ТОП 10:

Как курица пестует своих цыплят, так пестуй отдельные знания, отдельные поступки - в реальности.



Поскольку, воистину, рабство и свобода являются понятиями относительными, то эти слова только для тех, кто ужасается этой вселенной. Эта вселенная есть отражение умов. Как видишь ты много солнц в воде, порождаемых одним солнцем, так относись и к рабству и

Освобождению.

Эно спросил кого-то: «В чем проблема? В чем причины того, что человека нужно разгадывать, что человек должен приклады­вать какие-то усилия, чтобы узнать, кто он есть?» Почему он не может знать без каких-либо усилий? Почему во всем этом должны быть какие-то проблемы? Вы есть, вы знаете, что вы есть; так почему же вы не можете знать, кто вы есть? Где вы упускаете? Вы сознательны. Вы сознаете, что вы сознательны. Жизнь здесь; вы являетесь живым. Почему вы не осознаете, кто вы такой? Что становится барьером? Что препятствует этому основному самопознанию? Если вы можете осознать этот барьер, то он легко может быть уничтожен.

Поэтому реальным вопросом является не вопрос о том, как познать себя. Реальным вопросом является вопрос о том, как вы можете не знать себя, как вы можете упускать такую очевидную реальность, такую основную истину, которая так близка к вам, как вы продолжаете не видеть ее. Вы должны были придумать какой-то прием; в противном случае вам трудно было бы убежать от самого себя. Вы должны были создать стены; вы должны были, в некотором смысле, обманывать себя.

Так в чем же заключается трюк бегства от самого себя, незнания самого себя? Если вы не понимаете этот трюк, то все, что бы вы ни делали, не поможет вам, - потому что трюк остается, и вы все время спрашиваете, как познать самого себя, как познать истину, как познать реальность, и, следовательно, все время помогаете существованию барьера. Вы все время создаете этот барьер, так что ни от чего, что бы вы ни делали, пользы не будет.

На самом деле, для того чтобы познать самого себя, не требуется ничего позитивного, требуется только нечто негатив­ное. Вы должны, в некотором смысле, только разрушить барьер, который сами же и соорудили, и в тот момент, когда его не будет, выпознаете. Знание случается, когда барьера нет; вы не должны совершать для этого никаких положительных усилий. Вы должны просто осознать, как вы упускаете его.

Поэтому кое-что нужно будет понять в отношении того, как вы упускаете это знание. Прежде всего, вы живете в своих сновидениях, и тогда сновидения становятся барьерами. Реаль­ность не является сном. Она здесь, вы окружены ею со всех сторон. Внутри и снаружи, она здесь - вы не можете упустить ее, - но вы спите. Тогда вы движетесь в другое измерение, которое не является реальностью. Тогда вы все время уходите в мир снов и грез. Тогда сны превращаются в облака вокруг вас, они и создают барьер. Пока ум не перестанет мечтать, видеть сны, истина не может быть познана. А когда вы смотрите сквозь сон, реальность искажается, и ваши глаза наполнены сновиде­ниями, и ваши уши наполнены сновидениями, и ваши руки наполнены сновидениями.

Поэтому ко всему, к чему бы вы ни прикасались, вы прикасаетесь сквозь сон, все, что бы вы ни видели, вы видите сквозь сон, все, что бы вы ни слышали, вы слышите сквозь сон, и вы все искажаете. Все, что достигает вас, достигает сквозь сновидения, а они все изменяют, они все окрашивают в другой цвет. Из-за этого спящего ума вы упускаете реальность снаружи и реальность внутри. Вы можете все время искать пути и средства достижения реальности, но вы будете делать это тоже при помощи этого спящего и видящего сны ума.

Поэтому вы можете видеть религиозные сны - вы можете видеть сны о реальности, о истине, о Боге, о Христе и Будде, -но все это тоже будет сном. Сну нужно положить конец; сон не может быть использован для познания реальности.

Что я имею в виду, когда говорю «сон»? Непосредственно сейчас вы слушаете, но сон здесь, и этот сон все время интерпретирует то, что сказано. Вы не слушаете меня; вы слушаете самого себя, потому что одновременно вы интерпретируете - не так ли? Вы рассуждаете о том, что говорится. Что это за потребность в рассуждениях? Просто слушайте, не рассуждайте, потому что, если вы рассуждаете, вы не можете слушать, а если вы все время рассуждаете и слушаете, то все, что вы слышите, является вашим собственным шумом. Тогда это не то, что было сказано. Прекратите рассуждения; пусть проход для слышимого будет свободен от мыслей. Тогда то, что было сказано, будет услышано.

