ТОП 10:

Имея в виду ваше утверждение о том, что тантра является техникой любви, объясните пожалуйста, почему современные мужчины и женщины стали неспособны любить.



 

Любовь является самопроизвольной. Ею невозможно уп­равлять. Вы не можете «делать» любовь; вы ничего не можете с ней сделать. И чем больше вы делаете, тем больше вы упускаете ее. Вы должны позволять ей случиться. Вы ей не нужны. Ваше присутствие является помехой. Чем в большей степени вы отсутствуете, тем лучше. Любовь случается, когда вас нет. Из-за своей неспособности отсутствовать современные мужчина и женщина стали неспособны любить. Они способны только делать что-либо. Весь современный ум основан на делании. Все, что может быть сделано, современный человек делает более эффективно, чем любой из ранее существовавших людей. Все, что может быть сделано, мы делаем более эффективно. Наш век — наиболее эффективный; мы все превратили в технологию — в проблему, как «сделать» это. Мы развили одно направление, направление делания, но, развивая это направление, мы многое потеряли.

За счет своего существования мы научились делать вещи, так что-то, что может быть сделано, мы делаем лучше, чем кто-либо другой - лучше, чем любое общество, когда-либо существо­вавшее на земле. Но когда стоит вопрос о любви, возникают проблемы, потому что любовь не может быть сделана. И это относится не только к любви; мы оказываемся неспособными ко всему, что не может быть сделано.

Например, медитация: мы становимся неспособными к ней, она не может быть сделана. Или игра: мы становимся неспособными к ней, она не может делаться. Или радость, счастье: мы становимся неспособными к ним, потому что они не могут быть сделаны. Это не действия; вы не можете манипули­ровать ими. Наоборот, вы должны расслабить себя, вы должна принимать все. Тогда радость случится с вами, тогда счастье придет к вам, тогда любовь войдет к вам, тогда любовь овладеет вами. И именно этого овладевания мы боимся.

Современный человек, современный ум желает владеть всем и не желает быть ничьей собственностью. Современный человек желает быть хозяином всего, но вы можете владеть только вещью, а не тем, что случается. Вы можете быть хозяином дома, вы можете быть хозяином механического ус­тройства; вы не можете быть хозяином чего-то живущего Жизнь не может иметь хозяина; вы не можете завладеть ею. Наоборот, она должна владеть вами. Только тогда с ней будет контакт.

Любовь является жизнью, и это выше вас. Вы не можете обладать ею. Я хотел бы повторить это: любовь выше вас, больше вас; вы не можете обладать ею. Вы можете только позволить чтобы она завладела вами; ею нельзя управлять. Эго современного человека желает управлять всем, вы начинаете бояться всего, чем не можете управлять. Вы начинаете бояться, вы закрываете двери. Вы полностью перекрываете это направление, потому что в вас вползает страх. Вы не сможете управляй Любовью вы не сможете управлять, а та тенденция, которая привела к этому веку, является тенденцией управлять. Во всем мире, особенно на Западе, имеется тенденция развития к тому как управлять природой, как управлять энергией, как управлять всем.

Человек должен стать хозяином, и вы стали хозяином только тех вещей, конечно, которыми возможно обладать, параллельно у вас вырабатывалась неспособность к тем вещам которыми обладать невозможно. Вы можете обладать деньгами вы не можете обладать любовью. И вследствие этого мы все превращаем в вещи. Вы даже людей превращаете в вещи, потом что тогда вы можете обладать ими. Если вы любите человека, вы не являетесь хозяином; никто не является хозяином. Два человека любят друг друга, и никто не является хозяином –ни любимый, ни любимая. Скорее, любовь является хозяином, оба находятся во власти какой-то силы, которая сильнее их, захва­чены великой силой - ураганом. Если они будут пытаться владеть друг другом, они упустят любовь. Тогда они смогут обладать друг другом. Тогда любимый станет мужем, а любимая - женой. Тогда они смогут обладать, но тогда муж станет вещью и жена станет вещью. Они не личности, не люди. Вы можете обладать ими. Они являются мертвыми сущностями, законны­ми ярлыками, - но не живыми.

Мы все время превращаем людей в вещи просто для того, чтобы обладать ими, а затем испытываем разочарование, - потому что мы хотим обладать человеком, а человеком обладать нельзя. Когда вы обладаете человеком, он больше не человек; он мертвая вещь, а вас не может удовлетворить мертвая вещь. Посмотрите на это противоречие: вас может удовлетворить только человек, а не вещь, но ваш ум желает обладать, - поэтому вы превращаете его в вещь. Тогда вы не можете быть удовлет­воренным. Тогда наступает разочарование.

