Блок Александр Александрович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок Александр Александрович



Пушкин Александр Сергеевич

1. Личная свобода оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается благом не только для самого поэта, но и для общества в целом.

 

2. Любовь и вдохновение, любовь и творчество. Романтические образы.

 

3. Впервые заявил, что поэт пророк, его дар – божественный дар.

 

4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Дружба – великая нравственная идея.

 

5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна»        

Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустынный...». К морю. «Я помню чудное мгновенье...» 19 октября (1825 г.). Арион. Пророк. И.И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На холмах Грузии...». Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора». «Вновь я посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг...»

 

Лермонтов Михаил Юрьевич

      

1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.

 

2. Лирический герой становится организующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единством, единством жизнепонимания. Психологизм.

 

3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгармонии. Романтическое двоемирие.

 

4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность.

 

5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдающий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).

 

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):

 

1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермонтовской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «света» («Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лишним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгнания и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютности (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобляются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мотивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

 

2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», нерассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

 

3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отношений поэта и общества.

 

4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

 

5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.

 

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, напротив, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.     Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздушный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк

 

 

Некрасов Николай Алексеевич

1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судьба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нищего разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжет­ного повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу своему»— эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпиграф ко всему его творчеству.

 

Образ страдающего русского народа.

 

2. Наделяет «своих» героев голосом.

 

3. Жизнь и смерть тесно переплетены.

 

4. Позиция автора-наблюдателя, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадле­жащего к тому народному миру, который он изображает.

 

5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы самые высокие чувства — любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная беззащитность.

 

6. Продолжатель традиций гражданской лирики, декабристского решения темы.

 

7. Поэт Некрасова противопоставлен элегическому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, при­званного «глаголом жечь сердца людей».

 

8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что принадлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтическое служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова. В дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вче­рашний день часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного подъезда, «В полном разгаре страда деревенская...», Памяти Добролюбова, Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Железная дорога

 

Тютчев Фёдор Иванович

1. В течение всей жизни писал по существу об одном — о природе и человеке в соотношении с природой.

 

2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос»

 

3. Лирику Тютчева обычно называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев).

 

4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием.

 

5. Философская идея Тютчева — всегда художественная, то есть образная.

 

6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики.

 

7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не быть!».

 

8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира.

 

9. В любовной лирике женщина становится пол­ноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм и диалектика чувства героев.

 

10. Стилевые особенности: множество архаизмов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»).       Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»

 

Фет Афанасий Афанасьевич   

1. Поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

 

И как в росинке чуть заметной

 

Весь солнца лик ты узнаешь,

 

Так слитно в глубине заветной

 

Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло»)

 

2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина мироздания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»).

 

3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалится плавно листок»).

 

4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический герой.

 

5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества. «Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»

___________________________________________________________________________

 

"Серебряный век"

Характеристика в целом:

 

1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа.

 

2. Интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;

 

появление нереалистических методов — модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм).

 

3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.

 

4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого.

 

5. Стремление к консолидации и объединению.

 

6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество.

 

7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.

 

 

Есенин Сергей Александрович

1. Искренность, исповедальность, автобиографичность. Народно-песенная основа. Его жизнь — поэзия, в которой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительными и животными). Метафорический язык, символика цвета создают богатство поэтического мира есенинской лирики.

 

2. В синтаксисе избегал усложненности, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпадение фразы и строки».

 

3. Первые стихи – ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции (Сборник стихов «Радуница»).

 

4. Образ Родины, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней придает стихам особую лиричность и теплоту. Родина – это «край любимый».

 

5. Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единое целое. Именно так в крестьянском сознании природа, родина неотделимы от жизни человека.

 

6. Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении.

 

7. Важным выразительным средством оказывается цвет. Это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы.

 

8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обретения, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низкий дом с голубыми ставнями» — все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией.    «Край любимый! Сердцу снятся...», «Гой ты, Русь, моя родная...». «Запели тесаные дроги...». Песнь о собаке. «Я последний поэт де­ревни...». «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не плачу...». Русь советская. Русь уходящая. Письмо матери. Письмо к женщине. «Мы теперь уходим понемногу...». Персидские мотивы. «Отговорила роща золотая...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Собаке Качалова. «Неуютная жидкая лунность...»

