Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии



Глава 4

О ДЕВСТВЕ, БРАКЕ И СЕМЬЕ

_____________________________________________________________

 

Т ы вступаешь в возраст, когда вопросы пола начинают тебя все больше и больше интересовать. В сфере отношений полов тело и душа так глубоко взаимосвязаны, так таинственно влияют друг на друга, что правильное понимание и решение вопросов пола играют первостепенное значение в верном устроении нашей жизни. Русский философ Владимир Соловьев, говоря о человеке, в котором начинает пробуждаться его пол, заметил, что „и небо, и ад с одинаковым пристальным вниманием следят за ним“. Действительно, со сферой пола бывает связано и самое темное, и самое жуткое, но в то же время и самое светлое, и самое творческое. Правильное устроение мужских и женских начал в соответствующем поле является, таким образом, задачей, мимо которой не может пройти ни один человек. Это нужно твердо помнить и не относиться к теме пола легкомысленно, нельзя прибегать к случайным, часто двусмысленным и нечистым, а иногда просто пошлым и отвратительным материалам, которыми в наше время наполнены телевидение, журналы, газеты, реклама.

Самым прибыльным считается в современном обществе бизнес, который связан с распространением наркотиков, алкоголя, табака и всего того, что обслуживает блудную страсть и похоть. Поэтому и телевидение, и пресса, и реклама ради получения прибыли толкают подростков на саморастление, рукоблудие, на раннее начало половой жизни, намеренно умалчивая о воспитании воздержания, целомудрия и чистоты. В погоне за деньгами и удовольствиями мало кто думает о спасении души, еще меньше тех, кто думает о Боге, Его заповедях и о Царстве Небесном. Иногда нашу безбожную современную жизнь сравнивают с верхними слоями ада – так много зла и грязи накопилось в ней, и в частности, в сфере половых отношений.

Тема для размышления

 

Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней.

 

Полное половое воздержание, то есть решительное отсутствие удовлетворения половой похоти, оказывается, вовсе не разрушает жизни человека, как пытаются показать средства массовой информации, а наоборот, часто является основой для расцвета всего лучшего, что заложено в личности. Для юношеского возраста, а тем более для подросткового, в котором ты сейчас находишься, воздержание, физическая чистота это нормальный и правильный путь, источник духовной силы и крепости. Духовная сила, сама жизнь духа человеческого состоит в любви, и тайна каждой личности есть тайна того, как, с какой глубиной и силой она ищет любви и любит человека.

Любовь истинная – это, прежде всего, желание добра и счастья любимому(ой), радость общения, жертвы во имя любви. Она имеет множество оттенков. На греческом языке, например, существует четыре термина, означающих дружескую, семейную, родительскую и, наконец, страстную, горячую любовь между мужчиной и женщиной. Тот скороспелый, а зачастую грязный секс, который сейчас так навязчиво пропагандируется вокруг, любовью назвать нельзя. Этому есть иное имя – похоть, страсть, грех.

Бог создал мужчина и женщину, как две части единого целого, одного Адама для одной Евы. Отсюда такое тяготение мужского и женского пола, напряженный поиск своей единственной половины.

Влюбленность

 

Душа наша неутомимо ищет, кого полюбить, чтобы в любимом человеке найти опору, найти смысл своего существования. Вы, девочки, естественно хотите нравиться, начинаете усиленно заботиться о своей внешности, ищете общества мальчиков, влюбляетесь. Вы, мальчики, часто стремитесь показаться старше своих лет, подражаете тем, кто кажется вам ярким незаурядным человеком, тоже влюбляетесь. Вам 12-13 лет, и вы вступаете в период так называемого полового созревания. Какие трудности и проблемы в сфере пола ожидают вас?