Глядя на цветок, не спите. Не позволяйте своим глазам наполняться мыслями и сновидениями о прошлом и будущем, тем, что вы знаете о цветах. Не говорите даже, что этот цветок прекрасен, потому что тогда вы упустите реальность. Эти слова станут барьером. Вы говорите: «Этот цветок прекрасен», и входят слова: реальность интерпретируется посредством слов. Не позволяйте словам собираться вокруг вас. Смотрите непос­редственно, слушайте непосредственно, прикасайтесь непосред­ственно.

Когда вы прикасаетесь к кому-нибудь, просто прикасай­тесь; не говорите, что кожа прекрасная, гладкая. Тогда вы упускаете, вы движетесь в сновидение. Какой бы кожа ни была, все это здесь и сейчас. Прикоснитесь к ней и позвольте ей самой раскрыться перед вами. Вы смотрите на прекрасное лицо. Смотрите на него, позвольте лицу самому войти в вас. Не интерпретируйте его, ничего не говорите. Не привносите в него свой прошлый ум.

Сновидения порождаются вашим прошлым умом. Именно прошлый ум постоянно витает вокруг вас. Не позволяйте прошлому входить в вас, а затем не допускайте и будущее. В тот момент, когда вы видите прекрасное лицо, прекрасное тело, немедленно возникает желание. Вы желаете обладать. Вы види­те прекрасный цветок и вы хотите сорвать его. Тогда вы движетесь. Цветок здесь, но вы движетесь в желание, в будущее. Теперь вы не здесь. Поэтому вы или в прошлом, которого уже нет, или в будущем, которое еще не наступило, и вы упускаете то, что есть непосредственно здесь и сейчас.

Таким образом, запомните главное: нельзя позволять, чтобы между вами и реальностью находились слова. Чем меньше слов, тем меньше барьеров; при отсутствии слов никаких барьеров не будет. И тогда вы непосредственно соприкоснетесь с реальностью; вы окажетесь с ней лицом к лицу. Слова все разрушают, потому что они меняют само значение всего.

Я читал автобиографию одной женщины. Она описывает один день сразу после пробуждения. Женщина пишет: «Однаж­ды утром я открыла глаза». Тут же она говорит: «Но это неправильно говорить, что я открыла глаза. «Я ничего не делала. Глаза открылись сами собой». Она изменила предложение и написала: «Нет, это плохо сказано, что я открыла глаза. Я ничего не делала. С моей стороны не было никаких усилий; не было совершенно никаких действий». Затем она пишет «Глаза открылись сами собой». Но затем она почувствовала, что это тоже абсурдно, потому что глаза принадлежат ей, так как же они могли открыться сами собой? Так что же делать?

Язык никогда не говорит то, что есть. Если вы говорите: «Я открыл глаза», то это ложь. Если вы говорите: «Глаза открылись сами собой», то это снова ложь, потому что глаза являются всего лишь частью вас. Они не могут открыться сами. В это вовлечен весь организм. И о чем бы мы ни стали говорить, всегда будет иметь место нечто, подобное этому. Если вы отправитесь в аборигенные общества Индии, - а в Индии имеется много туземных племен, - то вы убедитесь, что структура их языков другая. Структура их языков является более близкой к основам и более реальной, но им трудно создавать поэтические произве­дения. Структура их языка не может быть полезной для сновидений.

Идет дождь, и мы говорим: «Идет дождь (английское " It is raining " - буквально "Это дождит")». Они спрашивают: «Что вы имеете в виду под словом "это"?» У них есть просто слово «дождь». Что вы имеете в виду под словом «это»? Что или кто дождит? Они говорят просто «дождь». Дождь является реаль­ностью, но мы все время к ней что-то добавляем - и чем больше слов мы добавляем, тем больше мы теряем, тем больше удаля­емся от реальности.

Будда обычно говорил: «Когда вы говорите "Человек идет", что вы имеете в виду?» Где человек? Есть только хождение. Что вы имеете в виду, говоря "человек"?» Когда мы говорим: «Человек идет», создается видимость, что имеется что то вроде человека и что-то вроде хождения - две вещи, собранные вместе. Будда утверждает, что есть только хождение.

Когда вы говорите: «Река течет», что вы имеете в виду? Есть просто течение, и это течение является рекой. Хождение явля­ется человеком, смотрение является человеком, стояние и сиде­ние являются человеком. Если вы уберете все это - хождение, сидение, стояние, размышление, мечтание, - останется ли позади этого человек? Позади этого не будет никакого человека. Но язык создает другой мир, и, постоянно углубляясь в слова, мы все время удаляемся от реальности.

