ТОП 10:

Дифференциация звуков (л), (м)



и букв л, м в словах

Задачи:

1. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления.

2. Развивать умение анализировать предложения на слова (называть слова в определенной последовательности, выделять первое и последнее слова, закреплять знания о написании предложений с помощью схем) и навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

3. Формировать грамматически правильную речь, слуховую память.

4. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук

Материал:

игра «Буквенные цепочки» –> м –> и –> у –> ц);

• игра «Паутинка» («Слова»);

• игра «Улитка» (для каждого ребенка);

• призовые жетоны;

• наложенные изображения («Различные предметы») (для каждого ребенка).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [л], [м], написания букв л, л.

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слого­вого анализа и синтеза.

3. Анализ предложений.

4. Формирование звукобуквенного анализа,

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшитель­но-ласкательных суффиксов.

2. Изменение предложения, содержащего субъективно-оценочные формы

V. азвитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I . Организационный момент

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки» (рис. 8).

Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

— Что для этого нужно сделать? (убрать левый или правый элемент, доба­вить ... элемент с ... стороны)

 

III . Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (л), (м), написания букв л, м

Что общего в произношении звуков [л], [м]? (они являются звонкими со­гласными, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми и мягкими)

Чем различаются эти звуки? (при произнесении звука [л] язык касается основания верхних зубов, а при произнесении звука [м] смыкаются губы, это носовой звук, потому что воздушная струя выходит через нос)

Что общего в написании букв л, м? (в их состав входят одинаковые эле­менты: «крючок», смотрящий влево, «палочка с закруглением внизу»)

Чем различается написание этих букв? (в состав буквы «м» входят три элемента, а в состав буквы «л» — два)

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слогового ана­лиза синтеза

На стенд выставляется карточка из игры «Паутинка» (рис. 9).

— Перед вами «паутинка», прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориен­тируясь на линию. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

— Какие слова у вас получились? (лимон, лама, малина, лемур, мыльница, мель, самолёт, молния)

Запишите эти слова, подчеркните буквы л, м. Букву, у которой меньше элементов, — одной чертой, а у которой больше — двумя чертами. Сколько чер­точек должно быть под буквой л? (одна) А под буквой ж? (две)

Анализ предложений

Логопед раздает карточки для игры «Улитка» (рис. 10).

— К нам на занятие пришел гость — улитка. Улитка решила загадать для вас загадки. В ее раковине находятся предложения, все слова в них соединены меж­ду собой. Отделите слова друг от друга, найдите предложения.

— Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка.

Например: Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

— Сколько предложений получилось? (два)

Назовите первое предложение (ответ детей). Какое слово первое? Второе? Третье? После какого слова в первом предложении вы поставили точку? (отве­ты детей)

Аналогичная работа проводится со вторым предложением.

— А теперь возьмите в руки простой карандаш. Добавим к этим предложе­ниям еще несколько предложений. Начертите схемы каждого предложения, уточняя, где первое слово, где предлог, а где союз, где заканчивается предло­жение.

Например.

1. Ребята слепили снеговика.

2. Он весело улыбался зимнему небу.

3. Маша и Лена сделали для снеговика бусы из ягод рябины.

4. Митя и Максим нашли старую метлу.

5. Мальчики вставили метлу в руку снеговику.

6. Красивый получился снеговик!

 

— Какой знак мы должны поставить в последнем предложении? (восклица­тельный)

Вставьте в слова буквы л, м.

 

рис

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.006 с.)