Интерпретация рисунка семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация рисунка семьи.



Полученное изображение отражает отношение ребенка к членам его семьи, то какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

Первый шаг в интерпретации детского рисунка – оценка общей структуры. Что мы видим на рисунке: действительно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Причем любое изображение семейной ситуации, может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему (отражать желаемое). Если персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни, и выделяет ее. Один из членов семьи выше остальных – придание исключительного статуса, обладание (по мнению ребенка) наибольшей властью в семье, даже этот персонаж меньшего размера, чем остальные. Ниже остальных ребенок помещает того, чье влияние в семье минимально.

Второй этап – определение наиболее привлекательного персонажа. Его можно выявить по следующим признакам: он изображается первым, помещается на первом плане; он выше и крупнее остальных персонажей; выполнен с большей любовью и тщательностью; остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. Возможно выделение его особенной одеждой, наделение какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя себя с этим персонажем. Размер того или иного члена семьи – значение, которое имеет этот персонаж для ребенка. Наименее значимый персонаж – самый маленький, рисуется в последнюю очередь и, помещается в стороне от остальных; может быть перечеркнут или стерт. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры – чувство тревоги по отношению к этому человеку. Или же такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. Предпочтение того или иного родителя выражается в более близком расстоянии от ребенка, какое выражение лица у родителей. Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции: наиболее близкие люди изображены ближе к ребенку.

Ребенок о себе. Фигура ребенка наиболее выделена, нарисована более тщательно, прорисованы детали, яркая фигура – важность собственной личности, считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье; самым значимым и уникальным. Маленькая, слабая фигурка, в окружении родителей – чувство беспомощности и требование заботы и ухода; возможно ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки в семье. Ребенок вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи – подчеркивание своего исключительного статуса среди других детей. Ребенок рядом с отцом и размеры собственной фигуры преувеличены – сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье.

Дополнительные персонажи. Дополнение людей, не относящихся к семейному кругу или животных – попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей. Присутствие вымышленных персонажей – неудовлетворенные потребности ребенка (расспросить ребенка об этом персонаже). Изображение вблизи одного из членов семьи домашнего животного, в действительности отсутствующего – потребность ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

Родительская пара. Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Ребенок, который воспитывается одним родителем, может изобразить обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет – принятие им реально существующей ситуации. Один из родителей (одного пола с ребенком) в изолированном положении – желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность (эдипов комплекс) вполне нормальна для ребенка 12 лет. Фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга – незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола. Родители контактируют друг с другом (держатся за руки, др.) – тесный психологический контакт в жизни. Если контакта на рисунке нет, то, скорее всего его нет и в реальности. Изображение одного из родителей неестественно большого размера (чаще матери) – этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение. Родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает – небольшого размера, с маленькими руками или вообще без них.

Идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка (отцом, матерью, сиблингом). Идентификация с родителем своего пола – нормальное положение вещей, отражает желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим сиблингом (независимо от пола) – нормальное явление, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной, ей уделяется больше времени. Достаточно информации можно узнать из беседы. Если ребенок идентифицирует себя с самым невзрачным персонажем, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от остальных – ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

Отказ от изображения того или иного члена семьи. Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи – чувство одиночества и изолированности. Ребенок вообще отсутствует на рисунке – то же самое, но в более сильном проявлении, чувство неполноценности, отчужденность. Ребенок рисует себя в последнюю очередь – заниженное самоуважение. Отказ рисовать младшего сиблинга (брата я забыл нарисовать, для брата места не хватило) – ничего случайного в рисунке нет; часто ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку; в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существенную проблему. Либо ребенок может изобразить младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых – негативное отношение ребенка к этому человеку, отсутствие эмоциональной связи с ним.

Рисунок дерева.

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.

Интерпретация.

Корни.

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.

Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, - неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, неуверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

Ствол.

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.

У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.

Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.

Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.

Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером.
Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.

Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он неудовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.

На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.

Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.

Дупло – сексуальный символ.

Ветви.

Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.

Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.

Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.

Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.

Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.

Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.

Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.

Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).

Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет).

Крона.

Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.

Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, - осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.

Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.

Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.

Крона типа «шкура барашка» - энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.

Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.

Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.

Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.

Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.

Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.

Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.

Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.

Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.

Ребенок не ограничивается изображением дерева, и создает вокруг целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.

Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.

Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.

МЕТОДИКА АРТ

Инструкция: Внимательно посмотрите на бланк. Вам необходимо в каждом квадрате нарисовать или дорисовать картинку. В некоторых квадратах указано что следует нарисовать (крокодил, слон, подпись), в остальных – рисуете то, что хотите, на что, по-вашему, похоже изображение.

Интерпретация:

1-й квадрат;

Если точка является смысловым центром, то такой человек стремиться к максимальной, полноценной ориентировке пропуская окружающий мир через свои представления и понятия.

Если точка не замечается, то человек в жизни не замечает, что его окружает, не учитывает многие элементы среды, его поведение протекает вне ситуации.

Если точка является частью чего-либо, такие люди стремятся учесть каждый элемент среды, но являются крайне нерешительными, они не верят в свои силы, что приводит к деятельной, но пассивной ориентировке.

Если точка замаскирована, человек стремиться к максимальной информации в среде, преувеличивая его значение.

2-й квадрат; Выявляет агрессивность. Прямые символы агрессии - открытая пасть, зу­бы, когти, большие размеры рисунка. Если крокодил что-то поедает, наличие ши­пов - защита от окружающих, если на него нападают.

Ярко прорисованные глаза - повышенная восприимчивость и подозритель­ность. Хвост - символизирует злопамятность.

Скрытая агрессия: если психологическая характеристика не соответствует рисунку, если он замаскирован он в зарослях или плывет в воде.

Если рисунок смотрит вправо - взгляд в будущее, если влево - в прошлое.

3-й квадрат; Поведение в социальной группе. Если рисунок выходит за рамки квадрата — это свидетельствует о нарушении норм поведения. Бивни — агрессивное поведение в группе.

Уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе внимания. Ресницы - наличие демонстративных черт в характере. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост - недовольство собой.

Большой слон - стремление к доминированию в группе, наличие лидерских качеств.

Если рисунок расположен лицом - эгоцентризм социального взаимодейст­вия, сзади - пренебрежительное отношение к социуму.

Если квадрат как-то оформлен - такие люди воспринимают социальную среду, как что-то застывшее, привычное их поведение стереотипно.

4-й квадрат: Выявляет особенности общения. Если роспись не в центре квадрата - эти люди придерживаются формализованного и регламентированного общения.

В верхней части - стремление подчеркнуть свой социальный статус.

В нижней части - люди придерживаются строгого социально-ролевого общения.

Общительные люди ставят свою роспись в середине квадрата.

Наличие начальных букв имени и отчества — стремление к самоутвержде­нию. Если поднимается вверх - высокая самооценка.

5-й квадрат: Субъективное восприятие действий, отношение к реальности.

Если рисунок делят пополам или противоречия пытаются объединить - та­кие люди не стремятся однозначно определить ситуацию, их не смущают имею­щиеся противоречия, воспринимают жизнь такой, какая она есть.

Если не замечают противоречия — это несформированный подход к реальности.

Субъективное объединение противоречий - рисуется человек, который загорает и спит - эгоцентризм в оценке реальности.

6-й квадрат: Выявляет актуально жизненную информацию с противоположным по­лом.

Если изображение воды принимается за почву - это связано с эмоционально чувствительным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.

Наличие птиц — надежды и мечты.

Корабль — наличие актуальной проблемы (нет корабля, нет актуальной проблемы).

Дополнительные детали - большое значение бытовому оформлению личных отношений.

7-й квадрат: Поведение в конфликтной ситуации.

Если наклонная фигура принимается за елку и человек ее рубит или пилит - разрешение конфликтной ситуации с помощью агрессии.

Рисуется множество наклонных фигур — разрешение конфликтной ситуации путем его обострения.

Если с наклонной рядом рисуется прямостоящая фигура или она стабилизируется - это рациональное разрешение ситуации.

Если делается ракета или стая журавлей люди пытаются конфликт нейтрализовать путем вытеснения его из своего сознания.

Пеньки, звери, убегающие от елки - пассивное разрешение конфликтной ситуации.

Если из елки делается фейерверк - в конфликтной ситуации часто взрывает­ся.

8-й квадрат: Автопортрет.

Неодушевленный — человек не знает, какой он.

Замкнутые линии — человек замкнутый. Сильные нажимы — высокая тревожность, слабые линии - низкий энергетический уровень.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.046 с.)