ТОП 10:

Я существую. Это мое. Это есть это. О любимая, даже в этом познай беспредельность.



 

Человек как двуликий Янус - он и животное, и божествен­ное одновременно. Животное при-надлежит его прошлому, бо­жественное принадлежит его будущему, и это порождает ряд труд-ностей. Прошлое прошло, его больше нет; только тень его влачит жалкое существование. А будущее еще в будущем, оно еще не наступило; это просто мечта, просто потенциальная воз-можность. И между этими двумя ликами существует человек - тень прошлого и мечта о буду-щем. Он ни то ни другое, он и то и другое.

Он и то и другое, ибо прошлое принадлежит ему - он был животным. Он и то и другое, ибо будущее принадлежит ему - он может быть божественным. И он ни то и ни другое, потому что прошлого больше нет, а будущему еще только предстоит быть. Человек существует как напря-женность между тем и дру­гим: тем, что было, и тем, что может быть. Это является причиной конфликта, причиной постоянной борьбы за саморе­ализацию, за то, чтобы быть чем-то. В не-котором смысле человека нет. Человек есть просто шаг от животного к божес­твенному - и этот шаг нигде. Он был где-то и будет где-то, но непосредственно сейчас он нигде, он просто подве-шен в воздухе. Поэтому, что бы человек ни делал, - я подчеркиваю: что бы человек ни делал, - он никогда не бывает удовлетворенным этим, ибо в нем встречаются два противоположных существова­ния. Если удовлетворено животное, то не удовлетворено божес­твенное. Если удо-влетворено божественное, то не удовлетворено животное. Какая-то часть всегда недовольна.

Если вы идете навстречу животному в себе, то вы некото­рым образом удовлетворяете од-ну часть своего существа, но немедленно в этом удовлетворении возникает неудовлетворение, потому что противоположная часть, ваше будущее, против этого. Удовлетворение животного является неудовлетворением ваших возможностей в будущем. Если вы удовлетворяете свои божественные возможности, то бунтует ваше животное; оно чувствует себя обиженным. Вы не можете удовлетворить и то и другое; удовлетворяя одно, вы оставляете неудовлетворенным другое.

Я вспоминаю один анекдот. Один любитель спортивных автомобилей достиг врат рая, и святой Петр приветствовал его. Он прибыл со своим «ягуаром» и первое, что он спросил у свя-того Петра, было: «Имеются ли на небесах прекрасные автомагистра­ли?»

Святой Петр ответил: «Да, на небесах самые прекрасные автомагистрали, но имеется од-на трудность - на небесах не разрешается ездить на автомобилях».

Страстный любитель скоростей сказал: «Тогда это не для меня. Тогда, пожалуйста, орга-низуйте так, чтобы меня отправи­ли в другое место. Я лучше бы отправился в ад. Я не могу ос-тавить свой "ягуар"».

Так все и сделали. Он попал в ад, подъехал к воротам, а там его встретил Сатана и ска-зал, что он очень рад его видеть. Он сказал: «Ты похож на меня; я тоже очень люблю "ягуа-ры"».

Фанатик быстрой езды сказал:«Прекрасно, тогда дайте мне карту ваших автомагистралей».

Сатана стал грустным. Он сказал: «Сэр, у нас здесь нет никаких автомагистралей - это ведь ад».

Так же обстоят дела и с человеком. Человек двулик, это двойное существо, существо, раз-деленное на две части. Если вы удовлетворяете одну часть, то что-то остается разочарован-ным в другой вашей части. Если вы делаете что-то противоположное, то разочарованной явля-ется другая часть. Чего-то всегда недо­стает. И вы не можете удовлетворить обе части, потому что они диаметрально противоположны.

Все пытаются сделать невозможное - прийти к какому-то компромиссу, на базе которого могли бы встретиться небеса и преисподняя; чтобы где-то могли встретиться и прийти к ком­промиссу тело и душа, низменное и возвышенное, прошлое и будущее. Мы делали это в тече-ние многих жизней. Этого не случилось, этого и не могло случиться. Все эти усилия абсурдны, это невозможно.

Эти техники не предназначены для создания компромисса внутри вас. Эти техники пред-назначены для того, чтобы привес­ти вас к трансценденции. Эти техники не предназначены для того, чтобы удовлетворить божественное вопреки животному. Это невозможно. Это будет соз-давать внутри вас еще большее смятение, еще большее насилие, еще большую борьбу. Эти техники не предназначены для того, чтобы удовлетворить ваше животное вопреки божествен-ному. Эти техники предназначены для преодоления двойственности. Они ни за животное, ни за божественное.

