ТОП 10:

Правда ли это, что безнравственная жизнь создает помехи для медитации?



Что такое медитация? Это не ваш характер, это не то, что вы должны делать. Это то, что вы есть. Это не характер; это сознание, которое вы вносите во все, что бы вы ни делали. То, что вы делаете, не имеет значения. Вопрос заключается в том, делаете вы это сознательно или нет, а не в том, нравственны вы или безнравственны. Бдительны ли вы? Если вы бдительны, медитация случается. Если вы не являетесь бдительным, вы живете во сне.

Вы можете быть нравственным во время крепкого сна, в этом нет никаких проблем. Если вы желаете крепко спать, то даже предпочтительней быть нравственным, потому что тогда общество не будет беспокоить вас. Тогда никто не будет против вас. Вы можете спать с удобствами. Общество поможет вам.

Вы можете быть нравственным и не будучи медитативным, но позади вас всегда будет стоять безнравственность. Она будет следовать за вами как тень, а ваша нравственность будет всего лишь поверхностной, потому что ваша нравственность может быть навязана вам извне, когда вы спите. Она может быть только псевдо, фальшью, фасадом, она не может стать вашим сущест­вом. Внешне вы станете нравственным, но внутри вы будете оставаться безнравственным. И чем более нравственным вы будете становиться снаружи, тем более аморальным вы будете внутри - в той же самой пропорции, потому что ваша нравствен­ность должна быть не чем иным, как глубоким подавлением.

Из-за такой нравственности и вы также становитесь фаль­шивым. Вы не будете личностью, вы будете просто «персоной» — некоторой ложной сущностью. За этим будет следовать страдание, и, как следствие, вы будете находиться на краю взрыва - взрыва всего того, что вы подавили. Все оно только ждет этого. И если вы действительно честны в своей нравственности во время сна, то вы сойдете с ума. Только нечестный человек может оставаться нравственным и не сойти с ума. Это лицемерие, ханжество. Лицемеры лишь показывают всем, что они высокон­равственны, но на самом деле они не нравственны, они находят способы и средства быть безнравственными, все время оставаясь нравственными на поверхности или притворяясь нравственны­ми. Только так вы можете оставаться в своем уме; в противном случае вы сойдете с ума.

Эта так называемая нравственность оставляет только две возможности. Если вы честны, вы станете сумасшедшим; если вы нечестны, вы станете лицемером. Таким образом, умные и сообразительные становятся лицемерами. Те же, кто прост, невинен, кто становится жертвой таких учений, сходят с ума.

Когда вы спите, реальная нравственность не может слу­читься с вами. И что вы имеете в виду под этой «реальной нравственностью»? Нечто, что самопроизвольно расцветает в вашем существе, что не навязано вам извне. И к тому же реальная нравственность не противоположна безнравственнос­ти; реальная нравственность есть просто отсутствие безнрав­ственности, это не противоположность. Вас, например, могут учить любить своих соседей, любить всех, быть любящим. Это может стать вашей моральной позицией, но ненависть внутри останется. Вы заставляете себя быть любящим, но принужден­ная любовь не может быть реальной, не может быть подлинной. Она не удовлетворит ни вас, ни того человека, которого вы любите. Эта фальшивая любовь не удовлетворит никого.

Это что-то вроде фальшивой воды. Она не сможет утолить ничью жажду. Ненависть здесь, и она пытается заявлять о своих правах. И фальшивая любовь не может быть реальной помехой для этого. Ненависть, скорее, будет проникать в фальшивую любовь и даже отравлять ее; ваша любовь превратится в неко­торый род ненависти. Ненависть хитра и коварна.

Реальная нравственность случается с человеком, который далеко углубился в самого себя - и чем больше вы углубляетесь, тем более любящим вы становитесь. Это не есть нечто, выступа­ющее против ненависти; это не нечто, антагонистичное ненавис­ти. Чем больше вы в себя углубляетесь, тем больше любви истекает из вас. Ненависть здесь ни при чем; ненависть не имеет к этому никакого отношения. Когда вы достигаете своего центра, вы являетесь любящим без какого-либо нравственного насилия извне. Вы можете даже не осознавать, что вы любите. Как вы осознаете это? Эта любовь будет такой естественной, что это будет как дыхание, как тень, которая следует за вами. Вы просто будете любящим.