В годы полового созревания (а этот период длится по-разному: у девочек половая зрелость наступает в 15–17 лет, у мальчиков – в 16–18 лет) подростка охватывают новые неведомые чувства, они всецело поглощают и тело и душу. В формирующемся человеке происходит как бы расщепление на два полюса. На одном полюсе сосредотачивается сексуальность, которая охватывает чисто телесную сторону пола, а на другом полюсе выступает эрос, то есть поиск любви, приводящий в движение душевный мир, озаряющий душу мечтой о любимом человеке. Это расщепление на два полюса произошло еще в древние времена из-за грехопадения, из-за нарушения той целостности, которая была первоначально заложена в человека Богом. И теперь человек мучается из-за противоречий души и тела, которые определяются полярностью: сексуальность – эрос. А поскольку в подростковом возрасте еще нет достаточного опыта борьбы и преодоления недолжных чувств, мыслей, желаний и фантазий, то тебе действительно трудно. Известно, что именно в период полового созревания человек совершает больше всего роковых ошибок.

Итак, первая трудность в том, что в человеке происходит накопление половой энергии, которая требует выхода. Тебе надо знать, что выход этой энергии может быть дан в разных формах и совсем не обязательно, и даже нежелательно и вредно начинать раннюю половую жизнь. Выход половой энергии можно направить в спорт, творчество, учебу, в любое интересное и полезное для тебя и для других дело.

Вторая трудность в том, что душа ищет свой идеал, того человека, которого хочет полюбить, ищет нежности, взаимопонимания. Можно сказать, что девизом души становятся слова: „Счастье – это когда тебя понимают“. Душа твоя в этот период особенно тонко чувствует, ранима, мечтательна, нечетко осознает, чего хочет, и поэтому действительно понять тебя трудно и сам ты себя часто не понимаешь.

Третья трудность связана с влюбленностью. Известно, что очень много браков заключаются потому, что молодые „влюбились“ друг в друга, но как часто эти браки бывают несчастны и недолговечны. Сколько молодых людей, даже подростков, вступали в добрачные интимные отношения, потому что „влюбились“. И эта „влюбленность“ есть самая большая трудность, которую надо осознать и правильно к ней отнестись. Итак, что же такое влюбленность? В чем ее суть?

У людей после грехопадения, как следствие первородного греха, взаимное влечение полов стало прежде всего явлением сексуального порядка, и влюбленность, которая может быть при этом, лишь прикрывает суть отношений. Часто такую влюбленность в подростковом возрасте называют „физиологической“, потому что она целиком связана с сексуальной сферой, и если иногда на этой почве все-таки развивается настоящая любовь, то такая удача встречается крайне редко в наше время.

Влюбленность – это вид страсти, которая овладевает человеком и диктует необдуманное, несдержанное поведение. Искуситель рода человеческого из века в век нашептывает молодым через их чувство влюбленности перейти черту дозволенного, воспротивиться заповеди Божией, начать близкие интимные отношения без брака, без благословения Божия. Каждому говорится свое: „Надо начинать, а то поздно будет, я уйду от тебя“; „Надо начинать, все девочки и мальчики это делают, это сейчас модно“; „Надо начинать, чтобы проверить, все ли у тебя в порядке“; „Неужели ты еще девочка (мальчик) и ничего не знаешь?! – надо начинать“ и так далее. И если человек этому верит, то происходит грехопадение, которое повторяется в личной судьбе многих людей. И каждый мальчик или юноша, и каждая девочки или девушка обязательно с этим моментом в своей жизни столкнутся, и им придется дать ответ: да или нет. Это надо понять, осознать заранее, а когда наступит момент, знать: твое „да“ означает отступление от Бога, от той чистоты, которую Он заповедал хранить в целомудрии и воздержании, от той красоты и правды, которая в них заключена. Если же ты выбираешь путь чистоты, путь целостной жизни без раздвоения на полюса сексуальности и эроса, путь любви, счастливой семейной жизни, где только и может осуществиться эта целостность, нужно говорить искусителю „нет“ и твердо на этом стоять.

✣ ✣ ✣

Евангельские наставления

 

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает...

  (1 Кор. 13, 1–8)

 

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

(1 Ин. 4, 16).

 

Кто говорит: „Я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

(1 Ин. 4, 20)

 

Высказывания Святых Отцов

 

Бог ждет от человека любви истинной, духовной, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Наша естественная любовь находится в греховном повреждении, и соединиться с Богом этой любовью мы не можем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

У любви есть два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе любимого.

Древние иноческие уставы

 

Все добродетели не что иное, как любовь в разных, видах.