Запомните, в этом основная разница между тантрой и другими религиями. Тантра не явля-ется религией, потому что религия, как правило, выступает за божественное против живот­ного - так что каждая религия является частью этого конфлик­та. Тантра не является техникой борь-бы, это техника трансцен­денции. Она не предназначена для борьбы с животным, для борьбы за божественное. Она против всей двойственности. Она, в действительности, ни за ни против - она просто создает внутри вас третью силу, третий центр существования, в котором вы ни жи-вотное, ни божественное. Для тантры эта третья точка является адвайтой, эта третья точка является недвойствен­ностью.

Тантра утверждает, что вы не можете прийти к единому путем борьбы с двойственностью. Вы не можете прийти к состоянию недвой-ственности, выбирая что-либо одно. Выбор не ведет вас к единственности; это может сделать только свидетельствование без какого-либо выбора.

Это является фундаментальным принципом тантры, и вследствие этого тантру никогда правильно не понимали. Она страдала от этого недопонимания в течение многих столетий, потому что если тантра говорила, что она не против животного, то вы тут же начинали думать, что она за животное. А если тантра говорила, что она не за божественное, то вы начинали думать, что она против божественного.

Тантра, на самом деле, учит свидетельствованию без како­го-либо выбора. Не будьте с божественным, не будьте с живот­ным, не создавайте никакого конфликта. Просто уйдите на-зад, уйдите в сторону, создайте зазор между вами и этой двойственностью и станьте третьей силой, станьте свидетельствующим, тем, кто сможет смотреть со стороны и на животное, и на божественное.

Я говорил вам, что животное в прошлом, а божественное в будущем и что прошлое и бу-дущее противоположны друг другу. Тантра находится в настоящем. Она не является ни прош-лым, ни будущим. Она в настоящем моменте, она ни принадлежит прошлому, ни страстно же-лает будущего. Не стремитесь к будущему и не будьте обусловлены прошлым. Не позволяйте прошлому стать пережитком и не создавайте никаких проекций в будущее. Оставайтесь истин-ным в настоящий момент, здесь и сейчас, и вы трансцендируете. Тогда вы не будете ни живот-ным, ни божественным.

С точки зрения тантры быть таким - значит быть Богом. Быть таким, быть в настоящем мо-менте, где не имеет значения прошлое и не создается будущее - значит быть свободным, быть самой свободой.

В этом смысле эти техники не являются религиозными, потому что религия всегда против животного. Религия порож­дает конфликт. Поэтому, если вы действительно религиозны, то вы станете шизофреником, вы станете расщепленным. Все цивилизации, основанные на религии, являются расщепленны­ми цивилизациями. Они порождают неврозы, потому что они создают внутренние конфликты. Они разделяют вас на две части, и одна часть вашего существа стано-вится врагом. Тогда вся ваша энергия рассеивается в борьбе с самим собой.

Тантра не является религиозной в этом смысле, потому что тантра не создает никаких кон-фликтов, она не верит ни в какое насилие. Тантра учит не сражаться с самим собой. Нужно быть просто осознающим. Не быть агрессивным и насильственным по отношению к самому себе. Быть просто свидетелем, наблюдате­лем. В момент свидетельствования вы ни то ни дру-гое; оба ваши лика исчезают. В этот момент свидетельствования вы не явля­етесь человечес-ким существом. Вы просто есть. Вы существуете без какого-либо ярлыка, вы существуете без имени. Вы сущес­твуете вне всяких категорий. Вы есть, не будучи никем конкрет­но - вы просто чистое существование. Эти техники предназна­чены для того, чтобы стать этим чистым сущест-вованием.Теперь я перейду к обсуждению техник.

 

Вообрази невообразимое

Первая техника: Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами представ-ления, за пределами восприятия, за пред­елами небытия - это ты.

 

Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами пред­ставления - то, что невозмож-но увидеть, то, что невозможно себе представить. Но можете ли вы вообразить нечто, что не-возможно увидеть? В воображении мы всегда имеем то, что можно увидеть. Как вы можете во-образить что-то, как вы можете предположить что-то, что невозможно себе представить?

Вы можете вообразить то, что можете постигнуть. Вы не можете даже во сне увидеть то, что невозможно увидеть и представить себе. Вот почему даже ваши сновидения являются те-нью реальности. Даже ваше воображение не является чистым воображением, потому что все, что вы можете вообразить себе, вы уже в какой-то степени знаете. Вы можете создавать новые комбинации, но все элементы этих комбинаций известны и постижимы.