Итак, первое, что нужно помнить, это не допускать ненуж­ных слов. Когда есть потребность, вы можете использовать их, но когда потребности нет, оставайтесь пустыми, оставайтесь бессловесными, моуна, оставайтесь молчаливыми. Нет необхо­димости все время все превращать в слова.

И второе: не создавайте проекции. Не превращайте все в слова и не создавайте проекции. Смотрите на то, что есть. Не добавляйте ничего к тому, что видите. Вы видите лицо. Когда вы говорите: «Оно прекрасно», вы что-то накладываете на него, или если вы говорите: «Оно безобразно», то и в этом случае вы что-то накладываете на то, что видите. Лицо есть лицо. Красота и безобразность являются вашими интерпретациями. Их не су­ществует, потому что одно и то же лицо может быть прекрасным для одного человека и безобразным для другого, а для третьего оно может быть ни тем ни другим. Он может быть безразличным к нему; он может даже не смотреть на него - на то же самое лицо. Лицо есть просто лицо. Не накладывайте на него нечто посторон­нее, не проецируйте на него что-то другое. Ваши проекции являются вашими сновидениями, и если вы проецируете их, вы упускаете. И это происходит каждый день.

Вы видите, что лицо прекрасно; тогда возникает желание. Желание направлено не на лицо или тело; оно направлено на свою собственную интерпретацию, на свою собственную проек­цию. Человек находится здесь, реальный человек, а вы исполь­зуете его как экран и проецируете на него самого себя. И тогда иллюзии должны быть разрушены, потому что реальное лицо невозможно при помощи вашей проекции ввести в нереальность. Рано или поздно проекция должна будет исчезнуть, реальное лицо выйдет наружу, и тогда вы почувствуете, что вы были обмануты. Вы скажете: «Что случилось с этим лицом? Это лицо было таким прекрасным, этот человек был таким прекрасным, а теперь все стало таким безобразным». Вы снова интерпретиру­ете. Человек остался тем же, каким он был, но ваши интерпре­тации и проекции продолжаются, вы никогда не позволите энергии самой о себе заявить. Вы все время подавляете ее. Вы подавляете ее внутри, а также и снаружи. Вы никогда не позволяете реальности заявить самой о себе.

Я вспоминаю, что однажды сосед спросил Муллу Насреддина, может ли он взять его лошадь на несколько часов. Мулла сказал: «Я был бы рад дать тебе мою лошадь, но моя жена уехала на ней, и они будут отсутствовать весь день». В этот момент из конюшни послышалось ржанье лошади, поэтому человек взгля­нул на Муллу Насреддина. Насреддин сказал: «Послушай, кому ты веришь - мне или лошади? А лошадь к тому же пользуется дурной славой лжеца. Кому ты веришь?»

Из-за наших проекций мы создаем вокруг себя не отража­ющие истину слова, но если реальность заявляет о себе и лошадь в конюшне ржет, мы спрашиваем: «Кому ты веришь?» Мы всегда верим самим себе, а не реальности, которая все время заявляет о себе. Она заявляет о себе каждую минуту, но мы продолжаем навязывать ей свои иллюзии. Вот почему каждый человек, в конце концов, чувствует, что его иллюзии разрушены. В этом виновата не реальность. Каждый мужчина и женщина приходят в конце жизни к пониманию, что их иллюзии раз-рушены, как если бы жизнь их прошла напрасно. Но тогда вы ничего не можете сделать, вы не можете все переделать. У вас больше нет времени. Время прошло, и смерть близка, а вы разочарованы, и все возможности утеряны.

Почему же все чувствуют, что их иллюзии разрушены? Это чувствуют не только те, кто был в жизни неудачником; то же самое ощущают и те, кто удачно прожил жизнь. Было бы понятно, если бы только неудачники чувствовали себя разочарованными, но ведь и преуспевавшие тоже так чувствуют. И Наполеон, и Гитлер, и Александр - все они чувствовали себя разочарованными. Вся жизнь была прожита впустую. Почему? Заключена ли, на самом деле, причина в реальности, или причиной являются проецируемые вами сновидения? Затем вы уже не можете проецировать их, реальность заявляет о себе, и, в конце концов, она побеждает, а вы оказываетесь побежденными. Вы можете победить только в том случае, если вы не проецируете.

