Кафедра стоматологии детского возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра стоматологии детского возраста



Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра стоматологии детского возраста

Дисциплина «Детская стоматология»

Дисциплинарный модуль 1

Модульная единица 1.3 Некариозные поражения твердых тканей зубов

Занятие 1.3.1

Тема:

Кли­ни­че­ские про­яв­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хо­ж­де­нию не­ка­ри­оз­ных по­ра­же­ний зу­бов, их диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка, ле­че­ние, про­фи­лак­ти­ка.

 

Методические указания к занятию для студентов

 

Тюмень, 2016

 

 

Составители: зав. кафедры, к.м.н. О.А. Куман, ассистент кафедры Е.В. Редикульцева

 

Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре стоматологии детского возраста (к.м.н., заведующий кафедрой стоматологии детского возраста О.А. Куман) составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 96, учебного плана (2016г.)

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста

 

«___» ______ 201___г.

 

 

Модульная единица 1.3 Некариозные поражения твердых тканей зубов

1.Тема занятия: Занятие 1.3.1 Кли­ни­че­ские про­яв­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хо­ж­де­нию не­ка­ри­оз­ных по­ра­же­ний зу­бов, их диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка, ле­че­ние, про­фи­лак­ти­ка.

.

Учебные цели:

1. Изучить особенности этиопатогенеза некаиозных заболеваний

2. Научить выбору методов лечения

3. Научить выбору пломбировочного материала для лечения некариозных заболеваний

 

3. Актуальность темы: Трудности лечения кариеса временных зубов обусловлены не только особенностями анатомофизиологии временных зубов и полости рта ребенка, но и сложностью выполнения многих манипуляций у маленьких детей. Это создает предпосылки к развитию осложнений кариеса и преждевременному удалению молочных зубов, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на зачатки постоянных зубов, общее здоровье ребенка, способствует возникновению одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и формированию у детей зубочелюстных аномалий

Для этого надо:

- знать методы обследования, позволяющие поставить диагноз заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей.

знать особенности эндодонта временных зубов и постоянных зубов с несформированными корнями.

Знать: обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определение прогноза заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

Знать: особенности этических норм, правила и принципы профессионального врачебного поведения и взаимоотношений «врач-пациент (ребенок)», «врач-родственники» в детской стоматологии

Знать: обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определение прогноза заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

Знать: МКБ-10

Знать: основные методики терапевтического лечения при заболеваниях зубов у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей

 

4. План изучения темы 

Занятие 90 мин.

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
1 Организационная часть 5 Объявление темы занятия, актуальность
2 Проверка усвоения учебного материала 15 Тест-контроль исходного уровня знаний
3 Методы лечения некариозных заболеваний в детском возрасте 25 Опрос студентов по вопросам: - комплексность современного лечения некариозных заболеваний в зависимости возраста ребенка и течения кариеса - методы ремтерапии и фторпрофилактики
4 Перерыв 5  
6 Самостоятельное составление 30 Решение С.З. Провести ремтерапию на фантомной модели временного зуба
8 Разбор проведения 10 Преподаватель совместно со студентами разбирает алгоритм ремтерапии временного зуба. Преподаватель демонстрирует студентам приемы обращает внимание на особенности
9 Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание. 5  

 

5.Самостоятельная работа студентов:

А). Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы:

1. анатомия и гистология твердых тканей зуба

2. классификация кариозных полостей

3. особенности препарирования кариозных полостей

4.стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при пломбировании кариозных полостей

5. анатомо-функциональное строение пульпы

6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба

Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль):

Входной контроль

001.Системная гипоплазия эмали зубов у детей в постоянных зубах развивает­ ся вследствие:

1) заболеваний матери во время беременности

2) травматических повреждений молочных зубов

3) нарушения состава микроэлементов в воде

4) болезней ребенка после рождения

5) множественного кариеса молочных зубов

002. Изменение окраски тетрациклиновых зубов возможно на поверхностях:

1) нёбной и язычной моляров

2) вестибулярной моляров

3) вестибулярной резцов

4) небной и язычной резцов и клыков

5) любой поверхности всех зубов

003.Возможные изменения при местной гипоплазии эмали:

1) пигментированное пятно на эмали

2) облитерация полости зуба

3) «рифленые» зубы

4) поражение эмали всех моляров и фронтальных зубов

5) «гипсовые» зубы

004.Клиническая характеристика эмали зубов при наследственном несовер­шенном амелогенезе:

1) горизонтальные борозды, параллельно режущему краю на группе зубов од­ного периода минерализации

2) вертикальные борозды от режущего края до шеек зубов

3) эмаль стирается, обнаженный дентин водянистого цвета

 

4) наличие белых пятен и крапинок

5) меловидные пятна в пришеечной области зубов разного срока минерализации

005.Группы зубов, которые чаще поражаются системной гипоплазией эмали:

1) фронтальные

2) премоляры

3) первые моляры и фронтальные зубы

4) все группы зубов

5) резцы и вторые моляры

006. Клинические проявления флюороза:

 

1) пигментированное пятно и углубление в эмали одного зуба

2) белые пятна и крапинки на поверхности эмали на зубах разного периода

минерализации

3)    слущивание эмали с обнажением дентина на всех зубах

4) меловидные пятна в пришеечной области зубов разного срока минерализации

5) борозды параллельные режущему краю

007. Фактор, влияющий на развитие системной гипоплазии эмали постоянных зубов:

1) болезни матери во II половине беременности

2) болезни ребенка после рождения, нарушение режима питания ребенка

3) множественное поражение молочных зубов осложненным кариесом

4) болезни матери в I половине беременности

5) травматическое повреждение молочных зубов

008.Причины несовершенного развития и строения эмали и дентина:

 

1) болезни матери во I половине беременности

2) болезни матери во II половине беременности

3) болезни ребенка в I половине первого года жизни

4) генетические факторы

5)         болезни ребенка во II полугодии первого года жизни

009.Клинические формы флюороза:

1) чашеобразная

2) меловидно-крапчатая

3) бороздчатая

4) «гипсовые» зубы

5)    «рифленые» зубы
010.Жалобы больного при местной гипоплазии эмали:

1) боли при перкуссии

2) косметический недостаток

3) боли от горячего раздражителя

4) ночные боли

5)           подвижность зубов

01 l.Причина местной гипоплазии эмали:

1) болезни матери во время беременности

2) болезни ребенка после рождения

3) травматическое повреждение зачатка зуба

4) пульпит молочного зуба

5) вредные привычки матери во время беременности

012. На рентгенограмме при несовершенном дентиногенезе выявляют:

1) расширение периодонтальной щели у верхушки корня

2) корни зубов нормальной длины

3) просвет корневого канала широкий

4) корневые каналы и полости зубов об л итерируются вскоре после прорезыва­ния зуба

5) расширение периодонтальной щели на всем протяжении

013.Заболевание, являющееся наследственным:

1) флюороз

2) системная гипоплазия

3) несовершенный амелогенез

4) тетрациклиновые зубы

5) местная гипоплазия

014. Возраст ребенка, с которого можно проводить пломбирование постоянных
резцов композиционными материалами при гипоплазии зубов:

1) сразу после их прорезывания

2) 7-8 лет

3) 8-9 лет

4) 9-10 лет

5) старше 12 лет

015. К некариозным заболеваниям твердых тканей зубов относят:

1) пульпит

2) периодонтит

3) пародонтит

4) несовершенное развитие дентина

5) пародонтолиз

016.Причина(-ы) системной гипоплазии эмали постоянных зубов:

1) наследственный фактор

2) заболевания матери в период беременности

3) травма плода

4) заболевания ребенка на первом году жизни

5) множественный кариес молочных зубов

017.Заболевание, при котором прорезывается один зуб измененной формы:

1) флюороз

2) системная гипоплазия

3) местная гипоплазия

4) синдром Стентона-Капдепона

5) несовершенный амелогенез

 

