Занятие. Практические навыки матроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие. Практические навыки матроса



Занятия яхтингом

Теория корабля

Курс нацелен на подготовку матросов крейсерско-гоночной яхты.

Андрей Кадаровский (Кондоровский?)

2 вводных занятия – конструкция корабля. Потом – теория морской практики – как управлять яхтой, управлять манёврами и тп. Потом – Кирилл Смирнов расскажет курс метеорологии на 4 занятия. Дальше – экскурс навигации: Володя Гарисенко – правила пдд, ориентация на воде и тп. Курс по финскому заливу – Андриан Носов. Последняя лекция – технология ремонта - Анатолий. Также – будет представление экипажей, они и мы будем выбирать друг друга. Такелаж – факультатив. Будет также видео с примерами узлов – как они вяжутся, всё будет в группе. Порядка 50% узлов – обязательные. Правила парусных гонок проведёт Люба …  Проголосовать на сайте РОИ по поводу петиции отмены решения о благоустройстве.

Корабль – это судно, предназначенное для самостоятельного ведения боя и имеющее вооружение, а судно – не предназначено. Главные плоскости, относительно которых называются действия. Плоскость вдоль судна – называется ДП – диаметральная плоскость, единственная плоскость симметрии. ОП – основная плоскость, «плоскость стола», у яхты не всегда, у парахода – бывает., плоскость миддль – поперек корабля. У старых судов, часто, раньше располагалось в самой толстой части судна (тогда – у носа), а сейчас – не обязательно.

крен на бок – крен, дифферент – на нос.

От линии пересечения «фарватера» до мотора длина межперпендикульярья. Длина по ватерлинии - … Ещё есть максимальная длина. Есть нос и корма. Есть ещё понятие носовее – ближе к носу, кормовее – дальше от носа. Осадка – от уровня ватерлинии длина до какой-то точки ниже неё.

Построечный дифферент – такая форма киля, которая отличается от горизонтальной, часто для защиты,. Ширина мб по ватерлинии или максимальная. Длина тоже наибольшая и длина по ватерлинии, ещё длина по межперпендикулярью. Есть осадка корпусом (до плавника) и полная осадка (?неточно). Полоска, нарисованная на яхте – тоже называется ватерлинией (но зачем она нужна?).


 

Основные конструктивные типы яхты.

Отличаются в целом тем, что находится под водой. Бывает руль (понятно), бывает киль (такая вертикальное натолщение). Выполняет функцию сопротивления ветру – дрейфу – не идёт вбок. Ещё бывает шверт – поворачивается внутрь и тп – этим он и отличается от киля. Как правило – небольшие, но бывает и иначе. Бывает, что в киле или шверте – находится свинец/ что-то другое тяжелое. Может быть так, что киль делается с двух сторон. Ещё может отличаться формой поперечного сечения. Часто – круглая. Бывают и другие – угловатые разной степени (делается так как их просто проще строить), но это не значит, что это плохо, хотя всё же не так хорошо. Ещё отличаются формой оконечностей. Каждая форма имеет свои плюсы и минусы. Плоский торец на корме сзади – транец. Ещё есть кранец – надувной болон на корме – чтобы не билась яхта. Руль может находиться и за кормой., а может – до оконечности.

Примерное соотношение – водоизмещение – 6 тонн, киль – 3 тонны. На современных – киль может быть сильно меньше за счёт того, что яхта и так шире и и так более устойчивая. Вынесение руля отдельно – также позволяет делать яхту более маневренной.

Обвода – определение.

Двойной киль – хорош во время приливов и отливов.

Режим трессирования – определение.

Скорость 1 узел =1 морская миля в час = 1852 метра.  Длина яхты обычно измеряется в футах, у нас – в метрах 12 метров = 40 футов.

Батокс – параллельные диаметральные сечения – вдоль яхты.

Шпангоут – поперек яхты

С правой стороны – носовый шпангоуты, а с левой- кормовые.

Есть ещё проекция – на ней плоскости ватерлинии. Ещё есть рыбины – линии, пересекающие все три плоскости отображения яхты.

Закон Архимеда – на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весы вытесненной этим телом жидкости или газа – поэтому железные корабли и не тонут.

Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент и возвращать его в исходно состояние. Метацентрическая высота является мерой остойчивости судна: величина того, насколько судно может отклоняться. Центр тяжести на яхтах ниже мета точки. Из-за этого плечо, на которое может наклоняться яхта, ещё больше, так как центр тяжести стремится обратно отклонить яхту, чтобы центр остойчивости был параллелен центру тяжести. «Центр заката» для яхты – 120 градусов, то есть, когда яхта уже легла и даже слегка перевернулась – то она снова вернётся (но эта модель не учитывает паруса – они мешают).

Средства увеличения остойчивости – чтобы крен от парусов был ещё меньше (это нужно в основном для гоночных и экстремальных яхт). Средства эти хорошо работают только на скорости.

груз также влияет на остойчивость: высота положения груза (тяжелое вниз) – продукты, и прочее…На больших кораблях – очень сложная система распределения груза, есть сложные таблицы… Точка подвеса – если груз висит где-то на яхте снизу, но, допустим, висит на мачте, то при крене этот болон будет действовать с ещё большим плечом: может быть минусом и плюсом (но при умелых руках – ТОЛЬКО). Жидкие грузы – вода питьевная, топливный бак – всё это вниз конечно, но ещё важно и влияние свободной поверхности (это величина свободного воздуха в бутылке) – при вертикальном положении норм, а если бутылку горизонтально поставить, то при раскачивании лодка начнёт очень сильно раскачивать. Поэтому, нужно жидкость располагать вертикально. Если нельзя – то нужно разделять эту воду, или долить всё это до конца (но мы же тратим эту воду – так что, это всё не вариант).

Влияние на бочку маааленького столбика воды – добавляем маленькую трубочку: она создаёт дополнительное (ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ сильное давление), которое сильно увеличит давление, что может разорвать цистерну. Касательно сыпучих жидкостей – тоже разделяем всё на маленькие объёмы.

Следующее качество – непотопляемость – способность лодки оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Тонуть судно может очень долго, но при опрокидывании – за секунды тонет. Адмирал Макаров: тонуть судно должно на киле, чтобы можно было бороться за судно. Что должно быть: должны быть непроницаемые отсеки. На Титанике всё это было реализовано, но айсберг пропорол целых четыре отсека, а все корабли, в тч и современные, не рассчитаны на это. Сейчас ещё делают вторые борта и второе дно. Вторые борта делают ещё и на танкерах, чтобы не вылилась нефть. В случае, если один из отсеков пробило и его затопило, то специально затапливают противоположный отсек, чтобы убрать крен от первого отсека, хотя лодка чуть и просядет.

Качка на волнении. Если увеличивается длина волны, то увеличивается её и ширина. В целом, жидкость немного перемещается, от волны, перемещается больше давление. Как болельщики делают волну: они сами остаются на своём месте, просто поднимают руки. Есть три вида качки:

1. Бортовая – кренится к борту.

2. Килевая – к носу.

3. Вертикальная – судно просто поднимается и опускается. Это очень редко и волна должна быть длинной

Когда судно очень остойчиво – она отслеживает длину волны. В целом, как яхта – она ведь очень остойчива. Второй вариант – волна провоцирует качку судна, причём в противофазе. А бывает, когда волна усиливает это всё. Но это всё – не про яхту. Мы кстати можем влиять на частоту – мы идём против волны – частота уменьшается, идём по волне – частота того сколько раз мы проходим волну на единицу времени: уменьшается

Сопротивление воды движению судна. Делится на сопротивление трения, формы и волновое (в спокойной воде – судно само создаёт волну). Сопротивление формы – благоприятна ли форма самого судна: насколько оно способствует всяким завихрениям судна, которые тянут судно назад. Насчёт корабельных волн – от того, как разные группы волн сложатся, то это всё как увеличивает, так и уменьшает сопротивление. Число Фруда – отношение, которое связывает скорость и длину судна. Это нужно в основном для экспериментов. Кроме того, мы можем сравнивать разные судна: крейсеры, лодки и тп, по тому, какие волны они создаёт и какое, соответственно, будет сопротивление. 0.2 – волн почти нет, 0.5 – уже заметны волны. После определения числа Фруда(формы корабля), сопротивление и скорость начинает зависеть только от скорости судна. Кроме того, мы можем, благодаря этому отношению для судна, спрогнозировать его максимальную скорость, зная неё и длину судна. Это всё полезно для проектирования судна.

Управляемость – …

Циркуляция – когда перекладываем (крутим – сленг) руль на правый борт, лодка движется влево. Когда сидим на корме и нас ведёт вправо – то крутим руль не влево, а вправо – тогда судно, поворачивает влево.

