Организационный момент (1-3 мин.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный момент (1-3 мин.)



Задания для производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (вожатской)

 

Задание №1

 

В формате Word одним документом прикрепить Дневник вожатской практики и Отчет студента.

Все строки подробно заполнены.

Срок выполнения – не позднее 3-х дней по окончании смены.

 

Максимальна оценка за задание – 5 баллов.

Методическая подсказка.

Рекомендуем в течение смены вести письменный черновик Дневника вожатской практики для того, чтобы по окончании смены аккуратно и в полном объёме представить содержание выполненной работы, ежедневный анализ педагогической деятельности.

Содержание отчет студента необходимо привести в соответствие к рекомендациям.

 

Рекомендации по содержанию отчёта студента-практиканта

При заполнении раздела «Целью моей практики было…» необходимо сопоставить общие цели практики, указанные во введении данного издания, и личные цели студента-практиканта. Необходимо не только перечислить цели практики, но и отметить, в какой степени они реализованы. Если они реализованы не в полном объёме, то следует указать причину, по которой это произошло.

В разделе «Мне удалось…» проанализируйте объём работы, выполненной в ходе практики. Необходимо отметить, что удалось и почему, что не удалось и почему, что можно было сделать лучше. Указывая причины, следует подчеркнуть, какие из них носили объективный характер, а какие – субъективный. Ответьте на вопросы:

- изменились ли ваши представления об избранной профессии в процессе практики?

- соответствовала ли вашим представлениям система воспитания в ДОВУ по месту прохождения практики?

- затруднения какого характера были типичны для вас, и как их удалось преодолеть?

При заполнении раздела «Мои предложения по совершенствованию практики» ответьте на следующие вопросы:

- что необходимо изменить в процессе преподавания теоретических дисциплин?

- что необходимо изменить в организации практики (сроки, место, формы контроля и т.п.)?

- следует ли внести изменения в содержательный аспект практики (изменить количество, содержание, формы и методы выполнения заданий, формы отчётности и т.п.)?

При выставлении «Самооценки результатов практики» (максимум - 5 баллов) следует руководствоваться нижеприведёнными критериями:

1. Знание изученной литературы по теоретическим курсам, на которых базируется педагогическая деятельность; 2. Уровень сформированности профессионально значимых и личностных качеств; 3. Владение этическими нормами взаимоотношений с воспитанниками, сотрудниками учреждения, сокурсниками, руководителями; 4. Уровень сформированности профессиональных компетенций. 5. Творческий уровень выполнения заданий практики.

 

Пример титульного листа, формы заполнения дневника и отчета студента:

 

 

МИНИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АКМУЛЛЫ»

 

 

ДНЕВНИК

ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКИ

Учебный год

 

Фамилия, имя, отчество студента_____________________________________

__________________________________________________________________

Направление обучения_______________________________________________
Профиль _______________________________________________________
Курс, группа______________________________________________________

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

База практики _________________________________________________________

Руководитель _______________________________________________________________

Зам. руководителя по ВР _____________________________________________

Старший вожатый ____________________________________________________

Даты заезда: с ____________________ 20___г., по _______________________ 20___г.

Отряд №________, возраст детей __________________, количество детей__________

Категория детей __________________________________________________________

Мальчиков _____чел., девочек _____ чел.

ФИО напарника(ов) ______________________________________________________

Размер заработной платы _________________________руб.

Количество выходных дней за смену ________

В соответствии с ФГОС целью учебной практики является формирование у студента следующих профессиональных компетенций:

а) общепрофессиональные компетенции (ОК):

- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, владение мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

б) в области педагогической деятельности:

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- способность организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательной и внеурочной деятельности (ПК-7).

Развитие у студента общекультурных компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).

Производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (вожатскую) практику студенты проходят в качестве вожатых (воспитателей) детских оздоровительно-образовательных учреждений (ДОЛ, ДОЦ и т.п.), центров дневного пребывания детей (школы, клубы, центры и т.п.). К практике допускаются студенты, прошедшие специальную теоретическую и практическую подготовку в рамках инструктивно-методического лагеря. Данный вид практики направлен на овладение студентами-практикантами технологиями организации воспитательной работы, на формирование готовности выпускника к самостоятельной работе с детским коллективом.

Требования ФГОС определили задачи, содержание и организацию практики, которые отражены в данных рекомендациях.

