Чтение текста про себя – 7-8 минут. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение текста про себя – 7-8 минут.



 

Обозна-чение в работе      КЭС Тип задания Уровень МАХ балл время
1 умение определять основную тему текста ВО Б 1 2 мин.
2 умение определять главную мысль и цель создания текста ВО Б 1 2 мин.
3 умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию ВО Б 1 2 мин.
4 умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию ВО Б 1 2 мин.
5 умение на основе прочитанного делать несложный вывод ВО Б 1 2 мин.
6 умение на основе прочитанного делать несложный вывод ВО Б 1 2 мин.
7 умение определять тип книги, из которой взят текст ВО Б 1 2 мин.
В1 умение восстановить последовательность пунктов плана к тексту КО Б 1 4 мин.
В2 умение объяснять значение встретившихся в тексте слов КО П 2 4 мин.
В3 умение находить в тексте языковые средства художественной выразительности и понимать их назначение КО П 1 4 мин.
С1 умение определять основные качества героя, проявленные на протяжении повествования, и приводить примеры, подтверждающие эти проявления.   РО П 2 4 мин.
С2 умение сформулировать личное мнение и аргументировать его РО П 2 5 мин.

 

 

Прочитай текст и выполни задания к нему:

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда - был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был по­хож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным,— щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добав­ляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно по­сапывая раздутыми ноздрями.

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников — настоящий. Его принесли с собой на­ши автоматчики. Они вошли в хату ночью. В теплой хате от солдат пахло табачным дымом, ременной кожей и ароматным свежим житником, кото­рый они выкладывали на стол.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его за­метил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и мол­ча глотал слюну.

— Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голод­ного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусы­вал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покой­ная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.

...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огоро­де полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал тра­винку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

— Скоро наш хлеб зацветет,— говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, ко­торая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым мако­вым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной.

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях ис­пекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были паху­чие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От кор­жей шел жар, и они светились, как два маленьких посолен­ных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вды­хал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он еще сдер­живался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

— Отведай, внучок, моего коржа.

Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипыва­ла язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкус­ного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житни­ка, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке маль­чика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало... Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

— Отнеси этот корж деду,— сказала бабушка.

— Давай отнесу,— упавшим голосом сказал Коля.

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он при­ходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчен­ную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щети­ной, словно из подбородка и щек торчало множество же­лезных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, что­бы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зве­рек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо маль­чишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спря­тан у Коли за пазухой.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Ко­ля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.

— Хороший корж,— сказал дед.

— Хороший,— тут же согласился Коля.

— Без немцев и земля лучше родит! — Дед опустил ру­ку с коржом.— Как там бабка-то? Ползает?

— Ползает,— вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: — Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

— Зачем медаль? — сказал он.— Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он спе­циально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокой­но жевать его, макая в липкий гречишный мед.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простир­нет! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

— Дед велел простирнуть!

— Как он там, не болеет? — насторожилась бабушка.

— Чего ему болеть-то? — сказал Коля. — Пасет себе пчел.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку де­душкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завя­занная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослуш­ными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ни­чего не сказала. Положила нежданный гостинец перед вну­ком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он про­глотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Зна­чит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед… И он воевал с фашис­тами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошел прочь... Но через неко­торое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в де­душкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

 

  1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как голодно было в нашей стране и Колиной семье в военные годы.

2) как выглядит цветок хлеба.

3) как вкусен свежий хлеб.

4) как Коля хотел съесть второй корж, но смог отказаться от гостинца.

  1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) нет на свете ничего вкуснее хлеба.

2) совесть может быть сильнее голода.

3) хлеб нужно прятать от посторонних глаз.

4) взрослые должны делиться с детьми.

  1. Теперь ты знаешь, что

1) Коля был похож на большого сытого щенка.

2) бабушка завернула корж в чистую тряпицу.

3) Коля едва сдержался, чтобы не попросить у деда кусочек коржа.

4) когда собрали урожай, бабушка напекла много вкусных коржей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.014 с.)