ТОП 10:

Евангелие от Матфея, главы 6 и 7



(продолжение «нагорной» проповеди)

6 1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в сина­гогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помо­лись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они ду­мают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царс­твие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лука­вого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воз­даст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не кра­дут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? 24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого лю­бить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может при­бавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как вся­кая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

7 1 Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед сви­ньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. 7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. 12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доб­рое приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое при­носить плоды добрые. 19Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их.

21 Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного. 22 Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи!  не от твоего ли имени мы пророчест­вовали? и не твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие. 24 Итак всякого, кто слушает слова мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и поду­ли ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, упо­добится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. 28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению его,29 ибо он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Наши комментарии

Гл. 6, ст. 9 - 13. Это единственная христианская молитва, текст которой предложен самим евангельским Иисусом. В этой молитве нет ничего, что противоречило бы исламу, поскольку обращение к Богу: «Отче наш», характерно для всего иудейского Писания и го­ворит о «сыновстве» в переносном смысле, по аналогии послуша­ния сына отцу, а не по тождественности их природы. Ввиду того, что при распространении христианства на греческом языке среди многобожников, не знавших Торы, словосочетание «сын Божий» стало пониматься по аналогии с Гераклом, Прометеем и т.п., т.е. как природное «сыновство», мусульманами это имя Бога во из­бежание соблазна не используется. Кроме того, отпала необходи­мость в мольбе о будущем Царстве Бога.

В этой молитве есть очень важные слова, имеющие историчес­кий, преходящий характер и свидетельствующие о миссии самого Иисуса и его последователей быть провозвестниками будущего Царства мира с Богом на земле: «Да приидет Царствие Твое»! Сам Иисус еще не строит такого Царства - это не его миссия. Он только просит Всевышнего о ниспослании этого Царства в будущем.

Словами: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», Иисус, с одной стороны, указывает, что необходимо для ниспослания та­кого Царства, а с другой стороны, конкретизирует, каким будет само это Царство, какова его суть. Свободно принятое и макси­мально возможное исполнение воли Бога в нашей земной жизни есть условие, при котором Бог может придать своей воле характер постоянно действующего государственного закона, как это было в Израиле, не отступившем от Бога. В то же время, после ниспос­лания Богом на землю теократического устройства жизни именно исполнение воли Бога, а не какие-либо ценности типа тщеславия или господства над другими, становится смыслом существования суверенного сообщества верных Богу.

Гл. 6, ст. 25 - 34. Это яркое поучение Иисуса обращено в бук­вальном смысле только его ближайшим ученикам, ибо тем, кто ге­роически последовал за посланником Всемогущего, Он дает всё необходимое для жизни. Разумеется, призыв «не заботиться о за­втрашнем дне» обращен к ним же, а не ко всему человечеству, ибо иначе человечество давно умерло. Для всех это поучение может иметь смысл в части приоритета вечных ценностей перед прехо­дящими.

Гл. 7, ст. 1 - 5. И здесь Иисус не отменяет необходимость суда, а ставит четкие рамки Закона - суд должен быть справедливым во всех отношениях, то есть должен быть беспристрастным и должен учитывать природные возможности человека: нельзя судить за то, что человек не может выполнить.

Гл. 7, ст. 13. Закон Бога отличается от человеческих учений, по­мимо прочего, своей простотой: это не трактат по философии, это простые и ясные нормы и критерии, позволяющие отличить добро от зла, разрешенное от запрещенного - как первый закон, данный Адаму в Эдеме. «Широкие врата» - это всевозможные мифы и иные измышления жрецов, это около религиозная культура, зату­манивающая конечную цель этой жизни, это многочисленные ре­лигиозные предписания на каждый день, кроме ясно установлен­ных Самим Богом.

Гл. 7, ст. 21 - 27. Эти слова как бы специально обращены к тем, кто в молитвах и в быту многократно называет Иисуса своим «господином», а себя - его последователем, кто возбуждает народ рассказами о всевозможных чудесах и изгнании бесов, но кто не исполняет «слов его сиих», то есть слов о важности соблюдения Закона Бога до последней черты и йоты. Таковой человек «делает беззаконие», его ожидает «падение великое», и Иисус не будет ему заступником в Судный день.

Следует отметить, что после исчезновения Иисуса из земной жизни его ученики много лет не только сами соблюдали Закон Бога, но и требовали этого от новообращенных.

Первоверховный апостол Петр строго соблюдал Закон, приме­нял обрезание по Торе для обращаемых язычников (Деян. 10: 14). Собор апостолов в Иерусалиме в 49 году н. э. (через 16 лет после ухода Иисуса) распространил на язычников законы Ноя и сохранил в силе требование Моисеева Закона выпускать кровь из животного при закалывании (Деян. 15: 29), чему современные христиане, не­взирая на прямое установление «Нового завета», не следуют. Иеру­салимские последователи Иисуса во главе с апостолом Иаковом в 60году н. э. посоветовали Павлу публично принести в Храме очис­тительную жертву, «и узнают все, что слышанное о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон» (Деян. 21: 24).

Заключение

Обширная «нагорная» проповедь, содержащая немало ярких и глубоких поучений нравственного характера, не допускает ни малейшего отступления от закона Бога. Иисус в своей проповеди даже более строг, чем книжники и фарисеи, и говорит, что те, кто не превзойдут последних в праведности, не войдут в Царство Бога.

Иисус не вводит именем Бога ни нового закона в целом, ни од­ной принципиально новой нормы действовавшего тогда закона Моисеева - он лишь разъясняет и уточняет смысл существующих норм, а в отношении развода ужесточает существовавший поря­док. В отношении греховных соблазнов Иисус необычайно строг по сравнению с укоренившейся у иудеев практикой, основанной лишь на внешнем избегании от греховного поступка: Иисус квали­фицирует само намерение совершить грех - даже не реализован­ное - уже как грех, который нужно немедленно исторгнуть из себя, и в этом становится предтечей закона Бога, ниспосланного через Мухаммада (мир с ними).

В известной молитве этого посланника Бога: «Отче наш», Ии­сус подтверждает, что он не является строителем Царства Бога на земле, что это время еще не пришло и что он только молит Бога о ниспослании в будущем этого Царства.

Общий смысл «нагорной» проповеди выразил в конце своей речи сам Иисус, подтвердив сказанное до него: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). В целом эта проповедь очень близка духу и букве ислама.

 

 

Глава шестнадцатая







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.007 с.)