В результате прохождения практики студент должен:

знать:

- сущность процессов целеполагания, планирования, целереализации, анализа деятельности вожатого (воспитателя) детского оздоровительно-образовательного учреждения (далее - ДООУ);

- педагогические возможности ДООУ;

- содержание деятельности вожатого (воспитателя) ДООУ в каждый период смены;

- особенности социально-психологической адаптации детей в ДООУ;

- закономерности развития временного детского коллектива ДООУ;

- специфику работы с детьми разного возраста;

- основные факторы оздоровления детей в ДООУ;

- требования санитарных правил и норм по организации отдыха и оздоровления детей в ДООУ;

- статьи Уголовного Кодекса РФ, относящиеся к деятельности педагогических работников ДООУ;

- особенности оформления отчетной документации;

уметь:

- составлять план работы с детским коллективом на смену;

- разрабатывать сценарии, планировать и проводить отрядные, массовые мероприятия;

- отбирать эффективные методы и формы работы с детьми в соответствии с их возрастными особенностями;

- планировать и проводить учебные занятия кружка, клуба по интересам;

- организовывать детей к соблюдению правил личной гигиены, к решению вопросов по самообслуживанию;

- выстраивать взаимоотношения с коллегами, детьми и их родителями;

- оценивать и анализировать результаты педагогической деятельности и деятельности детей;

- вести текущую и отчетную документацию;

Владеть

- технологиями целеполагания и планирования деятельности вожатого (воспитателя) ДООУ;

- технологиями организации и проведения воспитательных мероприятий;

- навыками работы по организации и осуществлению индивидуальных и групповых проектов детей;

- способами эффективного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- навыками организации первой доврачебной помощи;

- способами применения диагностических методик, направленных на изучение личности и коллектива;

- навыками оценки и анализа результатов педагогической деятельности и деятельности детей.

 

 

1-й день - «___» ___________ 20___г.

  Содержание выполненной работы Педагогический анализ
Утро 8.00-9.00 ______________________ 9.00-10.00______________________ 10.00-11.00_____________________ …___________________________ .. ____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________

 

Отрядный сбор / огонек под названием: «__________________________________________»

Краткое содержание: ________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

 

- Физическое и эмоциональное состояние детей, дисциплина и отношение к правилам лагеря;

- Развитие взаимоотношений ребят друг с другом и с воспитателями, с другими;

- Важные дела и события дня: интерес ребят к ним и к тематике смены в целом, результаты дел;

- Активность подростков в индивидуальной и совместной деятельности, в выполнении поручений;

- Результативность использованных педагогических приемов, способов и форм работы с детьми;

- Выводы о решении поставленных на день задач, замечания на перспективу с учетом итогов дня.

______________________________

______________________________

_______________________________

______________________________

______________________________

_________________________________

________________________________

________________________________

_________________________________

______________________________

______________________________

_______________________________

_______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

_______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

_________________________________

______________________________

______________________________

_______________________________

_______________________________

______________________________

______________________________

День _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________
Вечер _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________

ОТЧЁТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Целью моей практики было
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Мне удалось
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Мои предложения по совершенствованию практики:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Самооценка результатов практики:
 
 
 
 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                     

“_____” ___________ 20___г.

 

Студент: __________________________(_________________)

 

 

Задание №2

 

В формате Word представить подробный сценарий проведенного отрядного мероприятия.

Объединить данную работу в один электронный документ с предыдущими работами.

 

В документ вставить фотографии (4-5 штук) с данного мероприятия. Формат фотографий не менее А6. На фотографиях должны быть запечатлены общие видовые фрагменты с разных этапов мероприятия. Вожатые должны быть в форме.

 

Мероприятие проводится обязательно по профилю обучения студента.

 

Срок выполнения – не позднее 3-х дней по окончании смены.

Максимальна оценка – 5 баллов.

 

Методическая подсказка.

 

Рекомендации по оформлению сценарного плана проводимого мероприятия.

1. Форма мероприятия (турнир, викторина, благотворительная акция, трудовой десант, ролевая игра, эстафета и т.п.).

2. Название.

3. Цель.

4. Участники.

5. Место проведения и время проведения.

6. Продолжительность.

7. Оборудование.

8. Содержание. Текст ведущего по всем этапам:

- организационный момент (1-3 мин.),

- вводная часть (10-15 мин.),

- основная часть (20-25 мин.),

- заключительная часть (10-15 мин.).

9. Приложения. Методические материалы.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия

Подготовка и структура мероприятия

Результат мероприятия зависит от изучения детского коллектива педагогом и умения моделировать мероприятие.

Название мероприятия должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание.

Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть конкретными, направленными на развитие личностных качеств, отношений в детском коллективе и отражать содержание мероприятия.

К оборудованию относятся различные пособия, игрушки, схемы, литература, аудио- и видео средства записи.

В форме проведения мероприятия должным быть указаны не только сама форма (викторина, конкурс и т.п.), но способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей).

Ход мероприятия включает в себя описание содержания, методов, может представлять собой подробное описание, как от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием.

При моделировании содержания мероприятия важно учитывать время его проведения, продолжительность, структуру.

Начинающему педагогу при моделировании содержания мероприятия необходимо подобрать несколько дополнительных заданий (конкурсов), т.к. не выработано еще чувство времени.

Ход мероприятия включает в себя четыре основных этапа:

Вводная часть (10-15 мин.)

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активизации (задания на смекалку, ребус, головоломку, проблемную беседу и т.п.).

Основная часть (20-25 мин.)

Цель: реализация основной идеи мероприятия. Требует особой эмоциональной атмосферы. Педагог может использовать разнообразные методы формирования поведения (упражнения, ситуации, игры, поручения и т.п.).

Заключительная часть (10-15 мин.)

Цель: систематизация детьми полученного опыта. Педагогу желательно использовать конкретные задания тестового характера в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций.

Советы начинающему педагогу в организации мероприятия.

· тема мероприятия должна быть интересной, личностно значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей;

· создавая сценарий мероприятия, необходимо помнить о его сюжетной линии:

а) пролог – вступительная часть, настраивающая участников на определённое эмоциональное восприятие, это эпиграф всему мероприятию;

б) завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия;

в) развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют мероприятию всё новые и новые краски;

г) финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод мероприятия (коллективная игра, коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения);

· дети и гости должны быть не зрителями, а участниками мероприятия;

· разумно включайте средства эмоционального воздействия (музыку, художественное оформление, костюмы, слово, песню, танец, театрализацию и т.п.). Они должны быть подчинены идее праздника;

· чередуйте различные виды деятельности: исполнение, соревнование, рисование, чтение и прослушивание, игру, свободное общение;

· продолжительность мероприятия для детей младшего школьного возраста не должна превышать 35-40 минут. Чрезмерно много стихов, песен, игр, заданий, эмоций – тоже плохо. Во всём должна быть мера;

· организатору мероприятия следует заранее хорошо продумать все мелочи – где что поставить, как рассадить, чтобы было удобно и видно всем;

· если в ваше мероприятие включены конкурсы, состязания, соревнования, то:

а) чётко объясняйте задание;

б) создавайте одинаковые условия для их выполнения (место, время, инвентарь);

в) исключайте очень лёгкие и очень трудные задания, т.к. дети теряют к ним интерес;

г) судить должно компетентное жюри;

д) результаты соревнования на каждом этапе должны быть известны участникам и болельщикам;

е) обязателен ритуал награждения (ленточками, венками, грамотами, кубками, переходящим призом, сувенирами, сделанным руками детей, кругом почёта и т.п.);

· никаких генеральных репетиций! Можно заранее выучить танец, сценку, стихи. На самом мероприятии обязательно должны быть сюрпризы и импровизация. Сюжетный ход, объединяющий различные части мероприятия, и сам сценарий сохраняются в тайне от детей.

 

 

Задание №3

В формате Word представить подробный анализ посещённого мероприятия (общелагерного или отрядного).

Объединить данную работу в один электронный документ с предыдущими работами.

 

Срок выполнения – не позднее 3-х дней по окончании смены.

Максимальная оценка – 5 баллов

 

Методическая подсказка.

 

Общие сведения.

Тема.

Форма.

Место.

Время, продолжительность.

Участники.

Цель.

Педагогическое обоснование содержания и формы мероприятия: соответствие мероприятия общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям детей, своевременность проведения.

2. Анализ подготовки мероприятия.

Кто был инициатором проведения мероприятия.

Как готовилось мероприятие: как обеспечивалась активность детей, в чём проявилась их самостоятельность и инициатива.

Удалось ли в подготовительный период вызвать у детей понимание значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциоанльное отношение к ней.

Роль актива в подготовке мероприятия.

Наглядное оформление мероприятия, использование технических средств.

Анализ хода мероприятия.

Разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристская, общественно-политическая и т.д.), в которые вовлекались дети в процессе подготовки и проведения мероприятия.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе проведения мероприятия, их адекватность целям и задачам меропрития.

Характер взаимоотношений («Педагог-ребёнок», «Ребёнок-ребёнок»), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия.