Блаженный Августин

 

Не соблюдать заповедей Христовых – значит не любить Бога и Христа Его.

Святитель Василий Великий

 

Вопрос к священнику

Чем отличается любовь от влюбленности?

 

Ответ. В плане отношений между полами отличие любви от влюбленности в следующем. Любовь – это коренное, глубинное чувство человеческой души. Оно всегда несет в себе элемент жертвенности, желание защитить, оберечь, помочь, сделать счастливым избранника любви. Она всегда возвышенна, в ней нет стремления к обладанию, к подчинению себе, своим хотениям – личности любимого человека. Настоящая любовь связывает воедино мужчину и женщину, делает их как бы новой тварью, новым гармоническим существом.

Влюбленность же носит более внешний, эмоциональный характер, и в ней всегда преобладает элемент полового влечения. Здесь притягивает не столько душа человека, сколько его внешний вид, строение тела, умение держаться. Иногда мальчик или девочка могут влюбляться сразу в нескольких людей, или одна влюбленность может сразу следовать за другой. Они не долговечны, могут быстро меняться и проходить. Если настоящая любовь бывает в жизни только одна, то влюбленностей, основанных на половом влечении, может быть тысячи. Поэтому не следует сразу поддаваться возникшему чувству влюбленности, а тем более совершать греховные, необдуманные шаги под его воздействием. Надо беречь себя, свою душу и тело для настоящей драгоценной большой любви, а не поддаваться дешевой влюбленности, пропагандируемой в телесериалах.

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Что происходит в человеке в период полового созревания?

2. Что означает сексуальность и эрос? В чем между ними разница?

3. Какой выход половой энергии будет греховным, а какой правильным, безвредным для души?

4. Что такое влюбленность?

5. Чем влюбленность опасна?

6. Чем влюбленность отличается от истинной любви?

7. В чем заключается целомудрие человека?

Непридуманная история

 

Они впервые встретились, когда ему было 16лет, а ей 12. Между ними сразу зародилась сердечная дружба, они очень понравились друг другу. Несмотря на то, что они жили далеко друг от друга, нежные чувства в их душах укреплялись, возрастали в желание быть вместе всю жизнь. Дружба длилась 5 лет.

Когда ему исполнился 21 год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак. Эта история происходила в России в начале века, и, согласно законам того времени, он достиг совершеннолетия. Однако ответ отца был краток: „Ты очень молод, для женитьбы еще есть время“. Такова была родительская воля. Почитай отца своего – гласит пятая заповедь: что сказано отцом, то есть закон. Молодой человек безропотно смирился и стал ждать, а в своем дневнике записал: „Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее“.

Прошло еще 5 лет. Чувства молодых окрепли окончательно, они смогли противостоять всем искушениям и соблазнам. Терпением и кроткой покорностью родительской воле, при этом имея непоколебимое желание соединить свои две жизни в одну, они дождались изменения решения родителей и получили благословение на брак.

Сердечная дружба на протяжении десяти долгих лет ожидания перешла в святую, беззаветную, самоотверженную и все возрастающую любовь. Эта любовь соединила их жизни, дала рождение пятерым детям и перешла в Вечность. То была семья святых царственных мучеников Императора Николая II и Александры Феодоровны Романовых.

Царская Семья

 

Святые любого народа – это его лучшие люди, в которых воплощен идеал нравственности и образец духовной жизни. Вся семья Романовых: Царь Николай II Александрович, Царица Александра Феодоровна, их дети – Царевич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – они святые, святые мученики, зверски убитые в 1918 году. Царская семья была взята из земной жизни в один день и час. И в этом чудесном явлении можно увидеть действие Промысла Божия, милость Господа к Своим угодникам. Как бы в награду за их безграничную взаимную любовь, крепко связавшую всех членов Царской Семьи в одно единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для них одновременно. Царская семья для нас – идеал любви и образ семейной жизни, ведущей к святости. Это пример отношений между юношей и девушкой, мужем и женой, мужчиной и женщиной, между родителями и детьми многодетной семьи. Царская Семья – наша молитвенная опора и поддержка в следовании высоким жизненным принципам.

