ТОП 10:

ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ДАННЫЙ МОМЕНТ



3 июля 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

 

Как Вы примиряете друг с другом понятия «спешить» и «играть»?

Как включить своего врага в свое существо?

 

Первый вопрос:

 

Вчера Вы сказали, что человек должен торопиться к цели, потому что, сколько бы времени мы ни имели, это все равно мало. Вы также говорили, однако, что весь про-цесс достижения цели должен быть игрой без всяких усилий. Как Вы примиряете между собой эти два понятия - «спешить» и «играть»? Ведь тот, кто спешит, никогда не испы-тывает радость игры.

 

Прежде всего: не пытайтесь примирить различные техни­ки. Когда я говорю не спешить, полностью забыть время, не быть серьезным, не прикладывать никаких усилий, отказаться от самого себя, быть в состоянии всеприятия, то я имею в виду другую технику. Эта техника при-годна только для части чело­вечества - все не могут заниматься ею, - причем те люди, которые могут выполнять ее, не могут выполнять противопо­ложную технику. Эта техника предназначе-на для женственного ума. Не все женственные люди обязательно являются женщина­ми, и не все мужские типы обязательно принадлежат мужчи­нам, поэтому, когда я говорю о женственном уме, я не имею в виду обязательно женщин.

Женственный ум означает ум, который может отдаться, который может быть восприимчи-вым как матка, который может быть открытым, пассивным. Этот тип ума может иметь половина человечества, но другая половина имеет совершенно противопо­ложный тип ума. Как мужчины и женщины представляют собой две половинки человечества, так и женственный ум и мужской ум представляют собой две половинки человеческого ума.

Женственный ум не может прикладывать усилий. Если он прикладывает усилия, он никог-да не достигнет чего-либо.

Усилия не будут приносить ему никаких результатов; они будут создавать только страда-ние и напряжение. Сама работа жен­ственного ума заключается в том, чтобы ждать и позволять всему случаться.

Он как женщина: даже если она любит, она не возьмет на себя инициативу. А если женщи-на берет на себя инициативу, то вы имеете все причины бояться ее и бежать от нее, потому что подобный тип поведения является мужским - в женском теле находится мужской ум, у вас будут с ним некоторые трудности. Если вы действительно мужчина, то женщина сразу же поте-ряет свою привлекательность. Если вы являетесь женственным - мужчина по телу, но женщина по уму, то только тогда вы позволите женщине взять инициативу и будете при этом счас­тливы. Тогда физически она является женщиной, а вы мужчи­ной; умственно же она является мужчи-ной, а вы женщиной.

Женщина будет ждать. Женщина никогда не скажет: «Я люблю тебя», - пока вы не скажете этого сами и не вверите себя ей. Женская сила заключена в самом ожидании. Мужской ум яв-ляется агрессивным, он должен что-нибудь делать. Он должен двигаться и брать на себя ини-циативу.

То же самое имеет место и на духовном пути. Если у вас агрессивный ум, мужской ум, то вам необходимы будут усилия. Тогда вы должны спешить; тогда не теряйте времени и возмож­ностей. Тогда создавайте побудительные мотивы и кризисы, чтобы вы могли вложить в усилие все свое существо. Когда ваши усилия станут тотальными, вы достигнете. Если ваш ум явля­ется женственным, то не должно быть никакой спешки. Тогда нет никакого времени.

Замечали ли вы когда-нибудь, что женщины не имеют никакого чувства времени - они и не могут его иметь. Поэтому мужчина стоит на улице и трубит в рог: «Спускайся», а жена говорит ему из дома: «Я говорила тебе уже тысячу раз, что я выхожу через одну минуту. Непрерывно в течение двух часов я говорю тебе, что выхожу через одну минуту. Так что не сходи с ума. По-чему ты трубишь в рог?»

Женский ум не может иметь чувства времени. Но мужской ум, агрессивный ум, сознает время, беспокоится о времени. Эти два типа ума совершенно различны.

Женский ум не спешит - ему некуда спешить, ему ничего не нужно достигать. Вот почему женщины не могут стать великими лидерами, великими учеными, великими воинами. Если и встречается какая-либо анормальная женщина, то у нее мужской ум. Например, Жанна Д'арк или Лаксми Бэй: они являются женщинами только по телу, но ум их совсем не женственный, он мужской.