Тантра учит внутреннему путешествию. Нравственность случится с вами, но это будет следствием, а не предварительным условием. Хорошо осознайте это различие. Тантра учит не попадаться в ловушку понятий нравственного и безнравственно­го. Они являются внешними. Наоборот, двигайтесь внутрь. Поэтому и техники направлены на то, как двигаться внутрь. И не связывайтесь с моральным и аморальным, с чистым и нечистым; не связывайтесь с различиями. Просто двигайтесь внутрь. Забудьте про внешнее - про внешний мир, про общество, про все, чему общество учило вас. Все, чему учит общество, должно быть двойственным, должно быть подавляющим, долж­но вступать в конфликт с вами. А если имеет место конфликт, вы не можете двигаться внутрь.

Так что забудьте про конфликты и про все то, что порождает конфликты. Просто двигайтесь внутрь. Чем глубже вы пойдете, тем более нравственным вы станете, но эта нравственность не будет нравственностью общества. Вы будете нравственным, не будучи нравственным - не осознавая, что вы нравственны, потому что этому ничто не противопоставлено внутри вас. Вы являетесь просто любящим, потому что вы испытываете блажен­ство, когда вы любите. Это блаженство само по себе. В нем нет никакой цели; не нужно никаких результатов. Это не означает, что, если вы любите, вы попадете в царство Божье. Это не сделка. Мораль, которую проповедует общество, и все религиозные проповеди являются сделкой: «Делайте это и вы получите то. Если вы не будете делать этого, вы не получите того. Вы даже будете наказаны». Это сделка.

Тантрическая нравственность не является сделкой, это то, что случается. Чем глубже вы движетесь, тем в большей степени вы живете в настоящем моменте. Вы чувствуете, что любовь есть блаженство. Это не шаг, не условие, не сделка с кем-то другим, это является самодостаточным. Вы любите, потому что в любви вы ощущаете блаженство. Вы не делаете что-то для своего соседа; вы никому ничего не должны. Быть любящим является удовольствием. Это хорошо для вас непосредственно здесь и сейчас. Нет никакого будущего рая или ада. Непосредственно сейчас, это создает рай и царство Божье входит в вас. И то же самое случается со всеми добродетелями - они случаются самопроизвольно.

Теперь обратимся к вопросу: Правда ли это, что безнравственная жизнь создает помехи для медитации? Истинным, на самом деле, является противоположное. Медитативная жизнь создает помехи для безнравственной жизни. Безнравственная жизнь не может создать никаких помех. Безнравственная жизнь означает, что вы не являетесь медитативным - и больше ничего; вы крепко спите. Вот почему вы причиняете вред самому себе.

Для тантры основными являются медитация, бдитель­ность, осознанность всех действий. Ничто не является более важным, чем это. Если кто-то является безнравственным, это показывает, что он не является бдительным. Что делают обыч­ные учения? Обычно учителя говорят этому спящему безнрав­ственному человеку, что нужно быть нравственным. Он может перейти от безнравственности к нравственности, но сон будет продолжаться.

При этом все усилия тратятся напрасно, потому что реаль­ной болезнью является не безнравственность; безнравственность является всего лишь симптомом. Болезнью является не бдитель­ность, не медитативность. Вот почему он был безнравственным. Вы можете обратить его к нравственности. Вы можете создать страх, но вы можете заставить бояться только того человека, который спит; в противном случае вы не сможете создать в нем страх. Вы можете породить в нем страх по поводу ада и желание получить выгоды рая. И то и другое возможно только тогда, когда вы спите. Если вы не спите, вас невозможно будет испугать и невозможно будет заинтересовать выгодой. Эти две вещи имеют значение только для ума, который крепко спит.

Таким образом, создайте страх наказания, и человек будет двигаться от безнравственности к нравственности, - но он будет двигаться вследствие страха. Создайте стремление к выгоде, и тогда он сможет двигаться от безнравственности к нравственнос­ти, - но он будет двигаться вследствие вожделения, алчности, стремления к выгоде. Алчность и страх являются частями спящего ума. Он остается спящим, все основное остается без изменений.

Он хорош для общества; с ним все в порядке. Для общества аморальная личность представляет проблему; но нравственный человек проблемы не составляет. Таким образом общество решает свои проблемы, но человек остается спящим. Для него самого ничего не разрешилось; просто теперь он стал более удобным для общества. Раньше он был неудобным. Попробуйте увидеть такой факт: безнравственный человек неудобен для общества, но он удобен для самого себя. Нравственный человек становится удобным для общества, но он становится неудобным для самого себя.