018.Фактор, воздействие которого изменяет окраску тетрациклиновых зубов:

1) соблюдение правил гигиены рта

2) дневной свет

3) прием витаминов внутрь

4) люминесцентный свет

5) прием препаратов кальция

019. Причина развития флюороза:

1) недостаточное содержание фтора в воде

2) передача патологии по наследству

3) избыточное содержание фтора в воде

4) отсутствие фтора в воде

5) фторидсодержащие зубные пасты

020.Заболевание, являющееся наследственным:

1) системная гипоплазия

2) флюороз

3) местная гипоплазия

4) несовершенный дентиногенез

5) тетрациклиновые зубы

021. При несовершенном амелогенезе имеются нарушения в строении:

1) только дентина

2) только эмали

3) эмали и дентина

4) пульпы

5) полости зуба и корневых каналов (облитерация)

022.Клиническая характеристика эмали зубов при системной гипоплазии:

1) окрашивание коронок зубов в желтый цвет >

2) изменения цвета эмали зубов разного периода минерализации в различных участках коронки зуба

3) симметричные пятна и дефекты на коронках зубов одного периода минера­лизации

4) меловидные пятна в пришеечной области зубов разного срока минерализации

5) хрупкая, слущивающаяся эмаль

023.Клиническая форма гипоплазии эмали:

1) «рифленая» эмаль

2) дисплазия Капдепона

3) бороздчатая

4) меловидно-крапчатая

5) слущивающаяся эмаль

024.Изменения, выявленные на рентгенограмме при несовершенном дентино­генезе:

1) изменений нет

2) полость зуба и корневые каналы облитерированы

3) полость зуба и просвет каналов зуба расширены

4) корни короткие, каналы широкие

5) расширение периодонтальной щели

025. К наследственным заболеваниям твердых тканей зуба относят:

1) флюороз

2) тетрациклиновые зубы

3) несовершенное строение эмали и дентина

4) системную гипоплазию эмали

5) местную гипоплазию эмали

001 – 4     011 – 3 021 – 2 031 – 2 041 – 4

002 – 3     012 – 4 022 – 3 032 – 3 042 – 2

003 – 1     013 – 3 023 – 3 033 – 4 043 – 1

004 – 2     014 – 5 024 – 2 034 – 2 044 – 4

005 – 3     015 – 4 025 – 3 035 – 2 045 – 4

006 – 2     016 – 4 026 – 4 036 – 3 

007 – 2     017 – 3 027 – 3 037 – 3   

008 – 4     018 – 2 028 – 2 038 – 1  

009 – 2     019 – 3 029 – 3 039 – 2  

010 – 2     020 – 4 030 – 5 040 – 1

 

 

В). Структура содержания темы, основные понятия и положения темы.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКАРИОЗНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ЗУБОВ

 

Разнообразие этиологических факторов, вариации клинических проявлений в некоторой степени препятствуют созданию всеобъемлющей клинической классификацией некариозных поражений зубов.

 

Многообразные некариозные поражения зубов соответственно времени их возникновения следует подразделять по классификация предложенной М.И. Грошиковым и В.К. Патрикеевым на две основные группы:

 

1. Поражения зубов, возникающие в период фолликулярного развития их тканей, т. е. до прорезывания зубов:

 

а) гипоплазия эмали;

б) гиперплазия эмали;

в) эндемический флюороз зубов;

а) аномалии развития и прорезывания зубов, изменения их цвета;

д) наследственные нарушения развития зубов.

 

2. Поражения зубов, возникающие после их прорезывания:

 

а) пигментации зубов и налеты;

б) стирание твердых тканей – у детей не встречается

в) клиновидный дефект – у детей не встречается

г) эрозия зубов;

д) некроз твердых тканей зубов

е) травма зубов;

ж) гиперестезия зубов.

Согласно международной классификации болезней (МКБ 10), патология твердых тканей зубов делится также на две группы.

Первая группа называется «Нарушения развития и прорезывания зубов».