Так что запомните второе: воспринимайте вещи такими, какие они есть. Не проецируйте, не интерпретируйте, не навя­зывайте всему ваш ум. Позвольте реальности самой заявлять о себе, какой бы она ни была. Это всегда хорошо, и какими бы прекрасными ни были ваши сновидения, они плохи, потому что вы должны будете прийти к крушению ваших иллюзий. И чем скорее вы к этому придете, тем лучше. Но, как только одна иллюзия уходит, вы тут же начинаете создавать взамен ее другую.

Создайте промежуток. Позвольте, чтобы между двумя иллюзиями оказался некоторый промежуток. Позвольте, чтобы был некоторый интервал, в который можно было бы увидеть реальность. Это очень трудно - видеть реальность такой, какая она есть. Она может не совпадать с вашими желаниями. Совсем не обязательно, чтобы она совпадала с вашими желаниями. Но тогда вы должны будете жить с реальностью, жить в ней - и вы действительно живете в ней! И лучше прийти в согласие с реальностью, чем продолжать обманывать самого себя. Вы и не сознаете, как вы все время проецируете. Кто-то что-то говорит, а вы понимаете все по-другому. А на свое понимание вы накладываете что-то еще, а затем на всем этом вы строите карточный домик, вы строите замок из песка. Это же никогда не говорилось! Имелось в виду совершенно другое!

Всегда старайтесь увидеть то, что есть. Не торопитесь. Лучше не понять что-то, чем понять неправильно. Лучше сознательно остаться незнающим, чем думать, что знаешь. Посмотрите на свои взаимоотношения с другими - с мужем, с женой, с другом, с учителем, с мастером, со слугой - посмотрите! Каждый думает своим собственным образом, интерпретируя других, и между ними нет никакого согласия, нет никакого общения. Тогда они сражаются, они находятся в постоянном конфликте. Конфликт имеет место не между двумя людьми, а между двумя ложными образами. Будьте бдительны, старайтесь, чтобы у вас не было ложных образов других людей. Оставайтесь с реальностью, как бы это трудно ни было, даже если временами это кажется невозможным. Но когда вы позна­ете красоту пребывания с реальностью, вы никогда больше не станете жертвой сновидений.

И третье: о чем вы мечтаете, что вы видите в своих снах? Это замена. Сновидения являются заменой. Если вы не можете получить чего-то желаемого в реальности, то вы начинаете мечтать. Если, например, вы постились весь день, то ночью вы будете мечтать. Вы будете видеть сон о пище, о том, что вас приглашает великий император, или что-нибудь другое в этом роде. В своем сновидении вы будете есть, есть и есть. Весь день вы голодали, а теперь, ночью, вы едите. Если подавляются ваши сексуальные потребности, то ваши сновидения будут сексуаль­ными. По вашим снам можно узнать, что в вас подавлялось днем. Ваш дневной пост будет показан во сне. Сны являются заменой, и психологи утверждают, что человеку было бы трудно жить без сновидений. И они, в некотором смысле, правы. Для обычного человека трудно будет обойтись без снов, но если вы желаете быть трансформированным, то вы должны жить без снов. Почему мы видим сны? Из-за желаний. Неудовлетворен­ные желания превращаются в сны.

Поизучайте свои желания; осознайте их и понаблюдайте за ними. Чем больше вы будете наблюдать за ними, тем в большей степени они будут исчезать. И тогда вы не будете плести паутину в своем уме, не будете уходить в свой личный, только вам принадлежащий мир. Снами невозможно пользоваться сообща; даже два самых близких друга не могут видеть одни и те же сны. Вы не можете пригласить кого-либо в свои сны. Почему? Вы и ваш любимый не можете видеть один и тот же сон. Ваш сон является вашим; сон другого человека также является его собственным. Сны являются личными. Реальность является не такой личной, только безумие является личным. Реальность общедоступна, вы можете разделить ее с другими; сновидения же вы не можете разделить с другими. Они являются вашим личным безумием - фикцией. Так что же делать?

Можно днем жить настолько тотально, что ничто не останется приостановленным, подвешенным. Если вы едите, ешьте тотально. Наслаждайтесь этим так тотально, чтобы не было необходимости в каких-либо сновидениях ночью. Если вы любите кого-нибудь, любите так тотально, чтобы никакая лю­бовь не могла войти в ваши сны. Что бы вы ни делали днем, делайте это настолько тотально, чтобы ничего не оставалось подвешенным в уме, ничто не оставалось незавершенным, что должно было бы завершиться во сне. Попробуйте, и через несколько месяцев качество вашего сна будет совершенно дру­гим. Сновидений будет становиться все меньше и меньше, а сон ваш будет становиться все глубже и глубже. А когда ночью количество снов будет уменьшаться, то днем будет меньше проекций, потому что, на самом деле, днем ваш сон продолжа­ется, ваши сновидения не прекращаются. Они продолжаются с закрытыми глазами ночью и с открытыми глазами днем. Внут­ренний поток не прекращается.