Потребность к обладанию убила способность любить. Не думайте в терминах обладания. Думайте, скорее, о том, чтобы вами обладали. Это именно то, что значит самоотречение, самоотказ - быть обладаемым: вы позволяете, чтобы вами обладал кто-то, кто больше вас. Тогда не вы будете управлять. Тогда некоторая большая сила примет вас. Тогда направление будет не вашим. Тогда вы не сможете выбирать цель. Тогда будущее является неизвестным; теперь вы не можете быть в безопасности. Двигаясь вместе с чем-то, что превышает вас по силе, вы рискуете, вы боитесь.

Если вы боитесь и чувствуете себя небезопасно, то лучше не двигаться с этой большей силой. Взаимодействуйте с силами, более слабыми, чем вы; тогда вы сможете быть хозяином, вы сможете назначать цели заранее. Тогда вы сможете достичь этих Целей, но вы ничего от них не получите. Вы напрасно растратите свою жизнь.

Секретом любви, секретом молитвы, секретом всего, что может доставить вам удовлетворение, является самоотречение - способность быть обладаемым. С любовью возникают проблемы, потому что этой способности нет. Имеются также и другие причины, но эта - основная. Первой причиной является слиш­ком большой упор на интеллект, на рассуждения. Поэтому человек имеет одностороннее развитие. Вы развиваете голову совершенно пренебрегаете сердцем. А любовь не является интел­лектуальной способностью. Она имеет другой центр; она имеет другой фокус, другой источник. Она в вашем сердце, она в ваших чувствах; она не является продуктом рассуждений. Но все современное образование состоит из рассуждений, логики, ин­теллекта, ума. О сердце даже нет и речи. Оно, в действительнос­ти, отрицается; оно является просто поэтической фикцией.

Это не так! Оно является реальностью! Посмотрите на это таким образом: если бы с самого начала ребенок воспитывался бы без какой-либо тренировки ума и способностей к рассужде­ниям, без тренировки интеллекта, то был бы у него этот интеллект? Не было бы!

Были такие случаи. Иногда случалось так, что волки воспитывали человеческих детенышей. Всего десять лет назад в лесу нашли ребенка. Его воспитали волки. Ему было четырнад­цать лет. Он не мог даже стоять на двух ногах; он бегал на всех четырех. Он не мог произнести ни одного слова; он рычал как волк. Во всех отношениях он был волком в возрасте четырнадцати лет. Те, кто поймал его, назвали его Рамом. Ребенку потребовалось шесть месяцев, чтобы выучить свое имя. Через год он умер, и психологи, которые с ним работали, подозревают, что он умер от очень большого напряжения интеллекта. Эти усилия, эта тренировка в стоянии на двух ногах, эта тренировка памяти с целью запомнить свое имя, эти усилия сделать его человеческим существом убили его.

Когда его поймали, он имел крепкое здоровье - более крепкое, чем когда-либо имело любое другое человеческое существо. Он был подобен животному. Но это обучение убило его. Все усилия были потрачены на то, что если бы вы спросили его: «Как тебя зовут», он ответил бы: «Рам». В этом и заключал­ся весь его интеллект. После шести месяцев постоянного обуче­ния, наказаний, поощрительных наград единственным показа­телем его интеллекта было всего лишь это: он мог сказать «Рам».

Что случилось? Если бы этот ребенок попал к кому-нибудь с Марса, то тот бы подумал, что у человека нет ума, нет интеллек­та, нет способностей к рассуждению.

То же самое происходит и с сердцем. Без тренировки его как бы и нет. Им полностью пренебрегают, поскольку вся ваша жизненная энергия направляется по направлению к голове, а не по направлению к сердцу. Но любовь является функцией сердеч­ного центра. Вот почему современный человек становится неспо­собным любить: современный человек имеет неспособное сердце. Он вычисляет, а любовь не является вычислением. Он знает арифметику, а любовь не является арифметикой. Он рассуждает логически, а любовь является алогичной. Он всегда старается до всего дойти рассудком. Все, что бы он ни делал, поддерживается рассудком, а любовь рассудком не поддерживается.

На самом деле, когда вы влюбляетесь, вы полностью отбрасываете рассудок. Вот почему мы говорим, что человек «падает в любовь» (английское fall in love, влюбляться, букваль­но означает «падать в любовь» - Прим, перев.). Падает откуда? Падает из головы в сердце. Мы используем этот термин в виде осуждения, «падение», потому что голова, рассудок, не может смотреть на это без осуждения. Это падение.