Урок.

Левый галс – если встать спиной к ветру, то левый галс – это левая сторона. Бывает ещё и правый галс.

Мы ощущаем сумму вымпельного и истинного ветра. Истинный ветер – обычный настоящий ветер. Курсовой ветер – ветер, образующийся только от движения судна, мы плывем вперед – курсовой ветер образуется из-за того, что преодолеваем воздух и он всегда против нас. Вымпельный ветер – при наличии курсового ветра вымпел расположится по направлению равнодействующей скоростей истинного и курсового ветров, показывая так называемый вымпельный ветер.

Наветренная часть – откуда дует воздух. Подветренная – противоположная.

В наветренной части происходит тромбование воздуха, в то время как в наветренной образуется разреженное давление. Туда и засасывает парус, таким образом возникает подъёмная сила.

Но у паруса тоже есть своё сопротивление. Таким образом, образуется лобовое сопротивление. Равнодействующая из них и действует на парус.

Оптимальный угол – 20 градусов под острым углом к вымпельному ветру. Ещё появляется сила дрейфа, она тоже влияет. Яхта дрейфует разгоняясь. Появляется угол дрейфа. Получаем угол атаки для киля.

Мы сдавливаем яхту этими силами с 2 сторон, что выталкивает её. Появляется кренящий момент от киля…

Чем короче длина киля, тем быстрее возникает поток, огибающий яхту, он должен замкнуться. Чем короче киль – тем быстрее замыкается, тем быстрее яхта разгоняется. Для киля важна не длина, а площадь в целом. Поэтому его делают очень широким, таким образом яхта делается такой же устойчивой к дрейфу, но это влияет сильно меньше на скорость.

Руль – лопата, тормозящая поток воды, следовательно, до определенных скоростей лодка является неуправляемой.

Очень нужен второй парус, так как при одном зона срыва происходит сильно раньше. Для обеспечения необходимого угла требуется очень острый угол. Переломная (проломная/…?) сила обеспечивается лучше и мы можем идти острее.

Ловировка – последовательное изменения галса с целью движения против ветра – двигаемся зигзагами.

Пузо паруса (прогиб паруса) от 5 до 20% от всего паруса. На острых курсах паруса с небольшим пузом идут лучше за счёт обтекания. Как только идёт эффект срыва – сразу происходит замедление (?). Если ветра меньше, то паруса лучше легче и с большим пузом и наоборот.

Рысканье по курсу (сленг) – дрыганье яхты по веру.

Центр парусности (точка приложения равнодействующей силы ветра на парус или вообще на поверхность)  и центр бокового сопротивления (центр тяжести погруженной части диаметральной плоскости, в котором считается условно приложенным боковое сопротивление судна) должны быть сбалансированы. Отклонения – рулевому нужно это компенсировать рулем.

Лодка лежит на руле (сленг) – лодка стоит из-за руля и недостатка скорости.

2 паруса – снижение ветра меньше влияет на (???)

шкаторинг – края паруса

Для управления парусами используются снасти.

Снасти для поднятия -???

Снасти для управления – шпот.

Галсовый угол – для наклона (?)

Грот – шьётся с изгибом (серп) Делается из парусины разной толщины (веса)

В Вит – карман вставляется Лит(те?) чтобы грот не падал. Бодты нашиваются для доп укрепления паруса.

На парусе – люверсы пробиваются чтобы на «Полочку» убрать парус. Параллельный расход – дешевле, а 3х радиальный парус растягивается более-менее равномерно.

Гроты менять сложно, поэтому запасной редко с собой возят.

Есть стаксель и есть генуэзский стаксель (он перекрывает площадь грота, дальше по пути уменьшения – 1й стаксель – лавировочный стаксель…. Чем меньше номер стакселя, тем больше площадь.

Чем больше ветра – тем меньше должен быть грот. Если совсем много – то завозим штормовой стаксель. Они ярче и из более плотной ткани тк нужно сохранить управляемость и их не должно порвать ветром или рывком от волны.

Гиг (?) – груз, болтающийся на мачте.

Ещё есть доп паруса для попутного вветра – генандры, спинакер. В ряде случаев ставят стаксель и спинакер.

