Познавательная сказка «Жила-была бумага» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная сказка «Жила-была бумага» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет



Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Задачи:

1. Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.

2. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (рвать, мокнет, сгибать, складывать).

3. Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.

Оборудование:Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага (А4), вода, емкость.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая, а познавательная. Вы готовы ее слушать? Тогда сядем по удобнее на нашей волшебной полянке и отправимся в сказочную историю. Дети усаживаются.

Воспитатель: Далеко в бумажной стране жили – были Картоныч (лист картона), Листочек (лист бумаги) и Феточка (бумажная салфетка). И случился у них спор: «Кто нужнее и важнее из них». Долго они думали, и тогда решили выяснить все в путешествии. И вот на их нем пути встретилась гусеница. Она хотела перейти через лужу, но не знала как. Лужа была очень большая, а гусеница маленькая. Друзья предложили свою помощь гусенице.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь гусенице? (Ребята отвечают: нужно сделать кораблик)

Опыт: Ребята пробуют сделать кораблик из трех видов бумаги.

Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и нет формы.

Села гусеница в кораблик и переплыла через лужу. Зазнался Листочек, что он помог гусенице.

Отправились друзья дальше в путь, и повстречалась им лисичка. Хочет она попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь лисичке? (Дети отвечают: сделать кулек).

Опыт: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки. Налить в них воду.

Вывод: Кулек из картона — самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.

Утолила жажду лисичка, сказала спасибо и убежала в лес. Зазнался Картоныч!

Отправились друзья дальше в путь. Видят, сидит на пеньке бабочка и громко плачет, а крылышки у нее испачканы грязью. И от этого она не может взлететь, а дома ее уже заждались.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь бабочке? (протереть крылышки).

Опыт: Предложить ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.

Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность стола.

Помогла Феточка бабочке привести свои крылышки в порядок. Поблагодарила ее бабочка и полетела домой. А Феточка загордилась, она самая важная.

Ходили, ходили друзья по горам, по лесам, но выяснить так и не получилось у них: «Кто из них самый нужный и важный». Шли, они шли, и пришли в детский сад. Пригласила я их к нам в гости. Давайте дети расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.

Дети отвечают на наводящие вопросы (что узнали из опытов).

Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать? Конечно, они все нужны, важны и без них нам, не обойтись.

Молодцы! Сегодня у нас получилось очень познавательное путешествие. Вот какая интересная эта бумага. Так будем бережней относиться ко всему, что нас окружает.

 

 

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с бумагой и её качествами.

*****

Бумага, её качества и свойства (см. приложние)

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойство (мнётся, рвётся, горит).

Оборудование: писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Описание:

Дети рассматривают бумага, взрослый побуждает и к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают её, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнётся); разорвать его на несколько кусочков (рвётся); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал не прочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в ёмкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце деятельности дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

*****

Мир бумаги

Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная), сравнивать их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Оборудование: квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкость с водой, ножницы.

Описание:

Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт (горит, намокает, мнётся, рвётся, режется). Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличатся свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре кусочка бумаги – разорвать пополам – разрезать на две части – опустить в ёмкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

 

*****

Танцующее конфетти

Цель: Раскрыть все возможности бумаги. Определять необычные качества и свойство бумаги. Познакомить со статическом электричеством, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга.

Оборудование:  прозрачная пластиковая коробочка, мелко нарезанная разноцветная бумага. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. упаковку от фруктов из вспененного полистирола, шерстяная ткань.

Описание:

Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем контейнер из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать.

Этот опыт вы можете повторять с малышом несколько раз, соревнуясь, кто соберет себе больше конфетти.

Малыша наверняка заинтересует, почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет. Расскажите ему о статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ, друг о друга (обычно натуральных и синтетических). Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.

*****

Мостик из бумаги (см. приложение)

Цель: Продемонстрировать детям зависимость физических свойств бумаги от ее формы.

Оборудование: два стакана с водой, два листа бумаги, маленькая фигурка животного.

Описание:

Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Поэкспериментируйте с весом, который сможет выдержать сложенная бумага. Расскажите малышу, что подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

*****

Тайное письмо

Цель: выявить процесс появления букв на бумаги, через экспериментирование, выявить интерес к познанию.

Оборудование: сок лимона или лимонная кислота, разведённая в воде

Итак, берем сок лимона или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды. Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, малыш сможет прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок.

Наносить текст желательно палочкой, так как кисточка излишне смачивает бумагу, текст растекается, и прочитать такую записку потом сложно.

Обратите внимание малыша на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют модифицированный крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств (в полиграфии этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.

*****

Опасная бумага (см. приложение)

Цель: развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Оборудование: Пластилин, стеки, доски, лист бумаги.

Описание:

Предложить детям слепить из пластилина ствол дерева с ветками. Прикрепить дерево покрепче к дощечке. Натянуть полоску бумаги и провести краем по стволу дерева. Прийти к заключению, что бумагой можно порезаться, из –за ровного, острого края.

****

Цветы лотоса

Цель: Выявить с детьми, что бумага намокая, становиться тяжелее.

Оборудование: таз с водой, подготовить бумажные цветки лотоса.

Описание:

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 



Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.009 с.)