 

Святии царственнии мученицы, молите Бога о нас!

Задание

Прочти книгу П. Жильяра „Николай II и его Семья“, чтобы у тебя на всю жизнь был образец идеальной семьи и правильных семейных отношений.

Аликс

 

Август 1894 года. Из письма Николая

 

Родная моя, бесценная.

Горячо благодарю и целую тебя за твое милое письмо, оно сделало меня таким счастливым. Сегодня вечером у меня мало времени, чтобы ответить на некоторые из твоих вопросов, так как завтра в 5 утра полк должен быть готов выступать, и мне нужно вернуться из Петергофа в час ночи после большого приема. Я должен поблагодарить тебя, любовь моя, за то, что ты так открыто и прямо говоришь со мной и в такой доверительной манере. Я не могу выразить, как это меня трогает! Радость моя, не может быть ничего, о чем бы мы не сказали друг другу, правда? Никогда никаких секретов, нужно говорить о любой печали и непонимании! Если бы ты знала, какое это для меня утешение...

Следующее мое письмо будет длиннее, дорогая, сегодня у меня нет времени, я буду спать только 2 часа – но это не страшно, наверстаю днем. Доброй ночи, моя милая Алики, прости за такой скверный почерк. Да благословит тебя Бог, моя бесценная невестушка. Много нежных поцелуев от твоего искренне любящего и глубоко преданного старого

Ники

 

Сентябрь 1894 года. Из писем Аликс

 

Мой родной, драгоценный, дорогой Ники,

Думаю, что тебе следует наградить меня медалью в честь моего юбилейного сотого послания; поторопись со своими письмами, чтобы догнать меня... Я надеюсь, что позднее придет письмо от тебя, так как ты знаешь, что я жадная – мне их никогда не хватает. Когда ты получишь это письмо, то, пожалуйста, свяжи первые 100 писем вместе. Интересно, сколько еще сотен я должна буду написать, пока мы не будем вместе в нашем маленьком домике...

Ты можешь представить, как много сегодня я думаю обо всех вас и твоем дорогом отце. Я знаю, как серьезно ты должен сейчас молиться. Да благословит его Бог и хранит от всех напастей и даст силы, которые ему сейчас так нужны. Великолепное утро, Алиса уехала кататься верхом, Эрни пишет, остальные гуляют. Я на диване, в новом легком розовом платье; через широко открытое окно светит солнце. Плещет фонтан, щебечут птицы, воздух свежий – обычное осеннее утро, но все так радуются солнцу после   этих дождей... Как бы я хотела, чтобы ты сейчас сидел рядом со мной в моей маленькой комнате. Так одиноко без тебя... вдали кашляет старый садовник, очищал граблями дорогу. Вот бы ты соскользнул ко мне с этого солнечного луча...

 

Сентябрь 1894 года. Из писем Николая

 

Мое дорогое Солнышко.

Мне не хватает слов, милая, чтобы достаточно отблагодарить тебя за те два прелестных письма, которые как раз сейчас пришли. Как прекрасно ты украсила свое письмо № 100 – надо же, сколько их уже, и горе мне, я так отстал. О! Девочка моя, как хорошо, что ты так много написала своему мальчику, который чувствует гораздо сильнее, чем может выразить. Я прихожу в такое волнение, когда мне приносят твои письма, и не знаю, чего бы только не отдал, чтобы полететь к тебе и покрыть жадными, горячими и любящими поцелуями твое милое лицо. Нет, Алики, я не могу выразить, как ты мне нужна и как я жажду, чтобы мы скорее были вместе.

...Я передал Папе твои приветы и твои пожелания и сказал ему, что ты усердно молилась за него в день его именин. Он был тронут этим, и он всегда говорит мне о тебе что-нибудь приятное, это греет мое сердце – ты не знаешь, как он тебя любит, он, который никогда не говорит о своих чувствах. Это меня безумно радует, милая. Но этой ночью он снова не спал и выглядит так плохо – мне больно видеть его в таком состоянии! Он начинает нервничать из-за своей слабости, но все же не слушает советы докторов. Что в таком случае можно сделать?..

