Чем образованы передняя, средняя и задняя черепные ямки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем образованы передняя, средняя и задняя черепные ямки?



Практическое занятие № 1

Тема: Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

Цель занятия: научиться проводить условные линии на теле человека, определять плоскости вращения при проведении условных осей через суставы.

Знать:

• Части тела человека.

• Орган, системы органов.

• Полости тела.

Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

Основные анатомические термины.

Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины.

Морфологические типы конституции.

Уметь:

• проводить условные линии на теле человека,

• определять плоскости вращения при проведении условных осей через суставы,

• использовать латинскую терминологию

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Распределите органы тела человека по системам, используя цифровые и буквенные обозначения.

Системы органов:

1. Кровеносная система — и, а

2. Пищеварительная система — д, н

3. Выделительная система — г, л

4. Нервная система — в, о,

5. Эндокринная система — б, к,

6. Система опора и движения — е, м

7. Дыхательная система — ж, з

Органы:

а. Сердце;

б. Гипофиз;

в. Головной мозг;

г. Почки;

д. Пищевод;

е. Лопатка;

ж. Трахея;

з. Носовая полость;

и. Аорта;

к. Щитовидная железа;

л. Мочевой пузырь;

м. Двуглавая мышца;

н. Тонкая киша;

о. Спинной мозг.

 

 

2. Рассмотрите рис 1, 2, сделайте назовите области тела человека

 

1) передняя поверхность: 1— теменная область; 2 — лобная область; 3 — область глазницы; 4 — область рта; 5 — подбородочная область; б — передняя область шеи; 7 — латеральная область шеи; 8 — область ключицы; 9 — ладонь кисти; 10 — передняя область предплечья; 11 — передняя локтевая область; 12 — задняя область плеча; 13 — подмышечная область; 14 — грудная область; 15 — подреберная область; 16—надчревная область; 17— пупочная область; 18—боковая область живота; 19 — паховая область; 20 — лобковая область; 21 — медиальная область бедра; 22 — передняя область бедра; 23 — передняя область колена; 24 — передняя область голени; 25 — задняя область голени; 26 — передняя голеностопная область; 27—тыл стопы; 28 — пяточная область; 29 — тыл кисти; 30 — предплечье; 31 — задняя область предплечья; 32 — задняя локтевая область; 33 — задняя область плеча; 34 — задняя область предплечья; 35 — область молочной железы; 36 — дельтовидная область; 37 — ключично-грудной треугольник; 38 — подключичная ямка; 39 — грудино-ключично-сосцевидная область; 40 — область носа; 41 — височная область.

 

 


2) задняя поверхность: 1 — теменная область; 2 — височная область; 3 — лобная область; 4 — область глазницы; 5 — скуловая область; б — щечная область; 7 — поднижнечелюстной треугольник; 8 — грудино-ключично-сосцевидная область; 9—акромиальная область; 10—межлопаточная область; 11 —лопаточная область; 12 — дельтовидная область; 13 — боковая грудная область; 14 — задняя область плеча; 15 — подреберная область; 16 — задняя локтевая область; 17 — задняя область предплечья; 18 — передняя область предплечья; 79 — ладонь кисти; 20 — пяточная область; 21 — подошва стопы; 22 — тыл стопы; 23 — передняя область голени; 24 — задняя область голени; 25 — задняя область колена; 26 — задняя область бедра; 27—заднепроходная область; 28 — ягодичная область; 29 — крестцовая область; 30 — боковая область живота; 31 — поясничная область; 32 — подлопаточная область; 33 — позвоночная область; 34 — задняя область плеча; 35 — задняя локтевая область; 36 — задняя область предплечья; 37 — тыл кисти; 38 — передняя область плеча; 39 — надлопаточная область; 40 — задняя область шеи; 41 — затылочная область


Практическое занятие № 2

Тема: Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл клетки.

Цель занятия: изучить структуру клетки

Знать:

• Строение микроскопа.

• Видоспецифичность клеток.

• Дифференцировка, рост и размножение клеток.

• Определение клетки.

• Строение клетки.

• Функции клетки.

