Общие данные об анатомии черепных нервов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие данные об анатомии черепных нервов



Аннотация

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы, а так же требованиями нового ФГОС. Кроме того, хорошее знание анатомии черепных нервов поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Описание анатомии черепных нервов в доступной учебной литературе различными авторами трактуется неоднозначно и отличается значительными и порой излишними подробностями.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, схемы черепных нервов с характеристикой их проводникового состава. Ответы на эти вопросы студент должен получить после самостоятельной проработки материала. Также в данном издании представлен перечень таблиц и наглядных пособий с указанием анатомических образований, которые на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению раздела анатомии «Черепные нервы» как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

    Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического, стоматологического и факультета клинической психологии (дисциплины по выбору).

 

 

 Рецензенты:

 

Чемезов Сергей Всеволодович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

 

Гелашвили Павел Алексеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

     

 

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

        

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ФГОС -Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ЧН – Черепные нервы

ПК- Профессиональные Компетенции

Лат.- Латинский язык

Авт.- Авторские названия

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение. Цель изучаемой темы. 6
2 Общие данные об анатомии черепных нервов. Контрольные вопросы к практическому материалу. 9
3 I пара черепных нервов - обонятельный нерв (N. olfactorius) 10
4 II пара черепных нервов - зрительный нерв (N. opticus) 11
5 III пара черепных нервов - глазодвигательный нерв  (N. oculomotorius) 11
6 IV пара черепных нервов - блоковый нерв (N. trochlearis) 12
7 V пара черепных нервов - тройничный нерв (N. trigeminus) 13
8 VI пара черепных нервов - отводящий нерв (N. abducens) 18
9 VII пара черепных нервов - лицевой нерв (N. facialis) 18
10 VIII пара черепных нервов - преддверно-улитковый нерв  (N. vestibulocochlearis) 20
11 IX пара черепных нервов - языкоглоточный нерв   (N. glossopharyngeus) 21
12 X пара черепных нервов - блуждающий нерв (N. vagus) 22
13 XI пара черепных нервов - добавочный нерв (N. accessorius) 27
14 XII пара черепных нервов - подъязычный нерв (N. hypoglossus) 28
15 Тестовые задания по теме "Анатомия черепных нервов" 29
16 Эталоны ответов к тестовым заданиям 34
17 Рекомендуемая литература 35

 

ВВЕДЕНИЕ

Хорошее знание анатомии черепных нервов поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Цель изучаемой темы - приобретение достаточных знаний по вопросам анатомии и топографии черепных нервов для достижения умения использования полученных знаний при изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а так же при решении практических задач профессиональной направленности.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальностей:

«Лечебное дело», «Педиатрия»

ПК-1 способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-16 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико- иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов. 

 «Медико-профилактическое дело»

    ПК-29 способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
    ПК-31 способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.

«Клиническая психология» (дисциплина по выбору)

  ПК-7  умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этикодеонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпритировать результаты исследования
  ПК-16 умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя.

«Стоматология».

  ПК-21 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-26 способность и готовность анализировать роль биологических факторов развития болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.

 

 

 

Набор таблиц

1. Схема проекции ядер ЧН на поверхность ромбовидной ямки.

2. Схемы черепных нервов.

 

ГЛАЗНОЙ НЕРВ

      Содержит только чувствительные проводники.

 


 

Рис.4 Схема первой ветви тройничного нерва. Глазной нерв.

    Глазной нерв (1) в полости черепа проходит через латеральную стенку пещеристого синуса (3) и отдает менингеальную ветвь к твердой мозговой оболочке передней черепной ямки. В глазницу выходит через верхнюю глазничную щель (4), где распадается на три свои основных ветви: лобный (5), слезный (6) и носоресничный (8) нервы.                    

    Лобный нерв (5) иннервирует кожу лба и волосистой части головы до темени, кожу и конъюнктиву верхнего века в области медиального угла глаза. Место выхода нерва из глазницы через надглазничную вырезку или отверстие называется 1-ая «болевая точка».

    Слезный нерв (6) обеспечивает афферентную иннервацию слезной железы, и кроме того иннервирует кожу и конъюнктиву верхнего века в области латерального угла глаза. Слезный нерв имеет связь со скуловым нервом (7), представленную парасимпатическими постганглионарами крылонебного ганглия (см. лицевой нерв).

