ТОП 10:

Система работы по развитию орфографической зоркости в 1 классе.



       Считаю очень важным начинать работу по развитию орфографической зоркости уже в 1 классе в период обучения грамоте. Потому что, во-первых, именно в этот период ребёнок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям письма, то в дальнейшем восполнять пробел тяжелее. Во-вторых, ученики должны сначала узнать об «опасных» местах, научились находить их в словах, приучились ставить орфографические задачи, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами решения этих задач. Прихожу к выводу, что работу над орфографической зоркостью нужно начинать до изучения основных правил орфографии.

Работу над формированием орфографической зоркости можно начинать только после того, как  у учащихся появился опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова.

    Известно, что у многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного происхождения.

    При умело организованном учебном процессе,  при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении навыками языкового, слогового анализа и синтеза, разработанной системы графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

Наиболее часто встречающиеся ошибки на первых этапах обучения письму, свидетельствующие о трудностях в формировании письменной речи:

ü отсутствие границ предложений;

ü слитное написание слов в предложении;

ü пропуски гласных;

ü ошибки обозначения мягкости согласных на письме;

Поэтому на уроках обучения грамоте использую упражнения, которые помогают активнее развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память. Работа ведётся на материале слов и предложений – значимых единицах речи.

Учащиеся работают в тетради, так как каждый ребёнок, пришедший в школу, любит и хочет работать в тетради. Надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты его радовали. Эти работы выполняются яркими карандашами или фломастерами. Яркая цветовая работа создаёт положительные эмоции и дальнейшую мотивацию у учащихся к овладению письменной речью.

Для предупреждения слитного написания слов в предложении и отсутствия границ в предложении использую

ü Слуховой диктант предложений

Учащиеся записывают предложение числами (записывают количество слов в предложении).

Наступила осень. (2)

Часто идут дожди. (3)

Птицы улетают. (2)

Итак: 2,3,2

        Такой диктант может быть записан яркими карандашами, фломастерами.

        После выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизировав тем самым память детей.

        Можно предложить сосчитать количество пробелов в предложении.

        Наступила весна. (1)

        Распускаются первые цветы. (2)

        Прилетают птицы. (1)

        Итак: 1,2,1

        Такого рода диктанты могут проводиться на уроках в 1 классе ежедневно по следам интересных событий, прочитанного. Такие диктанты могут составляться самими детьми, что способствует речевому развитию детей.

        Детям 1-ых классов с трудом даётся списывание с образца. Т.к. при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец. Поэтому следующие упражнения помогают решить данную проблему. Это можно сочетать с творческими заданиями. Тогда появляется желание усовершенствовать написанное – возрастает интерес к заданию.

ü Списывание предложений без пробелов

Детииграют.

Мамаготовитобед.

Бабушкавяжет.

Папаработает.

Перед ребенком сразу встанет вопрос, как переписывать: правильно или так, как есть. Появится проблема – возникнет необходимость ее решить.

ü Списывание заведомо неверных по смыслу предложений.

Кошка боится мышки.

Папа младше сына.

ü Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.

Ребята идут в школу.

(Мальчики идут в школу.

Ребята бегут в школу.

Ребята идут из школы.

Ребята идут в библиотеку.)

 

После выполнения задания дети читают и обсуждают полученные варианты.

üСписывание с сокращениями, где непременным условием является сокращение каждого последующего предложения на одно слово.

Вова ел вкусный суп.

Вова ел суп.

Вова ел.

Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы, несущей на себе основную смысловую нагрузку.

ü Списывание предложений с добавлениями. (Может быть подключено на последующих этапах работы.)

Ученики решают.

(Ученики решают задачу.

Ученики решат легкую задачу.)

Выполняя эти задания, решаю пропедевтическую задачу распространения предложения, синтаксического разбора, а также расширяю объем кратковременной памяти учащихся.

ü Списывание предложений с заданием закончить их.

Мышка убегает от...

Яхта плывет по...

Самолет летит над...

Подобные задания пропедевтически готовят к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных.

üГрафический диктант предложений решает проблему слитного написания слов в предложениях, отсутствия границ предложений, пропуска букв в словах.

    Учитель диктует предложение, а учащиеся записывают схему этого предложения, используя памятку «Думай, когда пишешь предложение!», которая выглядит вот так:

                                        

           

При помощи комментированного управления записываем схему предложения «Пете купили альбом». (Сначала учитель показывает образец комментирования, затем подключает сильных учеников).