Поэтому это похоже на переворачивание одной и той же монеты. Вот почему безнравственный человек кажется более веселым и радостным, а нравственный человек является серьез­ным, печальным, обремененным заботами. Безнравственный человек сражается с обществом, а нравственный человек сража­ется с самим собой. Безнравственный человек испытывает беспокойство только потому, что в нем всегда присутствует страх быть пойманным, уличенным. Он боится быть уличенным, но он наслаждается жизнью. Если никто не уличает его, если нет никакого страха быть уличенным, то у него все в порядке.

Нравственный человек вовлечен в борьбу с самим собой. У него все не в порядке; у него все в порядке только по отношению к обществу. Нравственность является смазывающим веществом, она позволяет вам более легко двигаться рядом с другими. Но тогда вам становится неспокойно с самим собой. Беспокойство присутствует всегда - или с обществом, или с самим собой. Только тогда, когда вы пробудитесь, беспокойство покинет вас.

Тантра имеет дело с основной болезнью, а не с симптомами. Мораль представляет собой устранимый симптом. Поэтому тантра учит не связываться с понятиями нравственности и безнравственности. Это не означает, что тантра призывает быть безнравственным. Как может тантра призывать вас стать без­нравственным, если она не может даже призвать вас быть нравственным? Тантра утверждает, что все это не имеет значе­ния: не болтайте о нравственности и безнравственности; идите к корням. Вы можете быть нравственным или безнравственным, но это только симптом. Идите к основам! Основным является то, что вы спите - крепко спите.

Как разрушить это спящее царство? Как быть осознающим и не впадать снова и снова в спячку? Это то, с чем имеет дело тантра - и раз вы стали бдительным, ваш характер изменится. Но это следствие. Тантра говорит, что вы не должны беспокоится об этом, это следствие. Это случится неизбежно, поэтому вы не должны беспокоиться об этом. Вы не можете привнести это, это случится самопроизвольно. Вы просто будете становиться все более и более бдительным и, как следствие, все менее и менее безнравственным. Но та нравственность, которая случится с вами, не является вынужденной; это не есть нечто, сделанное вами по отношению к одной из своих частей. Вы просто стараетесь быть бдительным, и это случается.

Как бдительный человек может применять насилие? Как бдительный человек может испытывать ненависть или гнев? Это может выглядеть парадоксальным, но это так. Тот, кто спит, не может обойтись без ненависти. Это невозможно. Он может только притворяться, что у него нет ни гнева, ни ненависти. Он может только притворяться, что в нем есть любовь, сострадание, доброта, симпатия. Это все притворство. С тем, кто пробудился, происходит совершенно противоположное. Если ему нужен гнев, он может только притворяться. Он не может гневаться, он может только притворяться! Если гнев нужен, - а иногда он бывает нужен - он может только притворяться. Он не может быть печальным, но, если необходимо, он может притвориться, что он печален. Теперь эти чувства невозможны.

Теперь естественной является любовь, как раньше была ненависть. Раньше любовь была притворством. Теперь нена­висть может быть только притворством, - если это необходимо. Сражение Иисуса с менялами в великом храме было притворст­вом. Он не мог сердиться, но он выбрал притворство. Он, на самом деле, не мог сердиться. Он не мог гневаться, но он мог использовать гнев - как вы используете любовь, не умея любить. Вы используете любовь для некоторых целей. Ваша любовь нужна только для того, чтобы получить что-то другое; она никогда не является просто любовью. Вы можете стараться получить деньги, вы можете стараться получить сексуальное удовлетворение, вы можете стараться получить что-либо другое — удовлетворение эго, победу, чувство, что вы очень могущес­твенны. Вы можете стараться получить что-нибудь другое, но это никогда не любовь.

Будда может сердиться, если он считает, что это поможет. Вследствие своей любви иногда он может гневаться, но это только притворство; это может одурачить только глупца. Те, кто понимает, будут только смеяться. По мере того, как медитация углубляется, говорит тантра, вы начинаете изменяться. Это прекрасно, когда с вами происходят изменения. Если вы «дела­ете» их, это никогда не будет чем-то глубоким, потому что делание лежит где-то на поверхности. Поэтому тантра учит, что нужно позволить этому случиться из самого существования, из самого центра. Позвольте этому течь от центра к периферии; не заставляйте его двигаться от периферии к центру. Это невозмож­но.

