Какова роль биологического фактора в формировании характера? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова роль биологического фактора в формировании характера?



Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Это является процессом становления устойчивых психологических образований личности под влияниемобъективных и специально созданных для этого условиях, в которых действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.

Формирование характера характеризуется определенными условиями и возрастными особенностями.

Важным условием являются физиологические предпосылки. Особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Формирование характера начинается еще во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. В таком случае ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка матери задолго до родов способствует значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.
И наоборот, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

Физиологической основой характера является группа черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, которые появляются в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, потому что тип нервной системы может сформировать все общественно ценные качества личности. Но, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Так, к примеру, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но степень проявления будет различна.

Так, наличие генетические основы характера объясняют некие сходства характеров, прослеживаемое в родословных линиях; его связь с конституцией, особенно в патологических формах; открытие генов, «отвечающих» за возможность развития определенных черт характера.

Человек рождается с генетической предрасположенностью. Которая может привести ив развитию различных черт под влиянием среды.

Таким образом, характер, имея биологические основы, является следствием всей совокупности жизненных влияний. Человеку подвластны некоторые изменения в структуре и проявлениях собственного характера. Но тем не менее, черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается еще во внутриутробном периоде развития плода. В это время ребенок получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Затем, при грудном вскармливании, малышу поступают с материнским молоком те же самые гормоны. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.


1.6. Как связаны черты характера и отношения личности?

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для личности способы поведения.

Когда говорят о характере, то обычно предполагается совокупность свойств и качеств личности, которые влияют на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Рассмотрю характер проявления человека в системе отношений по В. Мясищеву.

Первая группа, отношение к другим людям. При этом можно выделить такие черты характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость. 

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам

«Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это тип личности характеризуется как высокосоциализированный и психически устойчивый. Системообразующими качествами характера и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение обычно открытое, честное, последовательное.

«Я плохой, а все люди хорошие» – такая схема жизни наблюдается у людей с низким уровнем притязаний, такой человек нерешительный, постоянно сомневающийся в своих возможностях, проявляющий психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющийся в установлении социальных контактов. Обычно такие люди имеют слабый тип нервной деятельности.

Следующая схема присуща людям с завышенным уровнем притязаний – «Я хороший, а все люди плохие». Отличительными чертами характера таких являются высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права на исключительные поступки.

«Я плохой и все люди плохие» – характеризует истинных пессимистов, которые ждут от жизни одни неприятности. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни.

Следующая группа – отношение к себе. Черты характера: скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.

Каждый человек имеет установку по отношению к себе – Я-концепцию. Образ собственного Я состоит из ряда компонентов:

· когнитивного - образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость;

· эмоционального - самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.;

· притязательно-волевого — желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.

Вместе с реальным Я существует Я идеальное и Я динамическое.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Внутренний диалог человека является основным механизмом саморегуляции: человек смотрит на себя с позиции других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальности.

Социаизированная личность имеет проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Далее идет система отношений к деятельности, которая характеризуется такими чертами как ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность. Различают деятельные и бездеятельные характеры. Человеку с деятельным характером присуща целеустремленность, которая делает труд организованным; придает ему общественную значимость и моральную ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются отсутствием целеустремленности или неумением подчинить свои действия своим мыслям.

Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность может быть вызвана глубокой внутренней противоречивостью человека.

Ну и последняя группа – отношение к вещам. К этой группе относятся такие черты как (щедрость — жадность, бережливость — расточительность.  Эти отношения показывают то, как человек воспринимает материальные объекты, общественную собственность, природу.

Отмечу, что данная классификация условна. Во многом проявление отношений зависит от ситуации. Например, если человек лжет, то это касается отношений к людям, но если он по работает продавцом, то тут присоединяется отношение к работе (недобросовестность).

Таким образом, указанные отношения являются важными с позиции формирования характера, но не сразу становятся его чертами. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 Решите задачу

Выберите медийного персонажа (популярные политики, актёры, телеведущие), проанализируйте его характер, сделайте вывод о присутствующих у него чертах характера с приведением примеров, о типе акцентуации, если она есть, обоснуйте результаты диагностики.

В качестве медийной личности для рассмотрения характера в аспекте задания я выбрала Ольгу Бузову.

Ольга Игоревна Бузова – российская телеведущая, певица, актриса, бывшая участница, а позднее ведущая реалити-шоу «Дом-2» на телеканале «ТНТ», с декабря 2008 года — шеф-редактор журнала «Мир реалити-шоу. Дом-2».

Рассмотрю характер звезды в аспекте проявления в системе отношений В. Мясищева.