 

 

 

Цветаева Марина Ивановна   

1. Недосказанность, лаконизм.

 

2. Экспрессивный синтаксис. Стихи эмоциональны, образность сложна и субъективна. Часто стихотворение строится на оригинальном взаимодействии звука и смысла, значения слова и его структуры, семантики и морфологии. И. Эренбург: «…необычайно острое ощущение притяжений и отталкиваний слов, поспешность ритма, который передает учащенное биение сердца, композицию стихов и поэм, похожую на спираль, — так потрясенный человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к смежной».

 

3. Элитарность, поэтому ее мало понимали.

 

4. Античные образы.

 

5. Образы земли, семени.

 

6. Мотив конфликта с отечеством. «Моим стихам, написанным так рано...». Встреча с Пушкиным. «Уж сколько их упало в бездну...» Стихи к Блоку. «Другие с очами и личиком светлым...» Владимиру Маяковскому. «Русской ржи от меня поклон...» Стихи к Чехии. Стихи о Москве. Психея

 

 

Дружба

А.Пушкин «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»   «Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»   Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»
Б.Окуджава «Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»
В.Высоцкий «Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»

Свобода  

А.Пушкин Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»   «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»   «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»
М.Лермонтов «Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»  «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

Любовь

А.Пушкин «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). Любви все возрасты покорны:  «Мне не к лицу и не по летам…  Пора, пора мне быть умней!  Но узнаю по всем приметам  Болезнь любви в душе моей» «Признание»
Ф.Тютчев Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)
А.Фет Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.
В.Маяковский «Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
А.Ахматова Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру»  «Сжала руки под темной вуалью»  Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!»)  В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить,  Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»
М.Лермонтов «Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную.  «Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои  Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.
Ф. Тютчев Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)   «И гам лесной, и шум нагорный—   Все вторит весело громам!»   «Весенняя гроза»   Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:   «Та кроткая улыбка увяданья,   Что в существе разумном мы зовем   Божественной стыдливостью страданья».  Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
А.Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.   «И как в росинке чуть заметной   Весь солнца лик ты узнаешь,   Так слитно в глубине заветной   Все мирозданье ты найдешь.»   «Добро и зло»   Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:    «Рассказать, что солнце встало,   Что оно горячим светом   По листам затрепетало.   Рассказать, что лес проснутся.   Весь проснулся, веткой каждой.   Каждой птицей встрепенулся   И весенней полон жаждой»  «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.   Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:   «И белому, мертвому царству,   Бросавшему мысленно в дрожь.   Я тихо шепчу: «Благодарствуй!   Ты больше, чем просят, даешь».  «Иней»
М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов «И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»
В.Маяковский Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:   «Деточка   Все мы немножко лошади,   Каждый из нас по-своему лошадь»   Также поднимается тема поэта и толпы:   «Смеялся Кузнецкий,   Лишь один я  Голос не вмешивал в вой ему»
М.Цветаева «Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов «Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.
Ф.Тютчев «Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Творчество

А.Фет Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души   «Не знаю сам, что буду   Петь - но только песня зреет» «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)   Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:   «Во всем мне хочется   Дойти до самой сути:   В работе, в поисках пути,   В сердечной смуте.   Все время схватывая нить   Судеб, событий.   Жить, думать, чувствовать, любить,   Свершать открытья.»   Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:   «Не спи, не спи художник,   Не предавайся сну,   Ты вечности заложник  У времени в плену»
М.Цветаева Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:   «Я знаю: наш дар неравен,   Мой голос впервые – тих.   Что вам, молодой Державин,   Мой невоспитанный стих!»  «Никто ничего не отнял»

Родина

М.Лермонтов       «Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»
А.Блок В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»   В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.   В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.   Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.   В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:   «Да и такой, моя Россия,   Ты всех краев дороже мне»    Ст. «Коршун»
С.Есенин В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:   «Но люблю тебя, родина кроткая,   А за что, разгадать не могу»   В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»   «Дайте мне на родине любимой,   Все любя, спокойно умереть!»   Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:   «Если крикнет Рать святая:   «Кинь ты все, живи в раю!»,   Я скажу: «Не надо рая,   Дайте Родину мою!»»  Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»
Ф.Тютчев «Умом Россию не понять» Философская лирика      Ф.Тютчев       Сожалеет о быстротечности жизни:   «Что жизнь и смерть? А жаль того огня,   Что просиял над целым мирозданьем,   И в ночь идет, и плачет, уходя…»  «Далекий друг»

