Речь и альтернативная коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь и альтернативная коммуникация



Язык и речевая практика

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценивается динамика достижений в коммуникации.

Ученик откликается эмоционально и двигательно на свое имя, в знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.  

ученик выполняет простую инструкцию взрослого в знакомой ситуациях, проявляет интерес к знакомому сверстнику; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные и согласные звук и буквы.

О бучающиеся с умеренной умственной отсталостью отмечается готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, используя при этом доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; возможность включения в знакомую ситуацию социального взаимодействия.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема Кол-во часов
1   2   3   4   5   6   7   8 9 10   11 12   13 14 15 16   17   18 19   20 21 22 23   24   25   26 27 28 29 30 31   32 1. Русские народные сказки «Колобок», «Репка». Различение графического изображения букв. Прописывание элементов букв. 2. Звук и буква А, а, У, у. Строчная буква «а, у» и упражнения в написании. Письмо слогов «ау – уа, уа – ау». Работа с разрезной кассой слогов. 3. Звук и буква М, м. Строчная буква «м» и упражнения в ее написании. Слова с буквой. Выкладывание буквы «м» из палочек, мозаики». 4. Прописная буква «А, У, М». Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой. Работа по картинкам букваря. 5. Звук и буква О, о. Строчная и прописная буква «О, о». Слоги с буквой «о». Рисование – обведение геометрических фигур по клеткам. 6. Соединение прямых линий в фигуры, контурами напоминающие буквы. Чтение букв, слогов, коротких слов. 7. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы. Чтение написанных букв и слогов: ау, уа, ом, мо, ум, му. 8. Звук и буква С, с. Слоги и слова с буквой «С». Раскрашивание и штриховка. 9. Строчная и прописная буква «С, с». Слоги и слова с ней. Чтение по букварю, работа по картинкам. 10. Звук и буква Х, х. Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой «Х». Узнавание и различение образов графем (букв). 11. Чтение по букварю. Списывание с букваря знакомых слогов и слов (по возможности). 12. Звук и буква Ш, ш. Выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Слоги и слова с буквой «Ш». 13. Раскрашивание и штриховка. Копирование с образца букв, слогов. 14. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 15. Чтение по букварю слов, предложений, работа с картинками. Списывание с букваря. 16. Звук и буква Л, л., выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Раскрашивание и штриховка. 17. Строчная и прописная буква «Л». Копирование с образца и чтение буквы, слогов, слов по букварю, из букв разрезной азбуки. Узнавание и различение образов графем (букв). 18. Слоги открытые и закрытые, слова с буквой «Л». Работа по картинкам. 19. Звук и буква «ы», выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу. 20. Слоги и слова с буквой «ы». Копирование с образца букв, слогов. 21. Чтение слогов, слов. Звукобуквенный анализ и письмо слогов и слов. 22. Составление слов из букв разрезной азбуки. Работа по картинкам. 23. Звук и буква «н», выделение звука и буквы в слове. Письмо элементов буквы по обводке и  по образцу. 24. Письмо прописной и строчной буквы Н, н. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур. 25. Звук и буква «Р, р». Знакомство с буквой. Выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу. 26. Прописная и строчная буква «Р, р», слоги, слова и предложения с ней. 27.Слоги и слова со звуком и буквой «Р». Звукобуквенный анализ 28.Составление и чтение слов со звуком и буквой «Р» и предложений. Копирование с образца слов. 29. Различай л – р. Слоги и слова с буквами л – р. Копирование с образца отдельных слов. 30. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 31. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слов. Работа с картинками. Чтение по букварю.  32. Повторение пройденного материала: чтение и письмо гласных и согласных букв; копирование с образца отдельных слов. 0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   1   0,5 0,5 0,5   0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 0,5   0,5   0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 0,5   0,5   0,5   0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1   0,5
Итого   17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема часы Дата Личностные Коррекционные Предметные Задачи Базовые учеб- ные действия
1     2     3     4     5     6     7     8   9     10     11   12     13   14   15   16     17   18   19     20   21   22   23     24     25     26   27   28   29   30   31     32 1. Русские народные сказки «Колобок», «Репка». Различение графического изображения букв. Прописывание элементов букв. 2. Звук и буква А, а, У, у. Строчная буква «а, у» и упражнения в написании. Письмо слогов «ау – уа, уа– ау». Работа с разрезной кассой слогов. 3. Звук и буква М, м. Строчная буква «м» и упражнения в ее написании. Слова с буквой «м». Выкладывание буквы из палочек, мозаики 4. Прописная буква «А, У, М». Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой. Работа по картинкам букваря. 5. Звук и буква О, о. Строчная и прописная буква «О, о». Слоги с буквой «о». Рисование – обведение геометрических фигур по клеткам. 6. Соединение прямых линий в фигуры, контурами напоминающие буквы. Чтение букв, слогов, коротких слов. 7. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы. Чтение написанных букв и слогов 8. Звук и буква С, с. Слоги и слова с буквой «С». Раскрашивание и штриховка. 9. Строчная и прописная буква «С, с». Слоги и слова с ней. Чтение по букварю, работа по картинкам. 10. Звук и буква Х, х. Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой «Х». Узнавание и различение образов графем букв. 11. Чтение по букварю. Списывание с букваря знакомых слогов и слов (по возможности). 12. Звук и буква Ш, ш. Выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Слоги и слова с буквой «Ш». 13. Раскрашивание и штриховка. Копирование с образца букв, слогов. 14. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 15. Чтение по букварю слов, предложений, работа с картинками. Списывание с букваря. 16. Звук и буква Л, л., выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Раскрашивание и штриховка. 17. Строчная и прописная буква «Л». Копирование с образца и чтение буквы, слогов, слов по букварю, из букв разрезной азбуки. Узнавание и различение образов графем букв. 18. Слоги открытые и закрытые, слова с буквой «Л». Работа по картинкам. 19. Звук и буква «ы», выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу. 20. Слоги и слова с буквой «ы». Копирование с образца букв, слогов. 21. Чтение слогов, слов. Звукобуквенный анализ и письмо слогов и слов. 22. Составление слов из букв разрезной азбуки. Работа по картинкам. 23. Звук и буква «н», выделение звука и буквы в слове. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу. 24. Письмо прописной и строчной буквы Н, н. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур. 25. Звук и буква «Р, р». Знакомство с буквой. Выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу. 26. Прописная и строчная буква «Р, р», слоги, слова и предложения с ней. 27.Слоги и слова со звуком и буквой «Р». Звукобуквенный анализ 28.Составление и чтение слов со звуком и буквой «Р» и предложений. Копирование с образца слов. 29. Различай л – р. Слоги и слова с буквами л – р. Копирование с образца отдельных слов. 30. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 31. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слов. Работа с картинками. Чтение по букварю.  32. Повторение пройденного материала: чтение и письмо гласных и согласных букв; копирование с образца отдельных слов. 0,5     0,5     0,5     0,5     0,5     0,5     1     0,5   0,5     0,5     0,5   0,5     0,5   0,5   0,5   0,5     0,5   0,5   0,5     0,5   0,5   0,5   0,5     0,5     0,5     0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   1     0,5   Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность. Проявляет доброе, уважительное отношение взрослым Выражает эмоционально - положи тельный фон Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. Проявляет интерес к занятиям, усидчивость Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель-ученик). Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре. Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым. Соотнесение себя со своим именем. Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). Проявляет навыки культурного поведения Откликается эмоционально и двигательно на свое имя, В знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.       Умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Умения и навык повторять фразы за учителем. Умение и навык принимать участие в беседе, слушать внимательно. Умение различать неречевые звуки окружающей действительности. Навык имитации звуков окружающей действительности. Умение и навык показывать предметные картинки и подбирать к ним действие. Умение выполнять поручения по словесной инструкции учителя. Умение слушать сказки и пересказывать их по иллюстрациям. Умение соотносить звук и букву. Умение соотносить звук и букву.  Умение различать гласные и согласные звуки. Умение составлять рассказ по сюжетной картине с помощью вопросов учителя. Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом. Имитация звуков окружающей действительности. Звуки речевые и неречевые, их различение. Составление предложений по сюжетной картинке, и подбор слов к предметным картинкам. Выполнение поручений по словесному заданию учителя. Выделение из слов звука в ударной позиции, начало слова. Звуки гласные и согласные. Сказка.  Пересказ сказки с опорой на наглядность. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. Находить разницу между предметами. Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия. Переносить с одного места на другое бытовые предметы.  Удерживать карандаш, проводить линии.  Находить свои личные вещи.  Ориентироваться в собственном теле.  Брать и приносить предмет по  требованию учителя.  Понимать обращенную речь. Закрывать и открывать глаза по требованию учителя.  Показывать на себе и на кукле части.  Выполнять действия по картинке. Сопровождать игру речью.  Показывать жестом. Находить предмет по требованию учителя.  Производить манипуляции с игрушками. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Выполняет последовательно организованные движения Принимать цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса Понимает инструкцию по пиктограммам Наблюдает за окружающими предметами Принимает помощь от учителя Наблюдает за окружающими предметами Переключает взгляд с одного предмета на другой. Выполняет действие способом рука-в-руке; Подражает действиям, выполняемым педагогом Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики  