Первая группа – отношение к другим людям. С этой точки зрения Ольгу можно охарактеризовать как общительную и чуткую девушку. Это доказывают позиция Ольги в социальной сети Instagram. Количество людей в подписчиках звезды 11 миллионов. А в 2017 году по количеству просмотров «Историй» на обошла американскую телезвезду Ким Кардашьян. Что еще раз говорит о том, что Бузовой необходимо находится в обществе и поддерживать связь.

По словам директора Ольги Бузовой Арама Арчера (документальный фильм «Ольга Бузова. Девушка года»), Ольга –позитивная, веселая, но при этом очень ранимая. Действительно, задеть Ольгу очень легко. Этому свидетельствует конфликт, произошедший между Андреем Скороходом и девушкой. Участник Comedy Club оскорбил музыкальное творчество певицы на своей странице в социальной сети Instagram. Это настолько возмутило начинающую певицу, что она решила разбираться с обидчиком в суде.

Далее рассмотрю такую категорию, как отношение к деятельности.
Здесь Ольгу можно описать, как инициативную, трудолюбивую и целеустремленную девушку. В этом случае следует приведу в пример спектр занятий артистки. Она была ведущей в теле – и радиопередачах («Роман с Бузовой», «Осторожно, стилисты!», «Мисс Русское радио 2007», «Дом -2», «Бабий бунт»), принимала участие в съемках («Cosmopolitan. Видеоверсия», «Атака клоунов», «Ребенок-робот», «Такси», «Битва экстрасенсов», «Универ», «Замуж за Бузову» и другие). Еще в роли участницы проекта «Дом - 2» написала две книги «Роман с Бузовой» и «Дело в шпильке. Советы стильной блондинки», позднее, в 2016 году, выпустила еще одну книгу «Цена счастья». С 2017 года позиционирует себя как певица, и несмотря на негативную критику, продолжает данную деятельность. В 2018 году Ольга Бузова открыла свой собственный ресторан BUZ.Food. Сама же Бузова высказывается в своем интервью следующим образм: «Невозможное возможно! Следуй за мечтой! И если ты хочешь по-настоящему чего-то добиться, то ты добьешься».

По отношению к себе Ольга ведет себя самоуверенно, местами эгоистично, самовлюбленно, но в то же время требовательно. Любит привлекать внимание к своей персоне. Этот факт доказывает анализ видеоклипов на треки Бузовой. Так в последней композиции «Водица» помимо провокационного текста («Твои слова — водица, так не годится.
Ты разводил умело, но я не хотела разводиться.»), с помощью которого Ольга явно пыталась обратить на себя внимание, костюм певицы так и притягивает взгляд своей сверкающей яркостью.

Нельзя назвать Бузову и скупой, рассматривая эту черту в контексте отношения к вещам. Разработав свою фэшн – коллекцию футболок с изображением артистов и спортсменов, вырученные средства от торгов Ольга направила Благотворительному фонду поддержки инвалидов «Независимость». А на свой 33 день рождения в социальных сетях обратилась к своим поклонникам и друзьям, заявив, что ей очень приятно получать от них подарки, но она бы предпочла, чтобы они скорее сделали пожертвование в фонд Константина Хабенского. Организация занимается помощью детям, больным раком.

Таким образом, в результате анализа характера Ольги Бузовой, можно сделать вывод, что ей присущ демонстративный тип акцентуации по Леонгарду, который характеризуется желанием быть в центре внимания, выделяться, эгоцентризме.

 

ЗАДАНИЕ 3

Выполните практическое задание

Осуществите самопсиходиагностику своего характера, применив опросник К.Леонгарда и А.Е.Личко. Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами другой. Обобщите результаты, сделайте вывод о типе акцентуаций, к которому Вы ближе всего.

Сделайте вывод о том, какие аспекты характера лучше диагностирует каждая методика. При оформлении работы бланки своих ответов с указанием пола и возраста помещаются в прозрачный файл в конце работы и сдаются вместе с ней.

Результаты представьте по схеме:

1) Описание психодиагностической процедуры (что делали)

2) Описание полученных результатов по каждой методике

3) Обобщение результатов, вывод о чертах характера и типе акцентуации

4) Сопоставление результатов по разным методикам

5) Вывод о методиках.

1. Описание психодиагностической процедуры (что делали)

В опроснике К. Леонгарда мне необходимо было ответить на 88 утверждений или вопросов, выбрав «да» или «нет». После прохождения результаты обрабатывались в соответствии ключу, который состоял из 10 шкал по типам акцентуации характера. Затем, сравнив ответы на соответствия с ключом (совпадение – 1 балл, несовпадение – 0 баллов), я посчитала первичные баллы. Найдя сумму по каждой шкале перевела их во вторичные, умножив на коэффициенты, приведенные в таблице. Максимальное число баллов после перевода составляет 24. Акцентуированной считается та черта характера, сумма баллов которой превышает 19. Результат в диапазоне от 15 до 19 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу. На основе вторичных баллов я построила «профиль акцентуированной личности» и проинтерпретировала данные.