    Носоресничный нерв (8) иннервирует слезный мешок, кожу и конъюнктиву в области медиального угла глаза, кожу спинки носа, слизистую оболочку носовой полости и ее придаточных пазух (лобной, клиновидной, лабиринтов решетчатой кости). Кроме того, часть волокон формирует длинные ресничные нервы, иннервирующие фиброзную и сосудистую оболочки глазного яблока.

ВЕРХНЕЧЕЛЮСТНОЙ НЕРВ

    Содержит чувствительные проводники.

Рис.5.  Схема второй ветви тройничного нерва. Верхнечелюстной  нерв.

    Верхнечелюстной нерв выходит из полости черепа через круглое отверстие (2) в крылонёбную ямку, предварительно отдавая менингиальную ветвь (1) к твердой мозговой оболочке средней черепной ямки. В крылонёбной ямке нерв делится на свои основные ветви: скуловой (3), подглазничный (6), верхние передние (7), средние (8), задние (9) луночковые нервы и узловые (11) ветви (к крылонёбному ганглию VII пары ЧН).

    Скуловой нерв (3) входит в глазницу через нижнюю глазничную щель (4), из нее выходит на лицевую поверхность по каналам скуловой кости и иннервирует кожу височной и скуловой областей, щеки. Скуловой нерв имеет связь со слезным нервом (5), представленную парасимпатическими постганглионарами из крылонебного ганглия (см. лицевой нерв).

    Подглазничный нерв (6) входит в глазницу через нижнюю глазничную щель (4), из нее выходит на лицо через подглазничный канал и, ветвясь, формирует так называемую «малую гусиную лапку» - это 2-ая «болевая точка». Он иннервирует кожу и конъюнктиву нижнего века, кожу крыльев носа, верхней губы.

    Верхние передние, средние и задние луночковые нервы (7,8,9) проникают в верхнюю челюсть и формируют верхнее зубное сплетение (10), ветви которого иннервируют зубы и десны верхней челюсти, слизистую оболочку верхнечелюстной (гайморовой) пазухи.  Узловые ветви (11) связывают верхнечелюстной нерв с парасимпатическим крылонебным ганглием лицевого нерва(12). По ним чувствительные проводники этого нерва, транзитом проходя через крылонёбный ганглий, иннервируют слизистую оболочку полости носа и его придаточных пазух (задние носовые нервы, проходят через клинонёбное отверстие) и неба (небные нервы, проходят через большой и малый небные каналы).

НИЖНЕЧЕЛЮСТНОЙ НЕРВ

Нерв смешанный (чувствительные и двигательные проводники)

Нижнечелюстной нерв выходит из полости черепа через овальное отверстие (2) в подвисочную ямку, предварительно отдавая менингеальную ветвь (1) к твердой мозговой оболочке средней черепной ямки. В подвисочной ямке нерв делится на свои основные чувствительные и двигательные (мышечные) ветви. 

Рис.6. Схема третьей ветви тройничного нерва. Нижнечелюстной нерв. Непрерывная жирная линия - двигательные проводники, непрерывная тонкая линия - чувствительные проводники

                                       Чувствительные ветви

    Ушно-височный нерв (3) обеспечивает афферентную иннервацию околоушной слюнной железы, иннервирует капсулу височно-нижнечелюстного сустава, кожу височной области, ушной раковины и наружного слухового прохода, барабанную перепонку.

    Щечный нерв (4) иннервирует слизистую оболочку щеки и кожу угла рта. Язычный нерв (5) обеспечивает общую чувствительность передних 2/3 языка, афферентную чувствительность подъязычной и поднижнечелюстной слюнных желез, иннервирует слизистую оболочку дна ротовой полости, зева, небные миндалины.

    Нижний луночковый нерв (6) входит в канал нижней челюсти, где формирует нижнее зубное сплетение, его ветви иннервируют зубы и десны нижней челюсти. Конечный отдел нерва выходит на лицо под название подбородочного нерва (3-я «болевая точка») и иннервирует кожу нижней губы и подбородка.