Вы можете представить себе золотую гору, летящую в небе подобно облаку. Вы не видели ничего подобного ранее, но вы видели облако, вы видели гору, вы видели золото. Эти три эле-мента можно объединить. Воображение не является ориги­нальным; это всегда комбинация че-го-то, что вы уже знаете.

В этой технике говорится: Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами пред-ставления...

Это невозможно, но именно поэтому это стоит делать, ибо в самом усилии что-то случится с вами. Это не значит, что вы сможете себе представить - если вы пытаетесь представить себе то, что представить невозможно, то всякое представление будет утеряно. Если вы пытаетесь увидеть что-то, чего никогда не видели, то в самом этом усилии все, что вы когда-либо видели, исчезнет.

Если вы настойчивы в своих усилиях, то многие образы придут к вам - вы должны будете отбросить их, потому что вы знаете, что это то, что вы уже видели; это можно себе предста­вить. Вы, возможно, и не видели это именно в таком виде, но если вы можете вообразить это, то это можно себе представить. Отбросьте это. Все время отбрасывайте. Эта техника учит на-стойчиво продолжать искать то, что не может быть представ­лено.

Что в конце концов случится? Если вы будете все отвергать, это потребует изнурительных усилий, потому что многие образы лопнут как пузыри. Ваш ум будет поставлять много образов, много сновидений; придут многие понятия, многие символы. Ваш ум будет создавать новые комбинации, но вы должны все время отвергать это, пока не случится нечто, что невозможно себе представить. Что это?

Если вы все отвергаете, то ничто не случится с вами в виде объекта; останется только эк-ран ума без каких-либо образов на нем, без каких-либо символов на нем, без каких-либо сно-виде­ний на нем, без каких-либо изображений на нем. В этот момент случается метаморфоза. Когда есть только экран без каких-либо образов, вы начинаете осознавать самого себя. Вы на-чинаете осознавать представляющего. Когда нечего представлять, все внимание смещается. Все сознание отражается обратно. Когда вам нечего видеть, вы в первый раз начинаете осоз-навать самого себя. Вы начинаете видеть самого себя.

Эта сутра гласит: Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами представления, за пределами восприятия, за пред­елами небытия - это ты.

Тогда вы случитесь самому себе. В первый раз вы начнете осознавать того, кто был пред-ставляющим, кто был восприни­мающим, кто был знающим. Но этот субъект всегда скрыт за объектами. Вы что-то знаете, но вы никогда не знаете знающего. Знающий затерялся в знани-ях.

Я вижу вас, потом я вижу кого-то другого, и этот процесс повторяется. От рождения до смерти я вижу это, я вижу то, я вижу третье, я все время что-то вижу. А видящий, тот, кто видит всю эту последовательность объектов, забыт; он потерялся в толпе. Толпа состоит из объек-тов, а субъект потерян.

Эта сутра говорит, что если вы пытаетесь созерцать нечто за пределами понимания, за пределами восприятия — то, что вы не в состоянии воспринять умом - за пределами небытия ... немедленно ум скажет, что раз это нечто, что не может быть увидено, не может быть вос-принято, то этого не существует. Ум немедленно отреагирует таким образом - то, что невидимо и непостижимо, существовать не может. Ум скажет, что этого не существует. Не становитесь жертвой своего ума.

Эта сутра говорит: ...нечто за пределами представления, за пределами восприятия, за пределами небытия. Ум будет утвер­ждать, что это ничто, что это не может существовать, что это небытие. Сутра учит не верить этому. Это нечто, что является бытием за пределами небы-тия, что существует и не может быть представлено, не может быть воспринято: это вы.

Вы не можете представить себя, не так ли? Можете ли вы вообразить какую-нибудь ситу-ацию, в которой вы бы встрети­лись с самим собой, в которой бы вы могли знать самого себя? Вы можете все время использовать слово «самопознание», но оно является абсолютно аб-сурдным, потому что вы не можете знать самого себя. Вы сами всегда являетесь знающим. Знающий не может быть сведен к знанию, он не может быть сведен к объекту.

Если, например, вы думаете, что вы можете познать самого себя, то тот, кого вы познали, не будет вами самими, вами будет тот, кто познает. Вы всегда будете оставаться познающим; вы не сможете стать познаваемым. Вы не можете поставить самого себя перед собой; вы все-гда будете отступать немного назад. Все, что бы вы ни знали, не может быть вами, - это озна-чает, что вы не можете познать это. Вы не можете познать это таким же способом, каким вы познаете все другое.