Является ли, в действительности, любовь падением или взлетом? Становитесь ли вы с ней большим или меньшим? Вы расширяетесь или сжимаетесь? С любовью вы становитесь больше! Ваше сознание становится большим, ваши чувства становятся большими, ваше ощущение экстаза становится боль­шим, ваша чувствительность становится большей. Вы станови­тесь более живым, но одно становится меньшим: рассуждений становится меньше. Вы не можете рассуждать по поводу любви; «она слепа». В том, что касается рассуждений, она слепа. Сердце имеет свой собственный рассудок - это совершенно другая вещь — и свои собственные глаза, но это совершенно другое. Глаз рассудка здесь нет, поэтому рассудок говорит, что это падение; выпали.

Пока сердечный центр не начнет снова функционировать, человек будет не в состоянии любить, а все страдание современ­ной жизни заключается в том, что, пока он не полюбит, он не сможет понять смысл своей жизни. Жизнь выглядит бессмысленной. Любовь придает ей значение; только любовь имеет смысл. Пока вы не будете способны любить, в вас не будет никакого смысла, вы будете чувствовать, что ваше существование не имеет какого-либо смысла, что оно тщетно; для вас привлекательным будет самоубийство. Тогда вы будете желать убить себя, покончить с собой, потому что какой смысл в таком существовании?

Голое существование не может быть допустимым. Существование должно иметь смысл; в противном случае, зачем оно. Зачем без необходимости продолжать свою жизнь? Зачем каждый день повторять один и тот же образ жизни? Утром вставать делать одно и то же, засыпать снова, а на следующий день снова то же самое - зачем?

До сих пор вы так и делали, и что случилось? И вы будете делать это до самой смерти, а затем освободитесь от своего тела. Какой в этом смысл? Любовь придает вашей жизни смысл. Это не значит, что благодаря любви в жизни появляются какие-то результаты, достигаются какие-то цели - нет! Благодаря любви каждый момент становится ценным сам по себе. Тогда вы никогда не будете задавать таких вопросов. Если кто-то спрашивает вас, в чем смысл жизни, то знайте, что ему недостает любви. Всякий раз, когда кто-то спрашивает вас о смысле жизни, он спрашивает это потому, что он не смог расцвести в переживании любви. Когда человек любит, он никогда не спросит о смысле жизни. Он знает смысл; ему нет нужды спрашивать. Он знает смысл жизни! Смысл есть: смыслом жизни является любовь.

Благодаря любви возможна молитва, потому что молитва тоже является отношением любви - не между двумя индивидуальностями, но между одной индивидуальностью и самим существованием. Тогда все существование становится вашим любимым или любимой. Но в молитву или в медитацию вы можете вырасти только благодаря переживанию любви, и предельный экстаз есть просто подобие любви. Вот почему Иисус говорит: «Бог есть любовь», а не: «Бог является любящим».

Христиане интерпретировали это по-своему — что Бог является добрым и любящим. Это не то значение. Иисус говорит, что Бог есть любовь. Он просто приравнивает Бога и любовь. Вы можете сказать «любовь», вы можете сказать «Бог»; оба слова означают одно и то же. Бог не является любящим; Бог сам и есть любовь. Если вы можете любить, вы входите в божественное. А когда ваша любовь возрастает до такой бесконечности, что она не относится ни к кому в конкретности - она, скорее, становится рассеянным явлением; когда для вас нет любимого; когда, скорее, все существование, все, что есть, становится любимым или любимой - тогда это становится молитвой.

А тантра является методом любви. Поэтому первым вопро­сом является то, как любить, а вторым - как вырасти в любовь таким образом, чтобы любовь стала молитвой. Но начинать надо с любви. И не бойтесь любви, потому что этот страх показывает, что вы боитесь сердца. Голова является лукавой; сердце являет­ся невинным. С головой вы чувствуете себя защищенным; с сердцем вы становитесь уязвимым, открытым. Может случиться все, что угодно.

Вот почему мы становимся закрытыми. Имеет место страх: если вы уязвимы, то все может случиться с вами; кто-то может обмануть вас. При наличии ума никто вас не обманет; вы сами можете обманывать других. Но я говорю вам: будьте готовы быть обманутым, но не закрывайте свое сердце. Будьте готовы быть обманутым, но не закрывайте свое сердце! И стоит пойти на эту уязвимость к обману, потому что вы ничего не потеряете в результате этого. И если вы готовы будете, что вас многократно обманут, то только тогда вы сможете верить сердцем. Если вы будете вычисляющим, хитрым, умным, слишком умным, то вы упустите сердце. А современ-ный человек настолько образован, настолько усложнен, настолько умен, что это является причи­ной того, что он становится неспособным к любви.