В начале обучения учащиеся проговаривают: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы – пишу большую палочку, это слово «Петя», слова в предложении пишутся отдельно -- пишу «купили», пишу отдельно «альбом», в конце предложения ставлю точку». В тетради это выглядит так:

 

                    .

Вот как это выглядит, когда учащиеся освоили письмо всех букв и приступили к письму слов, предложений: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Пишу Пе, гласная е, те, гласная е; слова в предложении пишутся отдельно, пишу купили – ку, гласная у, пи, гласная и, ли, гласная и; пишу отдельно альбом – гласная а, л, мягкий знак, бо, гласная о, м; в конце предложения ставлю точку»
    Также комментируется запись не только предложений, но и слов. В процессе такого письма учащиеся не допускают ошибок в письме предложений, не пропускают гласные буквы, развивается правильная речь детей.     

        Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. Для предупреждения этой ошибки использую:

ü Слуховой диктант слов.

При овладении слоговым анализом может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если предложить детям цифровую запись, обозначающую:

-- количество слогов в слове: мак (1), маки (2);

-- номер ударного слова: маки (1), макушка (2).

Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся проблем. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные.

Предлагаю  детям не совсем обычный слуховой диктант – вместо целых слов записать только гласные. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.

Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записываются только начальные ударные гласные):

Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э (звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляционного сходства).

Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы), лак (а), лось (о), конь (о), сом (о).

Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет "орфографическое" проговаривание. Одновременно учим детей проверять безударные гласные.

Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и), лиса (и-а).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.  

Диктант трехсложных слов выполняется так же. Во  2-м классе такие диктанты быстры и эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников. В этом случае предлагается работа с цифровым рядом.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать его цифрой в тетрадях. Например, найти в словах место р.

Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).

ü Фонетический анализ слов

Большую роль в формировании орфографической зоркости играет и умение слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогают осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв. У нас в классе находится лента букв, которая помогает учащимся дать характеристику любому звуку: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой, парный-непарный. Работу по звуко-буквенному анализу слов устно провожу на каждом уроке. Это не занимает много времени, не даёт учащимся забыть пройденный материал. Также учащиеся работают в тетрадях по чтению цветными карандашами и одновременно у доски работает ученик, который испытывает проблемы с данным заданием. У нас есть цветные карточки, которыми мы обозначаем звуки – красный квадрат – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук. Обязательно выделяем ударный звук.

На уроках обучения грамоте и в букварный, и в послебукварный периоды использовала различные игры и упражнения для развития фонематического слуха детей:

1. “Назови слова”

o Назвать как можно больше слов, которые начинаются со звука…

o Назвать слова, которые заканчиваются на звук …

o Назови слова, в середине которых есть звук …

2. “Хлоп-хлоп” –необходимо словить слово с определённым звуком.

3. «Конструкторы» -- из букв данного слова составить как можно больше других слов.

4. “Слова-хитрецы” – в слове найти “спрятавшееся” слово.

5. “Доскажи слово” – дети договаривают слог до целого слова.

6. «Играем со словом» -- необходимо придумать слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как в слове «стол», «лягушка» и т.д.

7. Фонетическая зарядка: проговаривание скороговорок и чистоговорок.

Слова для звукового анализа на этом этапе не должны даваться написанными или напечатанными — их следует предъявлять устно, т.е. звучащими, а также через картинки, реальные предметы и т.п. Это требование вытекает из цели фонетической работы: учить слышать звучащее слово.

Наиболее эффективным способом проведения звукового анализа является такой, при котором звуковая модель слова не дается готовой, а составляется самим учеником по ходу анализа: выделил первый звук, послушал, определил характер — поставил нужную фишку; выделил второй, ... — поставил следующую и т.п. При этом важны две детали:

а) ребенок должен, выделяя тот или иной звук, договаривать слово до конца — это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

б) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы проверить, получилось ли слово.

Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений, в том числе и такие:

o соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т.п. (Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите?)

o выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел — спел, рот — крот, стол — стул, дом — том, нос — нёс, мел — мель и др.; замок — замок, Поля — поля, страна— страны... (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?)

o исправление ошибок в составленных фонетических моделях: правильно ли первоклассники составили схему слова зима: [з и м а] ?

ü Зрительные  диктанты проводится для развития оперативной памяти.

