Соотнесение результатов выполнения методики «Исключение предметов» с результатами выполнения других методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотнесение результатов выполнения методики «Исключение предметов» с результатами выполнения других методик



 

Материал, полученный при выполнении испытуемыми заданий по методике «Исключение предметов», дает чрезвы­чайно важную информацию для диагностики интеллектуаль­ного развития ребенка и уровня интеллекта взрослого человека. Полученные результаты сопоставляются с резуль­татами выполнения других психологических методик. Наиболее близкой по направленности является методика «Классификация предметов» (Рубинштейн, 1970), где также исследуется уровень обобщений. Поскольку эта методика достаточно трудоемка, требует много времени для выпол­нения, а также хорошей работоспособности испытуемых, ее редко предлагают детям. Другое дело, если необходимо исследовать именно особенности процесса обобщения у боль­ного, например, с шизофреническим процессом. В этом случае целесообразно использовать обе методики и сопоставить полученные результаты.

Для оценки уровня интеллектуального развития приме­нения одной методики «Исключение предметов» или одной классификации – недостаточно. Представления об уровне обобщений обязательно должны быть дополнены резуль­татами выполнения методик на выделение существенных признаков, на понимание смысла картинок и рассказов, ориентировку в окружающем и др. Только на основании анализа всех этих результатов могут делаться выводы о снижении интеллекта у ребенка или взрослого или наличии патологии мышления.

Заключение

 

Применение психологической методики «Исключение предметов» дает важный диагностический материал об особенностях мышления детей и взрослых. Несмотря на то, что количественной оценки выполнения отдельных заданий и всего комплекса заданий в целом мы не предлагаем, качественный анализ процесса построения обобщений дает большой объем важной информации.

У методики много достоинств: простота инструкции, игровой характер, широкий спектр применения. Предла­гаемый вариант методики позволяет более подробно и струк­турированно исследовать особенности мышления детей и взрослых.

Список использованной литературы

1. Белопольская Н. Л., Забрамная С. Д. Психологическое обсле­дование // Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, М. Ф. Мачихиной.– М., 1983, с. 62–103.

2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.– М., 1972.

3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.– М.,1973.

4. Зейгарник Б. В. Введение в патопсихологию. – М., 1969.

5. Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии.– М., 1973.

6. Зейгарник Б. В. Патология мышления.– М., 1962.

7. Зейгарник Б. В., Рубинштейн С. Я. Об экспериментально–психологическом исследовании больных в психоневрологи­ческих учреждениях. Методическое письмо.– М., 1956.

8. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста.– М., 1963.

9. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении.– М., 1974.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихо­логии.–М., 1970.

11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихо­логии. Цветное приложение.– М., 1999.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец бланка регистрации ответов

Дата обследования __________ФИО испытуемого

Месяц и год рождения_________________________

Дополнительная информация __________________

 

No карточки

 

 

Ответ испытуемого

Словесное объяснение ответа

Примечания

 

 

Лишний предмет Правильно (+) Неправильно (–) Есть (+) Нет (–) Обобщающее слово
1–1          
1–2          
1–3          
1–4          
II–1          
П–2          
И–3          
II–4          
III–1          
Ш–2          
Ш–З          
Ш–4          
IV–1          
IV–2          
IV–3          
IV–4          
V–1          
V–2          
V–3          
V–4          

VI–1

 

 

       

 

 

       

VI–2

 

 

       

 

 

       

VI–3

 

 

       

 

 

       

VI–4

 

 

       

 

 

       
VII–1          
VII–2          
VII–3          
VII–4          

Научное издание

 

Н. Л. Белопольская



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.01 с.)