Грот заводится на мачту и гиг. Управляется многоступенчато. Гротошпот (определяет положение грота вдоль гига….) и гигошпот – относительно диаметральной плоскости яхты.???

Твист – изгиб паруса по высоте.

Спинакер. Висит по факту в воздухе. Без ветра – упадет. Необходимо его на ветер положить. За гротом – разряженный воздух. Шпинакергиг – то, на чем держится шпинакер. Спинакер/грот гики – веревки не позволяющие веревке упасть.????

Следить, чтобы паруса не были перетравлеными. Поворот оверштак – совершаем при движении гауса с острово курса на оверштан. Одервик (?) ветер с кормы, когда мы идём вперед???

Не давать парусу мокнуть, трепаться без дела. При малейшей возможности – сушить. Проверяем швы и устраняем перетертости так как может порваться не только шов, но и ткань. При ремонте лучше использовать то же отверстие, что использовал и мастер. Стежки при заплатке – по разной линии, чтобы не порвалось. Наклеиваем ткань и шьём ещё с наслоением…

Занятие. Парусные гонки.

Тактик – задача определение задачи прохождения дистанции взяависимости от наших соперников. Штурман – сохранение лодки от всяких нехороших вещей вызванных навигационными опасностями – камнями, закрытыми районами, мелью, выбором мест с неоптимальными волнами. Рулевой – разогнать лодку, поставить паруса, разработать с тактиком стратегию.

В гонке нет неправильных занятий – каждый участник играет свою роль даже если стоит. Перед всем этим – открываем гоночную инструкцию и читаем её. Все серьёзные соревнования имеют свою инструкцию.  Сначала подымается сигнал стартовой группы – обычно – цифровые вымпелы. Через минуту подымается флаг Папа подготовительный – висит три минуты. В момент старта флаг группы опускается (?).Старт = судейское судно. Они выставляют спец знак, буёк. Линия между этой точкой и створом (…) – это и есть старт. Либо снасть.

Во первых определяется стартовая стратегия. Галс, с заныриванием, можно у судейского судна проскочить. Зависит от ветра, условий и конкурентов. Но сначала определяемся, насколько эффективно стоит стартовая линия. Когда гонка по буйкам, обычно олимпийский принцип – против ветра, поэтому обычно начинается с лавировки. Поэтому сначала определяется положение стартовой линии относитлельно ветра – насколько близко к галфинду положение движения. Это делает рулевой, но помогают и матросы – 2 десятка яхт, все куда-то снуют и тп. Первым делом ищем стартовую линию. Привязываемся к дистанции – что у нас с курсом, с парусами, ищем знаки, ищем буйки (если гонка по буйкам – часто их видно). Смотрим на то, что куда смещено. Потом – наблюдение за обстановкой. Движение почти хаотичное, лодки разные и их манёвренность. Одна из главных функций матросов – наблюдение за окрестностями. Потом – отсчёт времени. Идёт процедура прикидки скорости выхода на линию. Смотрим за судейским судном – могут отменить гонку, отложить его и тп. Со звуковым сигналом поднимаются флаги. Взаимодействие между шкотами, рулевым и тд. Роль бакового очень большая – тк он видит очень многое + он знает, дошли ли мы до линии, которую определили – пересекли ли мы стартовую линию или сколько метров осталось – говорит рулевуму и он либо даёт команду на замедления либо на ускорения.

Отдельно идёт отсчёт времени – либо тактик либо штурман. На старт мы должны выйти на хорошем ветру и сходу.

В зависимости от длины дистанции даётся определенне время – 10 минут и больше. С момента начала старта можно в любоую из этих минут пересечт стартовую линию.

Редко когда лодка уходит в отрыв – надо контролировать соперников – чем больше ты отойдёшт от соперников тем больше шанс что ты придёшь быстрее6 но есть и риск что тк ты уйдешь далеко и твой ветер будет отличаться от них и их ветер может оказаться лучше.

Если фальштарт – возвращаемся назад, и начинаем сначала.

Преимущество правого галса действует, подветренный/наветренный тоже действует. Часто бывает, что неучаствующие в гонках яхты мешают.

Есть стартовая группа и зачётная группа (часто лодки одного класса или в одной системе гандикапа). Дальше судьи смотрям, кто финишировал и соотносят её с группой. Если есть помимо отзыва вывешивается номер яхты – то понятно, кого отзывают.

Двигатель глушится до момента сигнала группы и надо погасить инерцию вызванную двигателем. В яхтах это редкое явление а большие парусники чаще.