Гражданская лирика

Н.Некрасов Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»
А.Ахматова В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:   «Но равнодушно и спокойно   Руками я замкнула слух,   Чтоб этой речью недостойной,   Не осквернился скорбный дух»   «Мне голос был»   Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:   «А здесь, в глухом чаду пожара,   Остаток юности губя,   Мы ни единого удара   Не отклонили от себя»   «Не с теми я, кто бросил землю»   В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:   «Мы детям клянемся, клянемся могилам,  Что нас покориться никто не заставит!»
А.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» (о декабристах)
Сатира В.Маяковский Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.   В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.   В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.  Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль»  
Гоголь «Мертвые души»
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один….»
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»  

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор»  
Маяковский  «Прозаседавшиеся»  
Булгаков «Мастер и Маргарита»  
Народ Н.Некрасов «Я лиру посвятил народу своему» - элегия   «Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.   «Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу:   «Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!   Что же значит твой стон бесконечный?   Ты проснешься ль, исполненный сил…»  Ст. «Железная дорога»  

           

 

 

 

 

Пушкин Александр Сергеевич

1. Личная свобода оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается благом не только для самого поэта, но и для общества в целом.

 

2. Любовь и вдохновение, любовь и творчество. Романтические образы.

 

3. Впервые заявил, что поэт пророк, его дар – божественный дар.

 

4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Дружба – великая нравственная идея.

 

5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна»        

Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустынный...». К морю. «Я помню чудное мгновенье...» 19 октября (1825 г.). Арион. Пророк. И.И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На холмах Грузии...». Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора». «Вновь я посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг...»

 

Лермонтов Михаил Юрьевич

      

1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.

 

2. Лирический герой становится организующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единством, единством жизнепонимания. Психологизм.

 

3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгармонии. Романтическое двоемирие.

 

4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность.

 

5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдающий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).

 

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):

 

1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермонтовской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «света» («Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лишним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгнания и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютности (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобляются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мотивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

 

2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», нерассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

 

3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отношений поэта и общества.

 

4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

 

5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.

 

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, напротив, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.     Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздушный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк

 

 

Некрасов Николай Алексеевич

1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судьба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нищего разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжет­ного повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу своему»— эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпиграф ко всему его творчеству.

 

Образ страдающего русского народа.

 

2. Наделяет «своих» героев голосом.

 

3. Жизнь и смерть тесно переплетены.

 

4. Позиция автора-наблюдателя, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадле­жащего к тому народному миру, который он изображает.

 

5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы самые высокие чувства — любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная беззащитность.

 

6. Продолжатель традиций гражданской лирики, декабристского решения темы.

 

7. Поэт Некрасова противопоставлен элегическому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, при­званного «глаголом жечь сердца людей».

 

8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что принадлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтическое служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова. В дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вче­рашний день часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного подъезда, «В полном разгаре страда деревенская...», Памяти Добролюбова, Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Железная дорога

 

Тютчев Фёдор Иванович

1. В течение всей жизни писал по существу об одном — о природе и человеке в соотношении с природой.

 

2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос»

 

3. Лирику Тютчева обычно называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев).

 

4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием.

 

5. Философская идея Тютчева — всегда художественная, то есть образная.

 

6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики.

 

7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не быть!».

 

8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира.

 

9. В любовной лирике женщина становится пол­ноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм и диалектика чувства героев.

 

10. Стилевые особенности: множество архаизмов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»).       Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»

 

Фет Афанасий Афанасьевич   

1. Поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

 

И как в росинке чуть заметной

 

Весь солнца лик ты узнаешь,

 

Так слитно в глубине заветной

 

Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло»)

 

2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина мироздания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»).

 

3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалится плавно листок»).

 

4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический герой.

 

5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества. «Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.133 с.)