В любой момент закройте глаза и ждите, и вы увидите, что фильм возвратился; сны прокручиваются дальше. Они всегда здесь, они просто ждут вас. Это как звезды днем. Они не исчезают, просто из-за солнечного света вы не можете видеть их. Они здесь и ждут, и когда солнце сядет, они начнут появляться. Ваши сны просто вертятся в вас, пока вы бодрствуете. Они просто ждут. Закройте глаза, и они начнут функционировать. Когда ночью будет меньше сновидений, днем вы будете иметь совершенно другое качество бодрствования. Если изменятся ваши ночи, изменятся и дни; если изменится ваш сон, изменится и ваше бодрствование. Вы будете более бдительным. Если внутри вас будет вертеться меньше сновидений, то вы будете меньше спать. Вы будете смотреть на все более непосредственно.

Так что не оставляйте что-либо подвешенным, приостанов­ленным - это первое. И что бы вы ни делали, оставайтесь с этим действием. Не отвлекайтесь на что-либо другое. Если вы прини­маете душ, будьте здесь. Забудьте про весь мир. Сейчас этот душ является для вас всей вселенной. Все прекращается; мир исче­зает. Есть только вы и душ. Оставайтесь здесь. Отдавайтесь каждому действию настолько тотально, чтобы не оставаться позади и не забегать вперед; оставайтесь с этим действием. Тогда сновидения будут исчезать, а при меньшем количестве сновиде­ний вы в большей степени сможете проникнуть в реальность.

 

Оставь надежды

 

Теперь техника. Техника имеет отношение к этому. Как курица пестует своих цыплят, так пестуй отдельные знания, отдельные поступки - в реальности.

Здесь ключевыми словами являются слова в реальности. Вы пестуете многое, но во сне, а не в реальности. Вы также многое делаете, но во сне, а не в реальности. Не заботьтесь о снах, не пестуйте их, не помогайте снам еще больше разрастаться в вас; не отдавайте свою энергию на сновидения. Изымите себя из всех своих снов. Вам будет трудно, потому что вы так много вложили в свои сны. Если вы внезапно полностью изымете себя из своих снов, вы почувствуете себя так, как если бы вы тонули и умирали, потому что до сих пор вы всегда жили в своих отложенных на потом снах. Вы никогда не были здесь и сейчас, вы всегда где-нибудь в другом месте. Вы на что-то надеетесь.

Слышали ли вы греческую притчу о ящике Пандоры? Чтобы отомстить за некоторые деяния людей, Пандоре прислали ящик, в котором были заключены все пороки и болезни, угрожающие в настоящее время человечеству. Их раньше не было, а когда ящик открыли, они были освобождены. Увидев все, что она наделала, Пандора испугалась и закрыла ящик. В ящике остался только один порок, и это была надежда; в противном случае человечество исчезло бы - все эти болезни убили бы его, но благодаря надежде оно сохранилось.

Почему вы живете? Задавались ли вы когда-нибудь таким вопросом? Незачем жить ради здесь и сейчас. Есть только надежда. Вы несете в себе ящик Пандоры. Почему вы живете непосредственно сейчас? Почему вы встаете каждое утро? Поче­му каждый день вы все начинаете сначала - снова и снова? Зачем эти повторения? В чем их причина? Вы не сможете непосред­ственно сейчас найти причину того, почему вы живете, а если вы и найдете что-либо, то оно будет относиться к будущему – это будет надежда на то, что что-то случится: когда-то «что-то» должно случиться. Вы не знаете, когда придет этот день; вы даже не знаете, что должно случиться, - но «когда-то что-то должно случиться», и так вы все время продолжаете себя, так вы все время несете себя.

Человек живет только надеждой, а это не жизнь, потому что надежда означает мечту, сон. Пока вы не будете жить здесь и сейчас, вы не будете живым. Вы просто мертвое тело, и то завтра, которое удовлетворит всем вашим надеждам и желаниям, никог­да не придет. Только тогда, когда придет смерть, вы осознаете, что теперь нет никакого завтра, что теперь вы не можете откладывать. Тогда вы почувствуете себя разочарованным, обманутым, - но никто не обманывал вас; вы являетесь хозяи­ном всей этой путаницы.