Я не могу видеть самого себя так же, как я вижу вас. Кто будет видеть? Ведь каждое отно-шение знания, видения, пред­ставления означает, что имеются, как минимум, две сущности: познаваемое и познающий. В этом смысле самопознание невоз­можно, потому что при этом имеется только одна сущность. Тогда познающий и познаваемое являются одной сущностью; наблюдающий и наблюдаемое являются одной сущностью. Вы не можете превратить себя в объект.

Поэтому слово «самопознание» является неправильным, но оно имеет дополнительное значение, оно говорит о чем-то, что является истиной. Вы можете познать себя в совершенно другом смысле, вы можете познать себя не так, как вы познаете все остальное. Когда нет ни-чего, что можно было бы познавать, когда все объекты исчезли, когда всего, что должно было восприниматься и представляться, больше нет, когда вы отвер­гли все, внезапно вы начинаете осознавать самого себя. И это осознание не является двойственным: здесь нет ни объекта, ни субъекта. Есть просто субъективность.

Эта осознанность является другим типом познания. Эта осознанность дает вам другое из-мерение существования. Вы не разделены на две части. Вы осознаете самого себя. Вы не мо-жете представить себе это, вы не можете воспринять это, и все же это является экзистенци-альным - в максимальной степени экзис­тенциальным.

Попробуйте думать об этом таким образом. Мы имеем энергию; эта энергия все время движется к объектам. Энергия не может быть статичной. Помните об этом как об одном из пре-дельных законов: энергия не может быть статичной, она динамична. Другого и не может быть. Динамизм является самой ее природой - энергия движется. Когда я вижу вас, моя энергия дви-жется по направлению к вам. Когда я воспринимаю вас, образуется круг. Моя энергия движется к вам, а затем возвра­щается назад - образуется круг.

Если моя энергия движется к вам и не возвращается обратно, то я не смогу познавать вас. Нужен круг: энергия должна уходить, а затем снова возвращаться ко мне. При своем возвраще-нии она приносит мне вас. Я познаю вас. Познание означает, что энергия сделала круг. Она движется от субъекта к объекту, а затем она снова должна двигаться и возвратиться к перво-источнику. Если я все время буду жить таким образом - образовывать круги с другими, - то я никогда не познаю самого себя, потому что моя энергия наполнена энергиями других. Она при-носит их образы, она доставляет ко мне их образы. Именно так накапливаются знания.

Согласно этой технике объекты должны исчезнуть. Поз­вольте своей энергии двигаться в вакуум, в пустоту. Она движется от вас, но нет никакого объекта, который нужно было бы вос-принять, который нужно было бы представить. Она движется и возвращается к вам через пус-тоту; там нет никаких объектов. Она не приносит вам никаких знаний. Она приходит незапол-ненной, пустой, чистой. Она ничего не приносит. Она приносит только саму себя. Она приходит девственной - ничто не вошло в нее, она осталась чистой.

В этом состоит весь процесс медитации. Вы сидите безмол­вно, ваша энергия движется. Нет никаких объектов, которыми она могла бы быть загрязнена, которыми она была бы спута-на, которые бы воздействовали на нее, с которыми бы она стала единым целым. Затем вы возвращаете ее к себе. Нет никаких объектов, нет никаких мыслей, нет никаких образов. Энер-гия движется, движение является чистым, а затем она возвращается обратно к вам – девствен-но чистой. Она возвращается такой же, какой покинула вас; она ничего не несет. Пустое транс-портное средство, оно приходит к вам, оно ударяется о вас. Оно не несет никаких знаний; оно приходит само по себе. При таком проник­новении чистой энергии вы начинаете осознавать самого себя.

Если ваша энергия приносит что-то другое, то вы будете осознавать это что-то другое. Вы смотрите на цветок. Энергия приносит к вам этот цветок - образ цветка, запах цветка, цвет цветка. Энергия приносит вам этот цветок. Она представляет вас цветку. Вы знакомитесь с этим цветком. Энергия покрыта этим цветком. Вы никогда не бываете знакомы с самой энер-гией, с чистой энергией, которая есть вы. Вы движетесь к другим и возвращаетесь обратно к источнику.

Если нет ничего, что она должна внедрять в сознание, если она приходит необусловлен-ной, если она возвращается такой же, какой ушла, если она приносит только себя и ничего дру-гого, вы начинаете осознавать самого себя. Это чистый круг энергии - энергии, движущейся не к чему-то другому, а внутри вас, создающей круг внутри вас. Тогда нет никого другого, только вы движетесь внутри самого себя. Этот момент становится момен­том самопознания, самоос-вещения. По своей сути все техники медитации являются различными вариантами этой тех-ники.

Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами пред­ставления, за пределами восприятия, за пределами небытия - это ты.