Даже по спинакеру определяется, пересек ли ты линию или нет.

Огибание знаков.

На нас влияют соперники с точки зрения ветра. Плохо находится под ветром – создаётся завихрения. Парус сконцентрирован так, что ветер достаточно ровный. Если ветер пройдёт уже через несколько конкурентов – то мы идём «в отработке» - три-пятьдесят длин препятствий – ветер не обтекаемый. Даже 50 метров после яхты – всё равно влияет на нас. Функция наблюдения в гонке – очень важна. – смотрим даже на наших конкурентов которые потенциальные. В момент выполнения поворота мы никому мешать не должны.

Потом – это отслеживание дистанции. Часто бывает так, что за дистанцией не следят. Можно уехать не на тот знак. Кроме того, в этом случае мы не можем выставить тактическое своё поведение. Поэтому на подходах и после каждого знака мы должны искать знак, отслеживать общие условия - + огибать можно тоже по-разному, можем по разному выйти на знак (нужно правильно сориентировать рулевого). Манёвры – четкая привязка к огибанию знаков Как только отвлёкса от парусов – смотрим на знаки.

Навал на знак – нарушение правил парусных гонок – нужно оправдываться – крутиться вокруг яхты и тп. Матросы не должны отвлекаться и перестатвать давать советы рулевому.  Поэтому при выходе на знак – знак не выпускаем из глаза вообще. Чаще всего это – шпотовый на стакселе, так как ему проще. Если штиль – тебя от дрейфа может занести на знак, а ты не можешь контролировать движение. Оправдываться надо как – только появилась возможность – сделать круги (в зависимости от штрафа – 1 или 2 круга) НЕ МЕШАЯ ДРУГИМ.

Штебень – самый самый нос судна.

Отслеживание соперников в гонке – это спорт джентельментов и нельзя нарушать так как нет смысла.

Технические средства – джипиэс трекер либо система автоматического местоположения и соотношения его с положением других судов (АИСА). Плюс требования от пограничников – яхта обозначается джипиэс трекером показывающим где мы находимся.  Если нарушение не было очень грубого и не дало большого выигрыша – то обычно судья прощают тебя. Частая ошибка – неогибание судна/неогибание его правильным боком.

Борьба под парусами. Находясь рядом с соперником мы можем на него воздействовать своими парусами. Принцип «атак» - когда нужно нам пройти вперед – атакуем сверху или снизу (кажется, это сзади?). тут работа матросов даже больше важна. Либо сверху - с наветренной позиции, закрывая ветер для атакуемой яхты – у неё нет ветра и атакующая яхта проезжает её. Что сделать? В такую ситуацию попадать нельзя. Нам нужно сохранять чистый ветер. Поэтому крайне важна работа шпотовых.  Есть ещё один тактический приём – поворот фордевинд: если огибать знак, то тот, кто сделает его раньше – тот получит преимущество. Ещё – тактическая игра – пугаем соперника ложными действиями – в не очень выгодных условиях делаем вид, что хотим сделать поворот фордевинд и он боясь этого начинает….

Атака снизу – «подрезание»: кто кого сумеет подрезать. Есть так называемое выгодное подветренное положение. Если яхта окажется в ветровой тени, то плохо. Подветренная яхта будет потихнечку притормаживать соперника.

Моменты финиша. Важно коснуться скора (спора?) во время финиша. На финише выдавливать соперника нельзя – только ход и аккуратное движение. Смотрим на конкурентов. Смотрим за положением вешки – она может быть смещена и угол относительно ветра может быть другим – при выходе к финишу мы, следим, за тем, какая часть финиша после разворота к нам ближе.

Время закрытия финиша: время абсолютного закрытия финиша – время, когда судья перестают принимать финиш – не засчитывают твой результат. Есть ещё контрольное время – это относительное – некая поправка относительно лидирующей яхты – допустим, 20% относительно лидирующей яхты. Те, кто не уложился – получают очки нкв – не уложился в  контрольное время.

