ТОП 10:

Как узнать, к какому склонению относится имя существительное?



1.Поставь имя существительное в начальную форму.

2.Определи род.

3.По роду и окончанию узнай склонение:

м.р. ж.р.           м.р.                                ж.р.

                          ср.р.                                  

         
   

 


1 скл.             2 скл.                          3 скл.

 

Чтобы проверить, правильно ли четвероклассники следуют этому алгоритму, предлагаю парадоксальные, на первый взгляд, задания.

Например: Есть ли что-то общее между воробьем и киселем? А есть ли одинаковые признаки у слов воробей и кисель? Или другое задание: Слово молоко на какое слово больше похоже своими признаками: к.за или .кно? Докажи.

Построенные на оценках фактов языка, на столкновении житейской и грамматической логики, эти и другие задания помогают выработать у школьников способность отвлекаться от лексического значения слова, чтобы взглянуть на него как на морфологическую единицу.

Только проигнорировав очевидную житейскую ассоциацию молоко – коза и осуществив грамматические действия (изменение по падежам слов молоко, окно, коза, сравнение их окончаний, отнесение к тому или иному типу склонения), ученик придет к верному ответу на «странный» вопрос. Те же действия и грамматическая логика помогут найти ошибку в рассуждениях дошкольника: «Не с папой, а с папом – ведь с братом. Они оба мужчины».

Итак, умение определять тип склонения отработано. Что же дальше? С урока по теме «Склонение имён существительных 1 склонения» начинается выведение правила решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных (в корне, приставке, суффиксе).

    Следование  принципу безударный гласный проверяю ударным помогает им прийти к обобщению: буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных в тех же частях слова. Так при работе с учащимися выводится общий принцип русского письма: букву звука в слабой позиции узнаем по букве звука в сильной.

    Для завершения схемы недостает сведений об окончании.

    Подойти к мысли о необходимости подбирать в качестве проверочного слово того же склонения помогает задание, построенное на «отрицательном» материале:

    Верно ли дети решили орфографическую задачу:

    У ежих.. и ежа      (у ежа –у ежиха)

Иглы, как у ёлки.

-- Вы согласны с такой проверкой? (У ежиха – так не говорят.)

    --Допустим, не говорят. Но, может быть, так пишут – ведь выбор буквы доказан: ударное окончание в проверочном слове «ежa» подсказывает, что и в проверяемом слове ежиха оно такое же?

    -- Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли? (Они не учли, что слово еж 2 склонения, а ежиха – 1.)

    --Какие действия следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в окончаниях существительных?

    Памятка предписывает выполнение следующих действий:

1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.

2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.

    Но прежде чем сосредоточиться на последовательном осуществлении перечисленных действий, ученикам необходимо освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры. В этом помогает специальное задание, в котором предложено распределить слова из «Справочного бюро» (печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав) по столбикам в соответствии со склонением, выделить в них окончания и показать, где возможно, что они ударные.

    Чтобы отрабатываемый способ действий отложился в сознании детей, на его освоение отводится несколько уроков. Важнейший прием на этом этапе – выполнение вслух (шепотом) развернутого рассуждения, необходимого для нахождения верного ответа в задаче – буквы в окончании существительного.

    Возникает еще один вопрос: какими проверочными словами пользоваться: всякий раз подбирать нужное слово или запомнить по одному слову для каждого склонения? Здесь детям была предоставлена возможность выбрать тот вариант, который кажется более надежным. Я предложила ребятам три слова: рука, плечо, грудь.

    Эти слова легко запоминаются школьниками и становятся их надежными помощниками.

    Дальнейшее совершенствование умения ориентировано не только на достижение результата – правильное написание безударного окончания имени существительного, сопровождаемое указанием склонения, падежа, называнием (сначала письменно, затем – устно) проверочного слова. По-прежнему акцентируется внимание на способе действия. Практически все тренировочные упражнения сопровождаются вопросом: Как будешь действовать?

    Имя прилагательное грамматически зависит от имени существительного. Поэтому логично сразу после работы над правописанием безударных окончаний имен существительных перейти к формированию способа действия для решения того же типа орфографических задач, но в именах прилагательных. Думается, понятно, что в основе действий четвероклассников логика та же: букву в окончаниях прилагательных они узнают по ударному окончанию в вопросе.

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

               О.Соболева

    Я показала те методические решения, которые использовала для формирования умения решать орфографические задачи в окончаниях имен, прежде всего имен существительных. Приверженность фонемной теории позволила перенести способ действия «безударный гласный проверяю ударным» на окончание. Такой перенос обеспечивает оптимизацию действий учащихся, а следовательно, и более качественное освоение материала.