Старайтесь жить моментом, настоящим; не питайте ника­ких надежд, какова бы ни была их природа. Они могут быть мирскими, они могут быть потусторонними; это не имеет значения. Они могут быть религиозными - когда-то в будущем, в другом мире, на небесах, в нирване, после смерти, - но это не имеет значения. Не надейтесь. Далее если вы испытываете здесь некоторую безнадежность, оставайтесь здесь. Не двигайтесь с этого «здесь и сейчас». Не двигайтесь! Перестрадайте это, но не позволяйте надежде войти в вас.

Благодаря надежде появляются мечты, сновидения. Ос­тавьте надежды. Если жизнь является безнадежной, не питайте надежд. Принимайте ее, не цепляйтесь ни за какое событие в будущем. Тогда внезапно случится перемена. Раз вы остаетесь в настоящем моменте, сон прекращается, - потому что тогда он не может возникнуть. Удален его источник. Он возникает только потому, что вы сотрудничаете с ним, вы заботитесь о нем. Не сотрудничайте с ним, не пестуйте его. В этой сутре говорится: ...так пестуй отдельные знания. Почему отдельные знания? Вы пестуете, но вы пестуете отдельные теории, а не знания; отдель­ные священные писания, а не знания; отдельные гипотезы, системы, философии, мировоззрения, - но никогда не отдельные знания. Эта сутра призывает отбросить их всех. Священные писания, теории бесполезны. Имейте свои собственные реальные переживания, свои собственные знания и пестуйте их. Каким бы тривиальным оно ни было, реальное знание что-то значит. Вы можете строить на нем свою жизнь. Чем бы оно ни было, всегда думайте о реальных отдельных знаниях, которые приобрели вы сами.

Знаете ли вы что-нибудь? Вы знаете многое, но все эти знания заимствованы. Кто-то рассказал их, кто-то дал их вам. Школьные учителя, родители, общество - все они обуславлива­ют ваш ум. Вы «знаете» о Боге, вы «знаете» о любви, вы «знаете» о медитации. В действительности же, вы ничего не знаете! Вы ничего из этого не попробовали сами, все это заимствовано. Пробовал на вкус кто-то другой, это не ваши собственные ощущения. Видел кто-то другой, но вы имеете свои собственные глаза и не используете их. Имел переживания кто-то другой - Будда имел переживания, Иисус имел переживания, - а вы все время заимствуете их знания. Они ложные! Для вас они не имеют никакой пользы. Они более опасны, чем незнание, потому что незнание является вашим, а знания заимствованы.

Лучше быть невежественным; невежество, по крайней мере, является вашим. Оно подлинное, оно реальное, искреннее и честное! Не живите с заимствованными знаниями. В против­ном случае вы забудете, что вы невежественны, и вы останетесь невежественным.

В этой сутре говорится: ...так пестуй отдельные знания. Всегда старайтесь узнать что-либо способом, который является свежим, прямым, непосредственным. Не верьте никому. Ваша вера введет вас в заблуждение. Доверяйте самому себе, - а если вы не можете доверять самому себе, то как вы можете доверять другим?

Сарипутта пришел к Будде и сказал: «Я пришел, чтобы поверить в тебя. Я пришел! Помоги мне создать веру в тебя».

Говорят, что Будда ответил: «Если ты не веришь в самого себя, то как ты можешь верить в меня? Так что забудь обо мне. Сначала начни доверять самому себе, верить в самого себя. Только тогда сможешь ты иметь доверие к кому-нибудь друго­му».

Итак, запомните это: вы не можете доверять кому-либо, если вы не доверяете даже самому себе. Первое доверие всегда внутри. Только тогда, когда оно сможет течь, оно сможет и вытечь; тогда оно сможет достичь других. Но как вы можете доверять, если вы ничего не знаете? Как вы можете доверять самому себе, если у вас нет никакого опыта, никаких собствен­ных переживаний? Попытайтесь поверить самому себе. Не думайте, что абсолютными являются только знания, получен­ные через чужие переживания. Абсолютное присутствует и в обычных переживаниях. Но пусть они будут вашими собствен­ными. Они помогут вам вырасти, они сделают вас зрелыми, они разовьют вас.

Это действительно странно: вы смотрите чужими глазами, вы живете чужими жизнями. Вы называете розу Прекрасной. Это, на самом деле, ваше ощущение, или это просто учение о прекрасной розе, распространяемое вокруг вас? Является ли это вашим собственным знанием? Узнали ли вы это? Вы утвержда­ете, что лунный свет является прекрасным. Это ваше собствен­ное знание, или это то, что пропел поэт, а вы просто повторяете? Если вы подобны попугаю, то вы не сможете прожить свою жизнь по-настоящему. Всякий раз, когда вы заявляете о чем-то, когда вы говорите что-нибудь, проверьте сначала, является ли это вашим знанием и вашим переживанием.