Мышечные ветви

    Мышечные ветви нижнечелюстного нерва обеспечивают двигательную иннервацию трех групп мышц, которые являются производными материала I жаберной дуги: напрягатели (7 – напрягатели небной занавески и барабанной перепонки), жевательные мышцы (8 – височную, собственно жевательную, латеральную и медиальную крыловидные), мышцы диафрагмы рта (9 – челюстно-подъязыную, переднее брюшко двубрюшной мышцы).

Ветви шейного отдела

    Ветви шейного отдела, крове ветвей к трахее и сердцу, содержат в своем составе все виды проводников. Различают 4 основных группы ветвей: глоточные, верхний гортанный нерв, верхние шейные сердечные нервы и возвратный гортанный нерв.

    Глоточные ветви (1) своими двигательными волокнами иннервируют констрикторы глотки, мышцы мягкого неба, кроме  напрягателя нёбной занавески. Их чувствительные проводники распределяются во всех слоях стенки глотки. Парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез слизистой оболочки глотки.

    Верхний гортанный нерв (3) своими двигательными волокнами иннервируют перстнещитовидную мышцу. Его чувствительные проводники распределяются во всех слоях стенки верхней половины гортани (выше голосовой щели), слизистой корня языка, обеспечивая и общую и вкусовую его чувствительность. Парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез слизистой оболочки верхней половины гортани.

    Верхние шейные сердечные ветви (4) содержат чувствительные проводники, которые иннервируют все слои стенки сердца. Парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах сердца (2) передают импульсы на элементы его проводящей системы.

    Возвратный гортанный нерв (5) содержит все виды проводников. Он в свою очередь подразделяется на:

- нижний гортанный нерв (6 - своими двигательными волокнами иннервируют все мышцы гортани кроме перстнещитовидной; его чувствительные проводники распределяются во всех слоях стенки нижней половины гортани (ниже голосовой щели); парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез слизистой оболочки нижней половины гортани);

- нижние шейные сердечные ветви (7 - их чувствительные проводники иннервируют все слои стенки сердца, а парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах сердца (2) передают импульсы на элементы его проводящей системы);

- пищеводные ветви (8) - распределяются в верхней 1/3 пищевода. Двигательные проводники иннервируют мышечную оболочку; чувствительные – все слои стенки, а парасимпатические преганглионарные волокна, после переключения в интрамуральных парасимпатических узлах (2),  обеспечивают секреторную иннервацию желез его слизистой оболочки;

- трахеальные ветви (9 - чувствительными проводниками иннервируют стенку трахеи, а парасимпатические преганглионарные волокна, после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2), обеспечивают иннервацию гладких мышц стенки трахеи и секреторную иннервацию желез ее слизистой оболочки).

 

Ветви грудного отдела

    Ветви грудного отдела содержат в своем составе чувствительные и вегетативные проводники. Различают 3 основных группы ветвей: грудные сердечные, пищеводные и бронхиальные ветви.

  Грудные сердечные ветви (10) своими чувствительными проводниками иннервируют все слои стенки сердца, а их парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах сердца (2) передают импульсы на элементы его проводящей системы.

    Пищеводные ветви (11) своими чувствительными проводниками иннервируют все слои стенки средней и нижней третей пищевода, а их парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают иннервацию мышечной оболочки и секреторную иннервацию желез слизистой оболочки.

    Бронхиальные ветви (12) своими чувствительными проводниками иннервируют все слои стенки бронхов, а их парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах легких (2) обеспечивают иннервацию мускулатуры и желез слизистой оболочки бронхиального и альвеолярного дерева легких.

Ветви брюшного отдела

    Все ветви брюшного отдела нерва представлены чувствительными и вегетативными проводниками. Объектом их иннервации являются органы верхнего и среднего этажей брюшинной полости (желудок, тонкая кишка, слепая кишка с червеобразным отростком, восходящая и поперечная ободочные кишки, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, мочеточники). Чувствительные проводники указанных ветвей иннервируют все структурные элементы органов, а парасимпатические преганглионары, после переключения в интрамуральных парасимпатических узлах, иннервируют железы их паренхимы и слизистой оболочки, их гладкую мускулатуру.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«АНАТОМИЯ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ»

1. Головными нервами, выростами головного мозга являются

1. обонятельный

2. зрительный

3. преддверно-улитковый

4. лицевой

 