Тантра не будет говорить о нравственном и безнравствен­ном. Единственная вещь, о которой нужно говорить, это то, что если вы спите, то нужно постараться изменить эту ситуацию. Где бы вы ни были, позвольте себе становиться все более и более бдительным. «Если вы безнравственны, - утверждает тантра, - то все в порядке. Нас не интересует ваша безнравственность, нас интересует ваш сон и то, как преобразовать его в бдительность. Не боритесь с безнравственностью. Постарайтесь просто преоб­разовать свой сон».

Если вы высоконравственны - прекрасно. Тантра не соби­рается говорить вам стать сначала безнравственным, а затем пытаться чего-то достичь. Как безнравственному человеку не нужно трансформировать себя в нравственного, для того, чтобы войти в медитацию, так и нравственному не нужно трансформи­ровать себя в безнравственного. Все, что нужно, это изменить качество своего сознания. Так что, кем бы вы ни были –грешником или праведником, - для тантры не имеет значения. Если вы спите, то попробуйте применить техники для выработки бдительности. И не старайтесь изменять симптомы. Грешник является больным и так называемый праведник также является больным, потому что они оба спят.

Болезнью является сон, а не ваш характер. Ваш характер является всего лишь побочным продуктом. И что бы вы ни делали, если вы остаетесь спящим, это не приведет ни к каким основным изменениям. Только одно может изменить вас и совершить мутацию - бдительность. Существует только одна проблема - как становиться все более и более бдительным. Таким образом, что бы вы ни делали, делайте это объектом своей бдительности. Если вы совершаете некоторое безнравственное действие, совершайте его медитативно. Вскоре это действие растворится само по себе и исчезнет. Тогда вы не сможете больше совершать его - и не потому, что вы создадите оружие против него, а потому, что вы будете более бдительным. И как вы можете создать что-то, что требует вашего сна в качестве предварительного условия? Вы не сможете создать этого.

Хорошенько поймите это основное отличие между тантрой и тем, чему учат другие. Тантра является более научной. Она идет к самым корням проблемы, трансформирует вас в самой вашей сути, а не ваш внешний футляр, состоящий из характера, нравственности и безнравственности, действий и поступков. Все, что бы вы ни делали, лежит на периферии; все, чем вы являетесь, никогда на периферии не лежит. Для тантры имеет значение качество действия, а не само действие.

Один мясник пришел к Нан Йину. Нан Йин был буддийс­ким монахом, который верил в ненасилие, а тот был мясником, забивающим скот. Вся его профессия была сплошным насилием. Целый день он убивал животных. Когда он пришел к Нан Йину, он спросил его: «Что мне делать? Моя профессия - это сплошное насилие. Должен ли я сначала оставить свою профессию и лишь затем я смогу стать новым человеком, или есть какой-то другой путь?»

Нан Йин сказал: «Нас не интересует то, что ты делаешь. Нас интересует то, что ты есть. Так что ты можешь продолжать делать то, что ты делаешь, но быть более бдительным. Убивая, будь бдительным, медитативным, продолжай делать то, что ты делаешь. Нас это не интересует».

Последователи Нан Йина забеспокоились, - потому что он был последователем Будды, сторонником ненасилия, но, тем не менее, позволял мяснику продолжать свое дело. Один из учени­ков сказал: «Это нехорошо. Мы никогда не ожидали, чтобы человек, подобный вам, позволил мяснику оставаться мясни­ком. Когда он спрашивал, вы должны были сказать ему оставить свою профессию. Он сам был к этому готов».

Говорят, что Нан Йин ответил: «Вы легко можете изменить профессию мясника; он сам был к этому готов. Но таким способом вы не сможете изменить качество его сознания. Он останется мясником».

Он может стать праведником, но качество его ума останется тем же, что было у мясника. Это будет обманом других, да и себя тоже. Пойдите и посмотрите на ваших так называемых правед­ников. Многие из них остаются мясниками. Качество их мыш­ления, позиция, жестокость, сам их взгляд на вас являются осуждающими, насильственными. Вы грешник, а они праведни­ки. Когда они видят вас, сам взгляд их таков, что вы осуждае­тесь, вы ввергаетесь в ад.

Нан Йин сказал: «Нет ничего хорошего в том, чтобы изменить его внешнюю жизнь; лучше выработать новое качество его ума. И лучше позволить ему оставаться мясником, потому что он обеспокоен тем, что он мясник и совершает насилие. Если он станет праведником, он останется мясником, но тогда он перестанет быть обеспокоенным. Его эго усилится. Поэтому так будет лучше. Он обеспокоен своим насилием, он стал осознавать хотя бы это, - что это нехорошо. Он готов измениться, но одной готовности измениться недостаточно. Требуется вы-работать новое качество ума. Пусть он медитирует».