Вторая группа - «Болезни твердых тканей зубов».

Так называемых «некариозных поражений» в международной классификации нет, она представляет наиболее правильную группировку или классификацию заболеваний.

Однако, для преемственности с учебником по терапевтической стоматологии, мы тоже будем пользоваться условным термином «некариозные поражения».


КОО Нарушения развития и прорезывания зубов

КОО.0 Адентия
КОО.1 Сверхкомплектные зубы.
КОО.2 Аномалии размеров и формы зубов.
КОО.З Крапчатые зубы.
КОО.4 Нарушения формирования зуба.
КОО.З Наследственные нарушения структуры зуба, не класифицированные в других рубриках.
КОО.6 Нарушения прорезывания зубов.
КОО.7 Синдром прорезывания зуба.
КОО.8 Другие нарушения развития зуба.
КОО.9 Нарушения развития зубов неуточненные.

 

Диагностика.

Средства

Диагностики

Критерии самоконтроля

1

2

3

1. Жалобы

Опрос родителей и ребенка

1. Боли (продолжительность, связь с приемом пищи, на какой раздражитель, время возникновения, длительность, иррадиация).

2. Косметический дефект – цвет, изменения структуры эмали

3. Изменение формы и размеров зуба

4. Наличие кариозной полости.

 

2. Анамнез заболевания

Опрос родителей и ребенка

Когда появились первые симптомы заболевания, проводимое лечение и его эффективность.

3. Анамнез жизни

Опрос родителей и ребенка

1. Особенности течения беременности и родов.

2. Характер вскармливания (естественное, искусственное).

3. Сроки прорезывания зубов.

4. Место рождения и проживания.

5. Перенесенные заболевания, травмы, сопутствующие заболевания

1. Аллергологический анамнез.

2. Наследственность.

4. Внешний осмотр

Визуальное обследование

Симметричность и пропорциональность лица, состояние кожных покровов, эмоциональное состояние

5. Пальпация

Мануальное обследование

1. Оценивается состояние регионарных лимфатических узлов (подчелюстных, подбородочных, шейных).

2. Оценивается биомеханика височно-нижнечелюстного
сустава.

6. Внутриротовое исследование: А. Преддверие полости рта   Б. Собственно ротовая полость

Обследование с использованием стоматологического зеркала, зонда, пинцета.

1. Оценивается состояние слизистой оболочки предверия и собственно ротовой полости.

2. Симметричность, эластичность и прикрепление уздечек губ и языка.

3. Состояние выводных протоков слюнных желез, их секрет.

4. Комплектность зубов соответственно возрасту.

5. Форму зубной дуги верхней и нижней челюстей.

6. Качество пломб, наличие кариозных полостей, удаленных и непрорезовшихся зубов.

7. Вид прикуса при смыкании зубных рядов.

8. Оценивается очаг поражения твердых тканей зуба:

- блеск эмали                     

- цвет эмали

- симметричность поражений

- проницаемость эмали

 

7. Зондирование

Стоматологический угловой зонд

Оценивается:

- наличие или отсутствие кариозной полости

- глубоких фиссур

- гладкость поверхности эмали

- наличие или отсутствие болезненной реакции

- границы очага

 

 

8.Перкуссия                  

Ручка стоматологического зонда

Оценивается наличие или отсутствие болезненной реакции на перкуссию зуба.

Этапы лечения.

1. Этиотропная терапия – направление на консультацию к эндокринологу, гинекологу, терапевту (46% случаев некариозных поражений зубов протекают на фоне общихзаболеваний).

2. Комплексная реминерализирующая терапия:

А) общее лечение: препараты назначают месячными курсами с перерывами в 3-5 месяцев. В год проводят 2-3 курса лечения.

 

Препараты кальция!

 

 

ГИПОПЛАЗИЯ ЭМАЛИ

  Гипоплазия твердых тканей зуба возникает в результате нарушения

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра стоматологии детского возраста

Дисциплина «Детская стоматология»

Дисциплинарный модуль 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.157 с.)