• Химический состав клетки.

• Жизненный цикл клетки.

• Возбудимые клетки. Потенциал действия и покоя.

Уметь: определять на рисунках и таблицах органоиды клетки, фазы митоза и мейоза, использовать латинскую терминологию

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Составьте в тетради табл. "Органоиды клетки"

  Органоид (Органелла)   Строение   Функции
    Цитоплазма     Внутренняя полужидкая субстанция, основа клеточной среды, образована мелкозернистой структурой. Содержит ядро и набор органоидов. Взаимодействие между ядром и органоидами. Транспорт веществ.
  Ядро   Шаровидной или овальной формы. Образовано ядерной оболочкой, состоящей из двух мембран, имеющих поры. Имеется полужидкая основа, называемая кариоплазма или клеточный сок. Хроматин или нити ДНК, образуют плотные структуры, называемые хромосомами. Ядрышки – мельчайшие, округлые тельца ядра. Регулирует все процессы биосинтеза, такие как обмена веществ и энергии, осуществляет передачу наследственной информации. Кариоплазма ограничивает ядро от цитоплазмы, кроме того, дает возможность осуществлять обмен между непосредственно ядром и цитоплазмой. В ДНК заключена наследственная информация клетки, поэтому ядро – хранитель всей информации об организме. В ядрышках синтезируются РНК и белки, из которых образуются в последствие рибосомы.
    Клеточная мембрана   Образована мембрана двойным слоем липидов, а также белком. У растений снаружи покрыта дополнительно слоем клетчатки. Защитная, обеспечивает форму клеток и клеточную связь, пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена. Осуществляет процессы фагоцитоза и пиноцитоза.
    ЭПС (гладкая и шероховатая)     Образована эндоплазматическая сеть системой каналов в цитоплазме. В свою очередь, гладкая образована, соответственно, гладкими мембранами, а шероховатая ЭПС – мембранами, покрытыми рибосомами. Осуществляет синтез белков и некоторых других органических веществ, а также является главной транспортной системой клетки.
  Рибосомы     Отростки шероховатой мембраны шарообразной формы. Главная функция – синтез белков.
  Лизосомы Пузырек, окруженный мембраной. Пищеварение в клетке
  Митохондрии     Покрыты наружной и внутренней мембранами. Внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы, называемые крестами Синтезирует молекулы АТФ. Обеспечивает клетку энергией.
  Пластиды   Тельца, окруженные двойной мембраной. Различают бесцветные (лейкопласты) зеленые (хлоропласты) и красные, оранжевые, желтые (хромопласты) Лейкопласты — накапливают крахмал. Хлоропласты — участие в процессе фотосинтеза. Хромопласты — Накапливание каратиноидов.
  Клеточный Центр   Состоит из центриолей и микротрубочек Участвует в формировании цитоскелета. Участие в процессе деления клетки.
    Органоиды движения Реснички, жгутики Осуществляют различные виды движения
  Комплекс (аппарат) Гольджи   Состоит из полостей, от которых отделяются пузырьки разных размеров Накапливает вещества, которые синтезируются собственно клеткой. Использование этих веществ или вывод во внешнюю среду.

 

Схема ультрамикроскопического строения клетки

1 — цитолемма (плазматическая мембрана); 2 — пиноцитозные пузырьки; 3 — центросома (клеточный центр, цитоцентр); 4 — гиалоплазма; 5 — эн-доплазматическая сеть (о — мембраны эндоплазматической сети, б — ри-босомы); 6— ядро; 7— связь перинуклеарного пространства с полостями эндоплазматической сети; 8 — ядерные поры; 9 — ядрышко; 10 — внутриклеточный сетчатый аппарат (комплекс Гольджи); 11-секреторные вакуоли; 12— митохондрии; 13 — лизосомы; 14—три последовательные стадии фагоцитоза; 15 — связь клеточной оболочки (цитолеммы) с мембранами эндоплазматической сети

 

 

4. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Жиры — это органические соединения, главным свойством которых является - В

а) растворимость в воде;

б) нерастворимость в воде и в органических растворителях;

в) растворимость в органических растворителях.