                 Этот вид работы  необходимо проводить ежедневно. Так так в школу приходят дети  которые или умеют читать или читают слоги, начинаю зрительные диктанты с диктантов слогов по изучаемой букве. Например, мы изучаем букву “С” и пишем (печатаем) слоги: са, се, су, си, ыс, ос и т.п. Постепенно начинаю добавлять букву, чтобы получились трёхбуквенные простые слова и постепенно наращиваю количество букв в словах. Затем начинаем писать короткие предложения. Слова и предложения стараюсь подбирать в соответствии с темой урока.

ü Самоконтроль для развития умения контролировать себя во время проверкм своей работы.Постоянно требую сравнивать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке побуждаю ученика контролировать свое письмо вопросами репродуктивного характера: посмотрите, какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Сверьте написанное с книгой, с доской. Самостоятельно сверьте каждое написанное это слово – нет ли в нем пропусков или перестановок букв, описок. Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Постепенно у учащихся вырабатывается умение проверять себя, появляется привычка контролировать себя не только после письма, но и до письма, и не только в классе, но и при выполнении заданий дома. Ну, а если не ставить перед учениками такой задачи, то и качество выполняемой работы, как правило, низкое.

Особое внимание надо уделить самоконтролю при обучении условным или традиционным написаниям: сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн  и словам с непроверяемыми гласными. Здесь ничего не надо проверять на слух. Самоконтроль в этих случаях состоит в том, чтобы, опираясь на зрительную память, написать правильно буквосочетания или слова. Здесь используем такие задания: посмотри, как оно написано в книге; закрой книгу и напиши это сочетание (слово) самостоятельно; проверь по книге, правильно ли ты написал. Наиболее эффективные упражнения для развития навыка самоконтроля, это: сравни написанное с напечатанным текстом, выпиши из текста слова с нужными орфограммами; подчеркни орфограмму, проверь списанный текст по учебнику – не пропусти ни одного неверно написанного слова; разбери слово по слогам, звукам и буквам. Навыки самоконтроля развивают предупредительные диктанты, выборочные диктанты и комментированное письмо. Главное при развитии навыка самоконтроля – научить детей осуществлять самоконтроль в процессе письма. Этому способствует комментированное письмо, т.е., объясняя правописание различных орфограмм в процессе письма, ученик вырабатывает привычку самоконтроля. При самостоятельной записи детьми постоянно направляю их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

ü Списывание

Формирование орфографической грамотности учащихся 1 класса невозможно представить без распространённого орфографического упражнения – списывания. В 1 классе систематические упражнения в дословном списывании помогут младшему школьнику освоить множество написаний. Использую специальный алгоритм при обучении детей списыванию (разработан П.С.Жедек). Алгоритм  представляет собой поэтапное выполнение операций. Вначале действия выполняются развёрнуто, а когда ученики научатся выполнять их последовательно и осознанно, действия становятся «внутренними», т.е. сокращаются и выполняются в уме. В самом начале отработка алгоритма происходит под руководством учителя и только в классе.

Детям предлагается памятка, состоящая из следующих шагов:

1.Внимательно прочитай предложение.

2.Повтори его, не заглядывая в текст.

3.Подчеркни в предложении те орфограммы, которые пишутся по правилам.

4.Прочитай предложение по слогам, как будешь диктовать себе во время письма.

5.Повтори предложение ещё раз по слогам так, как будешь его писать.

6.Закрой текст. Пиши предложение, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7.Сверь написанное с текстом: читай, что написал, обозначая слоги;

    Все ученики получают соответствующие карточки-инструкции. Так, внимательное прочтение и повторение предложения без подглядывания в текст помогут исключить механическое копирование текста и будут развивать память ученика. Выделение в предложении орфограмм (подчёркивание их карандашом) и последующее послоговое орфографическое их прочтение и повторение про себя закладывают основы грамотного письма. Здесь присутствует, во-первых, орфографический анализ слов (с обязательной первоначальной постановкой ударения), во-вторых, орфографическое проговаривание, помогающее запоминанию слов.

На этапе, когда ученики пишут, проговаривая про себя по слогам, учителю необходимо проследить, чтобы операция выполнялась не формально, а действительно с опорой на речедвигательную память.

Со временем ученик не будет нуждаться в памятке, действия постепенно «свернуться», и памятку можно будет сократить и использовать в следующем виде:

1.Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2.Порочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

3.Пиши, диктуя себе так, как ты читал последний раз. 

4.Проверь написанное, прочитывая слово за словом, как оно написано.

    Постепенно отпадает необходимость и в этом алгоритме.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.188.254 (0.013 с.)