ТОП 10:

Наша речь. Её значение в жизни людей.



 Целевая установка: познакомить с учебником, рабочей тетрадью; учить   понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека;  ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо ; оценивать результаты деятельности на уроке.

                  План урока

1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом - учебником «Русский язык» ( обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение, упражнения и задания к ним и др))

2. Чтение и обсуждение Обращения авторов к первоклассникам ( стр.3)

3. Знакомство со шмуцтитулом ( страничкой в учебнике, открывающей первый раздел курса русского языка.) и его назначением в учебнике.  Определение целевой установки изучения раздела «Что узнаем, чему научимся»

 4. Чтение названий темы «Наша речь» и учебной познавательной задачи  «Для чего нужна речь?» (учебник, стр. 6) , уточнение их понимания. 

5. Конкретизация задачи урока урока..  Воспроизведение представлений детей о речи, полученных в период обучения грамоте.

· Определение значения слова речь ( одно из значений этого слова - способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом).

· Обсуждение ответов на вопросы:  Из чего состоит наша речь?( Из слов) А может ли быть речь без слов?

· Обмен мнениями детей при ответе на вопрос: о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? Почему? ( Рассматривание иллюстрации к упр.1)  

6. Чтение предложения Л. Успенского (учебник, упр. 1). Определение его главной мысли: только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать. Соотнесение высказывания и рисунка ( учебник, упр. 1).

7. Знакомство с видами речевой деятельности человека (учебник, упр.2) с опорой на схему и рисунки (учебник, стр. 5).

· Чтение названия схемы и записей в ней. Обсуждение, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя и  в каких случаях жизни человека осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо? речь про себя?

· Рассматривание и обсуждение рисунков. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности.

· Чтение сведений о речи: слушание, говорение, чтение и письмо – это наша речь

Вывод: речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.

8. Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 1). Ответ на вопрос: какими еще рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?

7. Итог урока:

· Когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

· Какими видами речи мы пользуемся на уроке? Что можно отнести к говорению? слушанию? чтению? письму?

· Что же такое наша речь? Ответить определением-определением из учебника.

 

 Урок 2. Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.

           

Целевая установка:  дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения ; учить практически различать речь устную и речь письменную; формировать чувство уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов; ввести в активный словарь детей слова-термины «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык , учить оценивать результаты деятельности на уроке

                             План урока

1.Воспроизведение названия темы «Наша речь»; обсуждение ,что мы относим к нашей речи ( слушание, говорение, чтение, письмо).

2.Чтение первой учебной познавательной задачи: Какой бывает речь? ( учебник, стр. 7) Уточнение её понимания.

3. Работа с текстом: Чтение текста (учебник, упр. 3), осмысление его содержания. Обсуждение ответов на вопросы: что нового вы узнали из текста? что такое устная речь? письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия: устная, письменная?

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4).

· Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос: как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: «Катится Колобок по дороге, а навстречу ему...»

· Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.

· Ответы на вопросы: к какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?

· Разыгрывание сценки встречи Колобка и Зайца из сказки «Колобок» .

 5. Чтение второй учебной познавательной задачи: Что такой родной язык? ( учебник, стр. 8) Выяснение понимания значений слова язык, словосочетаний русский язык,  родной язык.  

6.Рассматривание рисунков и предложений, написанных на разных языках (учебник, упр. 5). Ответы на вопросы: какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему? Чтение текста под рубрикой «Обрати внимание...» и подведение детей к выводу: прочитать и понять написанное можно тогда, когда владеешь родным (или неродным) языком.

( Учитель обращает внимание на то, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам , говорящих на своём родном языке. На этом этапе урока возможно прослушивание какого-либо текста на русском и иностранном языках. Ответы на вопросы: какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали? А на каком языке звучала другая речь? Поняли ли вы ее? Почему?)

7.Чтение сведений о языке Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации. Выяснение понимания слов (государственный, Российская Федерация)

8.Списывание предложения, написанного на русском языке. ( Учитель обращает внимание на памятку в учебнике №1 на стр. 134 «Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст»). Оценка правильности написанного предложения.

6. Работа со словами с непроверяемыми написаниями: русский язык (Обращается внимание на знак, по которому можно определить словарное слово, рисунок). Выяснение значений многозначного слова язык, русский язык; их записьс выделением трудных для написания мест в слове (орфограмм). Слово язык ученики находят в орфографическом словаре, к которому всегда можно обратиться за помощью, если забудешь написание этого слова.

7.Самостоятельная работа: вписать в предложение пропущенное слово: упр.2 ( рабочая тетрадь)

8.Итог урока: выполнение задания из учебника «Проверь себя» или обсуждение вопросов, данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь»

9. Домашнее задание: Подготовиться дома к разыгрыванию сценок из сказки «Колобок» по рисункам упр. 3 ( рабочая тетрадь, стр.5).

 

              ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ  (3ч.)







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.009 с.)