Спустя год человек снова пришел. Он стал совершенно другим человеком. Он все еще был убийцей животных, его деяния были теми же, но он изменился. Он снова пришел к Нан Йину и сказал: «Теперь я другой человек. Я медитировал, медитировал и медитировал, и вся моя жизнь превратилась в медитацию, потому что вы велели мне медитировать на том, чем я занимаюсь. Я убиваю животных и разделываю их туши, но весь день я медитирую. Что мне теперь делать?»

И Нан Йин сказал: «Теперь не приходи ко мне. Позволь своей осознанности проложить для тебя путь. Тебе нет нужды приходить ко мне».

Тогда мясник сказал: «Теперь только в том случае, если вы скажете мне сохранить профессию, я притворюсь, что занима­юсь ею. Но что касается меня, то я уже не там. И если вы позволите мне, то я не вернусь на бойню. Но если вы скажете мне идти, то и тогда все в порядке. Я пойду и буду притворяться, я буду продолжать притворяться».

Вот что происходит, когда ваше качество меняется - качество вашего сознания, - вы становитесь совершенно другим человеком. И тантру интересуете вы, а не то, что вы делаете.

 

Второй вопрос:

Возражает ли тантра против того, что человек следует некоторым законам жизни и считает их нравственными?

 

Тантра не имеет возражений против этого, но проблемой является не то, возражает против этого тантра или нет. Тантра не имеет никаких возражений против чего угодно; тантра никоим образом не является осуждающей. Она не позаботится о том, чтобы сказать вам: «Делай это» или: «Не делай того». Если вы чувствуете себя хорошо, если вы испытываете счастье, следуя некоторым принципам, то продолжайте следовать им. Но следо­вание некоторым принципам никогда не приведет вас к счастью, потому что принципы и следование им не могут изменить вас. Вы останетесь тем же самым.

Принципы всегда заимствованы, идеалы всегда заимство­ваны. Вам их дал кто-то другой. Они не являются вашими собственными; они не выросли из вашего собственного сущес­твования. У них нет корней. Их дали вам общество, религия, в которой вы родились, учителя, рядом с которыми вам случилось быть. Вы можете следовать им, вы можете заставить себя следовать им, но тогда вы будете мертвым человеком - не живым. Вы можете создать некоторое спокойствие вокруг себя, но это будет спокойствие кладбища - оно будет мертвым. Вы можете быть менее уязвимым перед различными возмущения­ми, более защищенным, благодаря этим принципам, но тогда вы будете менее чувствительным и менее живым. Поэтому так называемые принципиальные люди всегда мертвы.

Посмотрите на них: они выглядят молчаливыми, спокой­ными, уравновешенными, мирными, но вокруг них всегда существует некоторая мертвость. Около них всегда присутствует аура смерти. Вы не сможете ощутить рядом с ними пир жизни, радость быть живым, празднование существования. Вы никогда не ощутите этого, находясь рядом с ними. Они создают вокруг себя броню - защитную броню. Ничто не может проникнуть в них. Стена их принципов и характера преграждает дорогу всему, но тогда и они находятся за стеной, они в тюрьме, они являются узниками самих себя. Если вы выберете это, то тантра не будет иметь возражений. Вы свободны выбрать жизнь, которая вовсе жизнью не является.

Однажды Мулла Насреддин посетил кладбище и увидел прекрасный мраморный мавзолей. На нем было написано имя «Ротшильд». Утверждают, что Мулла сказал: «Ах! Вот это я называю жизнью. Вот это настоящая жизнь - прекрасный мраморный мавзолей». Но какой бы прекрасной она ни была, это не жизнь. Это мрамор - прекрасно, богато, - но это не жизнь. Благодаря принципам, идеалам, наложению на себя различных обязанностей вы соорудите из своей жизни мавзолей, но тогда вы будете мертвы, хотя и менее уязвимы, потому что смерть неуязвима.

Смерть является безопасной; жизнь всегда небезопасна. С живым человеком может случиться все что угодно; с мертвым ничего не может случиться. Он в безопасности. Для него нет будущего, нет возможности измениться. Последнее, что случи­лось с ним, -- смерть. Теперь ничто уже не может случиться.

