Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евангелие от Матфея, 25: 1-13
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: Истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет сын человеческий. Наши комментарии Лк. 20: 27 — 28. Тора говорит: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» (Втор. 25: 5-6). Смысл этой нормы в том, чтобы ничей род не пресекся, и ради этого должен быть заключен брак даже по принуждению: мужчина должен взять вдову своего брата даже в качестве второй жены. Саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых в Последний день, решили использовать эту норму Торы как доказательство своей правоты, для чего выстроили коллизию: а если второй муж этой женщины погибнет, так что она не успеет зачать, и ее возьмет третий брат, то чьей же женой она будет в Раю, если таковой когда-то будет? Причем саддукеи говорят не о двух или трех, а о семи братьях, ибо «семь» - священное число у иудеев. Этим они явно хотят придать этой ситуации иронический характер, чтобы показать абсурдность веры в телесное воскресение людей. Лк. 20: 34 - 36. В своем суждении саддукеи допускают серьезную ошибку, отождествляя будущий Рай с этой жизнью со всеми ее недостатками и несовершенствами, данной нам для испытания нашей веры. Здесь и брак носит испытательный характер, доказывая наличие либо отсутствие любви и ответственности. В Раю все будет уже доказано, там не будет смерти, и никому не нужно будет ни рожать, ни восставлять семя своему роду в Израиле путем брака по принуждению. Именно это и имеет в виду Иисус. Сравнение с ангелами сделано Иисусом по тому месту из Писания, которое предложили к обсуждению саддукеи, в незнании и в непонимании которого Иисус их и упрекнул. На это указывает вся грамматическая конструкция: «Иисус сказал им в ответ». При этом, согласно другим Евангелиям, он справедливо упрекает саддукеев в непонимании Писания: «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22: 29). Достаточно просто процитировать далее текст Торы с упомянутой нормой, чтобы убедиться, что в вечном Раю бессмертным людям такой способ взаимоотношений просто не понадобится:
«Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его [...] пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и скажет: "Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему". И нарекут ему имя в Израиле: дом разутого» (Втор. 25:7-10). «Домов разутого» в Раю явно не будет - в этом с саддукеями можно согласиться. Но отношения между людьми будут подобны отношениям между ангелами, уже пребывающими в райском блаженстве: они общаются друг с другом по собственному желанию, без принуждения, без необходимости выживать и сохранять род. Однако человек будет в присущем ему от творения теле. Ведь сравнение с ангелами в одном из их качеств не есть отождествление во всех остальных качествах. Человек будет подобен ангелам в их утвержденности в истине и благости Бога, а не в качествах их плоти: у человека плоть из земли, а у ангела- из света, у человека изначально, от творения Богом, есть разделение на пол, и оно сохранится, а у ангелов его нет и не будет. Таким образом, телесная природа человека и ангела не будет тождественной. Авторитетные христианские толкователи Библии, в частности св. Иероним (переводчик Писания на латынь), признают: «Христос не отрицает, что на небе будут и мужчины и женщины, а скорее предполагает существование женщин, но так, что своим полом для брака и рождения они не пользуются»1(1 Толковая Библия... Т. В, с. 345).
При этом следует сделать важную оговорку. Некоторые злобные критики ислама, в частности, коранического образа Рая, противопоставляют евангельский и коранический тексты, утверждая, что в Коране Рай изображен якобы материалистически, а в Евангелии якобы говорится о сугубой «духовности» взаимоотношений мужа и жены в Раю - «как ангелы на небесах» у Матфея и Марка, «равны ангелам» у Луки. Однако в кораническом описании Рая и в евангельской притче Иисуса нет противоречия. В Коране описание Рая предваряет термин «масталь», т.е. «притча», поэтому аят, начинающийся со слов «Ммасалюль джаннетиллятии» переводится: «Вот образная притча о Саде». Притча, иносказание, аллегория - это присоединение к внешнему образу путем аналогии некоего второго значения. Если в Раю бытие человека останется телесным - а это так, то в Раю он будет получать не только блаженство для души, но и для тела, в том числе и в отношении с теми, кого он любил в этой, «испытательной» жизни. Каким будет это наслаждение - от нас пока скрыто: может быть, это будет наслаждение созерцанием и общением друг с другом, но оно обязательно будет иметь телесное выражение, и при этом не будет иметь всех тягот, которые в этой жизни усложняли возможность наслаждения друг другом по любви. В Раю «зерна будут отделены от плевел», и наслаждаться своей любовью человек сможет без привязки к практическим расчетам, а тем более - без насилия, шантажа, безвыходности, нищеты и «разутых домов». И именно в этом - единство библейского и коранического взгляда на Рай. Одновременно Иисус упрекает саддукеев еще и в неверии во всемогущество Бога. - Неужели Всемогущий и Милосердный, создавший всю вселенную из ничего и человека из глины, не может решить такую проблему, как обеспечение блаженного пребывания любивших друга в этой жизни вместе в Раю, без отягощавших в этой жизни связей принудительного, внешнего брака без любви? В Сунне пророка Мухаммада есть изречение: «Вы будете в Раю с теми, кого любите».Это простое и ясное изречение показывает, что в Судный день для Всемогущего и Всеведущего, когда Он захочет наградить Своих рабов вечным блаженством, наши земные проблемы не будут представлять никаких трудностей. Лк. 20: 37 - 38. У пророков есть ряд мест, где прямо говорится о воскресении мертвых в Судный день. Однако Иисус цитирует именно Тору, поскольку авторитет Торы был несомненным и для саддукеев. Если в Торе Бог Сам называет Себя Богом живших тогда праведников, то они уже не могут исчезнуть, ибо тогда Сам Бог претерпел бы изменения, переставбыть Богом Авраама, Ицхака и Иакова. Бог, неизменный и вечный, от начала творения предопределил и им быть вечно, поэтому из Его неложного слова, что Он - Бог этих праведников, следует, что для Него они живы, они существуют и после телесной их смерти. А значит, их нынешнее состояние после физической смерти есть лишь некоторое временное изменение их бытия, но не есть прекращение всего бытия, прекращение личного самосознания этих людей. А поскольку Бог сотворил человека во плоти, то отсюда следует, что нынешнее временное состояние физической смерти когда-то закончится, и Он вернет ему плоть уже для вечного Рая или для Ада. Слово «воскресение», которое использует Иисус, ясно свидетельствует, что речь идет именно о воскресении тела, ибо душа и не уничтожается.
