Метод функционирования международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод функционирования международного права



Международное право. Лукашук И. И., 2005.

Имеет отличия и метод правового регулирования, используемый в международном публичном праве. В основном здесь используется императивный метод правового регулирования общественных отношений, обусловленный, прежде всего, их субъектным составом и заключающийся в обязательном исполнении предписаний, содержащихся в нормах международного права.

Метод функционирования - это совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации международно-правовых норм.

По мере усложнения решаемых международным правом задач усложняются и элементы метода функционирования.

Общий метод функционирования охватывает 5 особых методов:

1) политико-правовой метод - нормы международного права осуществляются субъектами с помощью политических средств;

2) морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм международного права; главное здесь - в мобилизации нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм международного права;

3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой метод - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Нормы международного права действуют, используя разные методы и их сочетания. Так, в силу своего основополагающего характера основные принципы действуют не только как правовые, но и как политические и моральные. Сочетание этих методов неодинаково. Принцип неприменения силы отличается большим применением политико-правового метода. Принцип сотрудничества реализуется в основном с помощью политических и моральных средств. А вот для принципа добросовестного выполнения обязательств на первом месте стоит правовой метод. Если уровень законности в международных отношениях достаточно высок, то растет роль правового метода, если низок - политического.

Остановимся на специально-правовом методе, или методе международно-правового регулирования. Главное состоит в том, что он является методом саморегулирования, самоуправления суверенных государств, поэтому носит координационный, а не субординационный характер. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что в международном праве нарастают элементы субординационного регулирования. Есть они, например, в деятельности Совета Безопасности ООН, Международного Суда ООН, специализированных учреждений ООН, не говоря уже о наднациональных органах ЕС.

Особо отметим тот факт, что общеобязательные нормы общего международного права принимаются международным сообществом в целом. Возможность отказаться от них у отдельного государства ограниченна.

Действие механизма международно-правового регулирования носит властный характер. Это дает основания говорить о координационно-властном характере метода функционирования международного права.

Главные элементы данного метода:

· определение круга субъектов и их правового статуса;

· установление границ регулируемых отношений, сферы действия международного права;

· создание юридических норм, порождающих для субъектов права и обязанности, т.е. международно-правовые отношения;

· установление мер правовой защиты, юридических средств обеспечения выполнения норм международного права.

Кратко расскажем об организационно-правовом методе. Как известно, международное право складывалось в отсутствие международных институтов, призванных обеспечить его функционирование. Ссылаясь на это, многие отрицали юридический характер международного права, называя его либо внешнегосударственным правом, либо позитивной моралью. По мере роста роли и задач международного права подобное положение становилось все менее терпимым. Поэтому государства стали уделять внимание тому, чтобы исправить его путем упрочения организационной основы функционирования международного права.

Организационно-правовой метод имеет 2 аспекта: внутренний и международный.

По мере развития международного права возрастает значение внутреннего аспекта. Международное сотрудничество затрагивает все более значительные сферы национальных систем. Растут объем и сложность международных обязательств, в их реализацию вовлекается широкий круг государственных органов, организаций и даже физических и юридических лиц. Вся эта деятельность регулируется внутренним правом. В последнем растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств.

Теперь о международном аспекте организационно-правового метода. Он в определенной мере всегда был присущ международно-правовому регулированию. Формы взаимодействия государств одновременно были и организационными формами функционирования международного права. Главное место занимали переговоры, консультации, совещания.

В наше время функционирование международного права требует достаточно развитой организационной базы. В договоры включаются все более обстоятельные положения о порядке их осуществления. Широкое распространение получили различные органы, призванные содействовать реализации договоров. Наиболее распространены смешанные комиссии, полномочия которых расширяются. Появляются новые организационные формы. Так, страны СНГ заключили в 1992 г. специальное Соглашение об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений.

Самый ощутимый вклад в организационную базу функционирования международного права внесло создание развитой системы международных организаций. Функционирование международного права становится коллективным, опирается на сотрудничество широкого круга государств. Одна из функций международных организаций - содействовать осуществлению норм международного права.

Устав ООН в качестве одной из главных задач Организации указал создание условий, обеспечивающих уважение обязательств по международному праву. Значение этой функции не раз подчеркивалось Генеральной Ассамблеей ООН: "Поощрение развития международного права и поощрение его соблюдения являются существенными функциями Организации Объединенных Наций". Этот момент подчеркивается и в доктрине.

Компетенция и способы содействия функционированию международного права различаются в зависимости от сферы действия организации. В политической сфере государства осторожно относятся к расширению полномочий организаций, что же касается специализированного сотрудничества, то здесь тенденция к расширению полномочий прослеживается довольно четко.

Способы содействия функционированию международного права со стороны организаций многообразны. Сам процесс обсуждения и принятия резолюций содействует формированию международно-правового сознания, координирует позиции государств. Резолюции конкретизируют нормы и служат их реализации. Общеизвестна роль резолюций в толковании и прогрессивном развитии содержания норм международного права.

Резолюции дают оценки поведению государств с точки зрения соответствия международному праву и тем самым легитимизируют или делегитимизируют это поведение. Такая морально-политическая легитимация постепенно аккумулируется и воплощается в общих стандартах поведения и стандартах реализации правовых норм.