О Алики, Алики моя, я знаю, что твое любящее сердце почувствует и поймет, как кровоточит мое! Я думаю, что я действительно сойду с ума с этими мыслями в голове, которые не оставляют меня ни на мгновение, с желанием видеть его снова здоровым, сильным и веселым и с ужасным желанием, от которого я умираю, приехать к тебе и снова сжать тебя в объятиях. Скоро будет два месяца, как мы расстались, и я не очень представляю, когда мы сможем встретиться. Это тяжело, но единственный способ преодолеть это – это молиться и просить Господа быть к нам милосердным, и да будет Его воля! Он лучше знает, что для нас хорошо, и я думаю, это такое блаженство – полностью отдаться Его воле со всеми своими печалями и радостями, чтобы Он вел нас по правильному пути...

 

...Алики, дорогая, любимая, я только что спросил Папу, захочет ли он, чтобы я ехал с ними в Крым, и он ответил: „Н ет“, так как уверен, что кто-то меня ждет в Дармштадте. Итак! Радость! Меньше, чем через неделю я буду с тобой, моя родная девочка. Сейчас я действительно сойду с ума от счастья; блаженство снова увидеть, быть с тобой рядом, говорить с тобой, целовать тебя, мое милое маленькое Солнышко!

Много нежных поцелуев в твой дорогой лобик, и остаюсь, обожаемое Солнышко, твой вечно любящий, преданный, верный и счастливейший, твой нареченный.

...Я всегда перечитываю твои письма с новым наслаждением, и с какой радостью я слушаю твой милый голос, говорящий со мной. Только ты, только тебя я так глубоко и сильно люблю, о тебе мечтаю многие годы. О, быть любимым таким ангелом – это слишком божественно! Подумать только, ты ведь могла выбрать любого, кто бы тебе понравился, гораздо более достойного тебя, чем я – и душой, и телом. Почему же ты так долго ждешь своего любимого? Моя дорогая невестушка, моя Алики. Может быть, я скоро действительно помешаюсь, потому что я сейчас воспринимаю только одну мысль и только одно слово: „Аликс“. Это для меня все твое имя стало символом всего хорошего, светлого, солнечного, любящего. Как будто внутри меня какой-то код – внутренний голос на все отзывается: „Аликс“. О, как я люблю эти пять букв и как я люблю громко повторять их для себя. Еще четыре дня, а потом! Нет, не верится, что мы встретимся снова. Какая радость и несказанное счастье!

Да благословит тебя Бог, мое драгоценное Солнышко. С нежнейшими поцелуями твой вечно любящий и верно преданный,

Ники

Я люблю тебя, я люблю тебя, это все, что я могу сказать!..

 

В конце сентября 1894 года Николай Александрович послал телеграмму, в которой сообщал Аликс, что из-за болезни отца все-таки должен ехать со своей семьей в Крым. Встреча, таким образом, откладывалась.

 

Сентябрь 1894 года. Из письма Аликс

 

Мой родной, бесценный.

Не могу тебе описать, в каком я состоянии. Я слишком несчастна, чтобы передать это словами. Каким ударом была для меня эта телеграмма, а для всех остальных – холодным душем. Когда я ее прочитала, я могла только смеяться, болтать и играть на пианино, как сумасшедшая, но когда я осталась одна в темноте в своей постели, дала себе волю, и слезы потекли ручьями. Я могу только тихо смеяться... Нет, это слишком тяжело – действительно, никогда ничего нельзя предвкушать в этом мире, так быстро разочаровываешься. Мы были слишком переполнены нашим счастьем, и Господь Бог решил нас испытать... А как ты должен себя чувствовать – о, если бы только пришло твое письмо с объяснениями, а то я так нервничаю в неведении! Может быть, ты не захотел, чтобы Папа отправился в одиночестве... Такое испытание: быть так близко и вдруг ускользнуть от своего маленького Солнышка... Здесь все тоже расстроились, так как с радостью ожидали твоего приезда, – все, вплоть до поваров. Но зачем я говорю это тебе и только расстраиваю тебя, ведь это случилось не по твоей вине. Я уверена, что бы там ни было, ты действовал правильно, только я сейчас не знаю, что думать и на что надеяться, боясь новых разочарований... Молись Богу, дорогой. Он – единственное для нас утешение. Лучший способ перенести наше горе – это утешать другие измученные души. Не думать о себе, а постоянно чем-то заниматься, читать и думать о других – это помогает в подавленном состоянии. Вспомним о нашем Господе Иисусе Христе, о том, как Он страдал, чтобы спасти нас, и тогда наш крест не так тяжело будет нести. „На каждом кресте своя надпись“. Я думаю, что наша – это терпение.

