Структура правового статуса личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура правового статуса личности



 

Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017 - 384 с.

 

В научной и учебной литературе понятие «правовой статус личности» обычно раскрывается через понятийный ряд, который включает категории «субъективное право» и «юридическая обязанность». Так, в частности, В.А. Кучинский определяет правовой статус как «совокупность закрепленных в нормах действующего права четко определенных прав и обязанностей личности, устанавливающих пределы возможного и должного поведения, общие для всех лиц, подпадающих под определенные признаки».

Именно в этих категориях отражается и конкретизируется представление о правовом статусе как совокупности правовых возможностей, предоставленных обществом и государством для свободного развития индивида.

Некоторые авторы, считая, что правовой статус как интегральная характеристика положения личности в государстве не должен сводиться лишь к совокупности прав и обязанностей, дополняют его содержание в различных сочетаниях правосубъектностью (правоспособность), гражданством, гарантиями правового статуса личности, принципами правового статуса личности, юридической ответственностью.

Более дифференцированно подходит к определению правового статуса Н.В. Витрук. Стремясь раскрыть правовое положение личности системно, не сводя его к комплексу юридических прав и обязанностей личности, он предлагал не расширять уже известное науке понятие правового статуса, а ввести в научный оборот самостоятельную категорию, содержание которой охватило бы все социально-юридические явления, характеризующие правовое положение личности в широком плане.

В концепции Н.В. Витрука используются 2 самостоятельных понятия – правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) в узком смысле, отражающих явления, реальная связь между которыми определяется как отношение целого и части. Терминологически первое понятие обозначается им как «правовое положение», а второе – как «правовой статус». Правовой статус образуют признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности как ядро правового положения личности. Помимо правового статуса структурными элементами правового положения личности признаются гражданство, правосубъектность, а также юридические гарантии и принципы правового статуса.

В литературе можно встретить и иные взгляды на правовой статус личности, отличающиеся включением в его структуру (или исключением из нее) тех или иных элементов и в зависимости от этого критикой других определений статуса за их чрезмерную «широту» или «узость». Длительную дискуссию по вопросу о структуре правового статуса личности вряд ли можно считать законченной, поскольку пока она не привела к выработке единого, приемлемого для всех решения.

Системное видение правового статуса личности предполагает установление взаимозависимости между его элементным составом и процессом функционирования, позволяя избежать произвольного включения в структуру правового статуса личности элементов, не участвующих в осуществлении его функций.

В структуре правового статуса личности выделяются компоненты, непосредственно направленные на выполнение его специфических регулятивных функций, т.е. прямо ориентированные на удовлетворение интересов лица. Такими компонентами являются субъективные права, юридические обязанности и законные интересы личности.

Вопрос о том, являются ли права, включаемые в правовой статус личности, субъективными, вызывает споры в юридической литературе. Ряд авторов (Ю.К. Толстой, А.В. Мицкевич, Н.Г. Александров и др.) полагает, что субъективное право есть элемент конкретного правоотношения, возникающего на основе определенных юридических фактов. В связи с этим те права, которые принадлежат лицу непосредственно в силу действия норм права (например, конституционные), субъективными не признаются. В то же время в юридической науке получил и признание противоположный взгляд, согласно которому любые права граждан, «как те, которые они приобретают, вступая в разнообразные конкретные правовые отношения, так и те, которые прямо закреплены за ними в законе и вытекают непосредственно из него, то есть независимо от способа их возникновения, реализации, характера выражаемых ими интересов, степени общности, социальной значимости, видов, категорий и иных особенностей, являются по своей направленности (принадлежности, связи с носителями) субъективными, а не какими-либо иными». Считая в целом небезосновательной последнюю точку зрения, права, входящие в правовой статус личности, можно также назвать субъективными.

Основное функциональное предназначение субъективного права состоит в том, что оно «служит юридическим средством распределения социальных благ и удовлетворения потребностей граждан». Определяя гарантированную государством меру дозволенного поведения, субъективное право не просто формально регулирует поведение лица, оно прежде всего предоставляет возможность пользоваться определенным социальным благом. Интерес обладателя субъективного права может быть удовлетворен как его собственными действиями – непосредственным воздействием на благо (например, фактическое использование вещи, принадлежащей на праве собственности), так и с помощью необходимых действий обязанных лиц (в случае, если благо, удовлетворяющее интерес управомоченного, находится в распоряжении или под воздействием обязанного лица).