2. Ферменты по химическому составу — это: - А

а) белки;

б) нуклеиновые кислоты;

в) углеводы.

3. Наука, изучающая клетку, называется - В

а) гистология;

б) эмбриология;

в) цитология.

4. Органоид клетки, в котором происходит образование вещества богатого энергией: - Б

а) рибосома;

б) митохондрия;

в) клеточный центр.

5. Синтез белка в клетке происходит: - В

а) в клеточном центре;

б) в ядре;

в) в рибосомах.

6. Молекулы ДНК и РНК — это: - А

а) органические вещества;

б) неорганические вещества;

в) одно из веществ органическое, а другое — неорганическое.

7. Аминокислоты — это вещества, образующие: - В

а) углеводы;

б) жиры;

в) белки.

8. К органическим соединениям клетки из числа названных относятся - А

а) нуклеиновые кислоты;

б) минеральные соли;

в) вода.

9. Энергетическая ценность 1 грамма углеводов составляет: - А

а) 17,6 кДж;

б) 38,9кДж;

в) 10,4 кДж.

10. Клетки тела человека имеют по - В

а) 40 хромосом;

б) 23 хромосомы;

в) 46 хромосом.

11. Структурной единицей нервной ткани является: - Б

а) нефрон;

б) нейрон;

в) аксон.

12. Основное углеводное запасное вещество животной клетки: - А

а) гликоген;

б) крахмал;

в) клетчатка.

13. В делении клетки выделяют: - А

а) 4 стадии;

б) 2 стадии; в) 6 стадий.

 

 


Практическое занятие № 3

Тема: Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа.

Цель занятия: практически научиться определять основные элементы строения на костях.

Знать:

• Анатомо-физиологические особенности строения костей черепа в разные периоды жизни человека.

• Области головы, топографические образованиях головы.

• Топография основания черепа.

• Череп в целом, отделы черепа и кости их образующие.

• Соединения костей черепа.

• Половые различия черепа.

• Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.

• Стенки глазницы, полость носа, полость рта. Особенности строения в разные возрастные периоды.

• Значение для диагностики заболеваний и организации лечебных мероприятий в практике фельдшера.

Уметь: показать на скелете, на муляжах и таблицах кости, использовать латинскую терминологию

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Рассмотрите рис. 1, 2, зарисуйте. Дайте обозначение. Перечислите кости мозгового отдела (парные, непарные), лицевого отдела (парные, непарные), найдите их на муляже. Какая кость черепа расположена в области шеи, почему её относят к костям черепа? Какие кости на рисунках не показаны?

 

1) теменная кость

2) Височная кость

3) Лобная кость

4) Височная поверхность

5) Глазничная пластинка

6) Слезная кость

7) Носовая кость

8) Верхняя челюсть

9) Нижняя челюсть

10) Скуловая кость

11) Затылочная кость

 

1) теменная

2) Лобная

3) Клиновидная

4) Височная

5) Слёзная

6) Носовая

7) Скуловая

8) Верхняя челюсть

9) Нижняя челюсть
1.1 непарные - затылочная, клиновидная, решётчатая, лобная;(11,3,2)

парные - теменная и височная. (1,2)

1.2 К лицевому отделу черепа относя:

непарные - нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость;(9)

парные - верхняя челюсть, нёбная, скуловая, носовая, слёзная, нижняя носовая раковина.(8,10,6,7)

1.3

1.4 решётчатая, подъязычная кость, сошник, нёбная, нижняя носовая раковина

 

2. Почему некоторые кости черепа имеют пазухи? Перечислите эти кости.

Особенностью строения черепа является наличием в нём костей, которые содержат воздухоносные пазухи. Большинство пазух сообщается с полостью носа, играя роль придаточных полостей носа. Значение придаточных полостей состоит в том, что они оказывают аэродинамическое действие на вдыхаемый воздух, благодаря чему струя воздуха отклоняется вверх и входит в соприкосновениями с обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой полости. Воздухоносные пазухи, расположенных в окружности органов обоняния, зрения и слуха, играют роль термоизоляторов, способствуя сохранению постоянной температуры вокруг указанных рецепторов. Кроме того, околоносные пазухи выполняют резонаторную функцию.