Для женственного ума не существует никакой цели, а наш ум ориентирован на мужчин. По-этому женщины не могут быть великими в мире, ориентированном на мужчин, потому что вели-чие связано с достижением какой-либо цели. Должна быть достигнута какая-то цель, и тогда вы становитесь великим, но женственный ум не стремится к какой-либо цели. Она счастлива здесь и сейчас. Она несчастлива здесь и сейчас. Ей некуда двигаться.

Женственный ум существует в данный момент. Вот почему женская любознательность ни-когда не устремлена слишком далеко; она всегда направлена на нечто соседнее, окружающее. Она не интересуется тем, что происходит во Вьетнаме, она интересуется тем, что происходит в соседнем доме - близко, рядом. Мужчина кажется ей абсурдным: «Почему тебя так волнует, что делает Никсон или Мао?» Женщина интересуется любовными страстями, имеющими место по соседству. Она любознательна по отношению к близкому; далекое для нее не имеет значе-ния. Время не существует.

Время существует только для тех, кому нужно достигать каких-то целей. Запомните, время может существовать только тогда, когда есть что достигать. Если вы ни к чему не стремитесь, то какое значение имеет время? Тогда нет никакой спешки.

Посмотрим на эту ситуацию под другим углом. Восток является женственным, а Запад - мужским. Восток никогда не уделял слишком много внимания времени; Запад сходит с ума по времени. Восток всегда был очень неторопливым, он двигался так медленно, как будто и не двигался вовсе; никаких измене­ний, никаких революций - такая тихая эволюция, что ее нигде и не слышно. Запад является просто безумным: ему каждый день нужна революция, все должно изменяться. Если не изме­няется все, то нам кажется, что мы и не движемся никуда, что мы за-стыли на месте. Если все изменяется и все переворачива­ется, то на Западе могут почувство-вать, что что-то происходит. А на Востоке считают, что если что-то изменяется, то это болезнь. Что-то происходит не так; вот почему что-то меняется. Если все в порядке, то нет необходи-мости в каких-либо револю­циях, в каких-либо изменениях.

Восточный ум является женственным. Вот почему на Востоке мы восхваляем все женские качества: сострадание, любовь, взаимопонимание, ненасилие, всеприятие, согласие -все жен-ские качества. На Западе восхваляются все мужские качества: желание, воля, эго, чувство соб-ственного достоинства, независимость, непокорность - все эти качества там очень ценятся. На Востоке - подчинение, самоотречение, приятие. На Востоке основной позицией является жен-ская, на Западе - мужская.

Эти техники не следует согласовывать друг с другом, они никоим образом не должны объединяться. Техника самоотрече­ния предназначена для женского ума. Техника, связанная с усилиями, волей, стремлением, предназначена для мужского ума. И они должны быть поляр-ными противоположностями, поэтому, если вы объедините эти две техники, то вы создадите мешанину - бессмысленную, абсурдную и даже опасную. Она ни для кого не будет полезной.

Так что помните это. Эти техники много раз будут выгля­деть противоречивыми, потому что они предназначаются для различных типов ума, и не должно быть никаких усилий по их объе-динению. Так что если вы чувствуете, что что-то является противоречивым, не беспокойтесь об этом - так оно и есть. Только очень маленькие умы боятся противоречий - очень маленькие умы, детские умы. Они становятся беспокойными, они испытывают дискомфорт. Они считают, что все должно быть противоречивым, все должно быть согласованным. Это чепуха, потому что жизнь не является согласованной.

Жизнь сама по себе противоречива, так что истина не может быть непротиворечивой; только ложь может быть непротиворе­чивой, только ложь может быть согласованной. Истина должна быть несогласованной, потому что она должна покрывать все, что есть в жизни. Она должна быть тотальной. А жизнь является противоречивой. В ней есть мужчина, в ней есть женщина: что я могу сделать, что может сделать Шива? А мужчина является полной полярной противоположностью женщины - вот почему они притягиваются друг к другу; в противном слу-чае не было бы никакого притяжения. Противоположные типы существ, раз­личные типы су-ществ, притягиваются друг к другу. Полярные противоположности создают магнетическую силу. Вот почему, когда встречаются мужчина и женщина, случается счастье - когда встреча-ются две полярные противоположности, они отри­цают друг друга. Они отрицают друг друга, потому что они противоположны. Они отрицают друг друга, и на один момент, когда мужчина и женщина действительно встречаются - не только телесно, но и полностью, когда их существа встречаются в любви - на этот один момент оба они исчезают. Тогда нет ни мужчины, ни жен-щины; есть только чистое существование - это блаженство его.