Да благословит тебя Бог, мое родное сокровище. Самые нежные поцелуи.

Аликс

С любовью поцелуй за свою невесту своего дорогого отца. „Выполняй свой долг, это самое лучшее, остальное предоставь Богу“.

 

Царь Александр III, отец Николая Александровича, умер через месяц после того, как было написано это письмо, в окружении своей семьи и Аликс, которая прибыла за несколько дней до этого. Рядом с ними в этот тяжелый день находился святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. На следующий день Аликс была принята в лоно Православной Церкви с наречением имени Александра.

За полгода помолвки Аликс написала Николаю 133 письма, а жених невесте – 127 писем. Бракосочетание восшедшего на престол Николая Александровича и Александры состоялось 27 ноября 1894 года. После свадьбы Александра Феодоровна записала в дневнике мужа:

„Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье – такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе“.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Как зародилась любовь Царя-мученика Николая II и Царицы Александры?

2. Какие чувства они испытывали друг к другу? Как эти чувства проявлялись?

3. Что ты думаешь о письмах и отношениях до брака Николая и Александры?

Высказывания Святых Отцов

 

Брак есть таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз – во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Таинство брака неотложно должны принимать все христиане.

Святитель Феофан Затворник

Таинство венчания

 

Чин, по которому в Церкви благословляется брак, называется венчанием. В первые века христианства такого чина во всей его полноте не было; вступающие в брак просто просили на это благословения у епископа. Со временем этот чин получил свое дальнейшее развитие. Согласно христианским заповедям, молодые люди должны хранить свое целомудрие о брака. В знак этого бракосочетание украшалось особым церковным чином и возложением венцов на голову. Венцы символизировали награду за чистоту жизни жениха и невесты до брака и то, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода. Вначале это были венки из лавра и цветов, затем стали изготавливаться особые металлические брачные венцы, которые и теперь используются в Церкви. Белое одеяние невесты – знак чистоты и невинности.

Во время церковного брака венчающимся преподается особое Божие благословение, особая благодать на создание крепкой семьи и воспитание детей. Венчание – это не просто красивый обряд в красивом месте. Брачные венцы не предназначаются тем, кто не задумывается о венцах Небесных. Кто по-настоящему желает Божьего благословения на свой брак, тому надо серьезно готовиться к нему, хранить непорочно и Православную веру, и целомудрие души и тела.

 

Запомни на всю жизнь   Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена. Святая Царица-мученица  Александра Феодоровна Романова

 

✣ ✣ ✣

Библейские наставления

 

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть (Быт. 2, 22-24).

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Что такое брак гражданский и брак церковный?

2. Почему недопустимо безбрачное сожительство мужчины и женщины?

3. Что происходит во время церковного брака?

4. Почему нужно венчаться?

Тема для размышления

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова. „О браке и семейной жизни“

 

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина – не в самих брачных узах; вина – в людях, которые ими соединены.

Брак – это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

После заключения брака они, двое, должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Вопрос к священнику

Почему, вступая в брак, надо ориентировать себя

на всю жизнь?

Ответ. По двум причинам. Во-первых, потому, что есть евангельское наставление святого апостола Павла: вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим), и мужу не оставлять жены своей (1 Кор. 7, 11).

Во-вторых, если не ориентировать себя на то, что брак – это на всю жизнь, то достаточно быстро даже при незначительных трудностях (а в семейной жизни их всегда достаточно) появится искушение прервать брак, развестись.

Не спеша подумай

 

Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненным. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делает невозможным полную преданность друг другу, ослабляет прочность взаимного союза.