Женщины были не такими, но они быстро следуют за современным мужчиной, они быстро копируют современного мужчину. Рано или поздно они станут такими же, как мужчина, и, возможно, даже превзойдут его. Теперь они тоже становятся неспособными к любви, потому что у них та же самая ориента­ция на голову, те же самые усилия быть более хитрыми и умными. Они могут организовать «Женское освободительное движение» или что-нибудь вроде этого, но это ориентировано не на сердце. Это просто повторение той же самой глупости, которую проделывает с собой мужчина. Женщины могут идти на другие крайности, но если они реагируют, то даже в факте своей реакции они являются последователями мужчин.

Налицо великий кризис. Сейчас трудно помешать тому, чтобы женщины во всем мире копировали поведение мужчин и всю их бессмыслицу, потому что кажется, что мужчины так успешно действуют. Они, в некотором смысле, действительно имеют успех; они стали хозяевами вещей. Но взгляните также и на то, в чем мужчина потерпел полную неудачу. Он потерял свое сердце; он не может любить. Одного рассудка недостаточно; если все находится под управлением рассудка, то это опасно. Сердце должно быть выше рассудка, потому что рассудок есть только инструмент, а сердце - это вы. Сердцу следует позволять использовать рассудок, но не наоборот. Но вы именно так и делаете. Голове позволяется доминировать; в своем доминирова­нии она убила сердце.

Для того чтобы понять, почему современный человек не способен любить, нужно вспомнить еще одну вещь. Любовь, по существу, является некоторым видом безумия, видом соучас­тия с природой, видом растворения эго. Это основное, первона­чальное. Из любви вы рождаетесь; каждая клеточка вашего тела является клеточкой любви. Сама ваша энергия, ваша жизнен­ная энергия, является энергией любви. Вы существуете в ней, но в этой энергии нет никакого эго. Вы не можете чувствовать «я». Эта энергия является бессознательной, и, когда вы входите в состояние любви, вы становитесь бессознательным. Сознатель­ной является только часть вашего ума, и в этой части ума существует эго.

Ум имеет три слоя. Первый слой - это слой бессознатель­ного или подсознательного: когда вы глубоко спите без каких-либо сновидений, то вы находитесь в нем. Ребенок в утробе матери является абсолютно бессознательным, но тогда он явля­ется частью матери. Ребенок не осознает, что он является отдельной сущностью; он просто часть матери. Здесь нет ника­кого разделения, нет никакого отдельно определяемого существования. Он не отделен от матери и от самого существования. Здесь нет никакого страха, потому что страх приходит тогда, когда, вы начинаете осознавать себя. Ребенок находится в полном покое; он бессознателен.

Второй слой - это слой сознательного. Это очень маленькая часть ума. Благодаря тренировке, обучению, обществу, семье одна десятая бессознательного становится сознанием. Это необ­ходимо для выживания, поэтому часть вас становится сознани­ем. Но эта часть очень быстро устает; вот почему вы нуждаетесь во сне. Во сне вы снова становитесь ребенком в утробе матери. Вы проваливаетесь назад, сознания больше нет. Оно становится частью подсознания. Вот почему сон является таким освежаю­щим. Утром вы снова чувствуете себя живым, свежим, потому что вы снова возвращались в утробу матери.

Вы, возможно, и не наблюдали этого... Понаблюдайте за кем-нибудь, кто глубоко спит. В большей или в меньшей степени он будет находиться в той же позе, в которой он находился в утробе матери. И если вы сможете находиться в более правиль­ной позе, то сон придет более легко. Если вы испытываете какие-либо трудности в засыпании, то просто почувствуйте утробу матери, почувствуйте себя так, как если бы вы были в ней. Представьте это и примите позу, в которой вы пребывали в утробе. В этой позе вы глубоко заснете. Вам требуется то же самое тепло; в противном случае ваш сон будет беспокойным. Вы нуждаетесь в том же самом тепле, какое вы имели, находясь в утробе матери.

Вот почему полезным является теплое молоко. Если перед сном вы маленькими глотками выпьете теплое молоко, то это будет хорошо, потому что это снова сделает вас ребенком. Молоко является пищей ребенка, и если оно теплое, то вы снова находитесь у материнской груди. Теплое молоко полезно для сна только по этой причине: вы снова возвращаетесь в детство, вы уменьшаетесь в ребенка. Сон освежает вас. Почему? Потому что сознательный ум устает. Он является только частью ума, весь ум является бессознательным. Для того чтобы ожить, он должен возвратиться к состоянию целостности. Он опять воскресает. Вот почему утром вы снова чувствуете себя хорошо, и утро выглядит прекрасным, - не только потому, что утро прекрасно, но и потому, что вы снова имеете детские глаза. День не кажется таким же прекрасным. Мир является тем же самым, но к этому времени вы снова утрачиваете эти детские глаза. А вечер становится безобразным, потому что вы устали.