То же самое может случиться и в вас, потому что глубокий анализ показывает, что внутри вас тоже имеются полярности. В настоящее время глубокий психоанализ обнаружил, что соз-на­тельный ум и бессознательный ум являются двумя полярными противоположностями в вас. Если вы мужчина, то ваш созна­тельный ум является мужским, а ваш бессознательный ум явля-ется женским. Если вы женщина, то ваш сознательный ум является женским, а бессознатель-ный - мужским. Бессозна­тельное является противоположным сознательному. В глубокой меди-тации имеет место глубокий оргазм, половое сношение, любовь между вашим сознательным и бессознательным - они становятся единым целым. Когда они становятся единым це­лым, вы достигаете максимально возможного блаженства.

Мужчина и женщина могут встретиться двумя способами. Вы можете встретить женщину снаружи; тогда эта встреча может быть только моментальной, кратковременной. В течение од-ной секунды вы на вершине, а затем все начинает спадать. Есть и другая встреча мужчины и женщины, которая случается внутри вас: встречаются ваши сознательный и бессознательный умы. Когда это случается, эта встреча может длиться вечно. Сексуальное удовольствие тоже дает некоторое представление о духовном - очень кратковременное, - но когда случается ре-альная встреча внутри, тогда это становится самадхи, тогда это становится духовным явлени-ем.

Но вы должны начать со своего сознательного ума, поэтому, если ваш сознательный ум является женственным, то полезным окажется самоотречение. И помните, быть женщиной не обяза­тельно означает иметь женственный ум. Это создает трудности. В противном случае все было бы очень легко: тогда женщины следовали бы по пути самоотречения, а мужчины следо-вали бы по пути силы воли. Но это не так легко. Есть женщины, которые имеют мужской ум - сам их подход к жизни является агрессив­ным, - и их количество возрастает с каждым днем.

Движение за освобождение женщин будет порождать все больше и больше женщин муж-ского типа. Они будут становить­ся все более и более агрессивными, и путь самоотречения тог-да будет не для них. И поскольку женщины начинают конкуриро­вать с мужчинами, мужчины от-ходят от агрессии; они становят­ся все более женственными. В будущем путь самоотречения будет все более и более полезным для мужчин.

Так что вы должны все сами решить относительно себя. И не давайте оценку каким-либо своим качествам; не думайте, что если вы мужчина, то не можете иметь женственный ум. Вы можете его иметь, в этом нет ничего неправильного; это прекрас­но. И не думайте, что если вы женщина, то как вы можете иметь мужской ум? Здесь все в порядке, это тоже прекрасно. Отно-си­тесь правильно к своему собственному уму. Поймите, какого он типа, а затем следуйте пути, который предназначен для вас, и не пытайтесь объединять различные техники.

Не спрашивайте меня, как я собираюсь примирить эти две техники. Я не собираюсь делать этого. Я никогда не был за примирение, я никогда не высказывался за непротиворечивое со-стояние. Подобные высказывания являются глупыми, детски­ми. Жизнь является противоре-чивой, и именно поэтому она является живой. Только смерть согласована и непротиворечива.

Жизнь сохраняется благодаря противоположностям, бла­годаря встрече противоположных полюсов, и это противостоя­ние полюсов является источником энергии. Оно выделяет энер­гию, жизнь движется благодаря этому. Это то, о чем говорил Гегель: диалектическое движение – те-зис, антитезис, а затем синтез, который снова становится тезисом, порождающим свой антите-зис, и так до бесконечности. Жизнь не является однооб­разной. Она не является логичной. Она диалектична.

Вы должны понять разницу между логикой и диалектикой. Проблема заключается в том, что вы считаете жизнь логичной, поэтому вы и спрашиваете, как примирить непримиримое - ведь логика всегда примиряет, она не может допустить никаких противоречий. Логика не мо-жет допустить никаких противоре­чий. Логика должна как-то объяснить, что это не является противоречивым, а если что-то противоречит друг другу, то и то и другое не может быть истин-ным; тогда одно из них должно быть ложным. И то и другое может быть ложным, но оба быть истинными не могут. Логика пытается во всем найти непроти­воречивость.