Мф. 25: 1-13. Эта притча есть только в Евангелии от Матфея. Смысл прост: человек не знает, когда будет Конец света для всех и когда для него лично. Поэтому нужно бодрствовать, чтобы оказаться готовым к Судному дню. Под маслом, которого не хватило пяти легкомысленным девушкам, подразумеваются вера и соответствующие ей добрые дела. О необходимости бодрствовать духовно говорится во многих поучениях и притчах Иисуса. В этом тексте для мусульман представляет интерес символика - Иисус говорит о 10 девушках, ждущих одного жениха, причем пять дождались и вошли с ним в брачный чертог. Разумеется, это аллегория, иносказание. Критики ислама имеют обыкновение сводить исламское представление о Рае к грубым чувственным удовольствиям, которые правоверные якобы получат с многочисленными гуриями, прислуживающими им в Раю. Однако «гурия» - это всего-навсего черноокая девушка. И, разумеется, она в плане символики ничем не отличается от тех 5 девушек, которые вошли в брачный чертог с женихом из евангельской притчи. Поскольку это были еврейские девушки, то, скорее всего, у них тоже были темные глаза. Поскольку в раю не будет смерти, старения, болезней, поскольку там не будет нужды в обмене веществ, в рождении детей, то тело человека будет качественно иным, и его блаженство будет качественно иным, нежели удовольствия в этой жизни. Поэтому нет ни малейших оснований приписывать исламу нечто «грубо материалистическое», да еще и противопоставлять Корану евангельское восприятие Рая. И там, и там - притчи. И там, и там - девушки, причем в Коране не говорится, что они будут женами в земном смысле - они являются лишь понятным для здешнего человека символом непорочности, которая будет окружать всех в Раю. Чтобы объяснить человеку то, что он никогда не видел, приходится использовать неточные, но знакомые для него образы и «достраивать», уточнять их хотя бы до приблизительного восприятия неведомого. Если какие-то христианские миссионеры-фундаменталисты хотят считать коранических гурий знаком материалистических удовольствий в Раю по буквальной схеме удовольствий этой жизни, то тогда они должны будут толковать и рассматриваемую нами евангельскую притчу как буквальную полигамию в будущей жизни, утвержденную на высшем уровне их религии. - Но мы убеждены, что и там, и там речь идет об иносказании, и что главным блаженством в Раю будет созерцание человеком своего Создателя, кроме того, он будет наслаждаться познанием и общением с тем, кто ему дорог, кого он любил в этой жизни. Конкретная форма такого общения от нас пока скрыта Создателем.
Мф. 25: 13. «Последних слов "в который придет сын человеческий" нет в важных кодексах, они добавлены к первоначальному тексту», — свидетельствуют православные богословы1(1 Толковая Библия. Т. 8, с. 383.). Очевидно, эта приписка появилась в конце IV века, и для нас немаловажно, что редактирование евангельских текстов продолжалось даже в IV веке н.э., когда авторы приписок, добавлений и изъятий могли преследовать уже вполне конкретные идеологические цели: не следует забывать, что, например, в 380 году н.э. гражданам Римской империи указом императорабыла установлена обязанность считать Иисуса Богом. Заключение Рассмотренные нами две евангельские притчи о Рае вполне соответствуют мусульманским представлениям, но в Коране - также в форме притчи - даны значительно более подробные описания на эту тему. Неверна по сути критика ислама со стороны христианских миссионеров, силящихся доказать, что в противовес «духовному» Евангелию в Коране содержатся «грубо материалистические представления» о райской жизни, что там будет секс в его нынешнем восприятии, множество девушек и т.п. В Евангелии также есть притча о пяти девушках, вошедших с одним женихом на брачный пир, однако ни один разумный человек не станет делать из этого таких выводов, какой делают эти исламофобы на основе Корана. Девушки - это условный символ в притче, нужный лишь для того, чтобы современники пророка могли хотя бы приблизительно, внешне, в доступных им образах, ощутить то райское блаженство, которое Всевышний уготовал праведникам. Просто Коран делает описание более подробным, а в Евангелии говорится лишь несколько строк. Евангельские и коранические притчи о Рае - это священные тексты, объединяющие христиан и мусульман. Глава двадцатая
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.01 с.) |