Принципиальные личности являются мертвыми личностя­ми. Тантра ими не интересуется. Тантра не имеет никаких возражений - если вы чувствуете себя хорошо, будучи мертвым, то это ваш выбор. Вы можете совершить самоубийство, и это есть ваш выбор. Но тантра существует для тех, кто желает быть более живым. Истиной, предельно возможным, является не смерть, а жизнь. Запомните это: пределом является не смерть. Это жизнь - больше жизни. Иисус сказал: «Жизнь в изобилии, бесконеч­ная жизнь».

Таким образом, пребывая мертвым, вы никогда не достиг­нете предельного. Если это жизнь и «жизнь в изобилии», то будучи мертвым, вы никогда не вступите в контакт с нею. Вы можете достичь ее только будучи более живым, более уязвимым, более чувствительным, менее принципиальным и более бдитель­ным. Почему вы все время ищете какие-то принципы? Вы можете и не понимать почему. Потому что с принципами для вас нет необходимости быть бдительным. Вам не нужно быть бдительным! Если вы живете согласно принципам, вам не нужно быть бдительным.

Предположим, я делаю принцип из ненасилия и придержи­ваюсь его или я делаю принцип из правдивости и придержива­юсь его; тогда это становится привычкой. Я создаю привычку быть правдивым, я всегда говорю правду. Это становится меха­нической привычкой; теперь нет никакой необходимости в бдительности. Я не могу говорить ложь, потому что принцип, привычка всегда будет создавать барьер для этого. Общество построено на принципах, на обучении и внушении детям при­нципов. Тогда они становятся неполноценными людьми. Если человек неполноценен, он мертв.

Ваша истина может быть живой только в том случае, если она приходит через бдительность, а не через принципы. Для того чтобы быть истинным, вы каждый момент должны быть бди­тельным. Истина не является принципом; это нечто, рожденное из вашей бдительности. Ненасильственность не является при­нципом; если вы бдительны, вы не можете проявлять насилие.

Но это тяжело, трудно. Вы должны будете полностью трансфор­мировать себя. Легче создать жизнь согласно принципам, пра­вилам, регламентациям. Тогда вам не нужно беспокоиться. Вам не нужно беспокоиться о том, чтобы быть более бдительным и осознающим; вы можете следовать принципам.

Тогда вы подобны поезду, движущемуся по рельсам. Рель­сами являются ваши принципы. Вы не боитесь, потому что вы не можете потерять путь. Вы, на самом деле, и не имеете никакого пути; вы имеете всего лишь мертвые рельсы, по которым катится ваш поезд. Вы достигнете места назначения, вам нечего бояться. Вы будете спать, а поезд достигнет места назначения. Он движется по мертвым путям; они не живые.

Но тантра утверждает, что жизнь не похожа на рельсы, она больше похожа на реку. Она не бежит по железным рельсам; она, в действительности, похожа на реку. Для нее не был заранее проложен путь. Путь создается по мере того, как река течет. Как река течет, такой путь и создается. Река достигнет моря. Именно такой должна быть и жизнь, если вы понимаете путь тантры. Жизнь подобна реке. Нет никакого заранее проложенного пути; нет никакой карты, которая дается вам, чтобы вы ей следовали. Следует быть только живым и бдительным, и тогда, куда бы жизнь ни вела вас, следуйте вместе с ней с полным доверием. Тантра является доверием – доверием к жизненной силе. Позвольте ей вести вас, не сопротивляйтесь ей. Отдайтесь ей и позвольте вести себя по направлению к морю. Просто будьте бдительным, и это все. В то время как жизнь ведет вас по направлению к морю, будьте просто бдительным, чтобы ничего не упустить.

Очень важно помнить, что тантру интересует не только цель; ее интересуют также средства. Ее интересует также и путь, а не только место назначения. Если вы бдительны, то даже эта жизнь будет блаженством. Движение реки само по себе является блаженством. Прохождение через долины, через скалы, падение с высоты, движение в неизвестное - все это само по себе блаженство.

Будьте бдительны также потому, что океан, предельное, не может просто случиться в конце пути. Этого не может быть. Это рост. Река «вырастает», чтобы стать морем. Это не просто движение навстречу морю, это «рост», чтобы стать морем, и это возможно только при богатых переживаниях, при переживани­ях, движении, доверии в условии бдительности. Вот как тантра смотрит на поиск - на человеческий поиск. Конечно, это опасно. Если бы река могла течь по заранее проложенному пути, то было бы меньше опасности, меньше ошибок. Но тогда была бы потеряна вся прелесть жизни.

Итак, не будьте последователем принципов. Будьте твор­цом все большей и большей осознанности. Эти принципы случатся с вами, но вы никогда не будете чувствовать себя их узником.