Вы слишком много живете в своем сознании. Центром этого сознания является эго. Это два обычных состояния, которые мы знаем. Третье состояние, то, к которому имеют отношение йога и тантра, называется сверхсознанием. «Сверхсознание» означа­ет, что все ваше бессознательное превратилось в сознание. В бессознательном нет эго; вы являетесь цельным. В сверхсозна­нии снова нет эго; вы являетесь цельным. Но в промежутке между этими двумя типами сознания ум имеет центр - эго.

Это эго представляет собой проблему, это эго порождает проблемы. Вы не можете любить, потому что тогда вы должны стать бессознательным, таким же бессознательным, каким вы являетесь во сне. Или, если вы хотите вырасти до молитвы, вы должны стать тотально сознательным, подобно Будде или Мире. Таким образом, любовь становится невозможной, молитва ста­новится невозможной.

Эго создает барьер. Вы не можете потерять себя, а любовь является потерей себя, рассеиванием, растворением, плавлени­ем. Если вы переплавитесь в подсознание - это любовь, если вы переплавитесь в сверхсознание - это молитва; но и то и другое является плавлением. Так что же делать? Запомните: вы ничего не можете сделать с этим. Запомните это очень глубоко: вы ничего не можете сделать в отношении любви, в отношении молитвы. Ваш сознательный ум является бессильным; он ничего не может сделать. Он должен быть утрачен, он должен быть отброшен. Вспомните и о самоотречении: когда вы хотите превзойти самого себя, одним из способов является самоотрече­ние - или в любви, или в молитве.

Всякий раз, когда вы стремитесь превзойти что-либо, попасть туда, где вас нет, подходящим способом явля-ется самоотречение, позиция «будь, что будет». Позвольте чему-то случиться с вами; не манипулируйте им. А раз вы познали, как позволять, то многое начинает случаться. Вы можете даже не

осознавать, что является возможным для вас, какую великую, огромную энергию вы заключили в себе, энергию, которая может взорваться и стать экстазом. Вся ваша жизнь будет наполнена сознанием, светом и блаженством, но вы не знаете этого. Это подобно атомам в атомной бомбе: если взрывается один атом, высвобождается огромная энергия. А каждое сердце также является атомной бомбой. Если оно взрывается в любви или в молитве, то высвобождается огромная энергия.

Но вы должны взорваться и потерять самого себя. Семя должно потерять самого себя; только тогда родится дерево. А если семя сопротивляется и говорит: «Нет, я должно выжить», то семя, возможно, и выживет, но дерево никогда не родится. А пока дерево не родится, семя будет испытывать разочарование, потому что смысл имеет именно дерево. Семя будет испытывать разочарование! Семя будет испытывать удовлетворение только в том случае, когда дерево расцветет. Но тогда семя должно потерять самого себя, умереть.

Современный человек стал неспособным любить, потому что он стал неспособным умереть. Он не может умереть ради чего-либо. Он цепляется за жизнь; он не может умереть ради чего-либо.

В старой Англии, триста или четыреста лет назад, исполь­зовалось одно выражение. Любимый говорил своей любимой: «Я хочу умереть в тебе». Это было выражением любви. Оно было прекрасным! «Я хочу умереть в тебе». Любовь есть смерть - смерть эго. Только тогда рождается ваше реальное «я», но современный человек очень, очень боится смерти. В любом случае самоотречение есть смерть, любовь есть смерть, и жизнь также является непрерывной смертью. Если вы боитесь, вы упустите саму жизнь.

Будьте готовы умереть каждый момент. Умрите для про­шлого, умрите для будущего, умрите в настоящем моменте. Не цепляйтесь за жизнь и не сопротивляйтесь. Не прикладывайте никаких усилий ради жизни, и у вас будет жизнь в изобилии. Жизнь случится с вами, если вы будете готовы умереть. Это выглядит парадоксальным, но это закон. Иисус говорит, что тот, кто готов потерять, приобретет, а тот, кто цепляется за что-либо, потеряет все.

 

Второй вопрос:

Вчера вечером вы сказали, что периферия всегда изменяет­ся, в то время как самый внутренний центр остается вечно неподвижным. Для того чтобы осознать центр, необходимо ли, чтобы периферийное движение прекратилось? Может ли это быть? Как и когда?

