Цель: - формирование целостного представления о водоёмах, их значении в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: - формирование целостного представления о водоёмах, их значении в жизни человека



Задачи:

I. Образовательные (предметные результаты):

· Сформировать представления о водоёмах края.

· Познакомить с естественными и искусственными водоёмами.

· Закрепить знания о значении водоёмов.

· Расширить знания о причинах загрязнения и охране водоёмов.

II. Развивающие:

· Развивать навыки работы с картой.

· Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи при изучении причин загрязнения воды.

· Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

· Развивать умение рассуждать, анализировать, выделять главное и обобщать.

III. Воспитательные:

· Воспитывать любовь к родному краю.

· Воспитывать бережное отношение к воде.

· Привить навыки работы в группе.

Тип урока:

Методы:

Предварительная работа с детьми (если проводилась): дать задание подготовить сообщение о водоемах нашего края: об озере Зюраткуль, Тургояк, о реке Ай, Большая Сатка и Юрюзань.

Оборудование урока: доска, ПК, проектор, презентация к уроку, учебник «Мир вокруг нас» (авт.А.А.Плешаков), тетрадь «Мир вокруг нас» (авт.А.А.Плешаков), физическая карта Челябинской области, физическая карта России, глобус, карточки с ребусами.

Этапы урока, время в мин. Методы и приемы обучения Деятельность учащихся
I. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку. – По какому разделу мы сейчас работаем? – В какой области мы с вами живем, а в каком районе? (слайд 1 – заставка)   Родной край – часть большой страны. Челябинская область, Саткинский район
II. Сообщение темы и задач урока Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. Чтобы тему урока нам узнать, нужно загадку разгадать: Я и тучка, и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу. (слайд 1) Правильно, тема нашего урока – Водоемы нашего края.   Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! (слайд 3)   Как вы думайте, что мы будем делать сегодня на уроке? Мы должны сегодня: · Узнать, какие есть виды водоёмов. · Познакомиться с водоёмами Челябинской области. · Развить навыки работы с картой. · Стать сознательными гражданами в вопросе экологии. (слайд 4)   Хором отвечают на загадку. Вода   Изучать воду, водоёмы.

III

Актуализация знаний

Изучение нового материала

– Каким цветом обозначена вода на карте? Синим  
-Давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.
– Одинакова ли вода на вкус? Нет, бывает пресная и соленая.
– В каких водоёмах она солёная? Какая вода в водоемах нашего края? Солёная в морях и океанах, есть солёные озёра. У нас водоёмы пресные.
- А какие водоемы вы знаете? Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.  
– Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. На какие 2 группы разделена таблица на слайде? Естественные и искусственные.
- Что такое естественные водоёмы? Искусственные? Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
– Начнём заполнять примеры в схему с самого маленького естественного водоёма. Наводящие вопросы: – Так какой водоём самый маленький? – Что образуют ручейки? – Куда впадают чаще всего реки? Ручей, река, озеро, море, океан.
–Теперь заполним примеры искусственных водоёмов. Первым мы запишем в таблицу канал. Следующий водоём водохранилище. Это сооружение строят на реках, на которых стоят гидроэлектростанции. – Третий искусственный водоём – это пруд. Рассматривают иллюстрации на слайдах.
Проверим правильность заполнения:  
 

Водоемы

Естественные

Искусственные

ручей

канал

река

пруд

озеро

водохранилище

море

 

океан

 
     

Слайд 5

Проверяют и приходят к мнению, что водоёмы бывают разных видов.  

IV. Первичное закрепление изученного материала

– Что нового вы узнали о водоёмах?   Дети рассказывают.
– Сейчас поработаем с картой нашего края. – Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте. – Если подняться высоко-высоко в небо и оттуда посмотреть на Челябинскую область, то вот что увидишь: вся Челябинская область покрыта причудливым голубым узором из многочисленных рек и озёр. В Челябинской области: 3178 озер, крупнейшие из которых: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш. А также в нашей области 3602 реки, Наиболее крупные реки: Миасс, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка. (Слайды) Ребята, на дом я задавала некоторым ученикам приготовить сообщение о водоемах нашего края: об озере Зюраткуль, Тургояк, о реке Ай, Большая Сатка и Юрюзань. Пожалуйста, выходите, мы вас послушаем и оценим. Работа с картой.   Ученики выходят к доске и рассказывают свое сообщение

V.Объяснение нового материала.

В нашем крае много рек. Вывешивается плакат «Схема реки». - Давайте рассмотрим схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? Исток.
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? Устье.
- Что еще имеет река? Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки бывают левыми и правыми. (Слайд 19)
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с.154 вашего учебника. Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки выслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.
  Обобщим знания о воде: Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки (рис. 2).   В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч. Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное. В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье. Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод. Слушают объяснение учителя.    

V 1.

Физкультминутка(по теме урока)

Мы немного отдохнём И разминку проведём. Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже Солнце жжёт. Побежали скорее в реку. Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ.  
– О какой роли водоёма была наша физкультминутка? Что мы делали? Мы отдыхали, значит водоём – место отдыха людей.
– А еще что вы знаете о значении водоемов? Зачем нужны водоемы? · Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, для хозяйственных нужд. · Водоемы – это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для полива растений. ·  По воде перевозят грузы. · Воду используют заводы и фабрики.
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!  
-А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Ответы детей из практики.
Прочитайте об этом в учебнике на с.155, 5-й абзац и на с.156. Прочитав, статью сформулируйте правила поведения у водоёмов. Работа по вариантам: 1 вариант – Значение водоемов. 2 вариант – Правила бережного отношения Правила запишите на листочке.  
Проверка. Читаем по цепочке. Правила не повторяем.   Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
1 вариант - Водоемы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?        Значение водоемов 1. Водоем – это место отдыха людей. 2.Водоем – это дом для растений и животных. 3. Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи 4. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. 5. По воде перевозят грузы. 6. Воду для работы берут заводы и фабрики.
Какие правила поведения у водоемов предлагает нам соблюдать 2 группа Правила поведения у водоемов 1.Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
Какие опасности может таить водоем?    Можно утонуть, поранить ногу осколками стекла из мусора, нельзя ходить по тонкому льду.
 Мы знаем что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого. - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. -Но люди много вреда причиняют водоемам и их обитателям. Работа в рабочей тетради с. 49-51  
VII. Закрепление изученного материала Разгадайте ребусы. Как все это назвать одним словом?     - Давайте поиграем в «Слова». Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово окажется последним.   Это водоемы.  
VIII. Подведение итогов урока - Что нового вы узнали на уроке? - Что было особенно интересно? - Что расскажите дома?   Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами … Ты самое большое богатство на свете ”, - Антуан де Сент-Экзюпери. Ответы на вопросы.
IX. Домаш нее задание Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с.154-158) Выполнить задания №2, 3 (с.157) Творческое задание. Схематически изобразить правила поведения у водоемов. Записывают в дневник.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.012 с.)