2. II парой головных нервов являются

1. аксоны I нейронов зрительного пути

2. аксоны II нейронов зрительного пути

3. аксоны III нейронов зрительного пути

4. аксоны IV нейронов зрительного пути

 

3. Нервы, проходящие через верхнюю глазничную щель

1. глазодвигательный

2. отводящий

3. третья ветвь тройничного нерва

4. обонятельный

 

4. Проводники, имеющиеся в составе глазодвигательного нерва

1. двигательные

2. чувствительные

3. вегетативные симпатические

4. вегетативные парасимпатические

 

5. Вегетативная (парасимпатическая) часть глазодвигательного нерва иннервирует

1. верхнюю косую мышцу глаза

2. нижнюю косую мышцу глаза

3. ресничную мышцу

4. мышцу, поднимающую верхнее веко

 

6. Мышцы, иннервируемые отводящим нервом

1. медиальная прямая

2. латеральная прямая

3. нижняя косая

4. верхняя косая

 

7. Проводники, имеющиеся в составе тройничного нерва

1. чувствительные

2. двигательные

3. вегетативные парасимпатические

4. вегетативные симпатические

 

8. Чувствительный (гассеров) узел тройничного нерва располагается

1. в глазнице

2. в полости черепа

3. в крылонебной ямке

4. в подвисочной ямке

 

9. Ветвями тройничного нерва являются

1. зрительный нерв

2. верхнечелюстной нерв

3. промежуточный нерв

4. глазной нерв

 

10. Тройничный нерв обеспечивает

1. чувствительную иннервацию желез головы

2. секреторную иннервацию желез головы

3. чувствительную иннервацию кожи лица

4. секреторную иннервацию желез кожи лица

 

11. Глазной нерв содержит

1. чувствительные проводники

2. двигательные проводники

3. парасимпатические преганглионарные проводники

4. парасимпатические постганглионарные проводники

 

12. Верхнечелюстной нерв содержит

1. чувствительные проводники

2. двигательные проводники

3. парасимпатические преганглионарные проводники

4. парасимпатические постганглионарные проводники

 

13. Ветвями верхнечелюстного нерва являются

1. щечный нерв

2. крыло-небные нервы

3. язычный нерв

4. скуловой нерв

 

14. Головной нерв, образующий малую “гусиную лапку”

1. тройничный

2. лицевой

3. языкоглоточный

4. подъязычный

 

15. Нижнечелюстной нерв содержит

1. чувствительные проводники

2. двигательные проводники

3. парасимпатические преганглионарные проводники

4. парасимпатические постганглионарные проводники

 

16. Ветви нижнечелюстного нерва

1. подглазничный нерв

2. ушно-височный нерв

3. язычный нерв

4. скуловой нерв

 

17. Ушно-височный нерв обеспечивает чувствительную иннервацию

1. наружного слухового прохода и барабанной перепонки

2. кожу лба

3. кожу височной области

4. кожу скуловой области

 

18. Язычный нерв обеспечивает

1. двигательную иннервацию языка

2. вкусовую иннервацию передних 2/3 языка

3. общую чувствительную иннервацию передних 2/3 языка

4. проприоцептивную иннервацию языка

 

19. Мышцы, иннервируемые тройничным нервом

1. мимические

2. мышцы шеи (подподъязычная группа)

3. жевательные

4. мышцы шеи (надподъязычная группа - диафрагмы рта)

 

20. Нервы, иннервирующие кожу лица

1. лицевой

2. тройничный

3. языкоглоточный

4. блуждающий

 

21. Лицевой нерв содержит

1. чувствительные проводники

2. двигательные проводники

3. парасимпатические проводники

4. симпатические проводники

 

22. Промежуточный нерв содержит

1. чувствительные проводники

2. двигательные проводники

3. парасимпатические проводники

4. симпатические проводники

 

23. Большую “гусиную лапку” образует

1. тройничный нерв

2. лицевой нерв

3. языкоглоточный нерв

4. подъязычный нерв

 

24. Преддверно-улитковый нерв содержит

1. чувствительные проводники

2. двигательные проводники

3. парасимпатические проводники

4. симпатические проводники

 