Организациям принадлежит важная роль в упрочении связи международного права с жизнью, в обеспечении его адекватной реакции на возникающие потребности и проблемы. Особенно существенна роль организаций как постоянно действующих механизмов достижения взаимопонимания, согласования интересов и воли государств.

Растет значение информационной функции. Организации призваны играть важную роль в распространении информации о международном праве. К сожалению, средства массовой информации мало уделяют внимания даже важнейшим резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. На журналистах лежит значительная доля ответственности за неразвитость массового международно-правового сознания.

В заключение подчеркнем основные пути содействия организаций функционированию международного права:

· организация сотрудничества государств в целях обеспечения должного уровня функционирования международного права;

· создание благоприятной морально-политической атмосферы для функционирования международного права;

· оказание конкретного содействия такому функционированию вплоть до применения санкций к правонарушителю;

· совершенствование механизма функционирования международного права.

 

Отличия международного права по способу создания норм. Координационный характер международного права, кроме прочего, выражается в том, что государства сами определяют для себя правила поведения и добровольно принимают на себя обязанность их соблюдения.

Есть правила, обязательные только для двух или нескольких государств. И есть универсальные императивные нормы, обязательные для большинства государств мира, закрепляющие ценности, в защите которых заинтересовано всё международное сообщество.

Нормы внутригосударственного права создаются субординационно, волеизъявлением одного субъекта, обладающего публичной властью. Любые нормы внутригосударственного права имеют общеобязательный характер.

Отличия международного права по способам обеспечения исполнения правовых норм.

Государства сами обеспечивают исполнение норм, ими же созданных. В основном оно обеспечивается принуждением в рамках двусторонних отношений. Другими словами, в случае нарушения норм международного права применить ответные меры может только государство, интересы которого задеты. Но в случае нарушения обязательств, имеющих императивный характер и адресованных всем государствам (запрет применения силы, право народов на самоопределение и др.), любое государство и международное сообщество в целом вправе призвать нарушителя к ответственности.

 

Отличия международного права по источникам.

Источник права – это форма выражения обязательных правил поведения. Источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, а также резолюции международных организаций и акты международных конференций, но не все, а только те из них, которые содержат норму права.

Следует учитывать, что большинство резолюций международных организаций и актов международных конференций не имеют обязательного характера и, следовательно, не являются источниками международного права.

Подчеркнем, что вопреки довольно распространенному мнению международный договор, обязательный для Российской Федерации, не является источником российского права, он является источником международного права.

Нормы международного и внутригосударственного права имеют свои формы выражения, другими словами, источники международного и внутригосударственного права не совпадают. Нормы российского права содержатся в основном и в частности в нормативно-правовых актах РФ. Норм российского права нет в международных договорах, поскольку в последних выражена согласованная воля нескольких государств относительно правил поведения, на обязательность которых Российская Федерация дала согласие путем ратификации договора либо иным способом.

 

Объектом международно-правового регулирования являются межгосударственные отношения. Межгосударственные отношения определяют объективные границы международного права. Придерживаясь взгляда, в соответствии с которым международное право имеет межгосударственный характер, можно утверждать, что оно не в состоянии регулировать внутригосударственные отношения или международные немежгосударственные отношения. В свою очередь, внутригосударственное право не в состоянии регулировать межгосударственные отношения. Не все межгосударственные отношения урегулированы международным правом, но оно в силу своей природы объективно не может выйти за их пределы. Международные отношения  немежгосударственного характера складываются внутри тех или иных обществ, в пределах власти тех или иных государств. Их специфика заключается в том, что они пересекают государственные границы, охватываются юрисдикцией двух или более государств или государствоподобных образований, с точки зрения правового регулирования у них больше общего с внутригосударственными отношениями, чем с межгосударственными. В той мере, в какой они возникают внутри определенного общества, они могут подвергаться регулированию правом соответствующего государства. Их участниками являются индивиды, неправительственные организации, учреждения, государственные органы и т.п., т.е. лица, подпадающие под власть определенного государства, поведение которых может поэтому регулироваться правом данного государства.

 

Субъектами международного права могут быть только участники межгосударственных отношений. Эта особенность международного права вытекает из предыдущей. Если признавать, что международное право регулирует межгосударственные отношения, то необходимо признавать и то, что оно не в состоянии регулировать отношения между теми, кто не способен быть участником межгосударственных отношений.

Субъект международного права - участник межгосударственных отношений, являющийся носителем международных прав и обязанностей, т.е. прав и обязанностей, возникающих в результате распространения на него действия каких-либо норм международного права либо индивидуальных международно-правовых установок.

К субъектам международного права в дополнение к государствам традиционно относят нации, борющиеся за независимость; международные межправительственные организации; государствоподобные образования. Все они опосредованы государствами: или созданы ими, или в случае с нацией представляют будущее государство.

 

Сущность международного права выражается в том, что оно является результатом согласования воль двух, нескольких или многих государств, поэтому содержание нормы международного права – это результат компромисса, учитывающий интересы многих государств, и в основном нормы международного права имеют общедемократический характер.

Социальной основой международного права является потребность государств в международном общении. В современных условиях государства объективно взаимозависимы при решении важных задач в области безопасности, экологии, борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями, использования космоса и в других самых разнообразных сферах жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.026 с.)