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34 часов, 1час в неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема Количество часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1.Число и цифра 1. 2.Число и цифра 2. 3.Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2. 4.Порядковые числительные «первый», «второй». 5.Сложение и вычитание в пределах 2. 6.Число и цифра 3. 7.Сравнение предметных множеств 1, 2, 3. 8.Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. 9.Состав числа 3. 10.Сложение и вычитание в пределах 3. 11.Сравнение чисел и действий над ними. 12.Сопоставление сравнения чисел и действий над числами. 13.Число и цифра 4. 14.Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный. 15.Два способа образования числа 4. 16.Сложение и вычитание в пределах 4. 17.Понятие об арифметической задаче. 18.Простые задачи на нахождение суммы. 19.Состав числа 4. 20. Сравнение чисел в пределе 4.Работа со счетами. 21.Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0. 22.Решение задач по картинкам и рисункам учебника. 23.Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4. 24.Число и цифра 5. 25.Состав числа 5. 26.Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. 27.Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа. 28.Меры стоимости: монета 5 руб. 29.Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения. 30.Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания. 31.Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность. 32.Повторение пройденного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1
Итого   34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема часы Дата Личностные Коррекционные Предметные Задачи Базовые учебные действия
1 2 3   4   5   6 7   8   9 10   11   12   13 14   15   16   17   18   19 20   21   22   23   24 25 26   27     28 29   30     31   32 1.Число и цифра 1. 2.Число и цифра 2. 3.Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2. 4.Порядковые числительные «первый», «второй». 5.Сложение и вычитание в пределах 2. 6.Число и цифра 3. 7.Сравнение предметных множеств 1, 2, 3. 8.Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. 9.Состав числа 3. 10.Сложение и вычитание в пределах 3. 11.Сравнение чисел и действий над ними. 12.Сопоставление сравнения чисел и действий над числами. 13.Число и цифра 4. 14.Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный. 15.Два способа образования числа 4. 16.Сложение и вычитание в пределах 4. 17.Понятие об арифметической задаче. 18.Простые задачи на нахождение суммы. 19.Состав числа 4. 20. Сравнение чисел в пределе 4. Работа со счетами. 21.Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0. 22.Решение задач по картинкам и рисункам учебника. 23.Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4. 24.Число и цифра 5. 25.Состав числа 5. 26.Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. 27.Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа. 28.Меры стоимости: монета 5 руб. 29.Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения. 30.Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания. 31.Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность. 32.Повторение пройденного материала. 1 1 1   1   1   1 1   1   1 1   1   1   1 1   2   1   1   1   1 1   1   1   1   1 2 1   1     1 1   1     1   1   Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность. Проявляет доброе, уважительное отношение взрослым Выражает эмоционально - положи тельный фон Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. Проявляет интерес к занятиям, усидчивость Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. Имеет интерес и желание заниматься Вызывает положительные радостные эмоции от общения с детьми с учителем. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель-ученик). Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре. Проявляет доброжелательные отношения к сверстникам. Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым. Соотнесение себя со своим именем. Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). Проявляет навыки культурного поведения Брать монеты по одной, опускать в копилку. Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Находить в окружающей обстановке кубик. Находить разницу между предметами. Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце) Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия. Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки. Ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий. Показывать и выделять длинные и короткие предметы.  Производить манипуляции с лентами.  Переносить с одного места на другое бытовые предметы. Удерживать карандаш, проводить линии. Находить свои личные вещи. Ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывать на место сборно-раз­борные игрушки, настольный и напольный конструктор. Ориентироваться в собственном теле. Поднимать руки вверх, вниз.         Складывать вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно. Брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. Брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимать обращенную речь. Закрывать и открывать глаза по требованию учителя. Показывать на себе и на кукле части. Выполнять действия в соответствии с режимом дня. Катать кольца от «Пирамиды» по комнате с помощью взрослого. Выполнять действия по картинке. Сопровождать игру речью. Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной ве­личины. Показывать на пальцах один, много. Набрасывать кольца на стержень. Показывать жестом. Определять один и много. Брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному. Выбирать предметы из множеств. Находить предметы контрастного размера. Выполнять последовательно организованные движения. Подставлять игрушки в отношении собственного тела: далеко, близко. Дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. Находить предмет по требованию учителя. Производить манипуляции с мячом, с кубиками. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Выполняет последовательно организованные движения Принимать цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса Понимает инструкцию по пиктограммам Наблюдает за окружающими предметами Принимает помощь от учителя Наблюдает за окружающими предметами Переключает взгляд с одного предмета на другой. Выполняет действие способом рука-в-руке; Подражает действиям, выполняемым педагогом Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3.1. Окружающий природный мир:

 (0.5ч. в неделю, 17 часов в год.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

- закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 17 часов, 0,5 часа в неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

       Планируемые предметные результаты:

· узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Базовые учебные действия.

Предметные компетенции.

Различать домашних животных. Способы передвижения.

Различать времена года по характерным признакам.

Различать явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года.

Классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.

Участвовать в беседе: слушать собеседника, не перебивая.

 

СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули кол-во часов
1   2 3 4 5 6 7 8   9   10 11 12 13 14   15 16 17 18 19   20 21 22 23   24 25 26 27 1.Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, изменения окраски листьев на деревьях, листопад, увядание трав, отлет птиц. 2. Улица, на которой расположилась школа. Правила поведения на улице. 3. Трамвай, автобус, троллейбус. Назначение. Правила уличного движения. 4. Овощи: свекла, капуста: цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. 5. Бахчевые культуры: арбуз. Цвет, величина, форма, вкус. 6. Ягоды: клюква, земляника: окраска, форма, запах, вкус. Где растут. 7. Осенние цветы: астры, георгины. Различение по внешнему виду. 8. Деревья: сосна, тополь. Распознавание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена сосны, тополя. Общие и отличительные признаки. 9. Комнатные цветы: традесканция, душистая герань. Различение, уход за комнатными растениями. 10. Изменение в природе в декабре. 11. Наблюдения за поведением птиц зимой. 12.Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, снегопады, метели. 13. Детские развлечения зимой. 14. Домашние животные: корова, лошадь. Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. 15. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду. 16. Дикие животные: ёж, белка. Части тела, питание, способ передвижения. 17. Сравнение ежа и белки. 18. Сравнение диких и домашних животных. 19. Дикие птицы: воробей, ворона, грач. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям. 20. Различение птиц: воробей, ворона, грач. 21. Домашние птицы: утка. Основные части тела, питание. Уход за утками. 22. Сравнение диких птиц с домашними. 23. Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц. 24. Детские развлечения весной. 25. Сезонные работы в саду, на огороде. 26. Цветы: одуванчик, ромашка. Название, Распознавание цветов. 27. Насекомые: муха, бабочка. Называние, внешний вид, где живет. 1   0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1   0,5   0,5 0,5 0,5 0,5 1   0,5 1 0,5 0,5 1   0,5 0,5 0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 1
Итого:                                     17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.235.150.151 (0.104 с.)