Наука является логичной. Вот почему наука не всегда бывает истинной по отношению к жизни, она не может быть всегда истинной. Жизнь противоречива, нелогична. Она разви­вается благодаря противоположностям. Она не боится противо­речий, она их использует. Противоре-чия только кажутся проти­воречиями; глубоко внутри они работают совместно. Это не логично, но диалектично. Жизнь есть диалог между двумя противоположностями - непрерывный диалог.

Задумайтесь на мгновенье: если бы не было никаких противоречий, жизнь была бы мерт-вой, потому что откуда бы исходил вызов? От чего бы исходила привлекательность? Из чего бы высвобождалась энергия? Жизнь была бы монотонной, мертвой. Она возможна только бла-годаря диалектике, благодаря противоречиям. Мужчина и женщина являются основным про­ти-воречием, и взаимный вызов их друг другу порождает явление любви. И вся жизнь вращается вокруг любви. Если ваш люби­мый и вы станете настолько едины, что между вами не будет со-вершенно никакого зазора, то вы оба будете мертвы. Тогда вы не сможете существовать. Вы оба устранитесь из этого диалекти­ческого процесса.

Вы можете существовать в этой жизни только в том случае, если единство не является тотальным, и вы должны расходиться, чтобы снова стать ближе друг к другу. Вот почему любя-щие сражаются друге другом. Эти сражения порождают диалектику.

Они далеко отходят друг от друга, они становятся врагами. Это означает, что теперь они действительно должны стать полярны­ми противоположностями; они максимально удаляются друг от друга. Мужчина начинает думать, как бы убить эту женщину, а женщина начинает ду-мать, как бы избавиться от этого мужчины. Они расходятся по самым далеким углам. А затем ночью они снова занимаются любовью.

Когда они далеко друг от друга, очень далеко, снова возникает притяжение друг к другу. Они снова смотрят друг на друга с такого большого расстояния, что чувствуют влечение. Затем они снова становятся не любовниками, а просто мужчиной и женщиной. Тогда они мужчина и женщина, незнакомцы. Они снова полюбят друг друга. Они сблизятся. Наступит момент, когда они на одно мгновенье снова станут единым целым, и это будет их счастьем, их радостью.

Но в тот момент, когда они становятся единым целым, снова начинается процесс расхож-дения. Если бы муж и жена были бы свидетелями, то они бы увидели, что в минуту единения снова запускается процесс разделения. Когда наступает пико­вый момент, запускается процесс, делающий их различными, раздельными, противоположными. Это движение продолжается все время - вы снова и снова сходитесь и расходитесь.

Вот что я имею в виду: жизнь черпает энергию из противо­положностей. Без полярных про-тивоположностей жизнь не может существовать. Если два любящих человека действительно становятся единым целым, то они исчезают из жизни. Они действительно освобождаются. Они не будут иметь больше повторного рождения; для них не будет никакой жизни в будущем. Если два любящих могут стать тотально едиными, то их любовь становится глубочайшей медитаци-ей. Они достигают того, чего достиг Будда под деревом Бодхи. Они достигли того, чего достиг Иисус на кресте. Они достигли недвойственности. Теперь они не могут существовать.

То существование, которое мы знаем, является двойствен­ным, диалектичным, и эти тех-ники предназначены именно для вас, живущих в двойственности. Поэтому в них будет много противоречий, потому что они не являются философией; эти техники предназначены для того, чтобы их делать и чтобы прожить их. Они не подчиняются математическим формулам; они яв-ляются реальным жизненным процессом. Они диалектич­ны, они противоречивы. Так что не просите меня примирить их. Они не одинаковые, они противоположные.

Постарайтесь выяснить, к какому типу вы относитесь. Можете ли вы расслабляться? Мо-жете ли вы все принимать? Можете ли вы быть пассивным, ничего не делать? Тогда все техни-ки, которые требуют наличия силы воли, будут не для вас. Если вы не можете расслабиться, если после того, как я скажу вам расслабиться, вы немедленно спросите меня, как расслабить-ся, то это «как» показывает тип вашего ума. Это «как» показывает, что вы не можете рассла-биться, не прикладывая каких-либо усилий. Даже для расслабления вам нужны усилия, поэто-му вы и спрашиваете: «Как?» Расслабление есть расслаб­ление; здесь нет никаких «как». Если вы можете расслабиться, вы знаете, как это сделать, вы просто расслабляетесь. Здесь не тре-буется никаких усилий, здесь нет никакого метода.