 

Занятие. Метеорология

Резкое падение атмосферного давление – будет шторм (?). Адвекция – перенос воздуха в горизонтальном направлении (в отличии от конвекции), также это перенос вместе с движущимся воздухом того или иного его свойства (адвекция тепла, холода, влажности, плотности). Фронт – линия раздела двух воздушнх масс с разными физическими параметрами.Тёплый фронт разделяет холодную воздушную массу и теплую. На метеокартах оозначается красной изогнутой линией и красными пупырышками на ней. Направление пупырышек показывает движение фронта. Холодный обозначается синей линией и вдоль линии рисуются закрашенные синие треугольники, куда уходит угол непривязанный к линии – в том направлении и движется. Бывает, что линия синяя, но треугольники не закрашенные – это значит, что фронт высокий и нас не затрагивает. Тёплый, соответственно, также. Такие высотные фронты часто не затрагивают никак циклоны. Бывает, что линия и точка линия и точка, как будто пунктир, это значит что фронт стационарный – значит, что он никуда не перемещается или перемещается очень медленно. Тёплый фронт тоже, соответственно, может быть стационарным.

Стационарные тёплые фронты случаются реже, чаще – холодные. Тёплая воздушная масса просто более нестабильна.

Амплитуда – разность между максимальными и минимальными значениями периодически изменяющегося метеорологического элемента. Анеморумбометр – прибор для измерения и определения скорости и направления ветра. Антициклон – область высокого атмосферного давления, очерченная замкнутыми изобарами, где давление растёт от перифирии к центру. Изобары – это такие круги, которые как у луковицы окружают центр. Н – это обозначение антициклона, от слова Height. Как правило на границах изобаров ставятся числа – это атмосферное давление в барах в пределах этого изобара.

Циклон – область пониженного давления, обозначается буквой L, от слова low.

Барическое поле – пространственное распределение атмосферного давления. Вектор – величина, характеризующаяся направлением и числовым значением (модулем).  Обычно в метеорологии используется не стрелочка, а просто линия, показывающаяся направление, а начальная палочка – обозначает скорость/силу ветра. Если одна палочка большая – то это пять узлов, если маленькая ещё – то это пятнадцать (??). 1 узел – примерно половину метра значит. Бриз – ветер с суточной периодичностью возникающий на границах моря, берега, озера, водохранилища.

Видимость – подразумевается дальность видимости. Воздушные течения – система ветров над более или менее значительной площадью земной поверхности в большей или меньшей толще атмосферы рассматриваемая как целое.  Влажность воздуха – содержание водяного пара в воздухе.

Восходящий поток – вертикальная состовляющая в общем движении воздухе, направленная вверх. Высота облаков – обычно имеется в виду высота нижней границы облаков того или иного яруса. Гребень (высокого давления) – область или полоса повышенного давления без замкнутых изобар (абсолютных изогипс).

Грозовой фронт – оласть с повторяемостью гроз повышенной по сравнению с соседними районами. Долгосрочный прогноз – прогноз погооды на срок порядка пятидневки недели, естесственного синоптического периода декады, месяца, сезона.

Зенит – точка пересечения отвесной линии, проходящей через место наблюдения с небесной сферой. То есть – это наивысшая точка небесной сферы над головой наблдателя.

Изотерма – линия равных значений температуры на синоптической карте. Изобара – линия на карте, соединяющая пункты с одинаковыми значениями давления.

Инверсия (температуры) – повышение температуры воздуха с высотой в некотором слое атмосферы. Инверсии температуры встречатся как в приземном слое воздуха, начиная от поверхности почвы (приземная инверсия), итак и в свободной атмосфере (инверсия в свободной атмосфере), особенно в нижних 2 км, а также – при переходе от тропосферы к стратосфере (в слое трипопаузы). Когда более нижний теплый воздух нагреваясь поднимается до слоя инверсии начинает затем растекаться на этом уровне, где уже он равномерно умеренный и не может уже подниматься там. Возникает эффект «наковальни», которая кстати является признаком грозы.

Испарения – поступление в атмосферу водяного пара.

 

Количество осадков – толщина слоя воды, полученного из твёрдых или жидких осадков, выпавших за определенный период. Количество осадков измеряется плювиометров и выражается в миллиметрах.

Конвекция – вертикальные движения воздуха, обсуловленные плавучесть, т.е. температурными условиями. Есть противоположное явление – дивергенция, это уже когда холодная воздушная пасса опускается и растекается на определенном уровне. Чаще всего конвекция наблюдаеют при формировании облаков, при формировании тропических циклонов, при формированнии грозовой активность. Дивергенция же – наблюдается при антициклонах, так как опускание воздуха вызывает рост давления снизу.