    Так же в 4 классе учащиеся изучают правописание безударных личных окончаний глаголов. Эффективное формирование умения писать безударные личные окончания глаголов остаётся проблемой. Ведь не секрет, что ошибки типа «строЮтся», «борЯтся», «колЯт», «ценЮт» и т.п. встречаются в работах даже старших школьников. Думаю, что одной из причин трудностей усвоения правила является практика определения спряжения по 3 лицу множественного числа. В этом случае запоминать ничего не надо: ставлю в 3 лицо множественного числа, если окончания –ут, -ют, то пишу –е, если окончания -ат, -ят, то пишу –и. алгоритм этот прост и удобен. А определение спряжения по неопределённой форме можно дать в порядке ознакомления.

    Но опять же, для того, чтобы пользоваться этим алгоритмом, человек должен правильно говорить. Например, они держАт, а не держУт. Если говорить неправильно, то нет способа научиться правильно писать.

      Учебник «Русский язык» для 4 класса школ с белорусским языком обучения рекомендует для правильного написания безударного личного окончания глагола определить спряжение по неопределённой форме и определить окончание данного глагола.

  Ещё одна методическая проблема состоит в том, чтобы предупредить смешение детьми видов глагола. Трудность её решения усугубляется тем, что в программе начального обучения отсутствует соответсвующее понятие. Однако перейти от одной глагольной формы к другой, не изменив при этом его вида, более чем важно для пишущего.

Допустим, что учащийся выбирает букву в окончании глагола пересад..м. Чтобы определить спряжение ставит в начальную форму – пересаживать, относит к  І спряжению, и пишет букву –е: пересадЕм. Из этого видно, что неумение сохранить вид глагола приводит к неправильному определению типа спряжения и к ошибочному написанию безударного личного окончания.

Учебник практически не обеспечивает возможность работы в данном направлении (всего 2 упражнения). Поэтому постоянно делаю акцент на том, что вопросы личной и неопределённой формы должны соответствовать друг другу.

При отработке способа действий, позволяющего найти неопределённую форму, особенно важно добиваться последовательности выполнения необходимых операций. Поэтому обязательно комментируем все действия. В результате мы вышли на схему:

Как найти неопределённую форму глагола?

1) Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть ли в вопросе приставка с или нет.

2) Задай вопрос неопределённой формы с приставкой с или без неё.

3) Назови неопределённую форму нужного глагола.

Например: догоняли, догнали.

1) Что делали?     2) Что делать?     3) Догонять.

1) Что сделали?      2) Что сделать?    3) Догнать.

  Отрабатывая данную тем, мы обнаружили ещё одну орфограмму: букву безударного гласного в неопределённой форме глагола перед –ть. Поскольку проверить данную орфограмму нельзя, организую их запоминание. Правильный выбор суффикса в неопределённой форме – ключ к верному написанию суффикса глагола в прошедшем времени. Осваивая правописание суффиксов, учащиеся следят, чтобы они совпали в двух формах одного слова: неопределённой и прошедшего времени.

Чтобы помочь школьникам открыть наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, делала упор на имеющиеся знания. Вспомнив, что имена существительные распределяются по трём склонениям, что различия проявляются в наборах окончаний (три набора – три склонения), мы перешли к наблюдению за личными окончаниями глаголов (ударными). Проспрягав глаголы идти, говорить, нести, замолчать и выдели их окончания, ученики пришли к выводу, сформулировать который помогла установка: сколько выделишь наборов окончаний, столько спряжений и будет.

Чтобы упорядочить представление о распределении окончаний глаголов по спряжениям, мы составили такую памятку:

І спряжение                     ІІ спряжение

               единственное число

1 л. у (ю)                               у (ю)

2 л. ешь (ёшь)                            ишь

3л. ет (ёт)                                  ит

            множественное число

1 л. ем (ём)                          им

2 л. ете (ёте)                        ите

3 л. ут (ют)                           ат (ят)

  Помогаю детям увидеть, какая буква чаще всего повторяется в окончаниях І и ІІ спряжения. Как изветно, в личных окончаниях выбирать приходится мжду двумя буквами : е или и. Облегчить запоминание помогает такие памятки:

І спряжение – Е или УТ (ЮТ) ЕдУТ

ІІ спряжение – И или АТ (ЯТ) И спЯТ

 

І                                                  ІІ

ЕдУТ                                   И спЯТ                   

    Дальнейшие тренировочные упражнении подчинены цели помочь запомнить окончания каждого спряжения и научиться определять его по окончаниям.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.009 с.)