Если это может случиться, то вы в первый раз начнете осознавать себя, свое бытие, свое существование - субъектив­ность.

Познание бывает двух типов: познание объектов и познание субъективности. Познание из-вестного, познаваемого, и позна­ние познающего. И человек может познавать миллионы и мил-лионы вещей, он может познакомиться со всем миром, но если он не осознает познающего, он остается невежественным. Он может быть знающим, но он не будет мудрым. Он может соб-рать много информации, много знаний, но одного, того, что делает его знающим, будет недос-тавать - он не будет осознавать самого себя.

В Упанишадах есть один рассказ. Мальчик Светкету вер­нулся домой от учителя. Он сдал все экзамены, он хорошо сдал их. Он собрал все, что мог дать ему учитель. Он стал очень эго-истичным.

Когда он прибыл в дом отца, тот, прежде всего, сказал ему «Ты кажешься слишком напол-ненным знаниями, и твои знания делают тебя очень эгоистичным - об этом говорит то, как ты ходишь, то, как ты вошел в дом. У меня к тебе только один вопрос: знаешь ли ты того, кто знает все, знаешь ли ты то, при знании чего становится известным все - знаешь ли ты самого себя?»

Светкету ответил: «Но в школе не было такого курса, учитель никогда не говорил об этом. Я узнал все, что можно было узнать. Ты спрашиваешь меня о чем-то, и я отвечу тебе. Но что за вопрос ты поднимаешь? Он никогда не обсуждался в школе».

Отец сказал: «Тогда возвращайся назад, и пока ты не узнаешь то, знание чего дает знание всего и без знания чего ничто не является известным, назад не возвращайся. Сначала познай самого себя».

Светкету вернулся обратно. Он сказал учителю: «Мой отец сказал мне, что я не могу вер-нуться домой, что меня не примут дома, потому что в нашей семье все были браминами не только по рождению. Мы были знающими, знающими Брахмана; мы были браминами не только по рождению, но и по реальным знаниям. Он сказал мне: "Пока ты не станешь настоящим бра-мином, не по рождению, а по знанию Брахмана, по знанию предельного, домой не возвращай-ся. Ты недостоин нас". Так что научите меня этому».

Учитель сказал: «Всему, чему можно было научить, я научил тебя. Есть нечто, чему нау-чить невозможно. Так что делай следующее: будь просто в наличии для этого. Этому невоз-можно научить прямым путем. Будь просто восприимчивым; когда-нибудь это случится. Возьми всех коров ашрама - их в ашраме около четырехсот - и отведи их в лес. Оставайся с коровами; перестань думать, перестань все превращать в слова, стань коровой. Оставайся с коровами, люби их и будь безмолв­ным как корова. Когда коров станет тысяча, возвращайся обратно».

Итак, Светкету отправился в лес с четырьмястами корова­ми. Там не было необходимости думать, там не с кем было разговаривать. Постепенно его ум становился подобным коровь­ему уму. Он безмолвно сидел под деревьями, он должен был ждать в течение многих лет, потому что он мог вернуться только тогда, когда коров станет тысяча. Постепенно человеческий язык выветрился из его ума. Постепенно общество исчезло из его ума. Постепенно он вообще пе-рестал быть человеческим сущес­твом. Его глаза стали напоминать коровьи.

Это очень красивая история. В истории говорится, что он забыл как считать, - потому что если язык исчез, если слова исчезли... Он разучился считать, он забыл, когда он должен вер-нуться. Эта история прекрасна. Коровы сказали: «Светкету, теперь нас тысяча. Пора возвра-щаться в дом учителя. Он ждет нас».

Светкету вернулся обратно, и учитель сказал другим уче­никам: «Подсчитайте коров». Ко-

ровы были пересчитаны, и ученики сказали: «Да, здесь тысяча коров».

И учитель сказал на это: «Не тысяча коров, а тысяча одна - еще и Светкету».

Он стоял посреди коров, безмолвный, просто присутствую­щий, без каких-либо мыслей, без всякого ума; он был подобен корове – чистый, простой, невинный. И учитель сказал: «Тебе не нужно входить. Теперь возвращайся в отцовский дом. Ты познал; это случилось с тобой. Поче-му ты снова пришел ко мне? Это случилось с тобой».