2.1 верхнечелюстная, лобная, клиновидная, пазухи решетчатой кости.

3. Перечислите швы черепа и найдите их на муляже. Какие из них имеют оригинальные названия?

3.1 Венечный шов, сагиттальный шов, ламбновидный шов, затылочно-сосцевидный шов, клиновидно-лобный шов, клиновидно-решетчатый шов, клиновидно-чешуйчатый шов, клиновидно-теменной шов, чешуйчатый шов, теменно-сосцевидный шов, чешуйчато-сосцевидный шов, лобно-носовой шов, лобно-решетчатый шов, лобно-верхнечелюстной, лобно-слезный шов, лобно-скуловой шов, скуловерхнечелюстной шов, решетчато-верхнечелюстной шов, решетчато-слезный шов, клиновидно-сошниковый шов, клиновидно-скуловой шов, клиновидно-верхнечелюстной шов, височно-скуловой шов, меж носовой шов, слезно-верхнечелюстной шов, слезно-раковинный шов, межверхнечелюстной шов, небно-верхнечелюстной шов, небно-решетчатый шов, срединный небный шов, поперечный небный шов.

3.1.1 венечный, лямбдовидный, чешуйчатый, плоский

 

4. Рассмотрите рис. 3, 4, зарисуйте. Сделайте обозначения. Какие функции выполняют роднички?

 


рис.3 рис.4

1) 1. Передний родничок

2. затылочный родничок

3. клиновидный родничок

4. сосцевидный родничок

2) Роднички, являясь податливыми зонами черепа, позволяют костям черепной коробки заходить друг на друга во время родов, что в значительной степени облегчает процесс прохождения головы ребенка по узкому родовому каналу матери. После родов открытый большой родничок у новорожденного обеспечивает амортизацию, если малыш случайно ударяется головкой.

Еще одной из важнейших функций родничка у новорожденного, о которой следует сказать отдельно, является участие в процессе терморегуляции, а именно в тепловом обмене головного мозга малютки. Если температура тела ребенка превышает нормальные показатели, через большой родничок осуществляется естественное охлаждение мозговых оболочек и непосредственно головного мозга. Поскольку механизмы терморегуляции организма младенца несовершенны, новорожденный намного чаще перегревается по сравнению со взрослыми.

 

5. Рассмотрите рис. 5. Найдите указанные элементы на муляже

 

Рис. 5. Наружное основание черепа.

 

1. овальное отверстие

2. рваное отверстие

3. остистое отверстие

5. сосцевидный отросток;

6. большое отверстие

7. яремная ямка

8. шилососцевидное отверстие

9. наружная апертура сонного канала

10. шиловидный отросток

11.

12. скуловая дуга

13. сошник

14. нёбная кость


6. Рассмотрите рис. 6. Найдите указанные элементы на муляже

 

1. решотчатая кость

2.зрительный канал

3.гипофизарная яма

4. круглое отверстие

5. овальное отверстие

6. остистое отверстие

7. яремное отверстие

8. подъязычный канал

9. большое отверстие

11. спинка седла

12. решетчатая пластинка

 

 

Практическое занятие № 4

 

Тема: Анатомо-функциональные особенности скелета туловища. Позвоночный столб.

Цель занятия: практически научиться определять основные элементы строения на костях.

Знать:

•Особенности строения скелета человека в разные возрастные периоды жизни (новорожденный ребенок, грудной возраст, зрелый возраст, старческий возраст).

•Структурные образования, составляющие скелет туловища.

•Позвоночник, отделы, изгибы. Строение тел позвонков в шейном, грудном, крестцовом отделах, строение копчика, Особенности соединения.

•Значение для диагностики, лечения и профилактики нарушений осанки в разные возрастные периоды

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Укажите на скелете:

Кости плечевого пояса

Акромион, суставной хрящ, клювовидный отросток, плечевая кость, акромиальный сустав, ключица, лопатка.