Соответственно этому главное назначение юридической обязанности как правового средства – дать возможность осуществиться субъективному праву. Юридические обязанности, пишет в связи с этим Н.В. Витрук, как корреляты субъективных прав удовлетворяют потребности личности в чужих действиях, служат специальным юридическим средством воздействия на других лиц с тем, чтобы вызвать к жизни такую их деятельность, в которой нуждается индивид при реализации его субъективного права.

Кроме того, в научной литературе указывается на существование общих (универсальных) юридических обязанностей, содержание которых не может быть прямо и непосредственно выведено из субъективных прав личности как их коррелятов в правовых отношениях. Эти юридические обязанности обеспечивают охрану общественных интересов. К их числу относят основные обязанности, установленные в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ.

Одним из самых важных в научном и практическом отношении аспектов правового статуса личности является определение круга прав и обязанностей, которые входят в его содержание. Среди немногочисленных мнений, высказанных по этому вопросу, можно обратить внимание на 2 несовпадающие точки зрения. Так, согласно взглядам ряда авторов правовой статус личности определяется только конституционными правами и обязанностями. Такова, в частности, позиция В.А. Кучинского и Н.И. Матузова. Противоположное суждение было высказано Л.Д. Воеводиным, Н.В. Витруком, Б.В. Щетининым и другими авторами, полагавшими, что правовой статус личности выражается во всей совокупности прав и обязанностей независимо от уровня их закрепления.

Нельзя отрицать бесспорное преимущество данной точки зрения. Правовой статус личности как совокупная юридически закрепленная характеристика личности в государстве может быть дан только на основе всех установленных в нормах права прав и обязанностей – как конституционных, так и закрепленных в текущем законодательстве.

В этом смысле прав Б.В. Щетинин, говоря, что «можно было бы в правовой статус включать только те права, свободы и обязанности граждан, которые предусмотрены Конституцией. Это было бы их высшим уровнем. Но тогда в правовой статус граждан не вошла бы большая группа прав и обязанностей граждан, закрепленных в текущем законодательстве, что вело бы к обеднению правового статуса граждан».

Законные интересы с точки зрения своего функционального назначения в правовом статусе личности являются дополнительным юридическим средством обеспечения потребностей и запросов личности. Они позволяют удовлетворить те социальные притязания личности, которые не были опосредованы с помощью субъективных прав и юридических обязанностей. При этом законные интересы, в отличие от субъективных прав, не предоставляют лицу содержательно-конкретную и гарантированную государством возможность получить то или иное благо. Их цель – обеспечить государственную защиту правомерному (т.е. не запрещенному, допустимому с точки зрения права) стремлению лица пользоваться определенным благом в случае воспрепятствования его реализации. Иными словами, если сущность субъективного права заключается в юридически гарантированной и обеспеченной обязанностями других лиц возможности, то сущность законного интереса – в простой дозволенности определенного поведения. В силу специфики законных интересов их носители могут требовать лишь одного – чтобы дозволенность сохранялась, никем произвольно не ограничивалась, чтобы действовало состояние, которое можно охарактеризовать как отсутствие запрета.

Необходимо сказать, что субъективные права, юридические обязанности и законные интересы, являясь основными системообразующими элементами правового статуса личности, тем не менее не способны к автономному функционированию. Их нормальное, полноценное действие обеспечивается другой группой элементов – дополнительных, вторичных, обслуживающих первые, к которым могут быть отнесены правосубъектность, гарантии и принципы правового статуса личности. В зависимости от выполняемых в правовом статусе функций элементы условно могут быть разделены на правопредваряющие (правосубъектность и гражданство), правообеспечительные (гарантии) и правоорганизующие (принципы).

Правосубъектности в правовом статусе личности отводится «служебная» роль элемента, предваряющего возникновение субъективных прав и обязанностей. Значимость правосубъектности, ее направленность на обеспечение интересов лица состоят не в предоставлении ею какого-либо конкретного социального блага (если только не рассматривать это понятие максимально широко), а в том, что она, являясь формальной возможностью участия в правовой жизни, открывает доступ к использованию субъективных прав и обязанностей в качестве средств удовлетворения потребностей и запросов. Выражаясь словами С.И. Архипова, «правосубъектность – это тот ключ, с помощью которого можно открыть для лица многие правовые двери к осуществлению его правовых интересов».

В отечественной правовой науке сложилось относительно единообразное понимание правосубъектности как признаваемой законодательством способности лица иметь юридические права, свободы, обязанности и законные интересы и осуществлять их самостоятельно (лично) либо через законных представителей, а также отвечать за их неправомерную реализацию.