 

Третий вопрос:

Вторая сутра, обсуждавшаяся вчера, гласит: «Чистота других учений для нас чистотой не является. Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое». Если ничто не является нечистым, то как может быть нечистым учение дру­гих?

 

Действительно, ничто не является нечистым, но учения, в которых что-то является чистым, а что-то – нечистым, должны отвергаться. Только в этом смысле нужно понимать слова сутры: «Чистота других учений для нас чистотой не является». Ничто не является чистым, и ничто не является нечистым, но если кто-то учит, что что-то является чистым, а что-то - нечистым, то тантра говорит, что такое учение нужно отбросить. Только в этом смысле сутра утверждает, что «чистота других учений для нас чистотой не является». Это просто отбрасывание. Это просто утверждение о том, что не надо делать никаких различий, нужно оставаться наивным, бесхитростным.

Но посмотрите на сложности жизни. Если я скажу вам оставаться бесхитростным, и если вы затем попытаетесь быть бесхитростным, то эта бесхитростность уже не будет бесхитрос­тностью. Если вы «попробовали» ее, то она превратилась в нечто вычисленное. Тогда она не может быть бесхитростной, невинной. Если вы попробовали ее, ее не может быть! Так что же нужно делать? Просто отбрасывать те вещи, которые порождают хит­роумность. Не пытайтесь создавать никакую бесхитростность; вы не сможете сделать этого. Просто отбрасывайте то, что создает в вашем уме хитроумность. Это является негативным. Когда вы отбросите корни, порождающие хитроумность, с вами случится бесхитростность.

Ничто не является чистым или нечистым. Но что же тогда делать? Ваш разум наполнен отличительными признаками: «Это чистое, а то - нечистое». Поэтому тантра говорит: «Для нас это является только нечистым. Этот ум, наполненный поняти­ями чистоты и нечистоты, является единственной нечистой вещью. Если вы сможете отбросить его, вы станете чистым».

Эта сутра имеет значение также и в другом смысле. Имеются учения с очень жестко оговоренными правилами. Учения христианского католицизма, например, или учение джайнов в Индии выступают против секса; они утверждают, что секс нечист, безобразен, греховен. Тантра утверждает, что ничто не является нечистым, ничто не является безобразным, ничто не является греховным. Даже секс может стать путем - даже секс может стать путем к спасению. Это зависит от вас. Это не секс, это вы определяете его качество.

Даже молитва может стать грехом, - а секс может стать добродетелью. Это зависит от вас. Оценка находится не в объекте, оценка привносится вами. Посмотрите на это - на это явление - другим образом. Тантра утверждает, что даже секс может стать спасением, но тогда к сексу нужно подходить без каких-либо понятий чистоты и нечистоты, добра и зла, нрав­ственности и безнравственности. Подходите к сексу, как к чистой энергии, как к просто энергии. Углубляйтесь в эту энергию, как вы углублялись бы в неизвестное. Не засыпайте, будьте бдительным! Когда секс приведет вас к самым корням вашего существа, будьте бдительным. Не засните на пути. Будьте бдительным и переживайте все, что бы ни случилось, расслабление которое придет, напряжение которое случится, вершину, на которую вы подниметесь, долину, в которую вы вернетесь.

Ваше эго на мгновенье растворяется; вы становитесь единым целым со своей любимой или со своим партнером. На мгновенье двоих больше нет. Тел два, но глубоко внутри появляется общность, вы превращаетесь в одно. Будьте бдитель­ным! Не упускайте этот момент во сне. Будьте бдительным, смотрите, что происходит. Это единство есть то, что было скрыто в половом акте. Секс был только внешней оболочкой. Теперь другое имеет значение - центральная точка. Это то, что вы страстно желали, это то, к чему вы стремились. Это то, ради чего предпринимались поиски - эта целостность, это растворение эго, это ощущение единства, этот экстаз не напряженности, экстаз расслабления. Это имело значение, это было целью, это было то, что вы искали в той или иной женщине, в том или ином мужчине. Вы искали и искали, но ни одна женщина не могла удовлетворить вас, ни один мужчина не мог дать это.

Только благодаря глубокой тантрической осознанности половой акт полностью исчезает и появляется глубокое чувство экстаза. Поэтому тантра и утверждает, что все это в вас: если вы сможете привнести медитацию в вашу любовь, в ваш секс, то секс трансформируется. Итак, тантра не утверждает, что это является чистым, а то - нечистым; а если вы желаете использо­вать прежнюю терминологию чистоты и нечистоты, то я скажу, что для тантры сон является нечистотой, бдительность является чистотой, а все остальное просто не имеет значения.