Это случается: когда нет никаких объектов, которые до­лжен познать ум, познающий слу-чается вам. Когда ум не заполнен мыслями, когда в нем нет ни малейшего волнения, нет ни одной волны, вы там один. Там нет ничего, кроме вас. Очевидно, что вы начнете осознавать самого себя; в первый раз вы будете наполнены самим собой. Случилось самоосвещение. Эта сутра является одной из самых фундаментальных. Попробуйте эту технику. Она окажется трудной, потому что привычка к рассуждениям, привычка к цеплянью за объекты, к тому, что может быть представлено и может быть воспринято, глубоко укоренилась в вас. Это потребует времени и очень настойчивых усилий - не быть вовлеченным в объекты, не быть вовлеченным в мысли, но просто стать свидетелем, отбрасывать их и говорить: «Нет, не это, не это».

Вся техника Упанишад сконцентрирована в двух словах: нети, нети - не это, не это. Что бы ни пришло вам на ум, говорите: «Не это». Все время так говорите, отвергайте все мысли, выбрасывайте всю мебель. Помещение должно быть пустым, совершенно пустым. Когда есть пустота, это случается. Когда там есть что-то еще, оно все время давит на вас и вы не можете познать самого себя. Ваша чистота теряется в объектах. Ум, оседланный мыслями, движется наружу. Вы не можете установить связь с самим собой.

 

Чувствуй: «Я есть»

Вторая техника: Я существую. Это мое. Это есть это. О любимая, даже в этом познай беспредельность.

 

Я существую. Вы никогда глубоко не входите в это ощуще­ние: Я существую. Вы сущест-вуете, но вы никогда не копаете глубоко это явление. Шива говорит: Я существую. Это мое. Это есть это. О любимая, даже в этом познай беспредельность.

Я расскажу вам одну дзэнскую историю. Три друга шли по дороге. Наступал вечер, сади-лось солнце. Они увидели некото­рого монаха, стоящего на вершине ближайшего холма. Они начали говорить об этом монахе, удивляясь, что он здесь делает. Один из них сказал: «Он, ви-димо, ожидает своих друзей. Он, видимо, пошел прогуляться из своего приюта, а его друзья отстали, и он поджидает их».

Другой отверг это и сказал: «Это неправильная гипотеза, потому что если человек ожидает кого-то, то он время от времени должен оглядываться назад. Но он совсем не смотрит назад. Так что мое предположение такое - он никого не ожидает. Он, скорее всего, потерял свою коро-ву. Приближается вечер, солнце садит­ся, скоро станет темно, поэтому он ищет свою корову. Он стоит на вершине холма и выискивает в лесу свою корову».

Третий сказал: «Это не может быть правильным, потому что он стоит слишком безмолвно, он совсем не движется, и кажется, что он вообще ни на что не смотрит; его глаза закрыты. Он, видимо, молится. Он ничего не ищет - ни потерянную корову, ни отставших друзей».

Они не могли прийти к общему решению. Они долго спорили, а потом решили: «Мы долж-ны пойти на вершину холма и спросить его самого, что он делает».

Они добрались до монаха. Первый спросил: «Не ожидаете ли вы прихода друзей, которые отстали от вас?»

Монах открыл глаза и сказал: «Я не жду никого. У меня нет ни друзей, ни врагов, которых я мог бы ждать». И он снова закрыл глаза.

Другой сказал: «Тогда я, наверное, прав. Не ищете ли вы корову, которая потерялась в ле-су?»

Он ответил: «Нет, я не ищу никого - ни корову, ни кого-либо другого. Я не интересуюсь ни-кем, кроме самого себя».

Тогда третий сказал: «Тогда вы определенно возносите молитвы или находитесь в состо-янии медитации».

Монах открыл глаза и сказал: «Я не делаю ничего вообще. Я просто пребываю здесь. Я просто нахожусь здесь, ничего не делая. Я просто здесь».

Это то, что буддисты называют медитацией. Если вы делаете что-то, это не медитация - вы слишком удаляетесь от этого. Если вы молитесь, это не медитация - вы начинаете болтать. Если вы используете какие-то слова, то это не молитва, это не медитация - ум должен входить внутрь. Этот монах говорил правильно. Он сказал: «Я просто пребываю здесь, ничего не де-лая».

В этой сутре говорится: Я существую. Войдите глубоко в это ощущение. Просто сидите и глубоко входите в это ощущение - «Я существую, я есть». Прочувствуйте это, не думайте об этом, потому что вы можете сказать в уме: «Я есть», а это бесполезно, Ваша голова должна участвовать в этом недеянии. Не повторяй­те все время в голове: «Я есть, я существую». Это является тщетным, это бесполезно. Вы упустите самое главное.

Ощутите это глубоко в костях. Ощутите это всем своим телом. Ощутите это как единое це-лое, а не только в голове. Просто почувствуйте это - «Я есть». Не используйте слова «я есть». Поскольку слова «я есть» относятся к вам, поэтому я и использую их. А Шива имел в виду Пар-вати, поэтому он должен был использовать слова «я существую». Не надо делать этого. Не по-вторяйте это все время. Это не мантра, вы не должны повторять все время: «Я существую, я существую». Если вы будете повторять это, вы заснете, вы загипнотизируете самого себя.