Это так же, как ваше засыпание вечером, - вы никогда не спрашиваете, как заснуть. Но есть люди, которые страдают от бессонницы. Если вы скажете им: «Я просто кладу голову на подушку, и все в порядке, я засыпаю», то они не могут поверить вам. И их недоверчивость не-безосновательна. Они не могут поверить вам; вы обманываете - потому что они тоже кладут голову на подушку. Они держат свои головы на подушке всю ночь, и ничего не получается.

Они готовы спросить «как» - как класть голову на подуш­ку? Должен быть какой-то секрет, который вы не говорите им. Вы обманываете; весь мир обманывает их. Все говорят: «Мы прос-то засыпаем. Здесь нет никакого "как". Здесь нет никакой технологии». Они не могут поверить вам, и вы не можете винить их в этом. Вы говорите: «Мы просто кладем голову на подушку, за-крываем глаза, выключаем свет и засыпаем».

Они тоже выполняют ту же самую процедуру, тот же самый ритуал, причем они выполняют все это более правильно, чем вы когда-либо выполняли, но ничего не получается. Раз вы поте-ря­ли способность расслабляться, то необходима техника. Тогда им нужна техника; тогда без техники они не смогут заснуть.

Итак, если вы имеете ум, который может расслабиться, то самоотречение для вас. И не создавайте никаких проблем - тогда просто отказывайтесь от самого себя, сдавайтесь. Это может сделать, как минимум, половина из вас. Вы можете и не осознавать этого, но пятьдесят процентов имеют эту возмож­ность, потому что женские и мужские умы встречаются именно в этой пропорции. Их всегда пятьдесят на пятьдесят, почти точно пятьдесят на пятьдесят, в каж-дой стране, потому что мужчина не может существовать без противостоящей ему жен­щины. В этом сказывается глубокая уравновешенность приро­ды.

Знаете ли вы, что на сто девочек рождается сто пятнадцать мальчиков, потому что маль-чики слабее девочек и к моменту половой зрелости пятнадцать мальчиков умирают. Сто пят-над­цать мальчиков рождаются на каждые сто девочек. Девочки сильнее: у них большая жизне-стойкость, большая сопротивля­емость. Мальчики слабы, у них не такая высокая сопротивляе­мость, поэтому на сто девочек рождается сто пятнадцать маль­чиков. Потом пятнадцать маль-чиков умирают. К моменту, когда они будут сексуально зрелыми, к четырнадцати годам, их чис-ло становится одинаковым. Для каждого мужчины существует женщина, для каждой женщины существует мужчина. Они не могут существовать друг без друга; требуются полярные проти­воположности.

Аналогичная ситуация имеет место и в отношении внутрен­него ума. Существование, при-рода, нуждается в равновесии, так что половина из вас имеет женственный ум и легко может отказаться от себя, сдаться. Но вы умеете создавать для себя проблемы. Вы можете чувство-вать, что вы можете сдаться, но вы думаете: «Как я могу отказаться от самого себя?» Вы чув-ствуете, что ваше эго может быть задето. Вы начинаете бояться самоот­речения, потому что вас учили: «Будьте независимым. Оставай­тесь независимым, не теряйте самого себя. Не пе-редавайте управление собою кому-нибудь другому. Всегда управляйте собой».

Этому вас научили, вас научили трудностям. Поэтому вы можете чувствовать, что вы мо-жете отречься от себя, но тогда возникают другие проблемы, которые навязаны вам общест-вом, культурой и образованием. Если вы действительно чувствуете, что самоотречение не для вас, то забудьте об этом. Не нужно беспокоиться об этом. Тогда вложите всю свою энергию в усилия. Таким образом, здесь есть две крайности. Если у вас действительно женственный ум, то вам не нужно никуда идти, у вас нет никакой цели, никакого Бога не нужно достигать, ника-ких небес в будущем - ничего. Не спешите, оставайтесь в настоящем моменте, и все, что мо-жет быть достигнуто мужским умом благодаря спешке и усилиям, вы сможете достигнуть здесь и сейчас без каких-либо усилий. Если вы можете расслабиться, то прямо сейчас вы у цели.