Ложбина – противоположный термин грубню – вытянутая область пониженного давления с горизонтальной осью, т.е. линией сходимостью барических градиентов и следовательно ветра.

Облачная система – совокупность облаков имеющих оределенную структуру. Обычно говорят о фронтальных облачных системах. Обычно к ней можно отнести супер-ячейку – маленький циклончик в миниатюре. Также можно отнести облака присутствующие при прохождеинии фронтов. Первые признаки циклона можно уже за тысячу километров увидеть.

Орография – совокупность форм земной поверхности в данной местности, имеющая большое влияние на общую и местные циркуляции атмосферы. (допустим, стоят горы на земле, препятствующие движению воздуха).

Порыв ветра – резкое кратковременное усиление ветра. При скоростях порядка 20 м/с и выше, сопровождающихся разрушительным действием, порыв ветра называется шквалом.

Равновесие атмосферы – состояние атмосферы, характеризиующееся вертикальным градиентов уменьшения температуры.

Роза ветров – диаграмм, представляющая режим ветра в данном месте (обычно по многолетним данным для месяца, сезона или года).  

Румбовая система координат – необходима, чтобы задать направление. Круг делится на 360 и получается градус (но это современная система). Классическая система – по сторона света – север – норд, запад – вест, справа – ост, юг – зюйт. Первая буква всегда идёт по оси земного шара (поэтому – зюй-ост и норд-вест).Получаем так 8 направлений. И делим ещё пополам и получаем что-то вроде Норд-нордвест, ост-норд-ост. Зюфт-зюйт-ост.

Сила Кориолиса – сила инерции движущейся частицы в т относительной системе координат, обладающей вращения. Если допустим у нас вращается земля Грубо и на пальцах – если в полушарии всё что угодно начинает двигаться вниз вдоль меридиана, то оно за счёт силы Кориолиса будет отклоняться на запад – так как вода тоже вращается вместе с землёй. А если что-то будет двигаться от экватора к более высоким широтам, то будет отклоняться наоборот на восток.  Если с юга на север – то тоже на запад отклоняемся. Благодаря этой силе в тч возникают тропические циклоны и другие явления.

 

Синоптическая ситуация – совокупность взаимно связанных воздушных масс, фронтов, циклонов и антициклонов и др, над некоторы участком, что определяет погоду на этой участке.

Синоптическая карта – географическая карта, на которую цифрами и символами нанесены результаты наблюдения за всякими явлениями, может быть указана сила и направление изменений.

Среднесрочный прогроз – это на 3-10 дней. Т

Тип погоды

Турбулентность – состояние капельной жидкости или газа, характеризуемое турбулентным движением и вытекающими из него следствиями. – то есть – хаотиченость.

Шкала Бофорта – шкала для определения силы ветра по визуальной оценке, основанной на действии ветра на состояние моря или на наземные предменты применяется на море с шкалой от 0 до 12 баллов. 0 – полный штиль, 12 – ураган.

Тропопауза.

 

Время по UTC – время по Гринвичу. Такие карты синоптические выпускаются каждые 4 часа.

Фронт Акклюзи – фронт, который содержит в себе характеристики как холодного, так и теплого – этого когда, например, холодный фронт двигается быстрее чем тёплое и догоняет теплый и из за этого в точке их столкновения/разделения – образуется именно и фронт Акклюзи.

Чёрные полоски – аномалии, локальные градиенты атмосферного давления, вносят в общую картину неожиданность и чего-то неприятного.  

Занятие. Метеорология

Сила Кареолиса важна в том числе для прогнозирования движения больших воздушных масс.

Когда сзади на нас дует ветер6 то слева от нас – область с низким давление, а справа – с высоким. Это закон Бейса Баллота. Помогает в определении направления, куда идти чтобы уйти от шторма.

Геострофический баланс. Воздушная масса стремится переместиться из области более высокого давления в область с низким.  Баланс достигается, когда воздушная масса начинает двигаться вокруг барической линии. Отсюда правило: ветер дует вдоль барических линий. Также: в низком давлении центре – ветер дует извне и наоборот.

Орография – это влияние земной поверхности на ветер. Ветер, который дует над землей теряет скорость из-за трения с землей, которое больше, чем на воде. Когда ветра дуют параллельно побережью, берег находится справа от ветра, поток ветра стремится сближаться с ветрами выходящими в море, направление которых не меняется, поскольку они не меняют скорость.