Ряд авторов в понятие правосубъектности, кроме способности (возможности) иметь и осуществлять права и обязанности, включает также фактическое обладание определенной совокупностью прав и обязанностей. Так, по мнению А.В. Мицкевича, правосубъектность составляют наличие у лица или организации определенного круга прав и обязанностей и признанной законом возможности иметь другие права и обязанности, возникающие в процессе участия в общественной жизни (т.е. правоспособности). Авторы, придерживающиеся указанного подхода, на наш взгляд, допускают нецелесообразное смешение самостоятельных характеристик субъекта права, соотносимых как категории возможности (способность иметь права и обязанности) и действительности (фактическое обладание правами и обязанностями, вытекающими как непосредственно из закона, так и возникающими на основе юридических фактов), лишая понятие правосубъектности специфического содержания.

Гражданство, в отличие от правосубъектности как исходной, наиболее общей предпосылки обладания любыми субъективными правами и юридическими обязанностями, выступает в качестве специального условия, влияющего на объем и содержание правового статуса личности. Это означает, что обладание отдельными субъективными правами и юридическими обязанностями государство ставит в зависимость от наличия у лица гражданства. Возможность пользоваться социальными благами, представляющими для государства особую политико-экономическую важность (например, участвовать в управлении делами государства, занимать определенные должности и т.п.), предоставляется, как правило, только тем, кто находится в устойчивой правовой связи по принадлежности к данному государству.

Для системного понимания правового статуса личности немаловажно уяснить характер взаимосвязи гражданства и правосубъектности как его элементов. Этот вопрос специально в литературе не рассматривался. Высказываются лишь отдельные, порой исключающие друг друга суждения. Так, Н.В. Витрук считал, что гражданство и правосубъектность не зависят непосредственно друг от друга. Иную точку зрения на взаимосвязь указанных правовых явлений развивал Л.Д. Воеводин, полагая, что правосубъектность вытекает из гражданства, является логическим продолжением, конкретизацией его содержания.

Здесь следует заметить, что необходимым формально-юридическим условием нахождения лица в любых правовых связях является признание его субъектом права. Сказанное, без сомнения, относится и к гражданству. Таким образом, с точки зрения функциональной иерархии в правовом статусе личности правосубъектность есть исходная предпосылка не только субъективных прав и обязанностей, но и гражданства.

Принципы правового статуса личности – это исходные, отправные начала, идеи, определяющие содержание, назначение и порядок использования всех правовых средств, входящих в его структуру. В этом смысле принципы правового статуса играют роль интегративного фактора, объединяющего компоненты системы в единое согласованное целое. Как указывается, «право вые принципы, в том числе закрепленные законодательно, имеют определяющее значение при установлении законодателем правового положения личности, всех его структурных элементов. Они цементируют, связывают все части, элементы правового положения личности в единую, устойчивую систему, способствуют ее гомеостазису в процессе развития и динамики законодательного регулирования в соответствии с новыми потребностями общественной практики».

Принципы правового статуса личности имеют универсальное значение, пронизывая все элементы системы. В этом и проявляется их организующая функция. Как справедливо писал по этому поводу Л.Д. Воеводин, «поскольку принципы правового статуса лежат в его основе, постольку на них основывается каждый его элемент».

Некоторые авторы предлагают различать принципы правового статуса в целом и принципы отдельных его элементов (гражданства, правосубъектности и т.п.). Вряд ли правильно противопоставлять указанные группы принципов, ставя их на одну ступень в классификационной схеме. Допуская существование принципов отдельных элементов правового статуса личности, следует считать их дополняющими принципы правового статуса в целом.

Гарантии правового статуса личности охватывают широкий круг правовых и неправовых явлений, направленных на обеспечение эффективного действия его элементов – правосубъектности, гражданства, а в конечном счете на реальное осуществление субъективных прав, обязанностей и законных интересов личности. В литературе принято различать общие (или общесоциальные) и специальные (юридические) гарантии правового статуса личности. Общие гарантии выступают в качестве экономических, политических и идеологических условий и предпосылок, обеспечивающих фактическую возможность реализации прав и законных интересов личности. Юридические гарантии представляют собой специфические правовые средства, призванные непосредственно обеспечивать правомерное пользование правами и законными интересами, исполнение обязанностей, охрану и защиту их в целях реальности получения благ, лежащих в их основе.

Иногда, кроме названных общепризнанных видов, в число общих гарантий включают также социальные гарантии (Н.В. Витрук) и организационные гарантии (В.А. Патюлин).

При всей важности общесоциальных гарантий для фактического осуществления субъективных прав, обязанностей и законных интересов личности с учетом субстанциональной природы элементов правового статуса личности в его структуру могут быть включены только юридические гарантии как особые правовые средства (к примеру, меры поощрения, льготы, меры профилактики и предупреждения правонарушений, меры юридической ответственности и проч.).