25. Языкоглоточный нерв содержит

1. чувствительные волокна

2. двигательные волокна

3. симпатические волокна

4. парасимпатические волокна

 

26. Вегетативные проводники языкоглоточного нерва являются

1. парасимпатическими преганглионарными

2. парасимпатическими постганглионарными

3. симпатическими преганглионарными

4. симпатическими постганглионарными

 

27. Барабанный нерв является ветвью

1. тройничного нерва

2. лицевого нерва

3. языкоглоточного нерва

4. блуждающего нерва

 

28. Мышца, иннервируемая языкоглоточным нервом

1. шило-подъязычная

2. небно-глоточная

3. шилоглоточная

4. челюстно-подъязычная

 

29. Блуждающий нерв выходит из полости черепа через

1. овальное отверстие

2. круглое отверстие

3. рваное отверстие

4. яремное отверстие

 

30. Отделы блуждающего нерва

1. брюшной

2. поясничный

3. головной

4. грудной

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1 1,2 16 2,3
2 2 17 1,3
3 1,2 18 3,4
4 1,4 19 3,4
5 3 20 2
6 2 21 2
7 1,2 22 1,3
8 2 23 2
9 2,4 24 1
10 1,3 25 1,2,4
11 1 26 1
12 1 27 3
13 2,4 28 3
14 1 29 4
15 1,2 30 1,3,4

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.  Анатомия человека: учебник / М.Г.Привес, Н.К.Лысенков, В. И. Бушкович, 12-е изд., перераб.и доп. - СПб.: СПб МАПО, 2005, 2006, 2008, 2009. - 720 с.: ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов).

 

Дополнительная:

1) Анатомия человека: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.Г.Николаев [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2006. - 328 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-08619-4.

2) Вишневский, М. П. Описательная и топографическая анатомия человека. Атлас. / М. П. Вишневский. - М., 1896. - 260 с.

3) Гайворонский И.В., Косоуров А.К. Аномалии и пороки развития человека. – С.Пб.- 2001.- 96 с.    

4) Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека. В 2 т. / И.В. Гайворонский. – СПб., Спец. Лит, 2008. – Т. 2. - 832 с.

5) Крылова Н.В., Искренко И.А. Мозг и проводящие пути: Анатомия человека в схемах и рисунках.- М. Изд-во РУДН, 2000. – 97 с.

6) Крылова Н.В., Искренко И.А. Черепные нервы: Анатомия человека в схемах и рисунках.- М. Изд-во РУДН, 2000. – 76 с. 

7) Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств (глаз, ухо) в схемах и рисунках.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство.- 2004. – 96 с.     

8) Михайлов, С.С. Анатомии человека / С.С.Михайлов, Л.Л.Колесников. – М.: Медицина, 1993, 1999. - 730 с: ил.

9) Неттер, Ф. Атлас анатомии человека / Под ред. Н. О. Бартоша, Л. Л. Колесникова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 3 и 4 издания, 2007. - 624 с.

 

Аннотация

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы, а так же требованиями нового ФГОС. Кроме того, хорошее знание анатомии черепных нервов поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Описание анатомии черепных нервов в доступной учебной литературе различными авторами трактуется неоднозначно и отличается значительными и порой излишними подробностями.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, схемы черепных нервов с характеристикой их проводникового состава. Ответы на эти вопросы студент должен получить после самостоятельной проработки материала. Также в данном издании представлен перечень таблиц и наглядных пособий с указанием анатомических образований, которые на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению раздела анатомии «Черепные нервы» как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

    Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического, стоматологического и факультета клинической психологии (дисциплины по выбору).

 

 

 Рецензенты:

 

Чемезов Сергей Всеволодович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

 

Гелашвили Павел Алексеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

     

 

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

        

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ФГОС -Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ЧН – Черепные нервы