Случай ветров, дующих перпендикулярно побережью. Когда воздушная масса выходит на сушу, она испытывает замедление и сила карреолиса теряется и воздушная масса отклоняется влево.

Конвекция – двигатель погоды, ответственный за грозовые облака. Это нагревание воздушных масс вследсвии её нагрева и воздушная масса начинает подниматься вверх. Тёплый воздух поднимаясь вверх закручивается благодаря силе Кареолиса и закручивается в облака. Поднятие воздушной массы происходит до тропопаузы – определенного уровня, фактически – границы трапосферы, эта верхняя поверхность состоит примерно изо льда. Такие облака – предвесткик шквалов, холодных фронтов. Выглядит в виде наковальни. Если приземный ветер и высотный движутся в разное направление, то это предвестник бури, а также – это сигнал тропопаузы – то есть, температура перестаёт падать. В целом, это говорит о нестабильности атмосферы: ведь стабильная атмосфера – это когда воздушная масса с высотой остывает очень медленно, а тропопауза – это уже достаточно резкое.

Конвергенция – схождение воздушных масс, дивергенция – расхождение воздушных масс. Конвергенция – воздушная масса опускается (?), а дивергенция – наоборот. Можно их наблюдать в том числе и одновременно в разных уровнях атмосферы. Это нужно для понимания глобальной ситуации в атмосфере. В

Все высотные облака – следствие проникновения теплого воздуха к холодному, они – предвестник фронтов и наличия влаги. Из высокослоистых – осадков почти не выпадает, а из облаков среднево яруса – высококучевых или высокослоистых – редкие небольшие осадки могут быть. Если у облаков среднего яруса видна чёткая граница – то скорее всего там неприятное явление, вероятно очень – шквалистый ветер. Самые неприятные облака – облака вертикального развития, связанные прежде всего с конвенцией. Кучевые облака чаще всего появляются в середину дня (при нашем временном исчислении – в 2 часа дня), то есть, если к двум погода не поменялась, то она как правило более стабильная и скорее всего не поменяется, если нет каких-то фронтов. Но час можно прибавлять смело, в метеорологии всё очень примерно.

Фронты – гипотетическая граница раздела двух воздушных масс с разными свойствами физическими: по теплу (холодный, теплый фронт и фронт акклюзи – когда холодный воздушных фронт догоняет тёплый), давление и тп. Фронт акклюзи – обычно либо розоовый ли бо бирюзовый. Фронты – спутники нетропических циклонов. По мере приближения тёплого фронта начинаются осадки. При прохождении фронта ветер в северном полушарии заходит справа.

Холодный фронт – это когда холодный воздух вытесняет теплый. Он вытесняет клином, вызывает образование кучевых облаков, ливни, осадки и часто – грозы. Давление при этом меняется незначительно а при его проходждении давление начинает расти. Время прохождения – от часа, до нескольких. После прохождения фронта погода постепенно улучшается. Ветер также при прохождении фронта ходяет справа. После прохождения холодного фронта температура сильно и резко падает, в том числе и на 10 градусов на несколько часов. При прохождоении холодных фронтов – то это густая тёмная и нерпиятная масса воздуха. Для образовани грозы необходима конвенция, для неё – необходима холодная воздушная масса, только теплый фронт – этого недостаточно. А вот акклюзи это что-то абсолютно непредсказуемое, особенно сектор между теплым и холодным воздухом.

Глобальная циркуляция атмосферы – в масштабе всей планеты, основной двигатель – это наше солнце, которая в области экватора ниболее сильно нагревает воздух, которые нагревает воздух до тропосферы и затем в полярные области начинает толкать всё это к северу. Затем воздушная масса начинает опускаться остывая примерно на высоте тридцать градусов. Воздушная масса на шестидесятой параллели (60 градусов), вдоль него происходит подъём воздуха умеренных широт, достигает тропопаузы и часть уходит к полярной области, а часть уходит в тропики. Полярные и субтропические джеты – это высокоструйные течения воздуха, существующие на тридцати и шестидесяти градусах.

Из-за того, что ветер постоянно перемещается направо, мы получаем стабильный постоянный ветер – пассат, который ещё усиливается силой Кариолиса. В южной полушарии ветра постоянные сильнее, так как ветра не встречают сопротивления земной поверхности и сильно разгоняются в результате всего этого. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.082 с.)