Если вы все время повторяете одно и то же, то вы подвер­гаетесь автогипнозу. Сначала вам становится скучно, затем вас тянет в сон, а затем вы теряете свою осознанность. Вы вер-нетесь из этого состояния очень посвежевшим, как после глубокого сна. Это хорошо для здо-ровья, но это не медитация. Если вы страдаете от бессонницы, то вы можете использовать мо-нотонное пение, мантры. Это так же хорошо действует, как любой транквилизатор, даже луч-ше. Вы можете все время повторять определенное слово: постоянно повторяя что-либо моно-тонным образом, вы заснете.

Все, что кажется монотонным, введет вас в глубокий сон. Поэтому психоаналитики и пси-хологи советуют людям, страда­ющим от бессонницы, чтобы они слушали тиканье часов. Слу-шая его продолжительное время, вы заснете, потому что это тиканье превратится в колыбель-ную песню.

Ребенок в утробе матери спит непрерывно в течение девяти месяцев, а сердце матери не-прерывно звучит... тук-тук. Это становится обуславливанием, глубоким обуславливанием - не­прерывным биением материнского сердца. Вот почему если кто-то прижимает вас к своему сердцу, то вы чувствуете себя хорошо. Тук-тук - вы чувствуете сонливость, вы расслабляетесь. Все, что является монотонным, приводит к расслаблению; вы можете заснуть.

В деревне вы можете спать более глубоко, чем в городе, потому что деревня является мо-нотонной. Город немонотонен. В городе каждый момент случается что-то новое; шумы улично-го движения все время меняются. В деревне все является монотон­ным, одним и тем же. В де-ревне нет никаких новостей, ничего не случается; все движется по кругу. Деревенские жители спят глубоко, потому что их жизнь является монотонной. В городе же сон затруднен, потому что жизнь вокруг вас полна сенсаций; все вокруг изменяется.

Вы можете использовать любую мантру: Рама, Рама, аум, аум - что угодно. Вы можете мо-литься Иисусу Христу, вы можете петь «Аве Марию». Вы можете использовать любое слово и монотонно повторять его - это даст вам глубокий сон. Рамана Махариши обычно давал техни-ку, заключающуюся в повторе­нии слов «Кто я?», и люди использовали их в качестве мантры. Они обычно сидели с закрытыми глазами и непрерывно повто­ряли: «Кто я? Кто я? Кто я?» Это стало мантрой. Но не это было целью этих слов.

Так что не превращайте это в мантру и не повторяйте это «Я существую». В этом нет не-обходимости. Все знают, и вы уже знаете, что вы существуете; в этом нет нужды, это беспо-лезно. Ощутите это - «Я существую». Ощущение - это совершенно другое явление, тотально другое. Думание является уловкой, предназначенной для того, чтобы избежать чувствования. Это не просто другое явление, это обман.

Что я имею в виду, когда говорю, что нужно почувствовать это «Я существую»? Я сижу в этом кресле. Если я начинаю чувствовать «Я существую», то я начинаю осознавать многие ве-щи: давление на кресло, прикосновение к вельветовой обивке, воздух, проходящий через по-мещение, шумы, прикасающиеся к моему телу, тихо циркулирующую кровь, биение сердца, не-прекращающееся дыхание и тонкие вибрации, ощущаемые телом. Поскольку тело является не статическим, а динамичес­ким, вы вибрируете. Все время имеет место неуловимое дрожание тела, и пока вы живы, оно будет продолжаться. Это дрожание тоже ощущается.

Вы начинаете ощущать все это, лежащее в различных измерениях. И чем в большей сте-пени вы ощущаете все то, что случается вокруг вас... Если прямо сейчас вы начинаете осозна­вать все, что случается внутри вас и снаружи вас, то это как раз то, что я имею в виду, когда говорю об ощущении «Я сущест­вую». Если вы начинаете все осознавать таким образом, то мышление прекращается, потому что когда вы чувствуете, что вы существуете, то это стано-вится таким тотальным явлением, что мышление не может продолжаться.

В самом начале вы ощущаете проплывающие мысли. Постепенно, чем в большей степени вы укореняетесь в существо­вании, тем больше и больше устанавливается ваше ощущение бы-тия; мысли будут далеко, вы будете видеть дистанцию - как если бы эти мысли случались не с вами, а с кем-то другим, где-то очень далеко. Между вами и мыслями большая дистанция. А тогда, если вы действительно укоренились и обосновались в бытии, ум исчезнет. Вы будете там без единого слова, без единого мысленного образа.

