Исследование приставочных глаголов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование приставочных глаголов.



С 6 лет: ходит — выходит, заходит; бежит, летит.

12. Исследование образования глаголов совершенного вида.

Рисовал — нарисовал; писал, делал.

По результатам обследования грамматического строя опре­деляется уровень.

Первый уровень (низкий, 1 балл) — не использует морфологи­ческие элементы для передачи грамматических отношений.

Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) — отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

Третий уровень (средний, 3 балла) — грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается упот­реблять правильно предложенные предлоги, согласовывать су­ществительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей.

Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — грамматический строй соответствует возрастной норме, однако имеются незначи­тельные затруднения при выполнении не более 2 заданий.

Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — грамматический строй соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает су­ществительные именительного падежа множественного числа, ро­дительного падежа множественного числа, существительные в кос­венных падежах. Употребляет правильно все предложенные пред­логи. Может согласовывать существительное с числительными прилагательным, образовывать названия детенышей, образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкательными суффик­сами, относительные прилагательные от существительных, при­тяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы со­вершенного вида.




 


             
 


Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Обследование связной речи

Исследование пересказа.

Учитель-логопед дает задание ребенку: «Послушай, что я тебе прочитаю, и перескажи».

Рассказ «Умная галка» для обследования четырехлетнего ре­ бенка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувши­не была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Рассказ «Муравей и голубка» для обследования пятилетнего ре- бенка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлест­нула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ру­чей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

2.   Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.
Материалом исследования служат сюжетные картинки. На­
пример, «Зимние забавы», «Детский сад».

Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следую­щая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расска­жи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться... («Зимние забавы», «Детский сад»)».

При выборе стимульного материала следует учитывать возра­стные особенности детей; их речевые возможности; конкрет­ность, понятность, точность сюжета; красочность предложен­ных картинок или предметов.

3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных кар­
тинок.

Материалом исследования служат серии из 3-5 картинок.


 

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»:

1. Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.

2. Лодка покачнулась.

3. Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.

4. Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.

Параметры оценки. Рассказ оценивается с учетом:

• соответствия его изображаемой ситуации (наличие иска­жений, добавлений);

• целостности (наличие всех смысловых звеньев);

• правильной последовательности — 1 балл;

• плавности изложения: передает содержание без остано­вок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.);

• понимания содержания излагаемого;

• полноты пересказа (наличие пропусков);

• характера языкового оформления (грамматическая пра­вильность предложений);

• способа выполнения задания (самостоятельно или с по­мощью экспериментатора).

По результатам обследования понимания речи определяется уровень.

Первый уровень (низкий, 1 балл) — ребенок не владеет связ­ной речью. Задание не выполнено.

Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) — пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно на­рушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошиб­ки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бед­ность и однообразие употребляемых языковых средств.

Третий уровень (средний, 3 балла) — используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных момен­тов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — пересказ со­ставлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие




Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмеча­ются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единич­ные нарушения структуры предложений.

Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — ребенок владеет связ­ной речью. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью пе­редается содержание текста, соблюдается связность и последо­вательность изложения. Употребляются разнообразные языко­вые средства в соответствии с текстом произведения. При пере­сказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.



Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями


Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями


 


Обоснование логопедического заключения

По результатам обследования и на основании количества бал­лов, набранных ребенком, учитель-логопед дает заключение о состоянии речевого развития каждого ребенка. В результате пол­ного обследования ребенка могут быть следующие варианты зак­лючений.

Первый уровень (низкий, 8—10 баллов) — общее недоразвитие речи (ОНР), I уровень. Речь как коммуникативная функция от­сутствует.

Второй уровень (ниже среднего, 11—18 баллов) — общее недо­развитие речи (ОНР), II уровень. Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функ­ция.

Третий уровень (средний, 19—29 баллов) — общее недоразви­тие речи (ОНР), III уровень. Речь понятная, однако имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические наруше­ния и в целом несформированность связной речи.

Четвертый уровень (выше среднего, 30—37 баллов) — фонети-ко-фонематическое недоразвитие. Наряду с нарушением фоне­тической стороны речи имеется и недоразвитие фонематичес­ких процессов: фонематического восприятия (слуховой диффе­ренциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фоне­матических представлений. Возможно (чаще всего как результат логопедического воздействия) нерезко выраженное общее недо­развитие речи (НОНР). При отсутствии нарушений звукопро-изношения возможно заключение: лексико-грамматическое не­доразвитие речи (ЛГНР): у детей нормальное звукопроизноше-ние, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отме­чаются ограниченный словарный запас, нарушение граммати­ческого строя речи.

Пятый уровень (высокий, 38—40 баллов) — возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизно-шения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или на­рушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).


Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования позволяют делать правильное заключение о состоянии речевого развития ребен­ка, надежно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребенка, но и в целом в группе.


1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006.

2. Бородин А.М. Методика развития речи детей. — М., 1987.

3. Бъюзен Т. Супермышление. — Минск, 2008.

4. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошколь­ников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. — М., 1997.

5. Глухое В. П. Формирование связной речи у детей дошколь­ного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.

6. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М., 1990.

7. Каше Т.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М. 1985.

8. КорневА.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999.

9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дош­кольников. — М., 2002.

 

10. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.

11. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. - М., 1998.

12. КорневА.Н. Основы лингвопатологии детского возраста. — СПб., 2006.

ХЪ.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб., 1999.

Н.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 2001.

15.Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. — М. 2002.

16. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошколь­ного возраста с минимальными дизартрическими расстройства­ми. — М., 2004.


 

Литература

17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с цереб­ральным параличом. — М., 1991.

18. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО Гринго,1995.

19. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.

20. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недо­развитием. Воспитание и обучение /Т.Б. Филичева, ТВ. Тума­нова.-М., 1999.

21. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недораз­витием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фили­чева, Г.В. Чиркина. — М., 1999.

И.Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника/Т. Б. Филиче­ва, А.В. Соболева. — Екатеринбург, 1996.

23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. — Воронеж, 1997.

24. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система кор­рекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006.

25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


     
 



Учебно - методическое издание


Акименко Вера Михайловна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.024 с.)