Системно-функциональная характеристика структуры правового статуса личности должна дополняться системно-исторической. Всякая система имеет свою историю, развивается и изменяется (сохраняя при этом свою качественную определенность). Взаимоотношения государства и личности, подчиняясь объективным закономерностям развития общества, носят исторически изменчивый характер. Естественно, что изменение положения личности в системе координат «государство – общество – личность» влияет на природу тех правовых средств, которые используются для обеспечения ее интересов. Поэтому рассматривать структуру правового статуса личности следует в определенном историческом контексте, имея в виду конкретный тип государства. Так, если непременными составляющими правового статуса личности в современном демократическом государстве являются признаваемая за всеми людьми правосубъектность, общие для всех субъективные права и обязанности, то вряд ли это в равной мере справедливо для положения личности, к примеру, в феодальном государстве. Как справедливо замечает Н.В. Витрук, «самое характерное в статусе человека при феодализме – это наличие корпоративности, сословности в правах человека». Личность в феодальном обществе имела определенный комплекс корпоративных прав и свобод, определяющих различную степень свободы. Она находилась в состоянии иерархической зависимости, исполняя вытекающие из этой зависимости повинности (обязанности).

Таким образом, можно заключить, что правовой статус личности представляет собой единую сложноорганизованную систему правовых средств, функциональное взаимодействие которых определяет положение личности в государстве в конкретный исторический период.

 

 

Рассказов Л. П. Теория государства и права.

 

В самом кратком виде под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение личности в обществе. В его основе лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в обществе. Социальный и правовой статусы соотносятся, как содержание и форма.

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности, как правило, в юридической литературе отождествляются. Законодательство, юридическая практика, международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле.

Однако между данными категориями можно провести и отличие. Как известно, в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Например, каждый имеет право иметь недвижимость в виде собственного дома. Но не каждый его имеет. Таким образом, совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей отличается от правового статуса и называется иногда правовым положением личности. В таком случае правовое положение — это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. Оно отличается от правового статуса тем, что по объему уже.

Таким образом, правовой статус личности представляет собой совокупность ее прав и свобод, признаваемых и гарантируемых государством, и обязанностей, устанавливаемых также государством.

Правовой статус гражданина - это правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства. Правовой статус гражданина — это закрепленная в законода­тельстве совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина определенного государства.

Юридическое положение гражданина отличается от правового статуса человека.

Оно дополняется некоторыми другими правами и свободами, обусловленными правовой связью человека с конк­ретным государством, гражданином которого он является и обя­занностями, возлагаемыми на него государством.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политической системы общества.

Согласно ст.-е 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;лицо без гражданства (также применяется термин греческого происхождения апатрид (аполид)) - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В международно-правовой и внутригосударственной практике большинства стран относительно иностранных граждан применяется один из 3 видов правового режима:

· наибольшего благоприятствования – состоит в том, что государство, заключая договор с другим государством, обеспечивает его гражданам такой же режим, какой уже предоставлен гражданам наиболее благоприятствуемого государства. Таким образом, цель данного правового режима состоит в том, чтобы поставить всех иностранных граждан, находящихся в границах одного государства, в одинаковое положение;

· национальный – означает уравнивание иностранных граждан в правах и обязанностях с собственными гражданами, за небольшими исключениями. В этих случаях на иностранных граждан распространяются законы, действующие в данной стране. Однако предоставление такого режима иностранным гражданам, как правило, связано с действием принципа взаимности, требующего, чтобы граждане пользовались аналогичными правами и обязанностями в тех государствах, к которым принадлежат иностранные граждане;

· специальный – имеет место тогда, когда для иностранных граждан устанавливаются особые льготы или ограничения. В частности, государства в отдельных случаях предоставляют друг другу особые льготы и преимущества, выходящие за рамки режима наибольшего благоприятствования. Это характерно, как правило, для соседних государств или государств, связанных между собой таможенными, налоговыми или иными союзными соглашениями. Назначение таких оговорок, получивших наименование «соседских», состоит в том, чтобы особые льготы и преимущества предоставлялись строго определённым договаривающимся государствам и не распространялись автоматически на другие государства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.]

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев регулируется ФЗ от 19.02.1993 "О беженцах" и Законом РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993.

Беженцем признаётся лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица. После проверки принимается решение о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно в течение 5 лет, но по заявлению лица каждый раз может продлеваться на год. Оба названных выше закона устанавливают основания, по которым можно отказать в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца (сообщение ложных сведений, участие в организациях, преследующих цели насильственного свержения конституционного строя, и др.). Отказ в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца может быть обжалован в суд.

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.043 с.)