Выбросьте все, что не является вашим - в нем нет никакой пользы - и лелейте и пестуйте все, что является вашим, потому что только таким образом вы можете расти. Пестуй отдельные знания, отдельные поступки - в реальности. Всегда помните об этом «в реальности». Делайте что-нибудь. Делаете ли вы что-либо сами или вы просто следуете другим, просто следуете приказам? «Любите свою жену»: любите ли вы ее на самом деле? Или вы просто исполняете свой долг, потому что об этом говорят, потому что этому учат: любите свою жену, лю-бите свою мать, любите своего отца, любите своего брата, - поэтому вы и любите, поэтому вы следуете этому учению! Любили ли вы когда-нибудь? Были ли в вашей жизни случаи, когда не срабатывало какое-нибудь учение или когда вы не следовали за другими? Была ли у вас подлинная любовь? Вы можете обмануть самого себя; вы можете сказать «да». Но выясните это прежде, чем сказать что-либо. Если бы вы любили, вы были бы трансформированы; отдельный акт любви изменил бы вас. Но он не изменил вас, потому что ваша любовь была ложной, фальшивой. И вся ваша жизнь становится фальшивой. Вы все время делаете что-то чужое. Делайте что-нибудь собственное и пестуйте его.

Будда хорош, но вы не можете следовать ему. Иисус хорош, прекрасен, но вы не можете следовать ему. А если вы будете следовать, вы станете безобразным. Вы будете написаны под копирку. Вы будете фальшивым и не будете приняты существо­ванием. Ничто фальшивое не принимается им. Любите Будду, любите Иисуса, но не копируйте их. Не имитируйте их. Всегда позволяйте своему «я» двигаться по своему собственному пути. Когда-нибудь вы станете подобным Будде, но путь к этому будет свой собственный. Однажды вы станете Иисусом, но вы прийдете к этому другим маршрутом, вы будете иметь другие пережива­ния. Определенным является одно: каким бы ни был ваш маршрут, и какими бы ни были ваши переживания, они должны быть подлинными, реальными и своими собственными. Тогда однажды вы достигнете. Посредством фальши вы не можете достигнуть истины; фальшь ведет к еще большей фальши.

Делая что-нибудь, помните, что это делаете именно вы, не следуя за кем-нибудь. Тогда даже самое малое действие, вроде улыбки, может стать источником сатори, источником самадхи, источником космического сознания. Вы возвращаетесь домой и улыбаетесь своим детям. Эта улыбка фальшива; вы притворяе­тесь. Вы улыбаетесь, потому что от вас ждут этой улыбки. Это нарисованная улыбка. Кроме губ, в вас ничто не улыбается. Вы управляете ими; вы улыбаетесь механически. И вы можете так привыкнуть к этому, что полностью забудете о том, как улыба­ются. Вы можете смеяться, но смех этот может не идти от вашего центра.

Всегда, что бы вы ни делали, наблюдайте, вовлечен ли в это ваш центр или нет, потому что если он не вовлечен, то лучше этого и не делать. Не делайте этого! Никто вас не заставляет делать что-либо. Не делайте этого! Сохраните свою энергию до того момента, когда с вами будет происходить что-то реальное; тогда делайте это. Не улыбайтесь, сохраняйте энергию. Улыбка придет сама, и тогда она полностью изменит вас. Тогда она будет тотальной. Тогда будет улыбаться каждая клеточка вашего тела. Тогда это будет взрывом - ничего нари-сованного.

А дети понимают, вы не можете обмануть их. В тот момент, когда вы можете обмануть их, они больше не дети. Они знают, когда ваша улыбка является фальшивой, они могут обнаружить это; любой, кто реален, обнаружит это. Ваши слезы являются фальшивыми, ваша улыбка является фальшивой. Это малые действия, но вы все состоите из малых действий. Так что не думайте делать что-либо большое, которое якобы у вас лучше получится. Если вы фальшивы в малых вещах, то вы будете фальшивыми всегда.

В больших вещах быть фальшивым легко. Если вы фаль­шивы в малом, то вам легко будет быть фальшивым в большом, потому что большое всегда на виду. Оно предназначено для того, чтобы его видели другие, поэтому в нем вы очень легко можете быть фальшивым.

