Понятие источников уголовно-процессуального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие источников уголовно-процессуального права



 

Под источниками права в юридическом смысле обычно понимается та или иная внешняя форма выражения правовых норм.

В юридической литературе отмечается, что впервые понятие «источники права» в научный оборот ввел Тит Ливий.

Источники уголовно-процессуального права - это нормативно-правовые акты, принимаемые органами государства, в которых содержатся уголовно-процессуальные нормы.

Система источников уголовного процесса выглядит следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

3) Федеральные конституционные законы РФ;

4) Федеральные законы и кодексы;

5) Постановления Конституционного Суда РФ;

6) указы президента РФ;

7) постановления правительства РФ;

8) Постановления пленумов Верховного Суда РФ;

9) Ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты (приказы и инструкции);

10) Законы субъектов РФ.

    Основным источником уголовно-процессуального права является Уголовно-процессуальный кодекс РФ — федеральный закон. В ст. I УПК непосредственно предписано, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК, основанном на Конституции РФ. В ч. I ст. 7 УПК закреплено положение, в соответствии с которым органы уголовного преследования не вправе применять федеральный закон, противоречащий действующему УПК, а в ч. 2 этой же статьи содержится прямой запрет на применение судом федеральных законов или иных нормативных актов, противоречащих действующему УПК. Таким образом, законодательная власть закрепила приоритет в уголовном судопроизводстве за нормами УПК (как специальные нормы).

Производство по уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ. Установленный УПК РФ порядок судопроизводства является обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Это не исключает того, что УПК РФ может устанавливать особенности производства по отдельным категориям дел (например, производство о применении принудительных мер медицинского характера).

Действующий УПК был принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря этого же года, подписан президентом РФ 18 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 года. Днем принятия УПК считается день его принятия Государственной Думой - 22 ноября 2001 г. Действующие на территории Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты, связанные с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Структура Кодекса отражает содержание уголовно-процессуальной деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры по расследованию преступлений и судебному разрешению дел в строгой последовательности этапов и стадий, в которых она развивается, обеспечивая реализацию целей и задач уголовного судопроизводства. Весь нормативный материал действующего УПК РФ сгруппирован в шести частях, которые в свою очередь разделены на 19 разделов, 56 глав и 474 статьи.

Структурно УПК состоит из общей и особенной частей. Общая часть или общие положения сформулированы в части 1 УПК и включают в себя 139 статей. Общую часть УПК можно еще именовать философией уголовно-процессуального права. В ней сформулированы основные понятия, даны легальные определения уголовно-процессуальных терминов, определено назначение уголовно-процессуального судопроизводства, сформулированы принципы уголовного процесса, даны понятие уголовного преследования и его виды, понятие и классификация участников уголовного судопроизводства, перечислены их права, обязанности и правомочия.

В общей части дано понятие судебных доказательств, сформулирован предмет доказывания по уголовным делам, перечисляются меры процессуального принуждения, их виды, порядок и основание применения; конкретизируются полномочия суда на досудебных стадиях и механизм их осуществления, а также ряд других общих положений.

Особенная часть состоит из норм, регулирующих досудебное производство (часть 2 УПК), судебное производство, особый порядок производства, контрольное производство по не вступившим в законную силу приговорам и частным постановлениям судов, исполнительное производство, контрольное или проверочное производства по вступившим в законную силу приговорам, а также иным решениям судов (часть 3 и 4 УПК).

Часть 5 УПК регламентирует международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

1) В первой части «Общие положения» отражены нормы, имеющие отношение ко всем стадиям уголовного процесса, всем его производствам и участникам. Они выражают цели и задачи уголовного судопроизводства, его принципы, права и обязанности участников процесса, правила о доказательствах и доказывании, цели, основания и порядок применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, требования, предъявляемые к протоколам и иным процессуальным документам, общее понятие процессуальных сроков и процессуальных издержек, правила реабилитации в уголовном процессе. Общую часть УПК можно еще именовать философией уголовно-процессуального права.