 

Вы упустили все самое главное. Самое главное заключается в том, чтобы не прикладывать никаких усилий для изменения периферии. Позвольте периферии быть такой, какова она есть. Вы не можете изменить ее. Природой периферии является движение и изменение. Вы не можете сделать ее статичной. Природа является потоком. Это действительно так; вы не можете сделать его неподвижным. И не расходуйте свое время и возможности жизни, пытаясь сделать его статичным. Знайте периферию как нечто изменяющееся. Будьте свидетелем ее, и вы придете к ощущению самого внутреннего центра, который не изменяется. Мир изменяется, ваша личность изменяется, ваши тело и ум изменяются, но вы нет; вы не изменяетесь. Какой смысл в борьбе с изменениями? В этом нет необходимости!

Тантра учит тому, чтобы снова воцариться в своем центре, осознать центр, который является неподвижным, и позволять всему существованию двигаться. Это совсем не возмущение, не беспокойство. Это становится беспокойством только в том слу­чае, если вы уцепились за него или если вы пытаетесь сделать его неподвижным. Тогда вы попадаете в абсурдную ситуацию; ваши усилия являются бессмысленными. Они не приведут к успеху; вы потерпите неудачу. Знайте хорошо, что жизнь является изменением, но где-то внутри этого изменения имеется также и неподвижный центр. Просто начните осознавать его. Только этого осознания достаточно, чтобы освободить вас. Освобождает именно это чувство: «Я неподвижен». Это истина. Вы знаете это и становитесь другим.

Не сражайтесь с тенями! А вся жизнь является тенью, потому что изменение есть не что иное, как тень. Не изменяюще­еся является реальным; изменяющееся является нереальным. Так что не спрашивайте, нужно ли прекратить периферийные изменения и движения для того, чтобы осознать центр. В этом нет необходимости, да вы и не сможете это сделать. Прекратить их невозможно! Мир продолжает функционировать; он не функционирует только в вас. Вы можете остаться в мире, нет никакой необходимости, чтобы мир был в вас. Мир не явля-ется беспокойством для вас. Когда вы вовлечены в мир, когда вы стали изменением, когда вы чувствуете, что вы стали изменени­ем, тогда это порождает проблемы.

Проблемы порождаются не изменяющейся периферией. Они порождаются отождествлением: «Я и есть это изменение». Вы болеете; болезнь, на самом деле, беспокойством не является. Когда вы чувствуете: «Я заболел», то это беспокойство, это возмущение. Если вы можете быть свидетелем этой болезни, если вы можете чувствовать, что болезнь случается где-то на периферии - что это случается не с вами, это случается с кем-то другим, а вы просто свидетель, - то смерть также может случиться, а вы будете просто ее свидетелем.

Александр возвращался из Индии. Некоторые друзья посо­ветовали ему привести с собой из Индии санньясина. Они говорили: «Когда ты будешь возвращаться с завоеванными богатствами, не забудь: приведи также и санньясина. Мы хотим посмотреть, что такое санньясин - что за люди отказываются от мира. Мы хотим знать, что случается с тем, кто отказался от всех желаний, какой тип блаженства нисходит на того, кто отбрасы­вает все страстные желания, отбрасывает голод и жажду к обладанию и вещам, к будущему».

В самый последний момент Александр вспомнил. В послед­нем городе, из которого он должен был покинуть Индию, чтобы вернуться в свою страну, он приказал своим солдатам пойти и найтисанньясина. Они отправились в город и расспросили там старейшину города. Он сказал: «Да, здесь есть санньясин, великий санньясин, но это будет трудным делом. Трудно будет убедить его последовать вместе с Александром в Афины».

Но солдаты были солдатами, поэтому они сказали: «Не беспокойся об этом. Мы заставим кого угодно. Ты только скажи нам, где он. Мы знаем, как заставить его, нет никакой необхо­димости убеждать его. Если Александр скажет, то даже весь город последует за ним, ты последуешь за ним, что уж тогда говорить об одном санньясине?»

Но старик засмеялся, и солдаты не могли понять его, потому что они никогда не встречались с санньясинами. Они добрались до санньясина. Он стоял обнаженный на берегу реки, и они сказали ему: «Александр приказал, чтобы ты шел с нами. О тебе будут заботиться, тебе будут предоставлены все удобства; ты будешь гостем императора. Но ты должен будешь идти с нами в Афины».

Санньясин рассмеялся и сказал: «Вашему Александру будет очень трудно взять меня с собой. Никакая сила в этом мире не заставит меня следовать за ним. Вы этого понять не сможете, но лучше будет, если вы приведете вашего Александра».