Опросник а. е. Личко состоит из 2 этапов. Он включает в себя 25 таблиц, в которые входят наборы фраз. В каждом из таких наборов от 10 до 19 ответов. Первое исследование предполагает выбор до 3 наиболее подходящих ответов, второе – до 3 наиболее неподходящих. Некоторые ответы имели собственную кодировку, буквенные символы которых соответствуют типам акцентуаций или дополнительных показателей. Одна буква – это один балл. Помимо всего прочего, опросник А. Е. Личко дает оценку психологической склонности к алкоголизации. Далее я выполнила обработку дополнительных показателей, так как они могут ставить своего рода «ограничения». После чего уже определила тип акцентуации, который соответствует мне.

2. Описание полученных результатов по каждой методике

Методика К. Леонгарда

Гипертимный = 21 – выражена акцентуация

Застревающий = 12 – в пределах нормы

Эмотивный = 18 – тенденция к акцентуации

Педантичный = 6 – в пределах нормы

Тревожный = 12 – в пределах нормы

Циклотимический = 15 – тенденция к акцентуации

Демонстративный = 22 – выражена акцентуации

Возбудимый = 9 – в пределах нормы

Дистимный = 9 – в пределах нормы

Экзалиторованный = 12 – в пределах нормы

Выявленный тип – гипертимно – демонстративный

 

Методика А. Е. Личко:

Г – гипертимный = 6, МЧД = 7, нет превышения

Ц – циклоидный = 4, МЧД = 5, нет превышения

Л – лабильный = 2, МЧД = 6, нет превышения

А – астено-невротический = 4, МЧД = 6, нет превышения

С – сензитивный = 1, МЧД = 6, нет превышения

П – психастенический = 6, МЧД = 6, нет превышения

Ш – шизоидный = 3, МЧД = 6, нет превышения

Э – эпилептоидный = 5, МЧД = 6, нет превышения

И – истероидный = 9, МЧД = 6, превышение на 3

Н – неустойчивый = 3, МЧД = 6, нет превышения

К – конформный = 5, МЧД = 6, средняя конформность, превышения нет.

Дополнительные показатели:

0 – негативное отношение к исследованию = 0, это значит, что испытуемый расположен к исследованию положительно

Д – диссимуляция = 1, не превышает Т, что говорит о том, что испытуемый не пытался скрыть факт како-либо болезни, а также в этом случае  диссимуяция не снижает надежность диагностики типа и не исключает правильную диагностику типов Ц и К.

Т – откровенность = 2, T > D, испытуемый достаточно откровенен

В – черты характера, встречающихся при органических психопатиях = 2, этот показатель не исключает органического генеза

Е – степень отражения реакции эмансипации в самооценке = 3 (умеренная)

d – показатель психологической склонности к делинквентности = 1, нет делинкветности (осуществляется только для подростков мужского пола)

М –мужественность = 5

Ф – женственность = 6

При разности показателей М-Ф получилось -1, это значит, что в системе отношений преобладают черты женственности

Психологическая склонность к алкоголизации = 4, это значит, что психологическая склонность к алкоголизации присутствует

Выявленный тип – истероидный

3. Обобщение результатов, вывод о чертах характера и типе акцентуации

По К. Леонгарду

По результатам опросника у меня, как и испытуемого, наблюдается гипертимно – демонстративный тип акцентуации характера.

Гипертимный тип

Это оптимистичный человек, который обычно прибывает в приподнятом настроении и с удовольствием общается с другими. При этом может наблюдаться «соскакивание» с темы разговора. В целом, это акцентуация, которая обычно позитивно влияет на жизнь человека. Позитивный настрой и жажда деятельности поддерживает в них постоянное ощущение удовлетворенности жизнью. Негативная сторона гипертимности – в чрезмерной легкомысленности там, где ситуация требует более серьезного и обдуманного отношения. Человек не доводит дела до конца, а идеи не воплощаются в реальность.

Демонстративный тип

Главная особенность этого типа – жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания.

Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном: самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Эти люди не обязательно пытаются «показать» себя, но если они все же делают это, то восхвалению нет предела, у них просто «отключаются тормоза». Проявляется у них и жалость к себе, когда другие, по их мнению, не ценят их и поступают несправедливо.