2) Во второй части «Досудебное производство» изложены нормы, детально регламентирующие процессуальную форму производства на досудебных стадиях российского уголовного процесса, имеющего своей задачей установление всех обстоятельств и фактов предмета доказывания для законного и обоснованного внесения дела (уголовного иска) в суд или отказа в этом как не имеющего для этого достаточных оснований.

3) В третьей части «Судебное производство» урегулированы вопросы и процедуры назначения дела к судебному разбирательству, разбирательства дела по существу в суде первой инстанции, включая особый порядок судебного разбирательства, процессуальная форма судебно-контрольных стадий российского уголовного судопроизводства, призванных к судебной проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений, исполнения приговора, вступившего в законную силу.

4) Четвертая часть УПК РФ регулирует особый порядок уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых), лиц, нуждающихся в применении принудительных мер медицинского характера, и в отношении отдельных категорий лиц, обладающих тем или иным иммунитетом.

5) В пятой части «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» впервые непосредственно в нормах УПК РФ урегулирован весь комплекс проблем и вопросов, связанных с порядком взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями, а также с порядком выдачи (экстрадицией) лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

6) Шестая часть «Электронные документы и бланки процессуальных документов» посвящена порядку применения бланков процессуальных документов и содержит их перечень.

Уголовно-процессуальный кодекс в настоящее время содержит более 500 статей. С момента введения его в действие (с 1 июля 2002 г.) в него внесено значительное число поправок, последние изменения были внесены 13 июня 2019 года. Следует отметить большое число отсылок, содержащихся в УПК, что затрудняет работу с его текстом.

Одним из упущений является отсутствие ссылки на то, что действующий УПК является преемником Устава уголовного судопроизводства Российской империи, принятого 20 ноября (по старому стилю) 1864 г. Тем самым подчеркивалась бы историческая преемственность, правовая культура, которая берет начало не в XXI в., а в середине XIX в. Так, например, сделано в Уголовно-процессуальном кодексе ФРГ, в современной редакции которого отмечается, что он принят 13 февраля 1877 г.

Таким образом, ведущую роль в механизме правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности играют нормы УПК, который является единственным уголовно-процессуальным законом страны.

 

Согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71) уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 1 УПК единственными законами, которые могут быть источником уголовно-процессуального права, являются Уголовно-процессуальный кодекс и Конституция РФ, на которой кодекс основан. Юридически это означает следующее:

1) при определении порядка уголовного судопроизводства по делу прямому применению подлежит только УПК, а в случаях, если его отдельные положения противоречат конституционным нормам, — Конституция РФ;

2) в случае, если уголовно-процессуальные нормы содержатся в каких-либо иных источниках, они не должны противоречить УПК и Конституции и подлежат приведению в соответствие с ними;

3) если в каком-либо ином федеральном законе содержатся новые уголовно-процессуальные нормы, они могут применяться только после того, как будут включены (инкорпорированы) в УПК.

Названные правила предохраняют уголовный процесс от проникновения в него чужеродных норм, не отвечающих демократическим принципам судопроизводства и противоречащих внутренней системе УПК, что является важной политиче­ской гарантией против рецидивов авторитаризма в области уголовного процесса.

Следует, однако, учитывать, что Конституционный Суд РФ выработал в данном вопросе следующую правовую позицию. В случае коллизии законов приоритет УПК действует лишь при условии, если речь идет о правовом регулировании собственно уголовно-процессуальных отношений. Однако его преимущество перед другими федеральными законами не является безусловным — оно может быть ограничено как установленной Конституцией РФ (статья 76, часть 3) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и УПК), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются: а) последующий закон; б) закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений; в) законы, в которых устанавливаются дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные, например, их особым правовым статусом. При этом разрешение коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии.

 

Нормы, имеющие отношение к порядку производства по уголовным делам, содержатся в Федеральных конституционных законах «О судебной системе РФ» от 31.12. 1996 г. № 1 -ФКЗ, "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" от 07.02. 2011 г. № 1 -ФКЗ, в Федеральных законах "О полиции" от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ, "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05. 2002 г. № 63-ФЗ, "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07. 1995 г. № 103-ФЗ, "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05. 2001 г. № 73-ФЗ, "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06. 1994 г. № 5-ФЗ и многих других нормативных актах.