Кости тазового пояса

Тазовый пояс, или таз, состоит из прочно соединенных трех костей: крестца, двух массивных тазовых костей (подвздошной и седалищной), между которыми располагается третья – лонная.

Практическое занятие № 5

 

Осанкой.

4. Мышцы, обладающие противоположным действием, называются —...

Антагонисты

5. Активная часть двигательного аппарата человека —...

Скелетные мышцы

6. Искривление позвоночника — это..сколиоз.

7. Нахождение мышц в состоянии некоторого напряжения называется —...

Обычное состояние мышц

8. Чрезмерное перенапряжение тканей под влиянием внешней силы, действующей в виде тяги, называется —...

Растяжение

9. Пассивная часть двигательного аппарата человека — это...

Вставьте пропущенное слово.

1. Мышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата; скелетные мышцы образованы поперечно-полосатой мышечной тканью.

2. Каждое мышечное волокно снаружи покрыто соединительной тканью, внутри которой находятся сократительные нити с множеством ядер

3. Миофибриллы состоят из белков двух типов: тонкие микрофиламенты из актина и толстые филаменты из миозина, при этом выделяют медленно сокращающиеся мышечные волокна, сокращающиеся медленно, но долго сохраняющие работоспособность, и быстросокращающиеся мышечные волокна, быстро сокращающиеся, но и быстро утомляющиеся.

4. Для обеспечения энергией мышцы активно снабжаются кровью, приносящей им кислород и питательные вещества, а удаляющей продукты распада.

5. Скелетные мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий, срастающихся снадкостницей

6. Мышцы головы делятся на жевательные и мимические, прикрепляющиеся к поверхности черепа и коже, а поддержание равновесия и движения головы осуществляется мышцами шеи

7. Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, влияют на работу внутренних органов, участвуют в сгибании туловища и дыхательных движениях.

8. Важнейшая мышца пояса передних конечностей – дельтовидная, сгибает руку в локтевом суставе двуглавая мышца, а разгибает трехглавая мышца.

9. Мышцы, управляющие движениями бедер, одним концом прикрепляются к тазовым костям, другим к бедренной кости, самая длинная мышца бедра и всего тела человека – портняжная

10. Весь комплекс движений в суставах человека обеспечивается согласованной работой мышц – сгибателей и мышц – разгибателей, работа которых бывает статической, например длительное стояние, или динамической, например бег, ходьба.

11. Работой мышц управляет нервная система, без работы мышцы со временем атрофируются, но длительная работа без отдыха вызывает утомление

12. На работоспособность мышц влияют занятия спортом, физический труд и состояние нервной системы.

 

 

Литература

 

Практическое занятие № 1

Тема: Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

Цель занятия: научиться проводить условные линии на теле человека, определять плоскости вращения при проведении условных осей через суставы.

Знать:

• Части тела человека.

• Орган, системы органов.

• Полости тела.

Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

Основные анатомические термины.

Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины.

Морфологические типы конституции.

Уметь:

• проводить условные линии на теле человека,

• определять плоскости вращения при проведении условных осей через суставы,

• использовать латинскую терминологию

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Распределите органы тела человека по системам, используя цифровые и буквенные обозначения.

Системы органов:

1. Кровеносная система — и, а

2. Пищеварительная система — д, н

3. Выделительная система — г, л

4. Нервная система — в, о,

5. Эндокринная система — б, к,

6. Система опора и движения — е, м

7. Дыхательная система — ж, з

Органы:

а. Сердце;

б. Гипофиз;

в. Головной мозг;

г. Почки;

д. Пищевод;

е. Лопатка;

ж. Трахея;

з. Носовая полость;

и. Аорта;

к. Щитовидная железа;

л. Мочевой пузырь;

м. Двуглавая мышца;

н. Тонкая киша;

о. Спинной мозг.