ПК- Профессиональные Компетенции

Лат.- Латинский язык

Авт.- Авторские названия

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение. Цель изучаемой темы. 6
2 Общие данные об анатомии черепных нервов. Контрольные вопросы к практическому материалу. 9
3 I пара черепных нервов - обонятельный нерв (N. olfactorius) 10
4 II пара черепных нервов - зрительный нерв (N. opticus) 11
5 III пара черепных нервов - глазодвигательный нерв  (N. oculomotorius) 11
6 IV пара черепных нервов - блоковый нерв (N. trochlearis) 12
7 V пара черепных нервов - тройничный нерв (N. trigeminus) 13
8 VI пара черепных нервов - отводящий нерв (N. abducens) 18
9 VII пара черепных нервов - лицевой нерв (N. facialis) 18
10 VIII пара черепных нервов - преддверно-улитковый нерв  (N. vestibulocochlearis) 20
11 IX пара черепных нервов - языкоглоточный нерв   (N. glossopharyngeus) 21
12 X пара черепных нервов - блуждающий нерв (N. vagus) 22
13 XI пара черепных нервов - добавочный нерв (N. accessorius) 27
14 XII пара черепных нервов - подъязычный нерв (N. hypoglossus) 28
15 Тестовые задания по теме "Анатомия черепных нервов" 29
16 Эталоны ответов к тестовым заданиям 34
17 Рекомендуемая литература 35

 

ВВЕДЕНИЕ

Хорошее знание анатомии черепных нервов поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Цель изучаемой темы - приобретение достаточных знаний по вопросам анатомии и топографии черепных нервов для достижения умения использования полученных знаний при изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а так же при решении практических задач профессиональной направленности.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальностей:

«Лечебное дело», «Педиатрия»

ПК-1 способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-16 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико- иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов. 

 «Медико-профилактическое дело»

    ПК-29 способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
    ПК-31 способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.

«Клиническая психология» (дисциплина по выбору)

  ПК-7  умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этикодеонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпритировать результаты исследования
  ПК-16 умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя.

«Стоматология».

  ПК-21 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-26 способность и готовность анализировать роль биологических факторов развития болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.

 

 

 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ АНАТОМИИ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ

Контрольные вопросы к практическому материалу

1. Черепные нервы: функциональная характеристика, места выхода из мозга и черепа.

2. I пара и проводящий путь обонятельного анализатора.

3. II пара и проводящий путь зрительного анализатора.

4. Группа глазодвигательных нервов (III,IV,VI). Их ядра, места выхода из мозга и черепа, области иннервации.

5. Связь зрительного пути с парасимпатическими ядрами глазодвигательного нерва. Дуга зрачкового рефлекса.

6. Тройничный нерв. Ядра, функциональная характеристика, локализация тройничного ганглия и особенности выхода нерва из мозга и черепа.

7. 1-ая ветвь тройничного нерва – глазной нерв. Его ход, ветви, области иннервации и связь с ресничным ганглием.

8. 2-ая ветвь тройничного нерва – верхнечелюстной нерв. Его ход, ветви, области иннервации и связь с крылонёбным ганглием.

9. 3-ая ветвь тройничного нерва – нижнечелюстной нерв. Его ход, ветви, области иннервации и связь с поднижнечелюстным и ушным ганглиями.

10.  VII пара – лицевой нерв, его ядра, особенности выхода и мозга и черепа.

11.  Ход лицевого нерва в канале, выход из черепа, области иннервации. «Большая гусиная лапка» и её ветви.

12. Промежуточный нерв, его ветви, функциональный состав и области иннервации.

13.  VIII пара. Ядра, области иннервации. Проводящий путь слухового анализатора.

14. IX пара – языкоглоточный нерв. Ядра, ветви, области иннервации.

15. X пара – блуждающий нерв, его ядра, области иннервации, топография.

16. XI пара – добавочный нерв, его ядра, сложение, области иннервации.

17.  XII пара – подъязычный нерв. Ядра, области иннервации. Связь с шейным сплетением – шейная петля. Её сложение и область иннервации.

18.  Иннервация языка в целом. Чувствительная (общая и вкусовая), двигательная.

19.  Иннервация органа зрения в целом. Чувствительная и двигательная.

 

План ответа по теме «Черепные нервы».

1. Номер и название черепного нерва (русское, латинское).

2. Ядра нерва (кроме I и II пар ЧН)

3. Проводниковый состав.

4. Место выхода нерва из мозга.

5. Место выхода нерва и его ветвей из черепа.

6. Основные ветви и области иннервации.

Набор таблиц

1. Схема проекции ядер ЧН на поверхность ромбовидной ямки.

2. Схемы черепных нервов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.254 с.)