 

Четвертый вопрос:

Если эмоциональное желание или настроение становится для нас возбуждающим, бодрящим и если мы не выражаем его внешним образом, то обязательно ли энергия возвращается обратно к источнику и делает человека более свежим и энергич­ным?

 

Не обязательно! Но если вы являетесь осознающим, то это обязательно так. Любая энергия, любая энергия для своего движения нуждается в корнях, и никакая энергия не может быть уничтожена. Энергия является неуничтожимой. Она мо­жет только изменять свои формы; она никогда не превращается в ничто. Поэтому, когда вы пытаетесь подавить какую-нибудь энергию, вы делаете с собой абсолютную бессмыслицу. Энергия не может быть подавлена; она может быть только трансформи­рована. Подавленная энергия станет раковой опухолью. Если вы испытываете гнев, то имеются два обычных пути: или выразить его, или подавить его. Если вы выразите его, то это породит цепочку, потому что тогда вы вызовете гнев в другом человеке, и он выразит его - и этому не будет конца. Тогда вы снова выразите его, и это может продолжаться годами. Это продолжа­ется! Так все и живут. Это продолжается и продолжается.

Те, кто глубоко познал, говорят, что это продолжается также в течение многих жизней подряд. Вы гневались на кого-то в своей прошлой жизни, и в этой жизни вы все еще повторяете то же самое с тем же самым человеком. Вы являетесь не осозна­ющим, вы являетесь блаженно не осознающим. Поэтому хоро­шо, если вы думаете, что происходит что-то новое. Девяносто девять процентов времени ничего нового не происходит; старые структуры повторяются снова и снова.

Иногда вы видите незнакомца и вдруг начинаете гневаться. Он ничего не сделал - вы даже никогда не видели его раньше, - но вы чувствуете себя подавленным, или гневным, или насильственным, или вы просто хотите избежать встречи с этим человеком. Вы чувствуете себя плохо. Почему? Это некоторая старая структура. Энергия никогда не умирает, она остается, поэтому, если вы выразите ее, вы попадете в вечную цепочку. Когда-то вы должны будете выйти из нее. И все является бесполезным, все является напрасной тратой сил. Не начинайте эту цепочку.

Тогда другой альтернативой является подавление эмоции, и когда вы подавите ее, вы создадите рану внутри себя. Это приведет к страданию. Это создаст проблемы. А гнев будет все время подавляться, и вы станете вулканом из гнева.

Поэтому, может быть так, что сейчас вы не выражаете свой гнев, но вся ваша личность становится гневом. Не будет ника­кого извержения, никто не увидит вас бьющим кого-то или применяющим насилие, но теперь вся ваша личность станет гневом, потому что большое количество гнева внутри отравляет вас. Теперь, что бы вы ни делали, гнев присутствует в вас. Даже если вы любите кого-то, гнев здесь - во всем. Если вы принимаете пищу, гнев будет здесь. Вы будете применять насилие по отношению к вашей пище, вы не будете любящим. Если вы открываете дверь, гнев будет здесь. Вы будете применять насилие по отношению к двери.

Однажды утром Мулла Насреддин шел по улице, выкрикивая богохульственные слова и говоря очень сердито: «Пусть дьявол заберет твою душу, и пусть свекла вырастет в твоем животе» -- и так далее и тому подобное.

Один человек посмотрел на него и сказал: «Мулла, кого ты проклинаешь с раннего утра?»

Мулла сказал: «Кого? Я не знаю. Но не беспокойся, кто-нибудь рано или поздно подвернется».

Если вы наполнены гневом, то это случается: вы просто ждете, и рано или поздно кто-то подвертывается под руку. Внутри вы кипите огнем, но ожидаете каких-то объектов какого-то медиума, кого-то, кто помог бы вам разгрузить себя Тогда вся ваша личность становится или гневной, или насильственной, или сексуальной. Вы можете подавить секс, и тогда секс станет всей вашей личностью. Тогда на что бы вы ни смотрели, вы будете видеть секс, во всем, к чему бы вы ни прикоснулись, вы будете видеть секс, все, что бы вы ни делали, превратится в половой акт. Вы очень легко можете подавить секс; это не трудно. Но тогда секс распространится по вам всему. Каждая ваша частица, каждая ваша клетка станет сексуальной.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.041 с.)