 

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) составной ча­стью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров. Это значит, что к источникам уголовно-процессуального права в нашей стране относятся и названные виды международных юридических норм.

 

К источникам уголовно-процессуального права также следует отнести акты президента и правительства РФ, касающиеся сферы уголовного судопроизводства.

Из числа указов Президента РФ, требования которых порой должны учитываться при производстве по уголовным делам, можно выделить, к примеру, следующие:

· «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. №1422, утвердивший Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;

· «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. №308;

· «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. №649), где подверглись существенному уточнению не только наименование, но и пределы полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые участвуют в выявлении и расследовании преступлений;

· указы по вопросам организации и деятельности подведомственных непосредственно Президенту РФ органов, в частности, указы от 7 августа 2004 г. №1013, от 11 августа 2003 г. №960, от 19 июля 2004 г. №927, от 28 июля 2004 г. №976 и от 13 октября 2004 г. №1313, которыми утверждены соответственно Положение о Федеральной службе охраны РФ, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Положение о Министерстве юстиции РФ.

В ходе производства по уголовным делам, подведомственным военным судам, соответствующим должностным лицам (военным дознавателям, следователям военной прокуратуры, военным прокурорам и военным судьям) приходится руководствоваться предписаниями Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. №2140 (с изменениями, внесенными Указом от 30 июня 2002 г. №671. В этом нормативном акте решены некоторые важные вопросы, связанные с содержанием под стражей военнослужащих.

Постановления федерального Правительства не имеют основополагающего значения в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства. Такие акты регламентируют различные организационно-технические вопросы, вытекающие из деятельности субъектов уголовной юрисдикции и других участников производства по уголовному делу.

К подобным источникам уголовно-процессуального права, например, относятся постановления Правительства:

· от 20 августа 2002 г. №620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно». Существование такого документа обусловливается положениями статей 81, 82 УПК РФ;

· от 4 июля 2003 г. №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда».

 

Если отдельные отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве, прямо не урегулированы нормами закона, то при определенных условиях допускается применение аналогии уголовно-процессуального закона или аналогии уголовно-процессуального права. Аналогия закона может иметь место тогда, когда на неурегулированное отношение распространяют действие законодательной нормы, регулирующей сходное правоотношение. Так, например, в новом УПК нигде не сказано о том, что суд может истребовать предметы и документы. Подобное право по буквальному смыслу закона предоставлено лишь прокурору, следователю, органу дознания, дознавателю (ч. 4 ст. 21) и адвокату (ч. 3 ст. 86). В то же время суд вправе проводить следственные и иные процессуальные действия (ч. 1 ст. 86). Представляется, что по аналогии с ч. 4 ст. 21 суд также может делать и запросы о предоставлении ему необходимых сведений, обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Аналогия права применяется лишь в крайних случаях, когда нет уголовно-процессуальной нормы, подходящей для применения по аналогии закона. Тогда для урегулирования возникающих в процессе отношений могут применяться непо­средственно общие начала уголовно-процессуального права. Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 53 УПК защитник вправе использовать любые, помимо указанных в данной статье, не запрещенные законом средства и способы защиты: например, правозащитные акции, включающие обращение ко всем правозащитным организациям, общественным объединениям, думским фракциям, ко всем средствам массовой информации и ко всем гражданам страны с призывом активизировать правозащитные механизмы в легальных формах протеста против нарушения прав человека и т.д. По существу, это означает, что защитник, используя новые средства и способы защиты, использует аналогию права. Примером широкого применения аналогии права в уголовном процессе могут служить также многие решения Конституционного Суда РФ, которыми пробелы в законодательстве, вызванные признанием неконституционными ряда норм УПК, заполнены с помощью интерпретации общих правовых положений и принципов, содержащихся в Конституции РФ и нормах международного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.017 с.)