 

 

2. Рассмотрите рис 1, 2, сделайте назовите области тела человека

 

1) передняя поверхность: 1— теменная область; 2 — лобная область; 3 — область глазницы; 4 — область рта; 5 — подбородочная область; б — передняя область шеи; 7 — латеральная область шеи; 8 — область ключицы; 9 — ладонь кисти; 10 — передняя область предплечья; 11 — передняя локтевая область; 12 — задняя область плеча; 13 — подмышечная область; 14 — грудная область; 15 — подреберная область; 16—надчревная область; 17— пупочная область; 18—боковая область живота; 19 — паховая область; 20 — лобковая область; 21 — медиальная область бедра; 22 — передняя область бедра; 23 — передняя область колена; 24 — передняя область голени; 25 — задняя область голени; 26 — передняя голеностопная область; 27—тыл стопы; 28 — пяточная область; 29 — тыл кисти; 30 — предплечье; 31 — задняя область предплечья; 32 — задняя локтевая область; 33 — задняя область плеча; 34 — задняя область предплечья; 35 — область молочной железы; 36 — дельтовидная область; 37 — ключично-грудной треугольник; 38 — подключичная ямка; 39 — грудино-ключично-сосцевидная область; 40 — область носа; 41 — височная область.

 

 


2) задняя поверхность: 1 — теменная область; 2 — височная область; 3 — лобная область; 4 — область глазницы; 5 — скуловая область; б — щечная область; 7 — поднижнечелюстной треугольник; 8 — грудино-ключично-сосцевидная область; 9—акромиальная область; 10—межлопаточная область; 11 —лопаточная область; 12 — дельтовидная область; 13 — боковая грудная область; 14 — задняя область плеча; 15 — подреберная область; 16 — задняя локтевая область; 17 — задняя область предплечья; 18 — передняя область предплечья; 79 — ладонь кисти; 20 — пяточная область; 21 — подошва стопы; 22 — тыл стопы; 23 — передняя область голени; 24 — задняя область голени; 25 — задняя область колена; 26 — задняя область бедра; 27—заднепроходная область; 28 — ягодичная область; 29 — крестцовая область; 30 — боковая область живота; 31 — поясничная область; 32 — подлопаточная область; 33 — позвоночная область; 34 — задняя область плеча; 35 — задняя локтевая область; 36 — задняя область предплечья; 37 — тыл кисти; 38 — передняя область плеча; 39 — надлопаточная область; 40 — задняя область шеи; 41 — затылочная область


Практическое занятие № 2

Тема: Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл клетки.

Цель занятия: изучить структуру клетки

Знать:

• Строение микроскопа.

• Видоспецифичность клеток.

• Дифференцировка, рост и размножение клеток.

• Определение клетки.

• Строение клетки.

• Функции клетки.

• Химический состав клетки.

• Жизненный цикл клетки.

• Возбудимые клетки. Потенциал действия и покоя.

Уметь: определять на рисунках и таблицах органоиды клетки, фазы митоза и мейоза, использовать латинскую терминологию

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Составьте в тетради табл. "Органоиды клетки"