Если от вас ожидают праведности, вы можете быть правед­ником. Тогда вы на выставке - просто выставочный экспонат. Вы можете быть праведником, потому что этого от вас ожидают и ваше эго удовлетворено, но все это будет фальшивым. Вы просто представьте себе, что будет, если общество изменит свое отношение ко всему, как это происходило в Советской России или в Китае - немедленно праведники исчезнут, потому что к ним больше не будет никакого уважения.

Я вспоминаю одного моего друга, буддийского монаха, который отправился в Советскую Россию во времена Сталина. Он рассказывал мне, что всякий раз, когда кто-то пожимал ему руку, он внезапно съеживался и говорил: «У вас руки буржуя». У него были прекрасные руки. Как странствующий монах, бхикша, он никогда ничего не делал; он был нищим, королев­ским нищим, поэтому он и не занимался физическим трудом. Его руки были гладкими, прекрасными, женскими. В Индии всякий, кто прикасался к его рукам, говорил: «Как прекрасно!» В России каждый, кто прикасался к его рукам, сразу сникал, осуждающе смотрел ему в глаза и говорил: «Итак, у тебя буржуйские руки, руки эксплуататора». Он возвратился и сказал мне: «Я чувствовал такое осуждение, что мне очень захотелось стать рабочим».

Праведники в России исчезли, потому что теперь к ним нет никакого уважения. Вся праведность, которая там была, была только на выставке; это были выставочные экземпляры, они были нарисованы. Теперь в России могут существовать только реальные праведники. Для фальшивых праведников там нет благоприятной обстановки, потому что для того, чтобы быть праведником, вы должны будете сражаться, все общество будет выступать против вас. В Индии самым простым способом выжить и существовать является быть праведником. Все вас уважают. Вы можете быть фальшивым, фальшь оплачивается.

Запомните следующее: с самого утра, когда вы открываете глаза, постарайтесь быть реальным и подлинным. Не делайте ничего фальшивого. Только в течение семи дней; все время помните об этом. Не делайте ничего, что было бы фальшивым. Что бы вы ни потеряли на этом - теряйте. Но оставайтесь реальным, и тогда в эти семь дней вы почувствуете в себе новую жизнь. Мертвые слои будут сломаны, к вам придет новое оживляющее течение. Вы снова почувствуете себя ожившим - это воскрешение.

Пестуй знания, пестуй поступки - в реальности - не во сне. Делайте все, что бы вы ни делали, но думайте - делаете вы это в реальности, или это ваша мать делает это посредством вас, или ваш отец делает это посредством вас? Потому что в вас функци­онируют мертвые люди, мертвые родители, общества, прежние поколения, давно исчезнувшие с лица земли. Они создали в вас такую обусловленность, что вы все время удовлетворяете их - и они, в свою очередь, удовлетворяли своих мертвых отцов и матерей, и вы удовлетворяете своих мертвых отцов и матерей, но никто не является удовлетворенным. Как можете вы удовлетво­рить того, кто уже мертв? Но мертвые живут посредством вас.

Когда вы делаете что-нибудь, всегда наблюдайте, делаете ли это вы или это ваш отец действует посредством вас. Если вы гневаетесь, то является ли этот гнев вашим или именно таким образом гневался ваш отец? Вы просто подражаете другим. Я вижу, как все время повторяется один и тот же образ жизни, одна и та же манера поведения. Если вы женитесь, то ваш брак является приблизительно тем же самым, какой был у ваших родителей. Вы будете действовать подобно вашему отцу, ваша жена будет действовать подобно ее матери, вы бу-дете снова порождать ту же самую путаницу, те же самые неприятности. Когда вы сердитесь, понаблюдайте: вы ли это или здесь присут­ствует кто-то еще? Когда вы любите, вспомните: это вы или кто-то другой? Когда вы говорите что-либо, подумайте: это говорите вы или ваш учитель? Когда вы делаете какой-нибудь жест, подумайте: это ваш жест или в вашей руке присутствует кто-то другой? Это будет трудным делом, но это есть садхана. Это то, что называется духовной практикой.

И отбросьте все ложное, все фальшивое. На время вы можете почувствовать некоторую скуку, потому что все ложное отброшено, а для того, чтобы пришло и заявило о себе реальное, требуется время. Должен быть какой-то временной интервал. Допустите его, не бойтесь, не опасайтесь. Рано или поздно ваше фальшивое «я» будет отброшено, ваши маски будут отброшены и в действие вступит ваше реальное лицо. Только при наличии этого реального лица сможете вы встретить Бога. Вот почему эта сутра говорит: Как курица пестует своих цыплят, так пестуй отдельные знания, отдельные поступки — в реальности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.022 с.)