Забота (о ком? о чём?), проявленная во время подготовки и проведения мероприятия.

Активность детей на всех этапах проведения мероприятия. Личный вклад каждого и роль всего коллектива в проведении мероприятия.

Особенности личности педагога (студента), проводящего мероприятие (убеждённость, эмоциональность, контакт с детьми, знание моральных качеств своих детей и их мотивации.

Общая оценка.

Соответствие результатов мероприятия поставленным целям.

Оценка содержания мероприятия, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала.

Степень удовлетворённости ребят от проведённого мероприятия.

Позиция педагога в проведении и подведении итогов мероприятия.

Значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных детей.

Причины успехов, неудач, ошибок. Предложения по их ликвидации.

 

 

Задание №4

 

В формате Word представить общий анализ рисунков детей всего своего отряда по результатам проведённой первичной психолого-педагогической диагностики «Рисунок человека» (К.Маховер) и подробный анализ рисунков 2-3-х детей по дополнительно выбранной методике («Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок дерева», «Методика АРТ», «Три дерева»).

 

Объединить данную работу в один электронный документ с предыдущими работами.

 

Общий анализ предполагает описание выводов педагога по общим (пример: «У 7 из 28 детей преобладает…, что говорит о…») и индивидуальным (пример: «У Иванова Пети ярко выражено…») особенностям рисунков всех детей исходя из предложенной версии обработки графической информации.

В документ вставить одну общую фотографию всех рисунков детей по методике «Рисунок человека» (формат фотографии А4). Также вставить фото рисунков 2-3-х детей по дополнительно выбранной методике (формат фотографии А5 или А6).

 

Срок выполнения – не позднее 3-х дней по окончании смены.

Максимальная оценка – 5 баллов

 

 

Методическая подсказка.

 

Провести диагностику в 1-й – 4-й дни смены.

Методики подобрать в соответствии с возрастом детей.

Для проведения дополнительных методик с 2-3 детьми советуем выбрать тех детей, в работе с которыми у вас возникают некоторые трудности, чтобы исходя из результатов диагностики данных детей понять причины этих затруднений и выработать стратегию взаимодействия с ними.

Детские рисунки подписывать с ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ, сохраняя анонимность.

 

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.

Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Анализ рисунка.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.

Размер и расположение.

Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения.

Другие особенности изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).

Необязательные детали. Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией.

Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.

Стирания. Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.

 

Интерпретация.

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен на средней линии (вертикально). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих. Тенденция к самоутверждению, признанию. Положение рисунка в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, потребность в признании. Отсутствие тенденции к самоутверждению.

Контур фигуры.

Контур фигуры, выполненный в острых углах, выступах, шипах, панцире – трактуется как агрессивная защита от окружающих.

Запачкивание контурной линии фигуры – тревога, страх. Линии удвоены, поставлены шипы, заслоны – опасение, подозрительность. Верхний контур – трактуется как защита против людей, реально имеющих возможность наложить запреты, ограничения, т.е. старших по возрасту людей: родителей, учителей, руководителей.

Нижний контур – протест против насмешек, боязнь осуждения.

Боковые – готовность к защите и самозащите.

Название может вырважать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегокот). Другой вариант словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксным окончанием (раболепиус, наплеомалярия). Первое название трактуется как рациональность. Второе – демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (гляктер, ламю), трактующиеся как легкомысленность отношения к окружающему. Наблюдаются иронически-юмористические названия (риноручка, пузырищ). Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (тру-тру). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражена обычно непомерно длинными названиями.

 

Тест «Рисунок семьи».

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие им своей роли в семье, характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность).

Ребенку предлагается простой карандаш чистый лист А4

. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать каких-то указаний и уточнений; на вопросы отвечать уклончиво: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок рисует, следует ненавязчиво наблюдать, отмечая такие моменты, как:
Порядок заполнения свободного пространства.
Порядок появления персонажей рисунка.
Время начала и окончания работы.
Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

 

По окончании рисунка попросите ребенка назвать всех изображенных персонажей рисунка.

Второй этап исследования – беседа, которая должна носить легкий, непринужденный характер.

Вопросы:
Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
Где эта семья находится и, чем заняты ее члены в настоящее время?
Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
Кто в семье самый хороший и почему?
Кто самый счастливый и почему?
Кто самый грустный и почему?
Кто больше всех нравится ребенку и почему?
Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Рисунок дерева.

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.

Интерпретация.

Корни.

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.

Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, - неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, неуверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

Ствол.

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.

У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.177 с.)