  Органоид (Органелла)   Строение   Функции
    Цитоплазма     Внутренняя полужидкая субстанция, основа клеточной среды, образована мелкозернистой структурой. Содержит ядро и набор органоидов. Взаимодействие между ядром и органоидами. Транспорт веществ.
  Ядро   Шаровидной или овальной формы. Образовано ядерной оболочкой, состоящей из двух мембран, имеющих поры. Имеется полужидкая основа, называемая кариоплазма или клеточный сок. Хроматин или нити ДНК, образуют плотные структуры, называемые хромосомами. Ядрышки – мельчайшие, округлые тельца ядра. Регулирует все процессы биосинтеза, такие как обмена веществ и энергии, осуществляет передачу наследственной информации. Кариоплазма ограничивает ядро от цитоплазмы, кроме того, дает возможность осуществлять обмен между непосредственно ядром и цитоплазмой. В ДНК заключена наследственная информация клетки, поэтому ядро – хранитель всей информации об организме. В ядрышках синтезируются РНК и белки, из которых образуются в последствие рибосомы.
    Клеточная мембрана   Образована мембрана двойным слоем липидов, а также белком. У растений снаружи покрыта дополнительно слоем клетчатки. Защитная, обеспечивает форму клеток и клеточную связь, пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена. Осуществляет процессы фагоцитоза и пиноцитоза.
    ЭПС (гладкая и шероховатая)     Образована эндоплазматическая сеть системой каналов в цитоплазме. В свою очередь, гладкая образована, соответственно, гладкими мембранами, а шероховатая ЭПС – мембранами, покрытыми рибосомами. Осуществляет синтез белков и некоторых других органических веществ, а также является главной транспортной системой клетки.
  Рибосомы     Отростки шероховатой мембраны шарообразной формы. Главная функция – синтез белков.
  Лизосомы Пузырек, окруженный мембраной. Пищеварение в клетке
  Митохондрии     Покрыты наружной и внутренней мембранами. Внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы, называемые крестами Синтезирует молекулы АТФ. Обеспечивает клетку энергией.
  Пластиды   Тельца, окруженные двойной мембраной. Различают бесцветные (лейкопласты) зеленые (хлоропласты) и красные, оранжевые, желтые (хромопласты) Лейкопласты — накапливают крахмал. Хлоропласты — участие в процессе фотосинтеза. Хромопласты — Накапливание каратиноидов.
  Клеточный Центр   Состоит из центриолей и микротрубочек Участвует в формировании цитоскелета. Участие в процессе деления клетки.
    Органоиды движения Реснички, жгутики Осуществляют различные виды движения
  Комплекс (аппарат) Гольджи   Состоит из полостей, от которых отделяются пузырьки разных размеров Накапливает вещества, которые синтезируются собственно клеткой. Использование этих веществ или вывод во внешнюю среду.

 

Схема ультрамикроскопического строения клетки

1 — цитолемма (плазматическая мембрана); 2 — пиноцитозные пузырьки; 3 — центросома (клеточный центр, цитоцентр); 4 — гиалоплазма; 5 — эн-доплазматическая сеть (о — мембраны эндоплазматической сети, б — ри-босомы); 6— ядро; 7— связь перинуклеарного пространства с полостями эндоплазматической сети; 8 — ядерные поры; 9 — ядрышко; 10 — внутриклеточный сетчатый аппарат (комплекс Гольджи); 11-секреторные вакуоли; 12— митохондрии; 13 — лизосомы; 14—три последовательные стадии фагоцитоза; 15 — связь клеточной оболочки (цитолеммы) с мембранами эндоплазматической сети

 

 

4. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Жиры — это органические соединения, главным свойством которых является - В

а) растворимость в воде;

б) нерастворимость в воде и в органических растворителях;

в) растворимость в органических растворителях.

2. Ферменты по химическому составу — это: - А

а) белки;

б) нуклеиновые кислоты;

в) углеводы.

3. Наука, изучающая клетку, называется - В

а) гистология;

б) эмбриология;

в) цитология.

4. Органоид клетки, в котором происходит образование вещества богатого энергией: - Б

а) рибосома;

б) митохондрия;

в) клеточный центр.

5. Синтез белка в клетке происходит: - В

а) в клеточном центре;

б) в ядре;

в) в рибосомах.

6. Молекулы ДНК и РНК — это: - А

а) органические вещества;

б) неорганические вещества;

в) одно из веществ органическое, а другое — неорганическое.

7. Аминокислоты — это вещества, образующие: - В

а) углеводы;

б) жиры;

в) белки.

8. К органическим соединениям клетки из числа названных относятся - А

а) нуклеиновые кислоты;

б) минеральные соли;

в) вода.

9. Энергетическая ценность 1 грамма углеводов составляет: - А

а) 17,6 кДж;

б) 38,9кДж;

в) 10,4 кДж.

10. Клетки тела человека имеют по - В

а) 40 хромосом;

б) 23 хромосомы;

в) 46 хромосом.

11. Структурной единицей нервной ткани является: - Б

а) нефрон;

б) нейрон;

в) аксон.

12. Основное углеводное запасное вещество животной клетки: - А

а) гликоген;

б) крахмал;

в) клетчатка.

13. В делении клетки выделяют: - А

а) 4 стадии;

б) 2 стадии; в) 6 стадий.

 

 


Практическое занятие № 3

Тема: Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа.