Александр был возмущен. Он чувствовал себя оскорблен­ным, но он хотел видеть этого человека. Он пришел с обнажен­ным мечом и сказал: «Если ты откажешься, то ты тут же потеряешь свою жизнь. Я отрублю тебе голову». Этого санньяси­на звали - как это было записано в дневнике Александра - Дандамеш.

Санньясин засмеялся и сказал: «Ты пришел немного поз­дно. Ты не можешь убить меня сейчас, потому что я сам себя уже убил. Ты немного опоздал. Ты можешь отрубить мою голову, но ты не можешь убить меня, потому что я стал свидетелем. Поэтому, когда эта голова упадет на землю, ты увидишь ее падающей, и я тоже увижу ее падающей. Но ты не можешь зарубить меня; ты не можешь даже прикоснуться ко мне. Так что не трать напрасно время, руби! Поднимай свой меч и руби мою голову».

Александр не смог убить этого человека. Это было невоз­можно, потому что это было бесполезно. Человек был настолько выше смерти, что его невозможно было убить. Вас можно убить только в том случае, если вы цепляетесь за жизнь. Это цеплянье за изменяющийся образ жизни делает вас смертным. Если вы не цепляетесь за жизнь, вы являетесь бессмертным - каким всегда и были. Бессмертие является вашим правом с рождения; оно всегда было при вас. Вы становитесь смертным только в том случае, если цепляетесь за жизнь. Поэтому нет никаких вопро­сов, нет никакой необходимости заставлять изменяющуюся периферию быть неподвижной. В этом нет необходимости, да вы и не сможете сделать ее неподвижной. Она будет функциониро­вать, колесо будет продолжать вращаться. Все, что вы можете делать, так это знать, что вы не колесо. Вы ось, а не колесо.

 

Третий вопрос:

Если человек таков, каков он есть, то разве не трудно ему уничтожить изменения посредством изменений, уничтожить секс посредством секса и так далее без привязанностей и последующих беспокойств и разочарований?

 

Человек, такой, каков он есть, может сделать это, и это предлагается только человеку, каков он есть. Тантра является лекарством для вас - для тех, кто болен. Так что не думайте, что это не для вас. Это для вас, и вы можете делать это, но вы должны будете понять, что это значит, когда вы говорите, что имеется возможность впадания в привязанность с соответствующими последствиями и разочарованием. Вы не поняли. «Уничтожь изменение посредством изменения» означает, что, если даже существует привязанность, с ней не следует сражаться. Будьте привязанным, но будьте также и свидетелем этой привязаннос­ти.

Пусть будет привязанность; не сражайтесь с ней. Тантра является процессом, исключающим борьбу. Не сражайтесь, не боритесь! Наступит разочарование, конечно, так будьте же разочарованы. Но будьте также и свидетелем. Вы были привя­заны и были свидетелем. Теперь пришло разочарование, и вы хорошо знаете, что оно должно было прийти. Теперь будьте разочарованным, но будьте и свидетелем. Тогда посредством привязанности будет уничтожена привязанность, а посредством разочарования будет уничтожено разочарование.

Испытайте эту технику, когда вы чувствуете себя страдаю­щим. Будьте страдающим, не сражайтесь со страданием. Испытайте это, это чудесно. Когда имеет место страдание и вы чувствуете себя страдающим, закройте свои двери и будьте страдающим. Что вы теперь можете сделать? Вы страдаете, так страдайте. Будьте теперь тотально страдающим. Вы вдруг на­чнете осознавать это страдание. А если вы попытаетесь изменить его, то вы никогда его не осознаете, потому что ваши усилия, ваша энергия, ваше сознание направлены в сторону изменений, по направлению к тому, как изменить эти страдания. Тогда вы начинаете думать о том, как они пришли и что теперь делать, чтобы избавиться от них. Тогда вы упускаете самое прекрасное переживание - само страдание.

Теперь вы думаете о причинах и следствиях, вы думаете о том, как забыть эти страдания, как превзойти их, и вы упускаете сами страдания. А эти страдания есть, и они могли бы стать освобождением. Только не делайте ничего. Не анализируйте, как появилось страдание; не думайте, какие у него будут последствия. Они будут, и позже вы сможете их увидеть. Вам некуда спешить. Будьте страдающим, просто страдающим, не пытайтесь изменить это состояние.