 В повседневной жизни сочетание данных типов проявляется следующим образом. Я являюсь достаточно оптимистичным человеком, часто в хорошем приподнятом настроении и желании общаться, что обычно видно по взаимодействию с одногруппниками, друзьями. При этом люблю находится в центре внимания, занимать лидерские позиции, именно поэтому занимаю должность Заместителя по внешним связям в Студенческом Совете нашей высшей школы. Благодаря таким качествам как упорство, стрессоустойчивость и умение находить подход к каждому я могу зарекомендовать себя во многих сферах. Приспосабливаемость к внешним условиям относительно высокая, я быстро могу подстроиться под изменяющиеся обстоятельства, но из-за непостоянства личности мне быстро надоедает деятельность, и если я не приложу волевое усилие для дальнейшего развития, то бросаю это дело (В детстве пробовала себя во многих кружках, но полноценно закончила только музыкальную школу). Во многих ситуациях могу казаться поверхностной, особенно в тех видах деятельности, которые не вызывают у меня особого интереса, поэтому в учебной деятельности иногда возникают трудности. Замечаю за собой, что при разговоре с людьми имею тенденцию перебивать и «соскакивать» с темы разговора, переводя беседу на свою историю, также привожу аргументы, сравнивая с собой. Не могу долго находиться в одиночестве, иногда кажется, что люди, своего рода, питают меня энергией. При неудачах важно, чтобы рядом были люди, которые смогут меня поддержать, и наоборот – при взлетах мне необходима похвала. Очень не люблю, когда обстоятельства складываются не по тому «сценарию», как я решила, из-за этого бывают конфликты с людьми, которым я пытаюсь навязать свою волю.

 

 

По А. Е. Личко

По результатам исследования у меня получился истероидный тип.

Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У людей данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Они с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих людей характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.

В повседневной жизни у меня проявляется это довольно часто. Я люблю общество и быть в центре внимания, особенно мужского. Мне нравится, когда меня замечают в толпе. Люблю ловить взгляды на себе. В детстве любила устраивать танцевальные представления для родных, часто представляла себя какой – то известной певицей или актрисой. Что по- видимому сейчас нашло отражение в профессиональных занятиях танцами. В соревновательной борьбе я всегда конкурирую, несмотря на то с другом это происходит или нет. Еще обучаясь в школе, всегда пыталась занимать первые строчки рейтинга класса. Во время неудач для меня очень важна поддержка родных и друзей при трудностях, радость – за победу. В моменты грусти мне кажется, что я тотально нуждаюсь в людях. Думаю, что от людей я питаюсь энергией, которая помогает мне жить дальше. Обучаясь в школе стремилась занимать лидирующие позиции, являлась старостой класса. Сейчас, как я уже говорила ранее, занимаю должность Заместителя председателя Студенческого совета ВШППиФК по внешним связям, что предполагает своеобразную известность. В любом коллективе со временем стараюсь занять лидирующие позиции, что не всегда получается.

4. Сопоставление результатов по разным методикам

По результатам прохождения методик по К. Леонгарду у меня получился гипертимно – демонстративныц тип акцентуации характера, а по А Е. Личко – истероидный.

Сопоставив полученные данные могу сказать, что оба опросника описывают меня как эгоцентричную личность, требующую повышенное внимание. Методика К. Леонгарда более узко описывает это поведение, так как демонстративный сочетается с гипертимным типом. Я интерпретирую это следующим образом: мое демонстративное поведение, выражающиеся во внешности (яркая одежда, аксессуары, макияж) и невербальных признаках (мимика, повышенная жестикуляция) реализуется с помощью поведения, определяемого гипертимным типом акцентуации, которое характеризуется брызжущей энергией, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. 

Таким образом, могу сказать, что результаты по обоим опросникам получились примерно одинаковыми. Полученные данные достоверны.

5. Вывод о методиках

Выполнив обе методики могу сказать, что в моем случае они проявляют одинаковые по свойствам типы акцентуации характера.

Несмотря на это каждая методика специфична и имеет ряд достоинств и недостатков.

В первую очередь, хочу отметить, что в опроснике Личко помимо основных акцентуированных шкал имеются дополнительные, которые упрощают интерпретацию, так как еще на первичных этапах обработки результатов исключают неподходящие типы акцентуации для испытуемого. Также они дают дополнительную характеристику особенностей личности. Методика Леонгарда ориентируется лишь только на шкалы по акцентуации. Дополнительные данные этот опросник не дает.  

Что касается Леонгарда, то в его методике мне понравилась описание типов акцентуации. Возможно, это связано с тем, что опросник Личко направлен на подростков, и, соответственно, важным является возрастной критерий.

В обоих опросниках есть недостатки: результаты ответа в некоторых случаях зависят от ситуативного фактора (среды, состояния человека). Ответы человека могут измениться, но не думаю, что намного.

Таким образом, можно сказать, что методика Леонгарда, основанная на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, по большей части выделяет характеристики, присущие к тому или иному типу акцентуации, именно поэтому у меня выявилось 2 типа акцентуации и 2 тенденции к ней. Опросник Личко диагностирует характер уже с точки выявления в нем состояния акцентуации: в пределах нормы или наличие патологии.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.057 с.)