Ахматова Анна Андреевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ахматова Анна Андреевна



1. Ранняя лирика А. Ахматовой почти полностью сосредоточена на любовных переживаниях лирической героини. («Сжала руки над темной вуалью» 1911)

 

2. На раннем этапе лирический герой способен любить, сохранять гордость и достоинство в самых, казалось бы, безвыходных и унизительных ситуациях. Объект любовного чувства героини – демон, порой «равнодушный, наглый и злой», но обладающий неизъяснимым обаянием:«О как ты красив, проклятый!»

 

3. Библейские образы.

 

4. Отождествление себя и народа. В годы Великой Отечественной войны А. Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), в которых выражается общее для всего народа чувство. «Я» заменяется на «мы»: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, / Что нас покориться никто не заставит!» (1941). Гражданское, патриотическое чувство согревает все творчество поэтессы. Никакие невзгоды личной судьбы не поколебали его.

 

5. Неприятие сталинизма. «Я научилась просто, мудро жить...». Сероглазый король. «Сжала руки под темной вуалью...». «Когда в тоске самоубийства...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Небывалая осень построила купол высокий...». Творчество. Клятва. Мужество. Приморский сонет. Родная земля

 

 

Пастернак Борис Леонидович

      

1. Сложные ассоциации, необычные метафоры могут быть восприняты не сразу в силу своей многозначности, опосредованности.

 

2. Метафора Пастернака построена на соединении несоединимого.

 

3. Тема природы аккумулирует все основные особенности его художественной манеры.

 

4. «Цель творчества — самоотдача».

 

5. Философское начало.  «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Весна, я с улицы, где тополь удивлен...». Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рассвет. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Ночь. Единственные дни

 

 

Цветаева Марина Ивановна   

1. Недосказанность, лаконизм.

 

2. Экспрессивный синтаксис. Стихи эмоциональны, образность сложна и субъективна. Часто стихотворение строится на оригинальном взаимодействии звука и смысла, значения слова и его структуры, семантики и морфологии. И. Эренбург: «…необычайно острое ощущение притяжений и отталкиваний слов, поспешность ритма, который передает учащенное биение сердца, композицию стихов и поэм, похожую на спираль, — так потрясенный человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к смежной».

 

3. Элитарность, поэтому ее мало понимали.

 

4. Античные образы.

 

5. Образы земли, семени.

 

6. Мотив конфликта с отечеством. «Моим стихам, написанным так рано...». Встреча с Пушкиным. «Уж сколько их упало в бездну...» Стихи к Блоку. «Другие с очами и личиком светлым...» Владимиру Маяковскому. «Русской ржи от меня поклон...» Стихи к Чехии. Стихи о Москве. Психея

 

 

Твардовский Александр Трифонович

      

1. Военная тема.

 

2. Тема социального строительства.

 

3. Простые конструкции, лаконизм.

 

4. Ориентация на народного читателя.

 

5. Песенное начало.

 

6. Стихи имели сюжет. Правдоподобие.

 

7. Лирический герой – человек из народа, рядовой солдат, внешне ни чем не отличающийся.      Памяти матери, «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», поэмы «Путь к со­циализму», «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти»

 

 

 

 

Темы / произведения / цитаты

 

 

Дружба

А.Пушкин «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»   «Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»   Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»
Б.Окуджава «Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»
В.Высоцкий «Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»

Свобода  

А.Пушкин Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»   «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»   «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»
М.Лермонтов «Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»  «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

Любовь

А.Пушкин «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). Любви все возрасты покорны:  «Мне не к лицу и не по летам…  Пора, пора мне быть умней!  Но узнаю по всем приметам  Болезнь любви в душе моей» «Признание»
Ф.Тютчев Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)
А.Фет Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.
В.Маяковский «Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
А.Ахматова Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру»  «Сжала руки под темной вуалью»  Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!»)  В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить,  Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»
М.Лермонтов «Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную.  «Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои  Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.
Ф. Тютчев Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)   «И гам лесной, и шум нагорный—   Все вторит весело громам!»   «Весенняя гроза»   Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:   «Та кроткая улыбка увяданья,   Что в существе разумном мы зовем   Божественной стыдливостью страданья».  Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
А.Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.   «И как в росинке чуть заметной   Весь солнца лик ты узнаешь,   Так слитно в глубине заветной   Все мирозданье ты найдешь.»   «Добро и зло»   Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:    «Рассказать, что солнце встало,   Что оно горячим светом   По листам затрепетало.   Рассказать, что лес проснутся.   Весь проснулся, веткой каждой.   Каждой птицей встрепенулся   И весенней полон жаждой»  «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.   Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:   «И белому, мертвому царству,   Бросавшему мысленно в дрожь.   Я тихо шепчу: «Благодарствуй!   Ты больше, чем просят, даешь».  «Иней»
М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов «И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»
В.Маяковский Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:   «Деточка   Все мы немножко лошади,   Каждый из нас по-своему лошадь»   Также поднимается тема поэта и толпы:   «Смеялся Кузнецкий,   Лишь один я  Голос не вмешивал в вой ему»
М.Цветаева «Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов «Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.
Ф.Тютчев «Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Творчество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.013 с.)