Тема для обсуждения

 

Об этом случае повествуется в житии преподобного Серафима Саровского. Один молодой офицер посетил о. Серафима и просил у него благословения поступить в монахи. Выслушав его, прозорливый старец сказал: „Ты не ходи в монахи, – тебе надо жениться, и невеста твоя здесь. Ступай сейчас же в монастырскую гостиницу, там найдешь мать и дочь: вот эта дочь и есть твоя невеста. А от меня ты им скажи, чтобы они поскорее ко мне пришли“. Офицер не только поверил словам преподобного, но и беспрекословно отправился искать свою невесту. Не найдя в гостинице никакой матери с дочерью, он в раздумье вышел за монастырскую ограду, пошел по дороге и вдруг увидал приближающуюся к обители дорожную карету, в которой сидели две дамы. Они подъехали к монастырской гостинице, и офицер, следовавший за ними, удостоверился, что это мать с дочерью. Твердо веря словам о. Серафима, офицер решил отправиться к прибывшим, передать им поручение святого старца и, кстати, взглянуть на свою будущую невесту.

Дамы были поражены, когда неизвестный им офицер передал, что старец приглашает их к себе, однако немедленно отправились к нему. Отец Серафим приветливо встретил пришедших, благословил их, потом взял и соединил руки дочери и офицера, говоря: „Господь вас благословит“, а обернувшись к матери, сказал: „Это жених твоей дочери“. Все трое были крайне изумлены, но подчинились и поступили согласно указанию прозорливого старца. Это, хотя и отчасти, приоткрывает нам то, что браки заключаются на небесах. И как важно найти предназначенную тебе половину, близкую по духу и по сердцу, с которой можно счастливо прожить всю свою жизнь.

Работа со словарем

Благословение – призывание Божией помощи на задуманное дело; испрашивание благодати.

О верности

 

Одним из обязательных условий счастливой семейной жизни является взаимная верность супругов. Грех измены, на церковном языке – прелюбодеяние, настолько велик, что являлся единственной допустимой причиной для развода. Измена ранит человека в самое сердце; она выбивает, если сказать образно, опору из-под ног. Измена – это предательство любви, а ведь Бог есть любовь, значит, предается Бог, освятивший брачные узы; нарушается обет верности, данный при венчании. Предается все самое святое, а потому для христианина неприемлема даже мысль об измене. Верность – добродетель, необходимая и мужу, и жене. Верность – величайшая добродетель в самом широком смысле. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Тема для обсуждения

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна

Романова. „О верности“

 

Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и безалаберность жен разрушили счастье многих семейных пар.

Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она – не груз на его ногах. Она – сила в его сердце, которая помогает ему делаться все лучше.

Верная жена делает жизнь своего мужа благороднее, значительнее, обращая его могуществом своей любви к возвышенным целям. Когда, доверчивая и любящая, она припадает к нему, она пробуждает в нем самые благородные и богатые черты его натуры. Она поощряет в нем мужество и ответственность. Она делает его жизнь прекрасной, смягчает резкие и грубые его привычки, если такие были. Ее муж во всех сферах своей жизни чувствует, как помогает ему ее любовь. Хорошая жена – хранительница семейного очага.

Не все жены являются благословением для своих мужей... Они не протягивают руку помощи. Они нежатся на диванах, прогуливаются по улицам, грезят над сентиментальными романами и сплетничают в гостиных. Они абсолютно бесполезны и, будучи таковыми, становятся обузой для самой нежной любви. Вместо того чтобы сделать жизнь мужа сильнее, богаче, счастливее, они только мешают его успехам. Результат для них самих тоже оказывается плачевным.

 

Задание

Прочти полностью житие святой блаженной Ксении Петербургской. Как она помогала и помогает людям? Приведи примеры.

Таинство любви.

Святая Царица-мученица

Евангельское наставление

 

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела...

Мужья, любите своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

(Ефес. 5, 2233)

 Вопрос к священнику

Кому следует быть лидером в семье?

Ответ. В семье у каждого есть свое природное предназначение. Естественный, данный Богом порядок таков, что мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы: где и как жить, трудиться, молиться и т.д. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.147 с.)