Цель занятия: практически научиться определять основные элементы строения на костях.

Знать:

• Анатомо-физиологические особенности строения костей черепа в разные периоды жизни человека.

• Области головы, топографические образованиях головы.

• Топография основания черепа.

• Череп в целом, отделы черепа и кости их образующие.

• Соединения костей черепа.

• Половые различия черепа.

• Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.

• Стенки глазницы, полость носа, полость рта. Особенности строения в разные возрастные периоды.

• Значение для диагностики заболеваний и организации лечебных мероприятий в практике фельдшера.

Уметь: показать на скелете, на муляжах и таблицах кости, использовать латинскую терминологию

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Рассмотрите рис. 1, 2, зарисуйте. Дайте обозначение. Перечислите кости мозгового отдела (парные, непарные), лицевого отдела (парные, непарные), найдите их на муляже. Какая кость черепа расположена в области шеи, почему её относят к костям черепа? Какие кости на рисунках не показаны?

 

1) теменная кость

2) Височная кость

3) Лобная кость

4) Височная поверхность

5) Глазничная пластинка

6) Слезная кость

7) Носовая кость

8) Верхняя челюсть

9) Нижняя челюсть

10) Скуловая кость

11) Затылочная кость

 

1) теменная

2) Лобная

3) Клиновидная

4) Височная

5) Слёзная

6) Носовая

7) Скуловая

8) Верхняя челюсть

9) Нижняя челюсть
1.1 непарные - затылочная, клиновидная, решётчатая, лобная;(11,3,2)

парные - теменная и височная. (1,2)

1.2 К лицевому отделу черепа относя:

непарные - нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость;(9)

парные - верхняя челюсть, нёбная, скуловая, носовая, слёзная, нижняя носовая раковина.(8,10,6,7)

1.3

1.4 решётчатая, подъязычная кость, сошник, нёбная, нижняя носовая раковина

 

2. Почему некоторые кости черепа имеют пазухи? Перечислите эти кости.

Особенностью строения черепа является наличием в нём костей, которые содержат воздухоносные пазухи. Большинство пазух сообщается с полостью носа, играя роль придаточных полостей носа. Значение придаточных полостей состоит в том, что они оказывают аэродинамическое действие на вдыхаемый воздух, благодаря чему струя воздуха отклоняется вверх и входит в соприкосновениями с обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой полости. Воздухоносные пазухи, расположенных в окружности органов обоняния, зрения и слуха, играют роль термоизоляторов, способствуя сохранению постоянной температуры вокруг указанных рецепторов. Кроме того, околоносные пазухи выполняют резонаторную функцию.

2.1 верхнечелюстная, лобная, клиновидная, пазухи решетчатой кости.

3. Перечислите швы черепа и найдите их на муляже. Какие из них имеют оригинальные названия?

3.1 Венечный шов, сагиттальный шов, ламбновидный шов, затылочно-сосцевидный шов, клиновидно-лобный шов, клиновидно-решетчатый шов, клиновидно-чешуйчатый шов, клиновидно-теменной шов, чешуйчатый шов, теменно-сосцевидный шов, чешуйчато-сосцевидный шов, лобно-носовой шов, лобно-решетчатый шов, лобно-верхнечелюстной, лобно-слезный шов, лобно-скуловой шов, скуловерхнечелюстной шов, решетчато-верхнечелюстной шов, решетчато-слезный шов, клиновидно-сошниковый шов, клиновидно-скуловой шов, клиновидно-верхнечелюстной шов, височно-скуловой шов, меж носовой шов, слезно-верхнечелюстной шов, слезно-раковинный шов, межверхнечелюстной шов, небно-верхнечелюстной шов, небно-решетчатый шов, срединный небный шов, поперечный небный шов.

3.1.1 венечный, лямбдовидный, чешуйчатый, плоский

 

4. Рассмотрите рис. 3, 4, зарисуйте. Сделайте обозначения. Какие функции выполняют роднички?

 


рис.3 рис.4

1) 1. Передний родничок

2. затылочный родничок

3. клиновидный родничок

4. сосцевидный родничок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.26 с.)