Почему так происходит? Потому что ум проявляет особую активность для общения с дру-гими. Если я должен общаться с вами, я буду использовать свой ум, язык, слова. Это социаль-ное явление; это групповая активность. Поэтому, если далее вы говорите, будучи один, вы не один - вы говорите с кем-то. Даже если вы один и говорите, вы говорите это кому-то; вы не один. Как вы можете говорить, будучи один? Кто-то присутствует в вашем уме, и вы говорите с ним.

Я читал автобиографию одного профессора психологии. Он рассказывает, что однажды он должен был отвезти свою пяти­летнюю дочь в школу, там ее оставить, а затем отправиться в университет читать лекцию. Поэтому по дороге он готовил свою лекцию и совершенно забыл про свою дочь, сидящую рядом в автомобиле - он стал читать свою лекцию вслух. Девочка слушала некоторое время, а затем спросила: «Папа, ты гово­ришь со мной или без меня?»

Всякий раз, когда вы говорите, вы говорите не «без», а «с» кем-то - вы говорите с кем-то другим. Он может отсутствовать, но для вас он присутствует; для вашего ума он здесь. Всякое мышление является диалогом. Мышление как таковое является диалогом, это социальная де-ятельность. Вот почему, если ребен­ка оставить вне общества, он не будет знать никакого язы-ка. Он не сможет все превращать в слова. Именно общество дает вам язык; без общества нет никакого языка. Язык является социаль­ным явлением.

Когда вы обоснуетесь в себе, там не будет никакого общес­тва, не будет никого. Существу-ете вы один. Ум исчезает. Вы не связаны ни с кем, даже в воображении, потому что ум исчеза-ет. Вы пребываете там без ума, и это именно то, что является медитацией – пребывание без ума. Пребывание не бессознатель­ное, а бдительное и осознанное, ощущение существования во всей его тотальности, во всей его многомерности, - но ум внезапно исчезает.

А вместе с умом исчезает многое. Вместе с умом исчезает ваше имя; вместе с умом исче-зает ваша форма; вместе с умом исчезает ваше отношение к себе как к индусу, мусульманину или парсу; вместе с умом исчезает ваше свойство быть плохим или хорошим; вместе с умом исчезает ваша праведность или греховность; вместе с исчезновением ума исчезает ваша кра-сота или безобразность - исчезает все. Все, на что в вас навешены ярлыки, внезапно исчезает. Вы пребываете в своей первоначаль­ной чистоте. Вы присутствуете в своей тотальной невин-ности, в своей девственности - не плывущий, а обоснованный, укоренен­ный в том, кто есть.

Вместе с умом вы можете двигаться в прошлое. Вместе с умом вы можете двигаться в бу-дущее. Без ума вы не можете двигаться ни в прошлое, ни в будущее. Без ума вы здесь и сей-час - настоящий момент является всей вечностью. Кроме этого момента, не существует ничего. Случается блаженство. Вам больше не нужен постоянный поиск. Укорененный в настоящем моменте, укорененный в существовании, вы пребываете в состо­янии блаженства. И это бла-женство не есть нечто, что случается с вами, - вы сами являетесь этим блаженством.

Я существую. Попробуйте эту технику. Вы можете делать ее где угодно. При езде на авто-бусе, путешествуя в поезде, или просто си-дя, или просто лежа в постели, постарайтесь ощу-тить существование таким, какое оно есть; не думайте о нем. Внезап­но вы осознаете, что вы не знаете многих вещей, которые все время случаются с вами. Вы не ощущали свое тело. У вас есть руки, но вы никогда не ощущали их - что они говорят, о чем они непрерывно информируют вас: как они себя чувствуют.

Иногда они тяжелые и печальные, иногда они счастливые и легкие. Иногда все течет в них, иногда все является мертвым. Иногда вы ощущаете их живыми, танцующими, иногда так, как если бы в них не было жизни - замороженными, мертвыми, висящими на вас, но не живыми.

Когда вы начнете ощущать свое существование, вы будете понимать настроение своих рук, своих глаз, своего носа, своего тела. Все это обширное явление; в нем имеются тонкие ню-ансы. Тело все время что-то говорит вам, а вы все время отсутствуете и не слышите его. И все сущее вокруг вас все время проникает в вас тонкими способами, многими способами, различными способами, но вы не осознаете этого. Вас не оказывается на месте, чтобы принять все это, чтобы поприветствовать это.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.022 с.)