Мужской ум должен будет бегать и бегать вокруг до тех пор, пока полностью не исчерпает свои силы и не упадет; только тогда он сможет расслабиться. Для того чтобы мужской ум ис-черпал свои силы, требуются усилия, агрессия, стремление. После полного истощения он мо-жет расслабиться и сдаться. Это самоотречение, сдача, капитуляция придет только в конце; для женского ума оно всегда наступает в начале. Вы достигаете одного и того же, но способы достижения различны.

Поэтому, когда я вчера говорил: «Не тратьте напрасно время », я обращался к мужскому уму. Если я говорил о том, что нужно торопиться, что нужно создать такое критическое пол­оже-ние, чтобы была сконцентрирована вся ваша энергия, что в результате концентрации усилий ваша жизнь превратится в пламя, то это предназначено для мужского ума. Для женского ума достаточно расслабиться, и вы уже пламя.

Именно поэтому вы имеете Махавиру, вы имеете Будду, вы имеете Иисуса, Кришну, Раму, Заратустру, Моисея, но у вас нет подобного списка женщин. Не потому, что женщины не дости­гают такого состояния ума, - они достигают, но способы достижения у них другие. А вся наша история написана мужчинами, которые могут понимать только мужской ум. Мужчина не может понять женственный ум, в этом вся пробле­ма. Это действительно очень трудно.

Мужчина не может понять, что женщина, будучи обыкно­венной домохозяйкой, может дос-тигнуть чего-то, чего достигает будда с такими трудностями. Мужчина не может постигнуть это-го, он не может понять, что женщина может достигнуть, просто будучи домохозяйкой: живя от момента к моменту, наслаждаясь каждым моментом, будучи просто близко, здесь и сейчас, не беспокоясь ни о чем другом - без всякой цели, без всякой духовности; просто любя детей, любя мужа, просто будучи обыкновенной женщиной, но блаженной. Не нужны такие тяжкие усилия, какие прилагал Махавира - двенадцать лет тяжелейших усилий. Но мужчина оценит именно Махавиру, потому что он может оценить усилия.

Если вы достигаете цели без усилий, то для мужчины это ничего не стоит. Он не может оценить этого. Он может оценить кого-то, например, Тенсинга и Хиллари, достигших вершины Эвереста, - но не потому, что Эверест стоит этого, а потому, что это требует многих усилий и очень опасно. И если вы скажете, что вы уже на вершине Эвереста, то он будет смеяться, по-тому что сам Эверест не имеет значения - имеют значения затрачен­ные усилия. В тот момент, когда Эверест становится легко досягаемым, для мужского ума он теряет всю притягатель-ность. Тогда на Эвересте нечего достигать. Когда Хиллари и Тенсинг достигли вершины, там не было ничего, что нужно было бы достигать, но для мужского ума это было предметом гор-дости.

Когда Хиллари добрался туда, я работал в университете; все профессора были в глубоком возбуждении. Я спросил одну женщину-профессора: «Что вы скажете о Хиллари и Тенсинге, которые достигли вершины Эвереста?»

Она ответила: «Я не понимаю, почему вокруг этого столько шума. В чем смысл этого? Что они приобрели, забравшись туда? Лучше было бы зайти на рынок, в магазин».

Для женского ума это бесполезно. Полет на Луну - зачем такая опасность? В этом нет не-обходимости. Но для мужского ума целью является совсем не то. Имеют значения усилия, по-тому что они доказывают, что он мужчина. Само усилие, сама агрессивность, сама возмож-ность смерти приносят ему нервное возбуждение.

Опасность является очень привлекательной для мужского ума. Для женского ума она не имеет никакой привлекательнос­ти. Вследствие этого история человечества написана только наполовину. Другая половина осталась ненаписанной. Мы не знаем, сколько женщин стали буддами; это невозможно узнать, потому что наши оценки, наши критерии неприменимы к жен-скому уму.

Так что разберитесь сначала со своим собственным умом.

Сначала порассуждайте над своим собственным умом - какой тип ума вы имеете, - а потом забудьте все те методы, которые не от-носятся к вам. И не старайтесь примирить их.

 

 Второй вопрос:

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.88 (0.017 с.)