжении всего периода коррекционной работы.

VIII квант. Уметь находить суффикс слова.

А теперь на занятии вместе с корнем и вместо приставки рассматривается суффикс. Работа проводится аналогично кванту II в правиле «Раздельное написание предлогов, слитное – приставок» (см. выше).

А. Понятие суффикса.

Грамматическая сказка В.В. Волиной [5].

Б. Правописание наиболее употребимых суффиксов: -ев- (-ив-), -ств-(еств-), -ени-, -к-, -ышк- (-ишк-), -ик-, -чик- (-щик-), -иц-(-ец-), -тель и др.

Работа ведется аналогично, как и с приставками (каждое занятие).

В. Игры и упражнения.

Разделительный мягкий знак (ь)

Подготовительная работа (кванты I и II) проводилась и раньше.

III квант. Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости-мягкости.

Дети затрудняются в различении бинарных оппозиций по твердости-мягкости (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха).

А. Грамматическая сказка «О мягком знаке и его родном брате» В.В. Волина.

Мягкий знак (ь) в слове выполняет роль трамплина на горке: как будто буквы легко скользили, на мягком знаке подпрыгнули и опять гладко поехали (ул ь и, п ь ю, ч ь и, в ь ю н и т.д.)

Картинка:

Б. Игры и упражнения.

 

Написание удвоенной согласной в корне

Кванты с I по III повторяются в предыдущих правилах.

А. Грамматическая сказка В. Волиной «Про девочку Аллу» [5].

Б. Игры и упражнения.

12. Мягкий знак (ь) на конце имен существительных

После шипящих

I квант. Уметь дифференцировать слова по родам (мужской, женский, средний).

Для наглядного изображения использовались картинки мальчика, девочки, солнышка, а позже их схемы. Прием достаточно известный и очень продуктивный в логопедической работе.

 

ОН ОН А ОН О

Рис. 1

 

Предлагается задание разложить картинки под символами:

а) картинки с явным отождествлением рода (кот – м.р., лиса – ж.р. и т.д.), используются картинки животных;

б) слова м.р. без окончаний (стул, пол, рот),

ж.р. с окончанием «а» (радуга, майка, рука);

в) картинки на трудные слова:

м.р. – конь, тополь, меч, шалаш

ж.р. – глушь, брешь, молодежь

+ слова ср. р.

II квант. Уметь дифференцировать части речи.

Детям предлагается:

а) разложить предметные картинки и картинки-дейст-вия в два столбика;

б) записать слова в два столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы. Среди имен существительных обязательно предлагаются слова, оканчивающиеся на шипящий (рожь, брошь, тишь, паж и др.).

Далее необходимо правило «материализовать».

Можно нарисовать красивую картинку с богатырем и мечом и даму с экстравагантной брошью в форме Ь, а затем воспользоваться их схематичным изображением (рис. 2). При объяснении правила также применяется прием постепенного усложнения материала: сначала предъявляется картинка, затем – схема. Детям предлагаются картинки и слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий. Они записывают их в тетради и на доске, ориентируясь на схему. Для закрепления правила, кроме упражнений, необходимо записать все слова, которые подчиняются данному правилу, в словарик. Таких слов не так уж и много, а дети познакомятся с малоупотребляемыми в их речи словами, такими как: молодежь, брешь, глушь, сушь и т.д., одновременно найдут применение изученному правилу.

 

М.Р. Ж.Р.

 

       
   

 


Сильным муж чинам Ь не нужен Слабым жен щинам Ь

необходим

Рис. 2

III квант. Уметь дифференцировать шипящие согласные (реализуется в процессе закрепления правила).

Сказка «Шипящие» (из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя [9]).

Детям предлагается записать слова в два столбика.

Ш Ж
Шалаш, глушь, брешь, сушь, мышь, тишь, брошь, камыш, карандаш Рожь, блажь, дрожь, нож, ложь, молодежь.
Ч Щ
Печь, дочь, ночь, меч, смерч, спич Лещ, хрящ, свищ, прыщ

 

IV квант. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове (мягкий знак пишется на конце, т.е. в корне слова).

Овладение этой ступенью подготавливается в процессе всего курса занятий: каждое занятие начинается с подбора однокоренных слов по заданному логопедом корню. Во время объяснения данной темы на занятии также дается корень, который соответствует изучаемой теме. Например, М О Л О Д: м о л о дой, м о л о дость, молодежь, молодка, молодильные (яблочки), молодчик, молодец, молодить, молодеть, молодцеватый и т.д.

 

Рассмотрим, как часто повторяются в каждом правиле ступени знаний (кванты) необходимые для овладения тем или иным орфографическим навыком.

1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове:

• Безударные гласные в корне слова;

• Звонкие и глухие согласные в корне слова;

• Непроизносимые согласные в корне слова;

• Разделительный твердый знак (ъ);

• Правописание гласного в окончаниях словоформ;

• Перенос слов;

Не с глаголами;

• Раздельное написание предлогов, слитное – приставок;

• Написание суффиксов на стыке морфем;

• Разделительный мягкий знак (ь);

• Написание удвоенной согласной в корне слова.

 

Анализ показывает, что в основных грамматических (орфографических) правилах понятие корня является необходимым, ключевым. Дети должны владеть умением легко выделять данную морфему (корень) в структуре слова, чтобы в последующих операциях суметь применить алгоритм правила. В формулировке орфографических правил имеется фраза: «…в корне слова». Без умения обнаруживать корневую морфему применение правила становится невозможным. Мы выделяем центральное («корневое») место в работе с этой морфемой.

Следующие три кванта соотносятся с предыдущим и являются необходимыми в основных правилах по орфографии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.016 с.)