Попробуйте следующее: смотрите, сколько минут вы може­те оставаться страдающим. Вы начнете смеяться над всем этим; все это будет выглядеть глупым, потому что если вы являетесь тотально страдающим, то вдруг ваш центр окажется за предела­ми страдания. Этот центр никогда не может быть страдающим, это невозможно! Если вы остаетесь со страданием, то страдание становится фоном, а ваш центр, который никогда не может быть страдающим, вдруг начинает возвышаться над фоном, и тогда вы и страдаете, и не страдаете: вы «разнообразно одни и те же». Теперь вы уничтожаете страдание посредством страдания. Вот что это значит. Вы ничего не делаете; вы просто уничтожаете страдание посредством страдания. Страдание исчезнет, как исчезают облака, и небо будет чистым, и вы будете смеяться, но вы ничего не делали. Вы и не можете ничего сделать; все, что вы можете сделать, это создать еще большую неразбериху и большее страдание.

Кто создал это страдание? Вы, и теперь вы пытаетесь изменить его. От этого станет еще хуже. Вы являетесь создателем страдания. Вы создали его, вы источник его, а теперь источник сам пытается устранить его. Что вы можете сделать? Теперь пациент сам себя лечит, а он сам все это создал. Теперь он думает о хирургии. Это самоубийственно. Не делайте ничего. Внутреннее пространство очень глубоко. Вы так много раз пытались прекратить страдания, прекратить депрессию, пре­кратить то или это, и ничего не случилось. Теперь попробуйте следующее: ничего не делайте; позвольте страданию быть здесь во всей его тотальности. Позвольте ему случиться в его полной интенсивности, и оставайтесь не делающим. Просто пребывайте с ним и наблюдайте, что происходит.

Жизнь есть изменение. Изменяются даже Гималаи, так что ваше страдание не может оставаться неизменным. Оно изменит­ся само по себе, и вы увидите, что это изменение - что это исчезновение и это уход, - и вы почувствуете, что с вас снято бремя, а вы ничего не делали.

Раз вы знаете секрет, то вы можете все уничтожить посред­ством самого себя, но секрет заключается в том, что нужно быть безмолвным и ничего не делать. Имеет место гнев, так будьте, просто будьте. Не делайте ничего. Если вы сможете выполнять это, то есть сможете быть бездеятельным, если вы сможете просто быть – присутствовать, свидетельствовать, но не прикла­дывать никаких усилий, чтобы изменить что-либо, позволяя всему идти так, как оно идет, - то вы сможете уничтожить все, что угодно. Вы сможете уничтожить все, что угодно.

 

Последний вопрос:

Тантра утверждает, что не надо бороться или грести в желаемом направлении, но нужно просто позволить всему идти так, как оно идет, и плыть по течению реки жизни. Но опыт показывает, что современная городская жизнь с ее скоростями и тяжелыми технологиями порождает постоянное физическое и умственное напряжение. Как к этому отнесется тантра? Плохо ли это - избегать ненужных напряжений?

 

Жизнь всегда была такой, независимо от того, современная она или первобытная. Всегда было напряжение, беспокойство.

Объекты изменяются, но человек остается тем же самым. Две тысячи лет назад вы управляли воловьей упряжкой; теперь вы управляете автомобилем, - но водитель остается одним и тем же. Воловья упряжка изменилась - вещи теперь другие, вы водите автомобиль, - но водитель остался тем же самым. Он беспоко­ился о своей повозке, повозка создавала в нем напряжение; теперь вы в напряжении и беспокойстве в связи со своим автомобилем. Объекты меняются, но ум остается тем же самым.

Так что не думайте, что ваши большие беспокойства вызваны современной жизнью. Эти беспокойства вызваны вами, а не современной жизнью, а вы будете в беспокойстве везде, в любом типе цивилизации. Отправляйтесь в деревню на несколь­ко дней - на два или три дня - и вы на некоторое время почувствуете себя лучше, потому что даже болезни требуется переадаптация. Но за три дня вы приспособитесь к деревне, и тогда беспокойства придут снова, напряженность будет ощу­щаться снова. Теперь причины будут другими, но вы будете тем же самым.

Иногда случается так, что вас беспокоит уличное движение и шум, вы можете говорить, что вы не можете заснуть ночью из-за большого уличного движения и шума. Тогда отправляйтесь в деревню, и вы не сможете заснуть из-за отсутствия уличного движения, из-за отсутствия шума. Вы вынуждены будете вер­нуться обратно, потому что деревня выглядит мертвой, скучной - потому что в ней нет жизни.

Люди все время рассказывают мне о таких ощущениях. Я посоветовал одному моему другу поехать в Кашмир, в Пахалгам. Он возвратился и сказал, что жизнь там скучна, что там не







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.074 с.)